Утверждаю
Директор
Департамента
морского транспорта
Минтранса
Российской
Федерации
Н.П.ЦАХ
10 апреля 1995 года
Согласовано
письмом
ЦК профсоюза
работников
морского транспорта
от 15 февраля 1995
г. N 3.06/57
письмом
Российского
профсоюза докеров
от 17 февраля 1995
года
ИНСТРУКЦИЯ N 8
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-СИГНАЛЬЩИКА - СЦЕПЩИКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ
ТОИ-РД 31.82.05.08-95
1. Общие
требования
1.1. К выполнению
обязанностей докера-механизатора - сигнальщика железнодорожных вагонов (в
дальнейшем - сигнальщик-сцепщик) допускаются докеры-механизаторы (ДМ),
прошедшие обучение, имеющие допуск на право выполнения обязанностей
сигнальщика-сцепщика, прошедшие также инструктаж и обучение
по безопасным приемам работы и методам работы на рабочем месте.
1.2.
Сигнальщик-сцепщик должен знать и выполнять:
1.2.1. Инструкцию N
1 по охране труда для ДМ, настоящую Инструкцию по охране труда для
сигнальщика-сцепщика и Инструкцию для работников железной дороги.
1.2.2. Систему
сигнализации при маневрах с железнодорожным подвижным составом, железнодорожные
габариты, а также устройство железнодорожных вагонов, путей, автосцепов,
стрелочных переводов.
1.2.3. Нумерацию
железнодорожных путей на причалах.
1.2.4. Порядок
операций по сцепке и расцепке подвижного состава, перевода стрелок при
маневрах, меры безопасности при использовании тормозных башмаков.
1.3. Маневровые
работы с подвижным железнодорожным составом производятся на территории порта
только при отсутствии локомотива дороги на железнодорожной ветке, где
происходит передвижение вагонов.
1.4. В своей работе
сигнальщик-сцепщик подчиняется производителю работ (стивидору, сменному
заместителю начальника склада) и работает в постоянном контакте с водителем АП,
оборудованного автосцепом, тягачом железнодорожных вагонов (в дальнейшем -
тягач), со старшим звеньев по оборудованию вагонов и дозировке грузов на
вагонах.
1.5. Перестановка
вагонов допускается на причалах, где головки рельсов железнодорожных путей
находятся на уровне бетонного или асфальтного покрытия. Покрытия должны быть
очищены от снега, льда, масла, нефти и т.п., а в случае необходимости -
посыпаны песком (шлаком).
1.6. На
железнодорожных путях, где происходит перестановка вагонов, не допускаются
ремонтные работы, мешающие работать или создающие опасность для окружающих.
1.7. Скорость
движения тягача с железнодорожным составом по внутрипортовым
погрузочно-разгрузочным путям и переездам не должна превышать 5 км/ч.
1.8. В местах
производства ПРР, обработки вагонов, погрузки-разгрузки судов или производства
других работ на внутрипортовых железнодорожных путях для обеспечения
безопасности движения перегрузочных машин, технологического автотранспорта, а
также людей, производящих перегрузочные работы, рабочие места производства
грузовых работ в железнодорожных вагонах должны быть ограждены. На
железнодорожных путях, по указанию производителя работ, выставляются
предупреждающие знаки в сторону, откуда может появиться локомотив (маневровый
состав) на расстоянии 15 м от места производства работ и перестановки вагонов.
Днем - красный щит, ночью - красный щит и красный огонь фонаря над щитом.
1.9. Запрещается:
1.9.1. Перестановка
вагонов с передвижением тягача по стрелкам железнодорожных путей.
1.9.2. Перестановка
железнодорожных вагонов с опасными, ядовитыми и взрывчатыми грузами.
1.9.3. Работа
тягачей, оборудованных автосцепом, по перемещению вагонов в условиях плохой
видимости, создающей угрозу наезда; при сильном ветре, создающем угрозу угона
вагонов; на железнодорожных путях, имеющих уклоны; в отсутствии и без команды
сигнальщика-сцепщика.
1.9.4. Ставить
передвигаемые вагоны на переездах. При необходимости ставить вагоны у переезда
(по обе стороны переезда) вагоны должны быть расцеплены, между расцепленными
вагонами необходимо выдержать по обеим сторонам переезда интервалы на 1 м
больше ширины переезда для безопасного двухстороннего движения автотранспорта.
1.9.5. Проходить
под вагонами и между близкостоящими вагонами. На
рабочих причалах, где ПРР производятся прямым вариантом "вагон-судно"
и "судно-вагон", вагоны необходимо расстанавливать
с учетом разрывов между отдельными вагонами или группами не менее 5 м в
порядке, установленном применительно к определенной технологической схеме
перегрузочного процесса.
