ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 15 января 1996 года
МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ ПРОФСОЮЗА
МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
И СЕРТИФИКАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ
Настоящее
Отраслевое (тарифное) соглашение <*> заключено между профсоюзом
машиностроителей Российской Федерации в лице Центрального комитета профсоюза,
выступающего от имени своих членов профсоюза и уполномочивших их работников
организаций, входящих в вышеназванный отраслевой профсоюз, Комитетом Российской
Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации <**> - от имени
работодателей и Министерством труда Российской Федерации - от имени Федеральных
органов исполнительной власти Российской Федерации.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем именуемое "Соглашение".
<**> В
дальнейшем именуемый "Комитет".
Соглашение
заключено в соответствии с действующим законодательством, распространяется на
всех работников организаций различных организационно-правовых форм <*>,
подчиненных, подведомственных Комитету и делегировавших ему соответствующие
полномочия, где имеются первичные организации профсоюза, подписавшего Соглашение,
и является основой для заключения коллективных договоров в организациях.
--------------------------------
<*>
Акционерные общества, объединения, заводы, учреждения, ТОО и др. организации
любых форм собственности - в дальнейшем "организации".
Федеральные органы
исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления учитывают настоящее Соглашение при
рассмотрении вопросов, связанных с деятельностью организаций отрасли, а также
при заключении региональных соглашений.
Комитет обязуется
включать в трудовые контракты, заключаемые с руководителями организаций,
положения об обязательном выполнении ими Соглашения, коллективных договоров,
рассматривать представление профсоюзной стороны о ненадлежащем выполнении руководителем
организации Соглашения или коллективного договора как основания для досрочного
расторжения заключенного с ним трудового договора.
Соглашение является
отраслевым правовым актом, содержащим обязательства Сторон в сфере труда,
социальных льгот и гарантий работников организаций отрасли, и не ограничивает
работодателя в их расширении и увеличении.
Дополнительные по
сравнению с действующим законодательством льготы по оплате труда, социальные
гарантии осуществляются за счет средств организаций и других источников.
Данное Соглашение
вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 1997 года.
Соглашение может
быть дополнено или изменено только по взаимной договоренности подписавших его
Сторон, о чем заинтересованная Сторона вносит соответствующее предложение
другим Сторонам о начале ведения переговоров в соответствии с
законодательством.
Стороны признают
настоящее Соглашение одним из основных документов, устанавливающим общие
принципы проведения согласованной социально-экономической политики в отрасли на
1996 - 1997 гг., в пределах своих полномочий обеспечивают его выполнение и
несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и настоящим
Соглашением ответственность за нарушение или невыполнение его положений.
Ни одна из Сторон
не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем
порядке прекратить реализацию принятых в нем обязательств.
В случае
реорганизации или ликвидации одной из Сторон Соглашения ее обязательства
переходят к правопреемнику.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
СТОРОН
1.
Совершенствование организации производственной
и экономической
деятельности организаций отрасли
1.1. В целях
повышения эффективности деятельности Комитета и организаций отрасли Стороны
добиваются:
1.1.1.
Финансирования и реализации утвержденных федеральных отраслевых программ
развития отрасли;
1.1.2.
Государственной поддержки градообразующих организаций;
1.1.3.
Распространения на организации, участвующие в реализации федеральных программ
развития других отраслей промышленности, льгот, предусмотренных этими
программами в соответствии с действующим законодательством;
1.1.4. Преодоления
кризиса неплатежей, стабилизации финансового положения организаций;
1.1.5.
Финансирования отрасли в полном объеме предусмотренных бюджетом средств.
Комитет и ЦК профсоюза
обязуются готовить предложения для их рассмотрения и принятия позитивных
решений в органах государственного управления, выступать в средствах массовой
информации по вопросам защиты экономических и социальных прав и интересов
работников системы, участвовать в разработке нормативных актов, программ,
рекомендаций.
1.2. Комитет
добивается:
1.2.1. Безусловного
выполнения мероприятий, предусмотренных Федеральной инновационной программой
"Сертификация и метрология";
1.2.2.
Государственной поддержки Государственной службы времени и эталонных частот;
1.2.3. Развития
обязательной сертификации в системе ГОСТ-Р;
1.2.4. Принятия
нормативных актов, обеспечивающих защиту прав потребителей;
1.2.5. Реализации
комплекса мер, направленных на обеспечение нормального функционирования системы
взаиморасчетов хозяйственных субъектов в целях стабилизации финансового
положения предприятий;
1.2.6. Установления
устойчивых тарифов на топливно - энергетические ресурсы.
1.3. В вопросах
проведения приватизации организаций Комитет и ЦК профсоюза:
1.3.1. Не допускают
отдельной приватизации объектов социально-культурного назначения, входящих в
состав имущества организаций без согласия трудового коллектива;
1.3.2. Содействуют
реализации решений работников организации о сохранении правового статуса
профсоюзной организации при изменении форм собственности организации.
Стороны признают
право профкомов на общественный контроль процессов приватизации организаций.
