Утверждаю
Директор
Департамента
морского транспорта
Минтранса
Российской
Федерации
Н.П.ЦАХ
10 апреля 1995 года
Согласовано
письмом
ЦК профсоюза
работников
морского транспорта
от 15 февраля 1995
г. N 3.06/57
письмом
Российского
профсоюза докеров
от 17 февраля 1995
года
ИНСТРУКЦИЯ N 10
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ДОКЕРА-МЕХАНИЗАТОРА-ШВАРТОВЩИКА
ТОИ-РД 31.82.05.10-95
1. Общие
требования
1.1. К выполнению
обязанностей швартовщика допускается докер-механизатор (ДМ), прошедший
обучение, получивший квалификацию швартовщика, имеющий при себе удостоверение и
прошедший обучение и инструктаж по безопасным приемам и методам работы на
рабочем месте.
1.2. Швартовщик, допустивший нарушение требований охраны труда, направляется
на внеочередную проверку знаний. Швартовщик, не прошедший
проверку знаний, к работе не допускается.
1.3.
Докер-механизатор-швартовщик должен знать Инструкцию N 1 по охране труда для
ДМ, настоящую Инструкцию по охране труда и уметь выполнять швартовные операции.
1.4. ДМ-швартовщик
привлекается к швартовным операциям судов только к береговым причалам.
Запрещается ДМ-швартовщикам принимать участие в швартовке судов на открытом
рейде и на рейдовые бочки на акватории порта.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. ДМ,
назначенные на швартовку, должны прибыть на причал вместе с руководителем работ
за 5 - 10 мин. до подхода судна и поступить в распоряжение работника службы капитана
порта.
2.2. ДМ должен
получить инструктаж у работника службы капитана порта по всем вопросам,
связанным с производством швартовных работ на данном причале.
2.3. Нельзя
приступать к швартовным работам в неисправных рукавицах, при недостаточном освещении,
загромождении, захламлении и скользком причале.
2.4.
Заблаговременная подготовка причала к швартовке судов производится по указанию
руководителя работ с установкой знаков безопасности со стороны возможного
появления транспортных средств.
2.5. До начала
швартовных операций ДМ-швартовщик обязан проверить:
2.5.1. Наличие и
исправность отбойных устройств.
2.5.2. Готовность
швартовных тумб.
2.5.3. Чистоту
причала.
2.5.4. Наличие
багров, спасательных кругов с линями.
2.6. Приступать к
выполнению швартовных операций ДМ-швартовщик обязан в
защитной каске с закрепленным подбородочным ремешком и в спасательном жилете.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Все работы по
швартовным операциям должны производиться под руководством работника службы
капитана порта и с соблюдением мер личной безопасности. Запрещается приступать
к швартовным операциям без работника службы капитана порта.
3.2. ДМ,
привлеченные к швартовным операциям, должны строго соблюдать расстановку ДМ по
местам швартовки, произведенную работником службы капитана порта, а также
обращаться за помощью в работе к лицам, не допущенным к швартовным операциям.
3.3. Во время
подготовки и производства швартовных работ не разрешается заниматься
посторонними разговорами, покидать рабочее место без разрешения работника
службы капитана порта, курить и принимать пищу.
Запрещается
совмещение швартовных работ с какими-либо другими работами.
3.4. При подходе судна
к причалу швартовки, услышав предупредительный окрик с судна о подаче
бросательного конца: "Берегись", ДМ-швартовщик должен стать лицом к
судну, но не ближе одного метра от края причала, и следить за падающей легостью (мешочек с песком), но не ловить его
руками.
3.5. Выбирая
бросательный конец, а затем швартовный канат, нужно стоять лицом к судну.
Нельзя находиться между тянущимся швартовным канатом и кромкой причала, ставить
ногу в огон (петлю), надевать его на руку или на плечо.
3.6. Перед
накладкой огона (петли) швартовного троса на береговую тумбу нужно отвязать
бросательный конец и находиться с тыловой стороны тумбы.
3.7. Швартовный
канат можно брать только за середину огона (между сплеснем
и концом огона).
3.8. После
закрепления швартовного каната на тумбе старший группы швартовщиков должен
сообщить об этом на судно: "Швартов закреплен".
3.9. Перед подачей
бросательного конца (легости) с причала на судно нужно предупредить команду
судна окриком: "Берегись!".
3.10. При выбирании
швартовного каната на судне или при работе судовой машины, когда швартовы
закреплены на тумбе, нужно быстро отойти в сторону и не стоять против линии
натяжения, а также ближе 5 м по обе стороны от швартовного каната.
3.11. Перекладывать
или отдавать швартовные канаты с тумбы и сбрасывать их в воду можно только по
указанию работника службы капитана порта.
3.12. После отдачи
швартовного каната с тумбы нужно сообщить об этом на судно, крикнув:
"Швартов отдан и чист!".
3.13. Работы по
перетяжке судна вдоль причала разрешается производить только руководством
работника службы капитана порта.
3.14. При
накладывании швартовного каната на береговую тумбу руки следует держать с
наружной стороны огона.
3.15. При наложении
на тумбу второго швартовного каната огон последнего пропустить снизу под огон
первого каната.
3.16. Запрещается
работать в замасленных рукавицах.
3.17. Запрещается
находиться вблизи сильно натянутых канатов, на линии направления тяги.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Кроме выполнения требований, изложенных в разделе 4 Инструкции N 1
по охране труда для ДМ, в аварийных ситуациях ДМ-швартовщик обязан прекратить
работу при угрозе возникновения несчастного случая или аварии.
4.2. Если во время
выбирания швартовного каната большой длины и диаметра появилось ощущение
физического перенапряжения ("канат тянет назад"), нужно его бросить и
выбирать повторно с помощью двух ДМ-швартовщиков.
4.3. При падении в
воду ДМ-швартовщика немедленно бросить ему спасательный круг с линем и принять
другие меры к подъему его на причал и при необходимости оказать первую помощь.
5.
Требования безопасности по окончании работ
По окончании
швартовных операций ДМ-швартовщик должен сообщить работнику службы капитана
порта о всех замеченных при швартовке недостатках.
6.
Ответственность
За невыполнение
данной Инструкции ДМ-швартовщик несет ответственность в соответствии с
действующим законодательством.