МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПИСЬМО
от 12 сентября 1984 г. N 140/18-3
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Министерство
просвещения РСФСР направляет для руководства письмо Министерства просвещения
СССР от 8 июня 1984 г. N 39-М "О соблюдении требований техники
безопасности при организации трудовой деятельности детей в детском саду".
Заместитель
Министра
А.И.ШУСТОВ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 8 июня 1984 г. N 39-М
О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
В ДЕТСКОМ САДУ
Об огромном
значении трудового воспитания подрастающего поколения и необходимости его
совершенствования говорится в документах XXVI съезда КПСС, Постановлении ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. N 1111 "О дальнейшем
совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и
подготовки их к труду".
Программа
воспитания в детском саду предусматривает ознакомление дошкольников с трудом
взрослых, воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к
результатам его труда, желания и потребности трудиться.
Содержанием
детского труда в дошкольном учреждении является работа по самообслуживанию,
уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке детского сада;
участие в уборке групповых помещений, веранд и игровых площадок, поделка
игрушек, пособий для занятий, сувениров и украшений для подарков и т.д. Дети
прочно осваивают трудовые навыки, могут выполнять работу в течение достаточно
длительного времени, достигая качественных результатов, но это ни в коей мере
не должно служить средством подмены труда взрослых. Основной задачей
организации трудовой деятельности детей является использование ее в целях
всестороннего воспитания.
Для успешного
решения воспитательно-образовательных задач важное значение
имеет создание педагогически продуманных условий труда детей таких, как
определение содержания и объема работы, подбор материалов и оборудования,
организация рабочего места, продолжительность работы с учетом ее характера и
особенностей возраста детей и т.д.
Недостаточное
внимание к созданию этих условий для труда дошкольников может привести не
только к ошибкам, к снижению его воспитательного влияния, но и повлечь за собой
различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация труда детей
требует строгого соблюдения техники безопасности, которая должна учитывать
особенности каждого дошкольного учреждения и вместе с тем отвечать следующим
основным требованиям.
I.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
ДОШКОЛЬНИКОВ
1. Любая
деятельность детей и особенно труд, связанный с использованием инструментов,
может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением
взрослого.
2. В группах и на
участке детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни
и здоровья ребенка:
2.1. Все шкафы и
полки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия,
предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной
безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения.
2.2. Инвентарь,
используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо
располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди
ребенка.
2.3. Аквариумы,
клетки с животными и комнатные растения в уголках природы размещаются с таким
расчетом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними стоя на полу; при поливе
растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не
стекала в рукава и не попадала на одежду.
Строго соблюдать
санитарно-гигиенические требования к содержанию животных.
2.4. Категорически
запрещается в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста содержать
кактусы и другие колючие растения, а также хищных птиц и животных.
3. Помещения, в
которых организуется трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми,
хорошо проветренными.
Освещенность
рабочего места, занимаемая каждым ребенком, особенно при организации ручного
труда, должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается
перенос детьми тяжестей весом более 2 - 2,5 кг (для ребенка старшего
дошкольного возраста).
5. При выполнении
поручений, связанных с обязанностями дежурных по столовой и уголку природы,
дети могут посещать пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом
категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих
предметов.
6. Организация
труда детей в специально оборудованных комнатах допускается лишь под
руководством и в присутствии взрослого.
7. Категорически
запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования
(уборка санузлов, сбор общего грязного белья, бытовых отходов и пр.).
8. Нельзя
привлекать детей к разведению костров, сжиганию сухих листьев и мусора.
II.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛАМ
1. Столы, стулья,
верстаки, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети, должны по
своим размерам соответствовать их ростовым показателям.
2. В пользование
детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы
сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закрепленными рукоятками. При этом ножницы
должны быть с тупыми концами, молоток - с закругленной ударной частью, пила - в
распиловочной коробке и т.д.
3. Запрещается
использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых.
Нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение инструментов,
выпускаемых промышленностью, для игровой деятельности детей.
4. Все колющие и
режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми
лишь с ведома и под контролем воспитателя. Швейные
иглы хранятся в специальных шкатулках-игольницах, всегда с нитками; их
количество систематически проверяется воспитателем.