1.4. Отношения
работника и работодателя в организации регулируются трудовым договором
(контрактом) и коллективным договором. Переговоры и заключение колдоговора
ведутся в соответствии с законом. При наличии в организации нескольких
профсоюзов (их организаций) при недостижении согласия профсоюзов по заключению
единого колдоговора решение о порядке его заключения принимается собранием
(конференцией) работников организации.
Условия,
оговариваемые при заключении индивидуальных трудовых договоров (контрактов), не
могут ухудшать положения, определенные законодательством о труде, данным
Соглашением и коллективным договором организации.
При заключении или
расторжении трудовых договоров (контрактов) выборный профсоюзный орган
оказывает юридическую помощь нанимаемому или увольняемому работнику - члену
профсоюза.
1.5. Работодатель с
участием профкомов обязуется организовать в организациях систему обучения
работников по правовым и экономическим вопросам.
1.6. Приглашать
представителей ЦК профсоюза для рассмотрения вопросов, вытекающих из настоящего
Соглашения и представляющих взаимный интерес, в том числе на коллегии,
совещания с руководителями организации и др.; регулярно и бесплатно
предоставлять информацию по вопросам социально-экономического развития отрасли
в пределах установленной статистической отчетности, а также по определенному
заинтересованными сторонами кругу показателей.
1.7. Профсоюз
обязуется:
1.7.1. Проводить
работу среди своих членов, направленную на соблюдение КЗоТ, правил внутреннего
распорядка, трудовой и технологической дисциплины, вовлечение членов профсоюза
в систему повышения квалификации и переподготовки кадров;
1.7.2. Принимать
совместно с другими сторонами оперативные меры по предупреждению и рассмотрению
коллективных трудовых споров (конфликтов), проводить юридические консультации,
оказывать правовую помощь.
2. В
области обеспечения занятости и предотвращения
финансовой
несостоятельности организаций и усиления
социальной
защищенности работников
Комитет и
работодатели совместно с профорганами обеспечивают решение проблемы неплатежей,
финансовой несостоятельности организаций, не допускают массовых сокращений
работников, реализуют систему мер, направленную на создание новых рабочих мест,
профессиональную подготовку и переподготовку кадров, занятость и социальную
защищенность увольняемых работников.
2.1. В этих целях
Комитет обязуется:
2.1.1. Принимать
участие в работе по прогнозированию, постоянному учету и анализу в отраслевом
разрезе занятости и высвобождению работников и давать предложения в органы
Федеральной исполнительной власти и субъектов Российской Федерации по
рациональному трудоустройству работников отрасли;
2.1.2. При
проведении процедуры банкротства организаций осуществлять взаимодействие с
территориальными агентствами Федерального управления по делам несостоятельности
организаций;
2.1.3. Оказывать
экономическую, методическую и другую помощь неплатежеспособным организациям.
Добиваться принятия мер, обеспечивающих санацию несостоятельных организаций с
максимально возможным сохранением рабочих мест;
2.1.4. Оказывать
действенную поддержку в разработке организациями эффективных планов финансового
оздоровления, своевременно информировать центральные органы профсоюзов о
финансовой несостоятельности и банкротстве организаций.
2.2. Работодатель:
2.2.1. Обеспечивает
выполнение КЗоТа, законов по занятости и гарантиям реализации права граждан на
труд, достоверную и полную информацию профорганам о создании и ликвидации
рабочих мест;
2.2.2. Обеспечивает
в процессе проведения реорганизационных или ликвидационных процедур, связанных
с банкротством организации, предусмотренные законодательством гарантии при
погашении задолженности по заработной плате и другим социальным выплатам
работникам, привилегии (за счет средств организации - банкрота) и с помощью
страховых, резервных, иных гарантийных фондов заработной платы;
2.2.3.
Предупреждает персонально под расписку работников о предстоящем высвобождении
не менее чем за два месяца;
2.2.4.
Своевременно, не менее чем за три месяца, представляет соответствующему
профсоюзному органу информацию о возможном массовом высвобождении работников;
2.2.5. Учитывает
преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное статьей 34 КЗоТ
и коллективным договором, при высвобождении работников в связи с сокращением
численности или штата;
2.2.6. Не допускает
увольнения по сокращению численности или штата:
- одиноких матерей;
- беременных женщин
и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, которое
допускается только в случае полной ликвидации организации с обязательным
трудоустройством и других работников в соответствии с заключенным коллективным
договором.
2.2.7. Соблюдает
следующую процедуру информирования при массовом высвобождении работников:
2.2.7.1. Предлагает
работнику другую работу в той же организации одновременно с предупреждением об
увольнении в связи с сокращением численности или штата.
2.2.7.2. Доводят до
сведения местного органа службы занятости данные о предстоящем высвобождении
каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности,
квалификации и размера оплаты труда не позднее чем за
два месяца.
2.3. Работникам,
высвобождаемым из организаций, при расторжении трудового договора (контракта) в
связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата
работодатели:
2.3.1. Выплачивают
выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
2.3.2. Сохраняют
среднюю заработную плату на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со
дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия;
2.3.3. Сохраняют
среднюю заработную плату на период трудоустройства, в порядке исключения, и в
течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству
при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после
увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
2.4. За 3 месяца до
принятия решения о ликвидации, изменении структуры или формы собственности,
влекущего сокращение работников, работодатель официально уведомляет
соответствующий профсоюзный орган и представляет предложения по переобучению и
трудоустройству высвобождаемых работников, их социальной защите;
2.5. Работодатель
по согласованию с профсоюзным комитетом организации:
2.5.1.
