Поиск по базе документов:

 

ОТРАСЛЕВОЕ (ТАРИФНОЕ) СОГЛАШЕНИЕ

от 31 марта 1995 года

 

МЕЖДУ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 1995 - 1996 ГОДЫ

 

Глава I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Отраслевое (тарифное) соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", Кодексом законов о труде Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года), Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. N 647 "Об утверждении Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых тарифных соглашений" и другими законодательными и нормативными актами с целью обеспечения эффективной работы предприятий, организаций и учреждений агропромышленного комплекса (в дальнейшем - предприятий), защиты прав и решения социально - экономических проблем работников отрасли, регулируемых на отраслевом уровне отношения сторон в области организации, условий оплаты труда, обеспечения занятости, социальных гарантий.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

Министерство труда Российской Федерации.

1.3. Нормы Соглашения являются обязательными для предприятий, организаций и учреждений, находящихся в ведении Минсельхозпрода России, и в отношении иных предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности, делегировавших полномочия министерству на заключение данного Соглашения, кроме случаев, специально оговоренных настоящим Соглашением.

1.4. Соглашение служит основой для заключения Соглашений на территориальном уровне и коллективных договоров на предприятиях, организациях и учреждениях отрасли.

Соглашение не ограничивает права трудовых коллективов, работодателей, руководителей агропромышленного комплекса республик, краев и областей, автономных образований в расширении социальных гарантий и льгот работникам за счет собственных средств.

1.5. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы членов профсоюза предприятий, организаций и учреждений представляют и защищают профкомы, а специальных Соглашений на территориальном уровне - региональные комитеты профсоюза работников агропромышленного комплекса.

1.6. Стороны, заключившие Соглашение, строят свои взаимоотношения в духе партнерства, конструктивного и делового сотрудничества.

1.7. Соглашение вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует по 31 декабря 1996 года.

В течение срока действия Соглашения в него по взаимной договоренности сторон могут вноситься изменения и дополнения, улучшающие социально-экономическое положение работников отрасли.

1.8. В период действия настоящего Соглашения Стороны обязуются строго соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего порядок разрешения трудовых споров.

1.9. Ни одна из Сторон настоящего Соглашения не может в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации или ликвидации одной из Сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.

 

Глава II. Постановочные вопросы

 

2.1. Минсельхозпроду России с участием ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса (в пределах их компетенции) подготовить и внести предложения в Правительство Российской Федерации:

- о переходе к единому земельному налогу для сельских производителей с отменой всех других налогов;

- о своевременной выплате предприятиям сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете, в размере утвержденного лимита;

- о государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих страхование продукции с компенсацией за счет бюджетных средств 50 процентов страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур;

- о неотложных мерах по стабилизации производства продукции животноводства, повышению размеров дотаций на племенную продукцию до уровня, обеспечивающего минимальную рентабельность;

- о выдаче сельскохозяйственным предприятиям льготных кредитов на погашение образующейся по объективным причинам задолженности по заработной плате;

- о ежегодном выделении льготных бюджетных беспроцентных возвратных ссуд сельхозпроизводителям для подготовки и проведения полевых работ, а также предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности в сезон переработки сельскохозяйственного сырья;

- об отмене штрафных санкций с предприятий агропромышленного комплекса за несвоевременное перечисление ими денежных средств из фонда оплаты труда в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, в случаях невыплаты заработной платы работникам по причине задолженности покупателей сельскохозяйственной продукции;

- о льготном налогообложении для предприятий, создающих новые рабочие места.

2.2. Минсельхозпрод России добивается:

- обеспечения своевременной выплаты предприятиям сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности средств в размере утвержденного в федеральном бюджете лимита;

- обеспечения своевременной оплаты продукции, поставляемой для государственных нужд, а также паритетных условий ценообразования для аграрного сектора экономики, эквивалентности в товарообмене между сельским хозяйством и промышленностью.

2.3. Минсельхозпрод России оказывает помощь субъектам Российской Федерации в разработке региональных программ развития аграрной реформы.

 

Глава III. Занятость и подготовка кадров

 

Минсельхозпрод России и работодатели совместно с профорганами принимают меры по предотвращению массовых увольнений, смягчению последствий спада производства и банкротства предприятий, социальной защите увольняемых работников и созданию новых рабочих мест.