5. Отбирая для
детских поделок природный, бросовый и прочий материал, воспитатель всегда
должен помнить о его безопасности; не брать очень острых сучков, режущей травы,
ядовитых ягод, грибов и растений, твердой проволоки, битого стекла, спичек с
неудаленной серной головкой и т.п.
6. Из отходов
промышленного производства в работе с детьми могут быть использованы лишь те
материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не представляют
опасности для здоровья детей. Запрещается использовать стекловату,
стекловолокно, искусственный (синтетический) мех и материал на капроновой
основе, свинец, нитро- и эмалевые краски и лаки,
эпоксидную смолу и органические растворители (согласовано с Минздравом СССР).
7. Воспитатель
должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а
также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать большого
скопления детских работ, не нашедших своего применения.
8. Все
оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и
рационально размещены, содержаться в чистом и исправном состоянии в закрытых
емкостях.
III.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДРЕВЕСИНОЙ
1. Работа с древесиной в весенне-летний период проводится на участке,
а в осенне-зимний - в помещении детского сада, если для этого созданы
соответствующие условия (наличие отдельной комнаты или специально
оборудованного уголка труда в групповой комнате, размеры которой составляют не
менее 60 кв. метров).
2. Трудовой уголок
должен иметь хорошее дневное освещение. Желательно расположить его у окон,
выходящих на юг или юго-восток.
3. Все работы по
изготовлению поделок из древесины производятся на верстаках или специальных
рабочих столах, оборудованных зажимным устройством и распиловочной коробкой.
4. Для работы с
древесиной необходимо иметь прочные, удобные и красивые инструменты соответствующих
размеров.
5. Для детских
поделок используется древесина мягких пород: сосна, ольха, липа, осина.
6. Материал для
работы заготавливается в виде брусков, дощечек, реек, кругляков диаметром не
более 4 см.
7. Материал,
предлагаемый детям, должен быть хорошо выструган, чтобы ребенок не поцарапался
и не занозил руки.
8. Каждый ребенок
должен быть обеспечен для работы фартуком и удобным головным убором.
9. В трудовом
уголке для уборки рабочего места необходимо иметь щетку-сметку, совок, веник,
детское ведерко для сбора отходов и мусора.
10. В уголке труда обязательно наличие аптечки, содержащей настойку
йода, перекись водорода, свинцовую примочку, бинт, ножницы, пинцет,
лейкопластырь, бумажные салфетки.
11. Работа с
древесиной организуется один раз в неделю с подгруппой детей в 4 - 5 человек.
При действии с пилой и другими колющими и режущими инструментами запрещается
одновременная работа нескольких детей: за верстаком может работать только один
ребенок.
12. Перед началом
работы воспитатель обязан проверить исправность верстака и инструментов,
надежность закрепления обрабатываемого материала в зажимных устройствах.
13. Дети работают
стоя.
14. Во время
работы, особенно при выполнении таких операций, как сколачивание, распиливание,
зачистка деталей и другое, ребенок должен стоять за рабочим столом или
верстаком таким образом, чтобы позвоночник его был выпрямлен, плечи
расправлены, грудная клетка не сжималась.
15. В процессе
обучения воспитатель знакомит детей с основными приемами работы с древесиной
(разметка, пиление, соединение деталей с помощью гвоздей и др.), осуществляя
грамотный показ и учитывая индивидуальные особенности детей.
IV.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ РУКОВОДСТВА
ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
1. Обучая детей
различным навыкам и приемам работы, владению инструментом, воспитатель должен
обеспечить четкий и грамотный их показ.
2. Прежде чем
объединять детей для выполнения групповой или коллективной работы, воспитатель
должен быть уверен в том, что каждый ребенок в достаточной степени овладел
необходимыми навыками.
3. Во время работы
с инструментами число детей, работающих одновременно, не должно превышать 4 - 5
человек.
До начала работы и
на всем ее протяжении воспитатель следит за тем, чтобы между работающими детьми
сохранялось расстояние не менее 1 метра.
4. При организации
трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли,
перенос песка, полив огорода и цветника, расчистка участка зимой и т.д.),
воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их
переутомления, перегрева и охлаждения. В случае проявления у ребенка учащенного
дыхания, покраснения кожи лица, выступления пота и других внешних признаков
утомления воспитатель предлагает ему отдохнуть, а затем переключает на
спокойную деятельность.
5.