Разрабатывает программу сохранения и создания новых рабочих мест;
2.5.2. Организует
переобучение высвобождаемых работников новым профессиям;
2.5.3. Принимает
всевозможные меры для предотвращения массового увольнения работников. Массовым высвобождением считается увольнение с отдельного
предприятия: 50 и более человек в течение 30 календарных дней, 500 и более
человек в течение 90 календарных дней; увольнение работников в количестве 1
процента общего числа работающих в связи с ликвидацией организаций либо
сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с
общей численностью занятых менее 5 тыс. человек;
2.5.4. При
проведении процедуры банкротства в ликвидационную комиссию предлагает
представителей выборного профсоюзного органа, уполномоченных работниками организации;
2.5.5. При массовом
высвобождении работников соблюдает следующую процедуру согласования:
- в масштабе всей
организации - по согласованию с региональным отраслевым профсоюзным органом, а
при его отсутствии - с региональным советом (федерацией) профсоюзов.
2.5.6. В случае
массового увольнения работников принимает в соответствии с законодательством
меры по обеспечению занятости работников;
2.5.7. Закрепляет
за лицами с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда не менее 5% от
среднесписочной численности в соответствии с коллективным договором;
2.5.8. В случае
отказа в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, направленным
на предприятие в соответствии с его заявкой, выплачивает им пособие в размере
3-кратной среднемесячной заработной платы, сложившейся в организации на период
прибытия специалиста;
2.5.9.
Предусматривает в коллективных договорах порядок оплаты периода обучения
высвобождаемых работников, выплату работникам организации, ставшим безработными
и имевшим до увольнения неполную загрузку, дополнительного к государственному
пособия по безработице в течение срока, установленного колдоговором. Его
величину устанавливает не ниже уровня пособия, исчисленного по средней
заработной плате при полной загрузке;
2.5.10.
Предоставляет высвобождаемым работникам не менее двух дней в
неделю с сохранением заработной платы для поиска другой работы на срок до двух
месяцев;
2.5.11. Создает при
необходимости специальный фонд социальной защиты в организациях за счет
собственных средств для оказания материальной помощи
особонуждающимся работникам.
2.6. Расторжение
трудового договора (контракта) по инициативе администрации организации
производится с предварительного согласия соответствующего выборного
профсоюзного органа в соответствии со статьей 35 КЗоТ Российской Федерации.
2.7. Уполномоченный
соответствующего профсоюзного органа может участвовать в рассмотрении дел о
несостоятельности организации, осуществлять совместно с кредиторами проверку
сумм требований в части, относящейся к обязательствам должника перед своими
работниками, осуществлять проверку документов, представленных в обосновании несостоятельности.
В случае
установления профсоюзом факта нарушений в хозяйственно-финансовой деятельности
руководящими работниками организации, приведших или могущих привести к
банкротству организации, соответствующий профорган имеет право поставить вопрос
о расторжении договора (контракта) с этими руководителями.
2.8. Профсоюз
обязуется:
2.8.1. Через
выборные профсоюзные органы, региональную службу занятости принимать конкретное
участие и осуществлять контроль в решении вопросов переквалификации и
трудоустройства работников отрасли;
2.8.2. Представлять
интересы членов профсоюза при ликвидации организаций, сокращении рабочих мест,
при разрешении трудовых конфликтов и принимать меры по защите их законных
интересов.
3. В
области оплаты труда
Стороны проводят политику,
направленную на:
- повышение доходов
работников отрасли за счет роста эффективности производства, внедрение
прогрессивных систем оплаты труда;
- необходимость
роста заработной платы наемных работников по отношению к индексу роста цен на
потребительские товары и услуги.
3.1. Организации
самостоятельно устанавливают вид, систему, порядок и размер
оплаты труда.
Установление систем
оплаты труда и форм материального поощрения производится работодателем по
согласованию с профсоюзным комитетом организации.
Минимальная
тарифная ставка рабочего первого квалификационного разряда устанавливается не
ниже минимального уровня заработной платы, определенного законом Российской
Федерации, при условии полной отработки нормы рабочего времени.
Указанный размер
минимальной тарифной ставки служит для определения в коллективном договоре
размеров тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников.
В случаях,
когда экономическое положение организаций позволяет установить минимальную
тарифную ставку первого квалификационного разряда на более высоком уровне
(кратно по отношению к минимальному уровню заработной платы, не ниже
прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе и т.п.), чем
предусмотрено настоящим Соглашением, Стороны, подписывающие коллективный
договор, принимают решение о применении других размеров минимальных ставок
(окладов).
Конкретный порядок
индексации заработной платы устанавливается коллективным договором.
3.2. Тарификация
работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим осуществляется
по ЕТКС работ и профессий рабочих по квалификационному справочнику должностей
руководителей, специалистов и служащих.