3.1. Минсельхозпрод России:

- принимает участие в разработке программ занятости в субъектах Российской Федерации, консультирует местные органы управления агропромышленным комплексом по вопросам прогнозирования занятости, высвобождения и рационального использования работников отрасли;

- оказывает методическую помощь неплатежеспособным предприятиям, содействует принятию мер, обеспечивающих санацию несостоятельных предприятий с максимально возможным сохранением рабочих мест;

- обеспечивает организацию и финансирование мероприятий по подготовке и переподготовке кадров для агропромышленного комплекса в подведомственной системе высшего, среднего специального и дополнительного образования.

3.2. Работодатель:

- обеспечивает выполнение законодательства по занятости и гарантиям реализации права граждан на труд, предоставляет профорганам информацию о создании и ликвидации рабочих мест;

- предупреждает под расписку работников о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца;

- при сокращении численности или штата предоставляет работникам преимущественное право на оставлении на работе в соответствии со статьей 34 КЗоТ и коллективным договором;

- по возможности предлагает работнику другую работу на том же предприятии одновременно с предупреждением об увольнении в связи с сокращением численности или штата в сроки, предусмотренные действующим законодательством;

- представляет не менее чем за три месяца в местный орган службы занятости и профсоюзный орган информацию о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда и срок, в течение которого его намечено осуществить;

- предоставляет высвобождаемым работникам возможность в рабочее время не менее двух дней в неделю с сохранением средней заработной платы для поиска другой работы на срок до двух месяцев при условии включения в коллективный договор.

3.3. Работодатель по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия:

- организует переобучение высвобождаемых работников новым профессиям;

- может вводить на предприятии режим неполного рабочего времени. Предельный уровень сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливается в коллективном договоре с учетом действующего законодательства;

- в случае отказа в трудоустройстве молодым специалистам (выпускникам ПТУ, техникумов, колледжей, вузов), направленным на предприятие в соответствии с заявкой, производит целевые отчисления в фонд занятости в соответствии с действующим законодательством;

- создает специальный фонд социальной защиты на предприятиях за счет собственных средств для оказания материальной помощи особо нуждающимся работникам;

- предусматривает в правилах внутреннего распорядка продолжительность рабочей недели не более 40 часов; для женщин, работающих на селе, - не более 36 часов, для молодежи, а также студентов и учащихся, привлекаемых к сельскохозяйственным работам, - в пределах действующего трудового законодательства.

 

Глава IV. Оплата труда

 

Стороны проводят политику, направленную на повышение доходов работников отрасли за счет роста эффективности производства.

4.1. Вид, формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

4.2. Стороны устанавливают следующий механизм регулирования оплаты труда:

- с 01.01.95 минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1 разряда сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности устанавливается на уровне 82 тысяч рублей с последующей дифференциацией по основным категориям и профессионально-квалификационным группам работающих;

- минимальный уровень оплаты труда за месяц, установленный настоящим Соглашением, выплачивается работнику при отработке им полностью определенной на этот период нормы рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда);

- наименование профессий, тарификация рабочих и работ, присвоение квалификационных разрядов производится в соответствии с ЕТКС или иными локальными нормативными актами;

- предприятия самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от роста индекса потребительских цен в регионе и в пределах имеющихся средств. Периодичность изменения тарифных ставок (окладов), уровни и механизм индексации регулируются коллективным договором в соответствии с Законом Российской Федерации "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан Российской Федерации";

- в случае, когда экономическое положение отдельных предприятий не может обеспечить им применение минимальной тарифной ставки, предусмотренной настоящим Соглашением, Стороны, при подписании коллективного договора на предприятии, могут принимать решение о других размерах этих минимальных ставок, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;

- на государственных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местных органов власти составляет более 50 процентов уставного капитала, условия оплаты труда руководителя (первого лица) определяются применительно к порядку, предусмотренному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)";

- в учреждениях и организациях бюджетной сферы оплата труда работников производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" с учетом последующих изменений и дополнений.

4.3. Работодатель разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности (производительности) труда и на их основе обеспечивает сокращение разрыва между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, (дохода) работника предприятия.

