Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДОРОЖНЫХ РАБОЧИХ
ТОИ Р-66-25-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Дорожные
рабочие при производстве работ согласно имеющейся квалификации обязаны
выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой инструкции по охране
труда для работников строительства, промышленности строительных материалов и
жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой инструкции, разработанной
с учетом строительных норм и правил Российской Федерации, а также требования
инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации применяемого оборудования и
технологической оснастки.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы дорожные рабочие обязаны:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ и пройти
инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду, сигнальный жилет, спецобувь и каску
установленного образца;
в) получить задание
на выполнение работ у бригадира или руководителя работ.
2. После получения
задания дорожные рабочие обязаны:
а) подготовить
ограждения, дорожные знаки, сигнальные фонари и устройства безопасности и
проверить их исправность;
б) подобрать
инструмент, оснастку и средства защиты, проверив их на соответствие требованиям
безопасности;
в) проверить
рабочее место и подходы к нему на соответствие требованиям безопасности.
3. Дорожные рабочие
не должны приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований
безопасности:
а) неисправностях технологической оснастки, оборудования,
средств защиты работающих или инструмента, указанных в инструкциях заводов -
изготовителей по их эксплуатации, при которых не допускается их применение;
б) несвоевременном проведении очередных испытаний (технического осмотра)
оборудования, технологической оснастки и инструмента;
в) недостаточной
освещенности рабочих мест и подходов к ним;
г) отсутствии ограждений и знаков безопасности.
Обнаруженные
нарушения требований безопасности должны быть устранены собственными силами, а
при невозможности сделать это дорожные рабочие обязаны сообщить о них бригадиру
или руководителю работ.
Требования
безопасности во время работы
4. Во время работы
дорожные рабочие обязаны:
а) ограждать
рабочее место штакетным барьером или щитами при
изменении его местоположения и обозначать соответствующими дорожными знаками с
сигнальным освещением: запрещающими - "Въезд запрещен",
"Ограничение скорости", предупреждающими - "Дорожные
работы". Включать сигнальное освещение в темное время суток;
б) включать
светильники для освещения рабочих мест в темное время суток. Светильники должны
быть расположены таким образом, чтобы исключалось слепящее действие светового
потока.
5. При размещении
строительных материалов в местах выполнения работ дорожные рабочие обязаны
выполнять следующие требования:
а) размещать
материалы на обочине или обрезе дороги, прилегающих к ремонтируемой или
строящейся ее части;
б) при
складировании материалов на обочине дороги на расстоянии 5 - 10 м против хода
движения транспорта установить барьер с предупреждающим знаком, освещаемым в
темное время суток;
в) размещать
материалы на обрезе дороги, проходящей по насыпи, допускается не ближе 1 м от
бровки насыпи;
г) сыпучие
материалы (песок, щебень, гравий) размещать в компактных объемах с крутизной
откосов, соответствующей углу естественного откоса;
д) бортовые и
бордюрные камни, укрепительную плитку, лотки и брусчатку следует складировать в
штабели высотой не более 1,2 м.
6. На территории,
где ведутся работы, дорожные рабочие обязаны выполнять следующие требования:
а) переходить
дорогу только в установленных для этого местах;
б) не выходить за
установленные ограждения рабочей зоны, на открытую полосу движения транспорта;
в) не приближаться
к двигающимся автомобилям, каткам, скреперам, бульдозерам, погрузчикам, кранам,
укладчикам и другим механизмам ближе чем на 5 м;
г) во время работы
находиться вне опасной зоны работы подъемного крана или экскаватора (радиус
вылета стрелы плюс 5 м).
7. При выполнении
работ в зоне трамвайных путей с полным или частичным закрытием движения
трамваев следует выполнять следующие требования:
а) размещать
инструмент, технологическую оснастку или материалы, образующиеся при разборе
существующего дорожного покрытия или вновь доставляемые, следует вдоль путей не
ближе 1 м от головки рельса. Размещение инструмента, материалов или
технологической оснастки между путями, а также на проезжей части дороги, где
происходит движение транспорта, не допускается;
б) находиться при
укладке дорожного камня в штабели с одной стороны штабеля;
в) следить, чтобы
при разборке отдельных участков дорожного покрытия из штучных камней с
применением ломов расстояние между рабочими было не менее 1,5 м;
г) при укладке
штучных камней на проезжей части следует:
укладывать камни,
находясь лицом навстречу движения трамвая, а при его приближении - сойти с
полотна пути на правую сторону по ходу движения трамвая;
ограничивать
количество камней, предназначенных для укладки в проектное положение, при их
размещении между путями. Не допускать возвышение этих камней над головкой
рельса более чем на 5 см;
не допускать
размещения камней, инструмента и других материалов на проезжей части улицы, где
происходит движение транспорта.
8. При вырубке
дефектных мест в дорожном покрытии с применением пневматического инструмента и
инструмента с электроприводом дорожные рабочие обязаны выполнять следующие
требования:
а) подключать шланги
к магистралям сжатого воздуха через вентили, установленные на
воздухораспределительных коробках или отводах от магистрали. Подключать шланги
в магистраль без вентилей не допускается. Подключать или отсоединять шланги
следует только после выключения подачи воздуха посредством вентиля;
б) следить за тем,
чтобы в зоне разлетающихся осколков не находились другие рабочие.
9. При приемке
материалов (песка, щебня, гравия и т.п.), доставляемых автосамосвалами для
устройства дорожного покрытия, дорожные рабочие обязаны:
а) находиться во
время подъезда автосамосвала на обочине дороги в поле зрения водителя;
б) подходить к
автосамосвалу для его разгрузки только после его остановки и поднятия кузова;
в) очищать кузов
автосамосвала от остатков доставленного материала следует скребками или лопатой
с удлиненной рукояткой в положении стоя на земле.
10. При устройстве
и профилировании дорожного основания из песка, пескоцемента,
гравия, щебня и других материалов с последующим их уплотнением катками следует:
находиться при
укладке материалов с применением машин за пределами опасной зоны, возникающей в
местах работы машины; визирование, отсыпку или снятие лишнего объема материалов
(песка, щебня и др.) выполнять только на участках, где закончена работа
машинами или во время перерывов в их работе.
11. При укладке
бортовых или бордюрных камней вручную дорожные рабочие обязаны:
переносить камни
вдвоем или вчетвером с применением предназначенных для этого клещей;
устанавливать камни
в проектное положение с применением трамбовки только через деревянную
прокладку.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
12. Дорожные работы
вблизи проезжей части автодорог, железнодорожных путей или на междупутье
разрешается производить только при выполнении мероприятий, предусмотренных
специальным инструктажем, проводимым при выдаче наряда - допуска на работы
повышенной опасности.
13. Работа должна
быть приостановлена:
а) при грозе,
дожде, а также тумане и снегопаде, ухудшающих видимость в пределах фронта
работ;
б) при нарушении
целостности или смещении ограждений, знаков безопасности, а также при дорожно - транспортных происшествиях в зоне работы.
Требования
безопасности по окончании работы
14. По окончании
работы дорожные рабочие обязаны:
а) механизированный
инструмент, применяемый во время работы, отключить от электросети или
магистрали сжатого воздуха;
б) инструмент и
технологическую оснастку, применяемые во время работы, перенести в места,
отведенные для их хранения;
в) навести порядок
на рабочем месте;
г) сообщить
бригадиру или руководителю работ обо всех неполадках, возникших во время
работы.