Рост заработной
платы работников за счет индексации, связанной с ростом потребительских цен, не
является основанием для замены и пересмотра норм труда.
3.3. Комитет и ЦК
профсоюза:
3.3.1. Добиваются
принятия и реализации предложений по совершенствованию организации заработной
платы в интересах работников отрасли.
3.3.2. Проводят
анализ уровня и динамики изменения заработной платы работников отрасли с учетом
производственных результатов и по мере необходимости готовят необходимые
предложения в соответствующие органы федеральной исполнительной власти.
3.4. Работодатель:
3.4.1. Производит
выплату заработной платы в сроки, установленные действующим законодательством;
3.4.2. Обеспечивает
первоочередность платежей по зарплате в соответствии с установленными
нормативами.
3.5. Пересмотр,
введение и замена норм труда, изменение условий оплаты труда производятся
работодателем только при условии экономического обоснования, предварительного
согласования с профсоюзным органом организации в срок, не позднее
чем за 2 месяца до их введения.
При отсутствии
средств на счете организации выплата зарплаты обеспечивается за счет кредита
банка или иных источников в размере не ниже установленного в организации
минимума заработка с последующей выплатой оставшейся части в течение
последующего месяца.
З.6. Размеры
компенсационных доплат (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за
работу в вечернее и ночное время и т.д.) определяются коллективным договором,
но не ниже размеров, установленных законодательством.
3.7. Размеры и
условия стимулирующих выплат (доплаты и надбавки за высокую квалификацию,
профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью) определяются
коллективным договором.
Утверждение
положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год
(выслугу лет) производится работодателем по согласованию с профсоюзным
комитетом.
3.8. За время
вынужденного простоя работника из-за несоответствия рабочего места нормам
охраны труда и промсанитарии за ним сохраняется место работы и средняя
заработная плата.
3.9. ЦК профсоюза
регулярно информирует организации, комитеты профсоюза об уровне жизни, доходах
работников отрасли и населения России в целом.
3.10. Стороны
рекомендуют:
3.10.1. Создавать в
организациях Фонды для оказания помощи малоимущим бывшим работникам организации.
Размер фонда и величина оказываемого пособия оговариваются колдоговором;
3.10.2. Добиваться
компенсаций с виновной стороны, связанных с несвоевременной выплатой заработной
платы в размерах не меньших уровня инфляции;
3.10.3.
Работодателям и профкомам организаций не допускать различия в оплате труда
между наемными работниками, владеющими и не владеющими акциями данной
организации в соответствии с принципами равной оплаты за равный труд.
4. Режим
труда и отдыха
4.1. Режим рабочего
времени в организациях определяется Правилами внутреннего трудового распорядка,
утвержденными общим собранием (конференцией) работников организации, а также
графиками сменности, согласованными с профсоюзными органами.
В исключительных случаях
допускается, с согласия работников и разрешения профсоюзного органа, применение
сверхурочных работ с оплатой не менее чем в двойном размере в соответствии с
действующим законодательством.
4.2. Нормальная
продолжительность рабочего времени работников в организации не может превышать
40 часов в неделю.
4.3. Работодатель
по согласованию с профсоюзным комитетом может при необходимости вводить гибкий
режим рабочего времени с его суммированным учетом. Продолжительность рабочего
времени может быть не более 12 часов в сутки при условии соблюдения баланса
рабочего времени в учетном периоде.
4.4. При
пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня, а при
шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Общим выходным днем
является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе, если
он не определен законодательством, устанавливается графиком работы организации.
Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
4.5. В
организациях, приостановка работы которых невозможна по
производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного
непрерывного обслуживания населения, а также в других организациях с
непрерывным производством, выходные дни предоставляются в различные дни недели
поочередно каждой группе работников согласно графикам сменности, утверждаемым
администрацией организации по согласованию с профсоюзным органом.
4.6. Работодатель
предоставляет работникам ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не
менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю.
К очередному
отпуску в 24 рабочих дня за счет средств организации присоединяются полностью
или частично дополнительные отпуска, конкретная продолжительность которых
оговаривается в коллективном договоре, в том числе, за вредные и тяжелые
условия - на основе аттестации рабочих мест с учетом фактического состояния
условий труда.
Виды дополнительных
отпусков и порядок их предоставления за счет средств организаций оговариваются
в коллективном договоре.
По желанию
работника ежегодный отпуск может делиться на части. При этом продолжительность
одной из них не может быть менее 2 недель.
4.7. Стороны
рекомендуют предусматривать в коллективных договорах установление одного
нерабочего дня в году - Дня предприятия (фирмы).
4.8. Исчисление
среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска производится в соответствии с
действующим законодательством. Заработная плата за все время отпуска
выплачивается не позднее чем за 1 день до начала
отпуска.
4.9. Рекомендуется
предусматривать в коллективных договорах при предоставлении очередных отпусков
работникам выплату единовременного пособия в размере не ниже месячной тарифной
ставки (оклада).
