Утверждена
Постановлением
Минстроя России
от 13 марта 1995 г.
N 18-22
Согласована
Постановлением
Президиума
ЦК профсоюза
работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 15 декабря 1994
г. N 19-70
Дата введения 1
июля 1995 года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ АВТОГРЕЙДЕРОВ
ТОИ Р-66-30-95
Разработана АОЗТ
ЦНИИОМТП (В.Н. Пивовар, В.Ф. Новиков, Н.Д. Левинсон) при участии АК
"Электромонтаж" (В.Н. Мелкозеров, В.И.
Кабанов, В.А. Бычков), РАО ЕЭС России (В.В. Подойма)
и других организаций, акционерных обществ, концернов, корпораций и объединений.
Взамен ранее
действующих типовых инструкций, утвержденных союзными министерствами и
ведомствами.
Типовая инструкция
разработана с учетом Основ законодательства Российской Федерации об охране
труда и действующих нормативных документов по охране труда.
Предназначена для организаций строительства, предприятий промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства.
Подготовлена
к утверждению Главэкономикой Минстроя России (канд. техн. наук В.А. Алексеев, инж. В.К. Ягодин).
Утверждена Постановлением Минстроя России от 13 марта 1995 г. N 18-22.
Машинисты
автогрейдеров (далее - машинисты) при производстве работ согласно имеющейся
квалификации обязаны выполнять требования безопасности, изложенные в Типовой
инструкции по охране труда для работников строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил дорожного движения Российской Федерации, а также требования
инструкций заводов - изготовителей по эксплуатации автогрейдеров.
Требования
безопасности перед началом работы
1. Перед началом
работы машинист обязан:
а) предъявить
руководителю удостоверение о проверке знаний безопасных методов работ, получить
задание и пройти инструктаж на рабочем месте по специфике выполняемых работ;
б) надеть
спецодежду и спецобувь установленного образца.
2. После получения
задания машинист обязан:
а) осмотреть с
руководителем работ место расположения подземных сооружений и коммуникаций,
которые должны быть обозначены флажками или вешками, проверить наличие
ограждений и обозначений опасных зон знаками безопасности, а также убедиться в
отсутствии помех от других машин и механизмов;
б) уточнить
последовательность выполнения работы и меры по обеспечению безопасности;
в) произвести
ежесменное техническое обслуживание согласно инструкции по эксплуатации
автогрейдера;
г) осмотреть
двигатель и узлы машины, проверить их исправность и состояние смазки трущихся
частей. Проверить наличие и достаточность горючего в топливном баке, воды - в
системе охлаждения, масла - в картере двигателя. Проверить исправность
гидросистемы, систем сигнализации и электроосвещения, наличие и исправность
инструментов и средств пожаротушения;
д) предупредить о
запуске двигателя работников, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее
работы, и убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном
положении;
е) произвести
запуск двигателя, проверить на холостом ходу работу всех механизмов и на малом
ходу - работу тормозов.
3. Машинист не
должен приступать к работе при следующих нарушениях требований безопасности:
а) неисправностях
или дефектах, указанных в инструкции завода - изготовителя автогрейдера, при которых не допускается его эксплуатация;
б) обнаружении подземных коммуникаций, не указанных
руководителем работ;
в) уклоне
местности, превышающем указанный в паспорте завода -
изготовителя;
г) наличии деревьев, пней или крупных камней.
Обнаруженные нарушения
требований безопасности следует устранить собственными силами, а при
невозможности сделать это машинист обязан сообщить о них руководителю работ и
лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией автогрейдера.
Требования
безопасности во время работы
4. Перед началом
маневрирования во время работы автогрейдера машинист обязан убедиться в
отсутствии людей в зоне действия автогрейдера и подать звуковой сигнал. На
крутых поворотах скорость перемещения автогрейдера должна быть минимальной.
5. Во время подъема
плужной балки автогрейдера машинист обязан контролировать процесс подъема и
выключить механизм подъема при достижении плужной балкой предельного положения.
6. При рыхлении
грунта взрывным способом на время выполнения взрывных работ машинист обязан
отогнать автогрейдер от места взрывных работ на расстояние, указанное
руководителем взрывных работ, но не менее чем на 50 м.
