Утверждено
Министерством путей
сообщения
Российской
Федерации
27 января 1996 года
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ
ЭЛЕМЕНТОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
ДОПОЛНЕНИЕ К НТД/ЦП-1-93
1.
НАЗНАЧЕНИЕ
Классификация
предназначена для правильного ведения учета основных несущих и направляющих
элементов стрелочных переводов, снимаемых с пути из-за развития различных
дефектов и повреждений, и разработки мер по увеличению срока службы этих
элементов.
2. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ
2.1. В
классификацию включены только те специфические дефекты и повреждения элементов
стрелочных переводов, которые по месту расположения или основной причине
образования отличаются от дефектов и повреждений рельсов.
Дефекты и
повреждения элементов стрелочных переводов, не отличающиеся от таких же изъянов
в рельсах, учитываются по классификации дефектов и повреждений рельсов
НТД/ЦП-1-93 (с добавлением букв перед цифровыми обозначениями), например Р.14;
0.11.1; С.47.1 и т.д.
2.2. При
составлении классификации дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов
сохранены принципы классификации, изложенные в НТД/ЦП-1-93.
2.3. Все
специфические дефекты, повреждения и изломы элементов стрелочных переводов
обозначены буквами, двузначным числом и вспомогательной третьей цифрой,
например: ДО.65.2; ДР.11.2; ДУ.14.2 и т.д.
Буква Д обозначает, что дефект классифицирован по данному
дополнению. Вторая буква обозначает элемент перевода: О - остряк, Р - рамный рельс, У - усовик крестовины, УН - усовик
крестовины с непрерывной поверхностью катания, С - сердечник крестовины, СН
-сердечник крестовины с непрерывной поверхностью катания, Х - ходовые рельсы у
контррельсов, К - контррельсы.
Цифры характеризуют
вид дефекта или повреждения, место их расположения по сечениям элементов
стрелочных переводов и основные причины их возникновения таким же образом, как
и в классификации НТД/ЦП-1-93.
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ
СТРЕЛОЧНЫХ
ПЕРЕВОДОВ
┌────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┐
│ Наименование дефектов и повреждений │Располо-
│Обозна- │Схематическое│
│ элементов и основные причины их │жение │чение │ изображение │
│
появления и развития
│дефектов │
│ дефекта (не │
│
│по длине │
│ приводится) │
│
│элемента │
│ │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│ 3.1. Остряки, сердечники крестовин с
непрерывной поверхностью катания │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкрашивание
гребнеобразного наплыва в
│Вне стыка│ДО.11.2 │ДО.11.2 │
│сторону
рамного рельса в зоне боковой
│ │ │ │
│строжки
остряка из-за недостаточной │ │ │ │
│контактно-усталостной
прочности металла │
│ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
остряков от острия до пер- │Вне
стыка│ДО.14.2 │ДО.14.2
│
│вой
стрелочной тяги из-за усиленного │ │ │ДСН.14.2 │
│бокового
воздействия колес.
│ │ │ │
│Выкрашивание
острия подвижного │ │ДСН.14.2│ │
│сердечника │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в головке и изломы из-за них в │Вне стыка│ДО.20.2
│ДО.20.2 │
│зоне
выпрессовки корня
│
│ДСН.20.2│ДСН.20.2
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
в зоне выпрессовки из-за
│Вне стыка│ДО.41.2 │ДО.41.2 │
│изменения
структуры металла при ее │ │ДСН.41.2│ДСН.41.2 │
│выполнении │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
на поверхности катания остряка│Вне
стыка│ДО.42.2 │ДО.42.2
│
│от
первой тяги до сечения 50 мм
│ │ │ │
│вследствие
завышения его над рамным │ │ │ │
│рельсом │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в подошве и изломы из-за них в │Вне стыка│ДО.60.2
│ДО.60.2 │
│зоне
выпрессовки
│
│ДСН.60.2│ДСН.60.2
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Местный
износ подошвы остряка, сердечни-│Вне
стыка│ДО.61.2 │ДО.61.2
│
│ка
в зоне опирания на подушки подкладок │ │ДСН.61.2│ДСН.61.2 │
│из-за
недостаточной прочности металла
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
и изломы остряков, сердечников, │Вне стыка│ДО.65.2
│ДО.65.2 │
│развивающиеся с подошвы в местах острых
│
│ДСН.65.2│ДСН.65.2
│
│кромок
и надрывов металла от боковой │ │ │ │
│строжки
подошвы
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Неприлегание
остряков к рамному рельсу, │В любом
│ДО.80 │ДО.80 │
│а
также остряков или подвижных
│месте
│ДСН.80 │ДСН.80 │
│сердечников
к подушкам подкладок из-за │ │ │ │
│саморазгиба,
вертикального выгиба и │ │ │ │
│пропеллерности │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│3.2.