4.10. В случаях
возникновения необходимости работы в выходные и праздничные дни,
предусмотренные трудовым законодательством, работодатель может привлечь
работника только с разрешения профсоюзного органа, если это не предусмотрено
графиком работ, контрактом или законодательством, с предоставлением других дней
отдыха или оплаты по взаимной договоренности, но не менее чем предусмотрено
законодательством.
4.11. Профсоюзные
органы, профсоюзная инспекция труда в организациях отрасли осуществляют
общественный контроль за соблюдением законодательства
о труде, добиваются устранения выявленных нарушений.
5. Охрана
труда и здоровья
5.1. Комитет в
соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда
(ст. 8, 9) осуществляет общие начала управления охраной труда в отрасли,
разрабатывает, согласовывает с профсоюзами и обеспечивает выполнение отраслевых
программ по охране труда на 1996 - 1997 гг.
5.2. Комитет
обязуется составить перечень действующей в отрасли нормативно-технической
документации по охране труда и технике безопасности, а также содействовать в
его приобретении.
5.3. ЦК профсоюза,
исходя из финансовых возможностей, создает техническую инспекцию профсоюзов, в
т.ч. на региональном уровне.
5.4. Работодатель:
5.4.1. Принимает к
рассмотрению и исполнению предписания технических и правовых инспекторов
профсоюза;
5.4.2. Проводит
обучение и аттестацию руководящих работников по охране труда;
5.4.3. Содействует
работе технической инспекции труда профсоюза;
5.4.4. Совместно с
профкомами организует изучение в трудовых коллективах "Основ
законодательства РФ об охране труда" и обеспечивает их выполнение;
5.4.5.
Разрабатывает и обеспечивает финансирование соглашений к коллективному договору
по охране труда;
5.4.6.
Разрабатывает и реализует мероприятия по автоматизации, механизации работ с
тяжелым физическим и вредными условиями труда с преимущественным использованием
труда женщин.
5.4.7. Проводит
аттестацию рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом
Министерства труда и занятости населения РСФСР от 08.01.92 N 2;
5.4.8. Обеспечивает
работников в полном объеме бесплатным молоком, спецодеждой, спецобувью и
другими средствами индивидуальной защиты, спецпитанием, моющими и
дезинфицирующими средствами в соответствии с действующими правилами и нормами;
5.4.9. Выплачивает
потерпевшему, получившему трудовое увечье, а также семье в связи со смертью
кормильца по вине производства, сверх причитающихся согласно законодательству
сумм единовременное пособие в размере, установленном коллективным договором;
5.4.10. Приобретает
и оплачивает частично или полностью путевки трудящимся и членам их семей на
санаторно-курортное лечение, отдых за счет средств фонда социального
страхования и прибыли организации. Конкретный размер компенсации стоимости
путевок определяется коллективным договором;
5.4.11. Выделяет
средства на хозяйственное содержание и частичную оплату стоимости путевок в
санатории - профилактории, детские оздоровительные учреждения и обеспечивает их
работу;
5.4.12. Выделяет
средства на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров лиц, занятых на тяжелых и вредных работах (в соответствии с
действующим законодательством);
5.4.13. Заключает
договоры на обязательное и добровольное страхование работников от несчастных
случаев и профзаболеваний на производстве. Размер и условия добровольного
страхования оговариваются коллективным договором;
5.4.14. Заключает
договоры на обязательное и добровольное (дополнительное) медицинское
страхование работников;
5.4.15. Выплачивает
работникам единовременное пособие из расчета 20% среднемесячной заработной
платы сверх установленных сумм возмещения ущерба за каждый процент утраты
трудоспособности вследствие повреждения здоровья при полной или частичной вине
организации;
5.4.16.
Предоставляет на основании заключения МСЭК пострадавшим от трудового увечья
бесплатно дополнительные виды услуг (приобретение лекарств, протезирование,
уход за пострадавшим, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и
обратно и т.д.).
Работы, связанные с
ликвидацией аварий и нарушений Правил техники безопасности и проводимые в
условиях, когда имеется угроза здоровью и жизни работников, должны проводиться
на основании предварительно оформленного специального договора между
работодателем и работником, в котором оговариваются условия выполнения данных
работ и предусматривается страхование жизни и здоровья.
В коллективных
договорах организаций предусматривает условия выполнения и оплаты работ в
экстремальных ситуациях, когда нет времени на предварительное оформление
специального договора.
5.4.17. На
договорной основе образуют фонды для финансирования деятельности технической и
правовой инспекций труда профсоюза, обучения членов совместных комитетов
(комиссий) и работников служб охраны труда, другие мероприятия в области охраны
труда;
5.5. ЦК профсоюза и
Комитет:
5.5.1. Обобщают
информацию с мест и выходят с предложениями по внесению изменений в списки на
льготное пенсионное обеспечение, получение дополнительного отпуска и
установление сокращенного рабочего дня;
5.5.2. Обмениваются
информацией о ходе реализации отраслевой программы по охране труда и улучшению
условий труда;
5.5.3. Создают
отраслевую паритетную комиссию с целью осуществления регулярных консультаций и
выработки согласованной политики в области охраны труда в организациях отрасли;
5.5.4. Участвуют в
расследовании происшедших в организациях отрасли аварий, групповых и
смертельных несчастных случаев, готовят предложения по их предупреждению.