7. При выполнении
работ автогрейдером с гидравлической системой управления машинист обязан
следить за исправностью предохранительного клапана и соединениями гибких
шлангов. Шланги, имеющие вздутие или течь масла в соединениях, следует
заменить. Ремонт шлангов высокого давления не допускается. При эксплуатации
шлангов не допускаются их скручивание, зажатие, перегибы.
8. Машинист обязан
контролировать исправность манометров в системе гидропривода. Манометры должны
быть исправны и опломбированы.
9. Во время работы
машинисту автогрейдера запрещается:
а) открывать кран
слива воды из радиатора при работающем двигателе, а также сразу после его
выключения;
б) заливать
жидкость в радиатор, если двигатель перегрет;
в) заправлять
автогрейдер горючим при работающем двигателе;
г) оставлять
автогрейдер с работающим двигателем, а также передавать управление
автогрейдером лицу, не имеющему удостоверения на право управления им;
д) перевозить на
площадках или в кабине автогрейдера посторонних лиц, а также
легковоспламеняющиеся материалы.
10. Устранять
неисправности, осматривать отдельные узлы автогрейдера, а также осуществлять их
смазку или регулирование следует только при остановленном двигателе, включенном
тормозе и установленном в нейтральное положение рычаге переключения передач.
11. При перегреве
двигателя машинист обязан с осторожностью открывать крышку заливной горловины
радиатора, не наклоняясь над ней, находясь с подветренной стороны и следя за
тем, чтобы горячий пар не обжег лицо и руки.
12. При перемещении
автогрейдера своим ходом по дорогам общего пользования машинист обязан
выполнять требования Правил дорожного движения Российской Федерации.
13. При движении
автогрейдера на уклоне во избежание сползания или опрокидывания не следует
допускать резких поворотов автогрейдера. При движении автогрейдера под уклон не
следует выключать первую передачу, а при движении на подъем - переключать
передачи.
14. При планировке
или отсыпке грунта расстояние от крайнего колеса до бровки насыпи должно быть
не менее 1 м.
15. Техническое
обслуживание автогрейдера следует осуществлять только после остановки двигателя
и снятия давления в гидравлической и пневматической системах,
кроме тех случаев, которые предусмотрены инструкцией завода - изготовителя.
Сборочные единицы
автогрейдера, которые могут перемещаться под действием собственной массы, при
техническом обслуживании следует заблокировать или отпустить на опору в целях
исключения произвольного их перемещения.
16. В процессе
эксплуатации автогрейдера машинист обязан:
а) содержать
механизмы и оборудование автогрейдера в чистоте и исправном состоянии;
б) своевременно
смазывать трущиеся детали автогрейдера в соответствии с указаниями инструкции
завода - изготовителя;
в) хранить
смазочные и обтирочные материалы в закрытой металлической таре; удалять с
автогрейдера использованный обтирочный материал;
г) следить, чтобы
на автогрейдере не было каких-либо незакрепленных предметов;
д) знать сроки и
результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических осмотров
автогрейдера и его отдельных механизмов и узлов по записи в журнале
периодических осмотров.
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
17. При
возникновении неисправностей (поломок) отдельных узлов автогрейдера машинист
обязан остановить работу автогрейдера до устранения этих неисправностей. Если
устранить неисправности собственными силами не представляется возможным, то
машинист обязан поставить об этом в известность руководителя работ и
ответственного за техническое состояние автогрейдера.
18. При сползании
автогрейдера под откос или потере устойчивости вследствие попадания колеса в
выемку в грунте машинисту следует опустить нож до упора в грунт, покинуть
машину и вытащить ее на ровное место на буксире.
19. При возгорании
горюче - смазочных или других материалов машинист обязан немедленно затушить
очаги пожара огнетушителем или другими подручными средствами: песком, землей
или брезентом.
Запрещается
заливать водой горящее топливо.
При невозможности
затушить очаги пожара собственными силами машинист обязан вызвать пожарную
охрану и поставить в известность руководителя работ.
Требования
безопасности по окончании работы
20. По окончании
работы машинист обязан:
а) поставить
автогрейдер на место, отведенное для его стоянки;
б) выключить
двигатель и перекрыть подачу топлива. В зимнее время слить воду из системы
охлаждения двигателя;
в) затормозить
автогрейдер и поставить рычаги управления в нейтральное положение;
г) снять спецодежду
и убрать ее для хранения в отведенное для этого место;
д) сообщить
руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за техническим состоянием
автогрейдера, о всех неполадках, возникших во время
работы, и сделать запись в вахтенном журнале.