4.4. Работодатель производит выплату заработной платы равномерно не реже двух раз в месяц с обязательной выдачей расчетных листков.

4.5. Введение, замена и пересмотр норм труда производится работодателем по согласованию с профсоюзным органом с извещением работников не позднее чем за один месяц.

О введении новых условий оплаты труда или изменении условий оплаты труда работодатель обязан известить работников не позднее, чем за два месяца.

Для обеспечения полной и своевременной выплаты причитающейся работникам заработной платы работодатели могут создавать целевой резервный фонд заработной платы на основаниях, в размерах и порядке, предусматриваемых коллективным договором.

4.6. Размеры компенсационных доплат (за тяжелые, вредные и опасные условия труда, за работу в ночное время и др.) определяются коллективным договором, но не ниже размеров, установленных законодательством.

Оплата времени вынужденного простоя не по вине работника производится из расчета тарифной ставки (оклада) работника или среднего разряда выполняемых работ.

4.7. Минсельхозпрод России и ЦК профсоюза оказывают помощь органам агропромышленного комплекса на местах и соответствующим комитетам профсоюза в выборе форм, систем и размеров оплаты труда, установлении доплат и надбавок, учитывающих характер, сложность и условия труда, отраслевые и региональные особенности, экономические возможности предприятий.

 

Глава V. Охрана труда

 

5.1. Минсельхозпрод России:

- в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда осуществляет общие начала управления охраной труда;

- оказывает помощь органам управления сельским хозяйством и продовольствия субъектов Российской Федерации в разработке и обеспечении отраслевых программ по охране труда;

- ежеквартально доводит до сведения руководства и специалистов агропромышленного комплекса анализ производственного травматизма для прогнозирования и разработки мероприятий по его предупреждению;

- обеспечивает контроль за ходом выполнения республиканской (федеральной) целевой научно-технической программы на 1992 - 1995 годы по разработке и внедрению комплекса организационных, технических, социально-экономических и гигиенических мероприятий по обеспечению безопасных условий труда, снижению травматизма и заболеваний работников агропромышленного производства Российской Федерации", одобренной коллегией Минсельхоза России и президиумом Россельхозакадемии 6 октября 1992 года;

- оказывает методическую и практическую помощь местным хозяйственным органам по проведению сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах и средств производства на соответствие требованиям охраны труда;

- организует работу по распространению условий Всероссийского смотра - конкурса на лучшее состояние охраны труда на все предприятия независимо от хозяйственной деятельности и форм собственности.

5.2. Работодатель совместно с профкомом предприятия:

- организует изучение в трудовых коллективах Основ законодательства Российской Федерации об охране труда и обеспечивает их выполнение;

- проводит обязательную сертификацию постоянных рабочих мест, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям работы;

- создает здоровые и безопасные условия труда и принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости;

- разрабатывает и внедряет мероприятия по механизации работ, в том числе предусматривающие облегчение труда женщин на перемещении тяжестей;

- обеспечивает работников в полном объеме спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами по принятым в отрасли нормам;

- организует проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия;

- заключает договоры на обязательное и добровольное страхование работников от несчастных случаев на производстве. Перечень профессий работников, размер и условия добровольного страхования устанавливаются коллективным договором;

- обеспечивает пересмотр, разработку и корректировку действующих норм труда для работников, занятых на сельскохозяйственных работах на территориях, подвергшихся Чернобыльской и другим экологическим катастрофам с учетом обязательного выполнения требований радиационной безопасности.

5.3. Работы, связанные с ликвидацией аварий и нарушением правил техники безопасности и проводимые в условиях, когда имеется угроза здоровью и жизни работников, должны проводиться на основании предварительно оформленного специального договора между работодателем и работником, предусматривающего условия выполнения этих работ, страхования жизни и здоровья.

В коллективных договорах предприятий предусматриваются условия выполнения и оплаты работ в экстремальных ситуациях, когда нет времени на предварительное оформление специального договора.

5.4. Отказ работника от выполнения работ в связи с опасными и вредными условиями труда по определению комиссии от администрации и профкома не влечет для него каких-либо правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре.

 

Глава VI. Социальные льготы, гарантии и компенсации

 

6.1. Минсельхозпрод России оказывает помощь в обеспечении финансирования и поставке материалов и оборудования для строительства жилья, объектов социально-культурного назначения, оздоровительных учреждений, развития сферы коммунального и бытового обслуживания на селе в объемах, предусмотренных программой возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса.