5.6. Профсоюз
обязуется:
5.6.1. Осуществлять
контроль за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда, соблюдением работодателями законодательных и
других нормативных актов об охране труда;
5.6.2.
Анализировать состояние условий и охраны труда в организациях, отстаивать
интересы трудящихся в вопросах социального страхования, медицинского
обслуживания, пенсионного обеспечения, вносить соответствующие предложения в
Правительство Российской Федерации и законодательные органы;
5.6.3. Пользоваться
правом на участие в любых государственных экспертизах на соответствие
оборудования, промзданий, сооружений, технологий требованиям охраны труда;
5.6.4. Проводить
свои независимые экспертизы условий труда с целью выявления их влияния на
работоспособность (здоровье) работника, в том числе с правом привлечения
специалистов со стороны. Проводить самостоятельное расследование несчастных
случаев на производстве.
5.7. Стороны
рекомендуют предусматривать в коллективных договорах:
5.7.1. Выделение
средств в размере не менее трех процентов от фонда
оплаты труда организации на выполнение мероприятий по гигиене труда и
безопасности;
5.7.2. Оформлять за
счет средств организаций льготные пенсии отдельным категориям работников,
занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, должности и профессии
которых не включены в списки N 1 и 2 льготного пенсионного обеспечения;
5.7.3. Выплачивать
единовременные пособия семьям пенсионеров - бывших работников организации, умерших
вследствие полученного на производстве профзаболевания при наличии медицинского
заключения о причинно-следственной связи или решения суда.
5.8. Проводить
работу по установлению пониженных норм выработки для инвалидов,
несовершеннолетних работников, беременных женщин не менее чем на 20% без
снижения средней заработной платы.
5.9. На срок
действия настоящего Соглашения в отрасли в соответствии с действующим
законодательством сохраняется обязательная индексация денежных доходов
работников и выплат за возмещение вреда, причиненного здоровью работников от
несчастных случаев и профзаболеваний.
6.
Социальные гарантии
6.1. Стороны
обеспечивают выполнение гарантий в области охраны здоровья, социальной защиты,
обеспечения жильем, предусмотренных законами.
6.2. Стороны признают, что профсоюзные органы участвуют в управлении
фондами, гарантирующими социальную защиту (социального страхования, занятости,
медицинского страхования, пенсионного и др.) через своих представителей в
соответствии с законодательством и положениями о фондах, контролируют
правильность начисления пособий и расходование средств фондов в целях
недопущения снижения уровня социальных гарантий трудящимся, предоставляемых
через эти фонды.
6.3. Работодатель и
профком организации:
осуществляют меры
по сохранению и обеспечению функционирования санаториев - профилакториев, баз
отдыха, а также детских оздоровительных и дошкольных учреждений.
Работодатели:
6.3.1. Распределяют
жилье в соответствии с очередностью среди нуждающихся,
устанавливая долю жилья, предоставляемую очередникам бесплатно;
6.3.2. Обеспечивают
проведение детских оздоровительных кампаний 1996 - 1997 гг.;
6.3.3.
Предусматривают в коллективных договорах следующие льготы семьям, имеющим
детей:
6.3.3.1. По оплате
за содержание детей в детских дошкольных учреждениях семьям, где размер дохода
на одного члена семьи не превышает размера прожиточного минимума
трудоспособного населения в данном регионе (с учетом компенсации и индексации);
6.3.3.2. По
обеспечению бесплатными путевками в оздоровительные лагеря семей, имеющих двух
и более детей, детей - инвалидов и неполных семей;
6.3.3.3. По
обучению детей в платных кружках и коллективах культучреждений, спортивных
секциях.
7. Гарантии
прав профсоюзов
7.1. Организации
профсоюзов действуют на предприятиях на основе Устава профсоюза, руководствуясь
Конституцией Российской Федерации, КЗоТ Российской Федерации, Законом РФ
"Об общественных объединениях", Указом Президента Российской
Федерации "Об обеспечении прав профсоюзов в условиях перехода к рыночной
экономике" и другими законодательными актами и указами Президента.
7.2. Профсоюз -
участник Соглашения, его выборные органы представляют и защищают права и
интересы своих членов на всех уровнях по индивидуальным вопросам трудовых
отношений, а в области коллективных интересов и прав - всех работников
организации по их поручению. С этой целью профсоюзы по уполномочению работников
вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления
организацией на основе выборов в соответствии с положением.
7.3. На
освобожденных профсоюзных работников организаций распространяются социальные
льготы и гарантии, действующие в организации. Порядок распределения акций
освобожденным профсоюзным работникам при акционировании, а также другие права и
льготы, предусмотренные для работников организации, закрепляются в коллективном
договоре с согласия работников организации.
7.4. Для
обеспечения уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно
получать от администрации организации работодателей, государственных органов и
органов местного самоуправления достоверную информацию по вопросам, связанным с
трудом и социально-экономическим развитием.
7.5. В случаях
непредоставления информации, предусмотренной статотчетностью, или
предоставления умышленно искаженной или недобросовестной информации виновные
лица несут ответственность в соответствии с законодательством.