Рамные рельсы, усовики крестовин с непрерывной поверхностью катания │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкрашивание
металла рамного рельса по
│Вне стыка│ДР.11.2 │ДР.11.2 │
│боковой выкружке в зоне прилегания │ │ │ │
│остряков
из-за недостаточной контактно- │ │ │ │
│усталостной
прочности металла │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и выкрашивания
│Вне стыка│ДР.21.2 │ДР.21.2 │
│(насечки)
на головке в зоне перекатыва- │ │ДУН.21.2│ДУН.21.2 │
│ния
колес с остряка на рамный рельс и с │ │ │ │
│сердечника
на усовик вследствие │ │ │ │
│недостаточной
контактно-усталостной │ │ │ │
│прочности
металла
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
и изломы усовиков, развивающиеся│Вне
стыка│ДУН.65.2│ДУН.65.2
│
│с
подошвы в местах острых кромок и
│ │ │ │
│надрывов
металла от боковой обработки
│ │ │ │
│подошвы │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│ 3.3.
Крестовины │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Откол
металла головки в хвостовом торце │В стыке │ДС.10.1 │ДС.10.1 │
│сердечника
из-за дефектов литья │ │ │ │
│(раковины,
поры и т.п.) │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
рельсовой или литой части
│Вне стыка│ДУ.12.2 │ДУ.12.2 │
│усовика
по линии врезки из-за │ │ │ │
│недостатков
конструкции │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивания
на боковой выкружке
│Вне стыка│ДС.13.2 │ДС.13.2 │
│сердечника
и литой части усовиков из-за │
│ДУ.13.2 │ДУ.13.2
│
│несвоевременного
удаления наплывов │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Отслоение
и выкрашивание на поверхности │В стыке │ДС.14.1 │ДС.14.1-2 │
│катания
литой части усовика и сердечника│Вне
стыка│ДС.14.2 │ДУ.14.2
│
│в зоне перекатывания из-за повышенного │ │ДУ.14.2 │ │
│динамического
воздействия колес │ │
│ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
наплавленного слоя на
│В стыке
│ДС.18.1 │ДС.18.1-2
│
│поверхности
катания литой части усовика │Вне
стыка│ДС.18.2 │ДУ.18.2
│
│и
сердечника
│ │ДУ.18.2
│ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины литой части усовика и│Вне
стыка│ДС.20.2 │ДС.20.2
│
│сердечника
из-за дефектов отливки │ │ДУ.20.2 │ДУ.20.2 │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и изломы рельсового
│Вне стыка│ДУ.22.2 │ДУ.22.2 │
│усовика
в зоне переднего конца врезки
│ │ │ │
│из-за
недостатков ее конструкции
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины литой части усовика и│Вне
стыка│ДС.28.2 │ДС.28.2
│
│сердечника
в зоне наплавки │ │ДУ.28.2 │ДУ.28.2 │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и изломы хвостовиков │В стыке │ДС.29.1 │ДС.29.1 │
│сердечников
и цельнолитых крестовин │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Горизонтальное
расслоение литой части
│Вне стыка│ДС.30Г.2│ДС.30Г.2 │
│усовика
и сердечника из-за наличия
│
│ДУ.30Г.2│ДУ.30Г.2
│
│оксидных
плен и неспаев в металле
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
на усовике в зоне передней
│Вне стыка│ДС.42.2 │ДС.42.2 │
│врезки
и на сердечнике в узкой его части│
│ДУ.42.2 │ДУ.42.2
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в шейке хвостовой части сердеч- │В стыке │ДС.50.1 │ДС.50.1 │
│ника
из-за наличия литейных дефектов
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в подошве из-за наличия дефектов│В стыке │ДС.60.1 │ДС.60.1-2 │
│в
литье, а также заусенцев и ступенек │Вне стыка│ДС.60.2
│ │
│после
фрезерования верха подошвы
│ │ │ │
│хвостовой
части сердечника
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выколы
в подошве хвостовой части │В стыке │ДС.63.1 │ДС.63.1 │
│сердечника │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│ 3.4. Ходовые рельсы у
контррельсов │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Смятие
головки рельса в виде седловины │Вне стыка│ДХ.44.2
│ДХ.44.2 │
│против
зоны перекатывания колес с │ │ │ │
│усовика
на сердечник и обратно
│ │ │ │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│ 3.5.
Контррельсы
│
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкол
головки контррельса из-за │Вне стыка│ДК.14.2
│ДК.14.2 │
│повышенного
бокового воздействия колес │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины в головке контррельса│Вне
стыка│ДК.24.2 │ДК.24.2
│
│и
изломы из-за них вследствие │ │ │ │
│повышенного
бокового воздействия колес │ │ │ │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
от болтовых отверстий в контр- │Вне стыка│ДК.54.2
│ДК.54.2 │
│рельсе
и изломы из-за них вследствие │ │ │ │
│повышенного
бокового воздействия колес │ │ │ │
└────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┘