6.2. Предприятиям рекомендуется применение следующих льгот и компенсаций за счет собственных средств с включением их в коллективный договор:

- выплата компенсаций в размере минимальной заработной платы, установленной законом Российской Федерации, инвалидам труда 1 раз в три года при предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;

- выплата льгот и компенсаций для женщин, занятых на селе, а также по социальной защите населения, проживающего и работающего на территории Чернобыльской и других экологических катастроф, других чрезвычайных ситуаций, в соответствии с действующим законодательством;

- выплата единовременного пособия при выходе работника на пенсию;

- предоставление оплачиваемых исходя из тарифной ставки (оклада) дней отдыха на оговариваемый в коллективном договоре срок в случаях:

- рождения ребенка;

- собственной свадьбы;

- свадьбы детей;

- смерти супругов, членов семьи (дети, родители, родные братья и сестры);

- бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;

- сохранение за работниками, высвобождаемыми по уважительным причинам с предприятий, в течение двух лет после увольнения очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможности пользоваться детскими дошкольными учреждениями их детям на тех же условиях, что и работающим на предприятии;

- снижение платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;

- предоставление оплачиваемого дня отдыха в День знаний (1 сентября) матерям, либо другим лицам, воспитывающим детей - школьников младших классов (1 - 4 класс);

- обеспечение компенсации расходов из средств предприятия лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех лет, связанных с переселением из этих мест, в размере 50 процентов произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 кг на выезжающего и каждого члена его семьи.

6.3. Работодатель оказывает содействие работникам предприятия в улучшении их жилищных условий и по согласованию с трудовым коллективом может направлять часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на оказание помощи для индивидуального и кооперативного жилищного строительства.

 

Глава VII. Гарантии прав профсоюзных органов

 

7.1. Права соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия и гарантии его деятельности определяются законодательством Российской Федерации, Законом СССР "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности", законами республик в составе России, уставом профсоюза работников агропромышленного комплекса, Указом Президента Российской Федерации "Об обеспечении прав профсоюзов в условиях перехода к рыночной экономике", генеральным и отраслевым соглашениями, коллективным договором.

7.2. Работодатель:

- соблюдает права и гарантии профсоюзной деятельности;

- предоставляет профсоюзному комитету бесплатно необходимые помещения для работы самого профсоюзного органа и для проведения собрания работников, транспортные средства и имеющиеся средства связи и оргтехники;

- не препятствует представителям профсоюзных органов посещать предприятия, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;

- по личным письменным заявлениям членов профсоюза организует безналичное перечисление профсоюзных взносов из заработной платы работников на счет профсоюзного органа предприятия;

- предоставляет членам выборных профсоюзных органов свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей на условиях, предусмотренных коллективным договором;

- отчисляет средства профсоюзному органу предприятия на ведение профсоюзной работы на цели, определяемые коллективным договором.

7.3. Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективными договорами для специалистов предприятий, распространяются на выборных освобожденных профсоюзных работников с согласия трудовых коллективов.

 

Глава VIII. Контроль за выполнением Отраслевого

(тарифного) соглашения

 

8.1. Стороны договорились, что контроль за выполнением Отраслевого (тарифного) соглашения осуществляются отраслевой трехсторонней комиссией.

8.2. Результаты выполнения Соглашения рассматриваются на совместном заседании отраслевой трехсторонней комиссии по итогам полугодия и года. Информация об атом направляется в регионы.

8.3. Разногласия при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматривать на отраслевой комиссии в сроки, предусмотренные Законом "О коллективных договорах и соглашениях" с приложением протокола разногласий и перечнем принятых мер по их разрешению к данному Соглашению.

 

Председатель

ЦК профсоюза работников

агропромышленного комплекса

Российской Федерации

А.С.ДАВЫДОВ

 

Министр сельского хозяйства

и продовольствия

Российской Федерации

А.Г.НАЗАРЧУК

 

Первый заместитель

Министра труда

Российской Федерации

В.К.ВАРОВ

 

Председатель

Аграрного союза России

В.А.СТАРОДУБЦЕВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024