7.6. Работники, избранные в состав профсоюзных органов и не
освобожденные от производственной работы, не могут быть подвергнуты
дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа,
членами которого они являются, руководители выборных профсоюзных органов в
подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего выборного
профсоюзного органа в организации, а руководители выборных профсоюзных органов
в организации, профорганизаторы - органа соответствующего профсоюзного
объединения.
Перевод указанных
профсоюзных работников на другую работу по инициативе администрации организации
не может производиться без предварительного согласия органа, членами которого
они являются.
7.7. Увольнение по
инициативе администрации организации работников, избранных в состав профсоюзных
органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо
соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия
профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей и членов
выборных профсоюзных органов в организации - с предварительного согласия
соответствующего регионального органа профсоюза. Увольнение профсоюзных
организаторов и профгрупоргов по инициативе работодателя допускается лишь с
предварительного согласия вышестоящего органа соответствующего профсоюза.
7.8. Членам
профсоюзных органов, не освобожденным от своей производственной работы,
предоставляется на условиях, определяемых коллективным договором, соглашением,
свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения
общественных обязанностей в интересах работников организации, а также на время
их краткосрочной профсоюзной учебы.
7.9. Работодатель в
соответствии с коллективным договором:
7.9.1.
Предоставляет работникам, освобожденным от производственной работы вследствие
избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их
выборных полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии другую
равноценную работу (должность) на том же или, с согласия работника, в другой
организации;
7.9.2. При
невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему
месту работы администрация, а в случае ликвидации организации, профсоюз
сохраняет за работником его средний заработок на период трудоустройства, но не
свыше 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного
года;
7.9.3. Регулярно предоставляет
профсоюзному органу информацию, относящуюся к вопросам данного Отраслевого
(тарифного) соглашения.
7.10. Комитет,
работодатель не вмешиваются в уставную деятельность профсоюза, не издают
приказов и распоряжений, ограничивающих права и деятельность профсоюзов.
Работодатель
предоставляет профкомам организаций:
7.10.1. В
бесплатное пользование помещения, транспорт, мебель, телефонную связь,
производит ремонт помещений выборного профсоюзного органа, печатает и
размножает информационные материалы, необходимые для его работы;
7.10.2. Свободное
от работы время профсоюзным работникам, не освобожденным от производственной
работы, с сохранением заработка для выполнения ими общественных обязанностей в
интересах коллектива, а также на время их краткосрочной профсоюзной учебы.
Величина свободного от работы времени и периодичность его предоставления
неосвобожденным профсоюзным работникам оговариваются коллективным договором, но
должна быть не менее 4 часов в неделю;
7.10.3.
Рассматривает возможность содержания освобожденных работников за счет средств
организации на условиях, определенных коллективным договором;
7.10.4. Гарантирует
освобождение от производственной работы с сохранением средней зарплаты членов
профсоюза, избранных в качестве делегатов, членов выборных органов профсоюза на
время работы съезда, конференции или иного мероприятия профсоюза;
7.10.5.
Обеспечивает по личным письменным заявлениям членов профсоюза проведение
безналичной системы удержания профсоюзных взносов из заработной платы, их
перечисление на счет профсоюзного органа организации на условиях, определенных
колдоговором.
7.11. При смене
собственника гарантируется деятельность профсоюзной организации в рамках
действующего законодательства Российской Федерации.
7.12. Представители
профсоюза вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, на
которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных
законодательством прав.
7.13. На проведение
культурно-массовой и физкультурной работы в организации работодатель
перечисляет на расчетный счет профсоюзного органа организации средства в
размере не менее 0,3 процента от фонда оплаты труда в соответствии с
коллективным договором.
7.14. Работодатель
может на основании коллективного договора за счет прибыли организации возмещать
профсоюзной организации часть ее затрат, связанных с обучением профсоюзных
кадров, с оплатой труда работников профсоюзных комитетов, работников объектов
культуры, спорта, детских и оздоровительных учреждений, находящихся на балансе
организации.
8. Контроль
и ответственность за выполнение Соглашения
Комитет и ЦК
профсоюза в месячный срок со дня подписания соответственно направляют текст
настоящего Соглашения работодателям и профкомам организаций отрасли и
региональным профорганам.
8.1. Контроль за ходом выполнения Соглашения производится
отраслевой трехсторонней комиссией. Состав комиссии утверждается по взаимной
договоренности Сторон.
Комиссия
рассматривает ход выполнения Соглашения не реже 1 раза в полугодие и информирует
о результатах профкомы организаций.
Контрольные функции
за выполнением Соглашения осуществляют также профсоюзные органы и администрация
организаций, которые вправе обратиться по существу вопроса в адрес отраслевой
трехсторонней комиссии.
8.2. Ответственность
за включение в коллективные договоры льгот и гарантий, оговоренных настоящим
Соглашением, и их выполнение возлагаются на работодателей (администрацию
организаций) и выборные профсоюзные органы.