Продолжительность трудового процесса необходимо четко регламентировать,
особенно при выполнении однообразной, монотонной работы (прополка, сбор ягод,
протирание стульев, различные виды ручного труда): время, отводимое на нее, не
должно превышать 30 минут. При этом через каждые 7 - 10 минут необходимо
производить смену деятельности детей или устраивать перерывы.
6. В жаркие
солнечные дни труд детей в огороде и цветнике организуется в утренние часы, до
завтрака, и в часы вечерней прогулки.
7. Воспитатель
осуществляет постоянный контроль за сохранением
правильной позы и осанки детей в процессе работы.
8. Воспитатель
приучает детей работать внимательно, сосредоточенно, не отвлекаясь и не
размахивая инструментами.
9. Все колющие и
режущие инструменты воспитатель выдает и принимает от детей строго по счету.
10. Экскурсии,
проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, должны быть тщательно
подготовлены воспитателем с учетом возрастных особенностей и физических
возможностей детей.
Накануне экскурсии
воспитатель уточняет предварительно намеченный маршрут, посещает
запланированный объект и принимает необходимые меры к обеспечению безопасности
детей, особенно при наблюдении за работой различных механизмов и
сельскохозяйственной техники. Проводит беседу с детьми о правилах поведения во
время экскурсии.
Детей должны
сопровождать не менее двух взрослых.
11. Воспитатель в
обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой
деятельности и систематически контролирует их выполнение.
V. ПРАВИЛА
ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель создает
необходимые условия для трудовой деятельности детей, осуществляет обучение их
навыкам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивает усвоение и выполнение детьми правил поведения в процессе
труда.
Дети должны знать и
строго соблюдать следующие требования:
1. Выполнять
порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда.
2. Прежде чем
приступить к работе, следует надеть фартук или другую специальную одежду,
засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы.
3. В соответствии с
полученным заданием подготовить свое рабочее место: аккуратно, удобно и красиво
расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности.
4. В процессе труда
постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте, не допуская его
захламленности.
5. Использовать
оборудование и инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и
приемы, показанные воспитателем.
Инструменты, необходимые
для самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения воспитателя.
6. Работать
внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать
другим детям.
7. В процессе
работы иглы класть только в игольницу, гвозди - в ящичек или коробку, ножницы -
на специальную подставку сомкнутыми концами от себя.
8. Отрезать нитку
только ножницами, проволоку кусачками, гвозди вытаскивать клещами.
9. По окончании
работы проверить состояние оборудования и инвентаря, отчистить его, уложить и
убрать.
Рабочее место
привести в порядок с помощью веника, щетки-сметки и влажной тряпки, не сдувая
опилки, мусор ртом и не смахивая их руками.
Затем тщательно
вымыть руки, снять и убрать на место рабочую одежду, причесаться, поправить
одежду.
10. В случае даже
незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.
VI.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Руководитель
учреждения обеспечивает условия для правильной организации трудовой
деятельности детей в детском саду и вместе с воспитателями несет персональную
ответственность за выполнение настоящих требований.
В своей деятельности заведующие и воспитатели руководствуются
следующими инструктивными и программно-методическими материалами:
1. Приказ
Министерства просвещения СССР от 24 декабря 1971 г. N 101 "О введении в
действие Положения об организации работы по охране труда в системе Министерства
просвещения СССР".
2. Инструкция по
организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских
площадках, утвержденная Министерством просвещения РСФСР 30 августа 1955 года
("Сборник приказов и распоряжений Министерства просвещения РСФСР",
1955, N 42), и аналогичные инструкции, утвержденные министерствами просвещения
союзных республик.
3. Санитарные
правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений (детских яслей,
детских садов, детских яслей-садов), утвержденные Главным государственным
санитарным врачом СССР.
4. Сборник
руководящих технических материалов для проектирования полного набора мебели и
физкультурного оборудования для помещений детских садов-яслей, изданных
Госгражданстроем при Госстрое СССР в декабре 1977 года.
5. Программа воспитания в детскому саду. М.: Просвещение, 1984.
6. Гульянц Э.К.
Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1979.
7. Веретенникова
С.А. Методика ознакомления детей с природой. М.: Просвещение, 1973.
8. Как знакомить
дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой. М.: Просвещение, 1978.
Заместитель
Министра
М.И.ЖУРАВЛЕВА