1.10. В темное
время суток участок перестановки железнодорожных вагонов должен быть освещен в
соответствии с "Нормами искусственного освещения морских портов".
1.11.
Сигнальщик-сцепщик должен не допускать нахождения людей на крышах вагонов,
внутри крытых вагонов, на подножках, тормозных площадках и т.п. во время
маневренных работ.
1.12. Рычаги
железнодорожных стрелок надо приводить в действие, находясь в безопасном месте,
- вне колеи соседнего пути.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1.
Сигнальщик-сцепщик перед началом работы обязан:
2.1.1. Получить
инструктаж на рабочем месте у производителя работ по безопасным методам работы.
2.1.2. По указанию
производителя работ поставить на железнодорожном пути, где будут производиться
маневровые работы, предупреждающие знаки со стороны возможного появления
локомотива (локомотивов).
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Перед началом
перестановки вагонов сигнальщик-сцепщик должен:
3.1.1. Получить от
производителя работ указания на перестановку вагонов, о мерах по обеспечению
безопасности людей, занятых на маневрах.
3.1.2. Убедиться в
отсутствии людей в вагонах (на вагонах), между вагонами и бункерами.
3.1.3. Убедиться в
том, что крышки верхних люков закрыты и ссыпные рукава
бункеров подняты.
3.1.4. Проверить
соблюдение железнодорожных габаритов в целях обеспечения безопасности движения
и в отсутствии препятствий (тормозных башмаков, досок и т.п.).
3.1.5. Проверить
состояние путей, положение стрелок.
3.2.
Сигнальщик-сцепщик обязан:
3.2.1. Все работы
по сцеплению и расцеплению вагонов, соединению и разъединению тормозных рукавов
производить только в рукавицах, быть одетым в жилет оранжевого цвета установленного
образца.
3.2.2. Расцепку
вагонов, оборудованных автосцепом, производить, стоя сбоку вагона, с помощью расцепного рычага, не выходя в межвагонное
пространство. Запрещается расцепной рычаг оставлять
на буфере кронштейна, он должен быть опущен.
3.2.3. Перед
началом сцепления вагонов проверить правильность положения рукояток расцепных рычагов у обоих вагонов.
3.2.4. Маневры с
вагонами, выгрузка или погрузка которых не закончена, производить только после
согласования с производителем работ.
3.2.5. Подать
сигнал водителю тягача о начале движения. Выбрать место, с которого
обеспечивается видимость пути следования состава и водителя тягача. В случае, если сигналы не видны, должно быть выделено необходимое
количество сигнальщиков-сцепщиков.
3.2.6. При движении
состава, когда тягач идет сзади толкаемых вагонов, находиться у торца первого
вагона по ходу движения состава и идти по обочине пути. Скорость движения
вагонов при этом не должна превышать скорость движения пешехода. Перед выездом
на неохраняемый переезд сигнальщик-сцепщик обязан выйти на него и остановить
движущийся транспорт и людей.
3.2.7. В случае
нарушения требований безопасности, могущих повлечь травматизм и аварии, подать
сигнал "Стоп", прекратить работу и доложить производителю работ.
3.2.8. Перевод
железнодорожных стрелок производить только по непосредственному указанию и в
присутствии производителя работ.
3.2.9. При
перестановке вагонов автопогрузчиком "Тайота"
со сцепом сигнальщик-сцепщик не должен допускать сцепку вагонов свыше
установленного количества: не более 2 груженых вагонов в зимний период, 5
груженых вагонов летом, не более 10 порожних вагонов в любое время суток.
4.
Требование безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Кроме
выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции N 1 по охране труда
для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-сигнальщик-сцепщик обязан прекратить работы по
перестановке вагонов при:
4.1.1. Нахождении людей на крышах вагонов.
4.1.2. Нарушении железнодорожных габаритов.
4.1.3. Проведении на причале швартовных работ.
4.1.4. Отсутствии видимости сигналов, подаваемых водителю тягача.
4.1.5. Нахождении людей на железнодорожных путях и в
железнодорожном габарите.
4.1.6.
Недостаточной освещенности рабочих мест.
4.1.7. Неисправностях железнодорожного стрелочного перевода,
железнодорожных путей и покрытия причала.
4.1.8. Превышении установленного количества перемещаемых вагонов.
4.1.9. Угрозе
возникновения несчастного случая, дорожно-транспортного происшествия,
повреждения груза.
5.
Требования безопасности по окончании работ
5.1. По указанию
руководителя работ сигнальщик-сцепщик убирает тормозные башмаки,
предупредительные сигналы и знаки.
5.2. О проделанной
работе и выявленных недостатках докладывает руководителю работ.
6.
Ответственность
За невыполнение
данной Инструкции ДМ-сигнальщик-сцепщик несет ответственность в соответствии с
действующим законодательством.