8.3. Комитет и ЦК
профсоюза обязуются:
в двухнедельный срок
после подписания настоящего Соглашения издать приказы (постановление,
распоряжение) о порядке реализации своих обязательств по Соглашению и об
ответственности лиц за их выполнение;
регулярно
информировать друг друга о действиях по реализации Соглашения.
8.4. Работодатели
представляют профсоюзным органам необходимые сведения о финансово-экономическом
положении организации, перспективах его развития.
8.5. Лица, виновные
в невыполнении Соглашения, несут ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
8.6. Стороны пришли
к договоренности, что в период действия Соглашения профсоюзы содействуют
урегулированию возникающих конфликтов всеми возможными способами и не
организуют забастовок по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их
решения, а работодатель не использует локауты.
Первый заместитель
Министра труда
Российской
Федерации
В.К.ВАРОВ
Заместитель
Председателя
Комитета Российской
Федерации по
стандартизации,
метрологии и
сертификации
В.В.ТАБОЛИН
Председатель ЦК
профсоюза
машиностроителей
Российской
Федерации
Г.А.ТРУДОВ
Приложение
ЛИСТ
СОГЛАСОВАНИЙ
ПО ОТРАСЛЕВОМУ
ТАРИФНОМУ СОГЛАШЕНИЮ МЕЖДУ ЦК
ПРОФСОЮЗА
МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ
┌───────────────────────┬──────────────────────────────┬─────────┐
│ Орган │ Наименование должности, │Подпись, │
│ │ Ф.И.О. │ дата
│
├───────────────────────┼──────────────────────────────┼─────────┤
│Министерство
финансов │Астахов А.А. -
заместитель │Подпись │
│Российской
Федерации │ министра │ │
│ │ │ │
│ │Любичев В.В. -
заместитель │Подпись │
│ │начальника
Департамента │ │
│
│промышленности
│ │
│ │ │ │
│Министерство
экономики │Свинаренко А.Г. - заместитель │Подпись │
│Российской
Федерации │министра │ │
│ │ │ │
│ │Ломтев В.В. -
начальник │Подпись │
│ │Департамента
машиностроения │ │
│ │ │ │
│Министерство
труда │Безгребельный И.А. │Подпись │
│Российской
Федерации │Кудрявцев А.А. │Подпись │
│ │Купоров В.Н. │Подпись │
│ │Маров В.Н. │Подпись │
│ │Новиков А.И. │Подпись │
│ │Панин С.А. │Подпись │
│ │Риддер А.В. │Подпись │
└───────────────────────┴──────────────────────────────┴─────────┘
Утверждаю
Первый заместитель
Министра труда
Российской
Федерации
В.К.ВАРОВ
9 декабря 1995 года
СОСТАВ
ОТРАСЛЕВОЙ
ТРЕХСТОРОННЕЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
И ЗАКЛЮЧЕНИЮ
ОТРАСЛЕВОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ
ЦК ПРОФСОЮЗА
МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И
СЕРТИФИКАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ
От ЦК
профсоюза машиностроителей Российской Федерации:
1. Шатохин - заместитель председателя
Николай Павлович
(сопредседатель комиссии)
2. Кирюшенков - заведующий экономическим отделом
Валерий Николаевич
3. Горин - заведующий отделом - главный
Анатолий Николаевич технический
инспектор труда
4. Рыжов - председатель Московского
горкома
Владимир Иванович профсоюза
машиностроителей
5. Ковалев - председатель профкома ВНИИФТРИ,
Юрий
Михайлович Московская область
6. Кондратьев - председатель профкома МАОЗТ
Владимир Николаевич
"Эталон".
От
Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии
и сертификации:
1. Таболин - заместитель председателя
Владимир Владимирович
(сопредседатель комиссии)
2. Кочергина - начальник Управления кадров и
Татьяна Петровна защиты
информации
3. Прибылов - заместитель начальника
Игорь
Дмитриевич Экономического управления
4. Златкович - заместитель директора
Лев
Арнольдович Ростест-Москва
5. Музынчук - первый заместитель директора
ВНИИ
Виталий Евгеньевич стандарта
6. Серов - заместитель директора
ВНИИФТРИ.
Анатолий Владимирович
От
Министерства труда Российской Федерации:
1. Варов - первый заместитель
министра
Владимир Константинович
(сопредседатель комиссии)
2. Маров - заместитель начальника
Вадим
Николаевич Управления трудовых
отношений и
социального
партнерства
3. Безгребельный - начальник отдела Управления
Иван
Андреевич трудовых отношений и
социального
партнерства
4. Купоров - заместитель начальника
Владимир Николаевич
Департамента охраны труда
5. Панин - начальник Управления
правового
Сергей
Алексеевич регулирования труда и социальных
вопросов
6. Риддер - заместитель начальника
Александр Викторович
Управления оплаты и мотивации
труда в производственных
отраслях.
От других
федеральных органов исполнительной власти:
1. Митина - заместитель начальника отдела
Татьяна Григорьевна Департамента
промышленности Минфина
России
2. Дейнега - консультант Департамента
Иван
Андреевич машиностроения
Минэкономики России.
Состав комиссии со
стороны ЦК профсоюза машиностроителей РФ и Госстандарта России представлен
письмом ЦК профсоюза от 28.11.95 N 264.