Поиск по базе документов:

 

Утверждена

ВНИИПТМАШ

1 марта 1996 года

 

Согласована

с Госгортехнадзором России

4 марта 1996 года

 

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ-ОПЕРАТОРОВ ПО БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ

МОСТОВОГО ТИПА, ОСНАЩЕННЫХ РАДИОЭЛЕКТРОННЫМИ СРЕДСТВАМИ

ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Настоящая Типовая инструкция определяет обязанности крановщиков-операторов, обслуживающих краны мостового типа, оснащенные радиоэлектронными средствами дистанционного управления (системами дистанционного управления с передачей командных сигналов по радио или однопроводному каналу связи) <*>, а также устанавливает порядок безопасного ведения работ по перемещению грузов кранами. Если настоящая Типовая инструкция полностью отвечает требованиям по обеспечению безопасности производства работ на предприятии, администрация предприятия должна ввести ее для исполнения; если же она не полностью отражает особенности безопасного обслуживания кранов в цехе или на участке производства работ предприятия, владелец кранов обязан составить и утвердить дополнения и только после этого ввести ее в действие. Инструкция (как с дополнениями, так и без них) утверждается предприятием и выдается крановщику-оператору под роспись в вахтенном журнале.

--------------------------------

<*> Далее по тексту - система дистанционного управления.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Для управления грузоподъемными кранами мостового типа, оснащенными системой дистанционного управления, и их обслуживания приказом руководителя предприятия назначаются обученные крановщики-операторы не моложе 18 лет, имеющие образование не ниже 8 классов, годные по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.

1.2. Подготовка и аттестация крановщиков-операторов должны проводиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах и в технических школах обучения, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

1.3. По согласованию с местными органами госгортехнадзора допускается проводить (курсовым методом) обучение и аттестацию крановщиков-операторов непосредственно на предприятии, эксплуатирующем краны, оснащенные системой дистанционного управления; при этом преподаватели должны иметь разрешение на право обучения крановщиков-операторов, полученное от предприятия, имеющего указанную выше лицензию.

1.4. Подготовка крановщиков-операторов должна осуществляться по программам для подготовки крановщиков-операторов грузоподъемных кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления, согласованным с Госгортехнадзором России.

1.5. Аттестованным крановщикам-операторам выдается удостоверение установленной формы (форма удостоверения приведена в приложении 7 - не приводится) с фотокарточкой за подписью председателя комиссии и представителя органов госгортехнадзора. Крановщик-оператор во время работы должен иметь удостоверение при себе.

1.6. Перед допуском к самостоятельной работе крановщик-оператор должен пройти стажировку на рабочем месте (участок, где работает кран, оснащенный системой дистанционного управления). Продолжительность стажировки устанавливает инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

1.7. Повторная проверка знаний крановщиков-операторов должна проводиться:

периодически (не реже одного раза в 12 мес.);

при переходе на работу на другое предприятие;

по требованию инспектора госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Повторная проверка знаний проводится комиссией предприятия в объеме настоящей Типовой инструкции. Участие инспектора госгортехнадзора в повторной проверке знаний крановщиков-операторов не обязательно.

1.8. Обученный крановщик-оператор, имеющий на руках удостоверение на право управления кранами, оснащенными системой дистанционного управления, и их обслуживания, должен знать:

1) назначение, устройство и принцип действия грузоподъемных кранов мостового типа и их механизмов;

2) основные сведения об электрооборудовании кранов;

3) устройство и принцип действия системы дистанционного управления грузоподъемными кранами по радио или однопроводному каналу связи;

4) производственные инструкции для крановщиков и стропальщиков;

5) руководство по эксплуатации крана;

6) Типовую инструкцию для крановщиков-операторов по безопасной эксплуатации кранов мостового типа, оснащенных радиоэлектронными средствами дистанционного управления;

7) содержание и порядок ведения вахтенного журнала (форма журнала приведена в приложении 4 - не приводится);

8) порядок применения марочной системы при работе мостовых кранов, оснащенных системой дистанционного управления;

9) основные требования Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей в части, касающейся профессии крановщика-оператора;

10) действующую на предприятии систему нарядов-допусков;

11) сроки и результаты технических освидетельствований, технических обслуживаний и ремонтов;

12) проекты производства работ, технологические карты складирования грузов, технологию погрузочно-разгрузочных работ и другие регламенты по безопасности;

13) безопасные способы строповки и зацепки грузов, схемы строповки, подъема и перемещения малогабаритных грузов, места строповки типовых изделий;

14) визуальное определение массы перемещаемого груза;

15) назначение и правила применения стропов, цепей, канатов и т.д.;

16) предельные нормы нагрузки на кран и стропы;

17) требуемую длину и диаметр стропов для перемещения грузов;

18) допускаемые нагрузки на стропы и канаты;

19) особенности производства на участке работ;

20) конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.);

21) требования, предъявляемые к канатам, съемным грузозахватным приспособлениям и таре, и нормы их браковки (нормы браковки канатов приведены в приложении 3 - не приводится, съемных грузозахватных приспособлений - в приложении 8 - не приводится);

22) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиком (рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 6 - не приводится);

23) приемы освобождения от воздействия электрического тока человека, попавшего под напряжение, и способы оказания первой помощи;

24) правила техники безопасности при производстве работ по погрузке, разгрузке и транспортировке различных грузов;

25) правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

26) местонахождение и устройство средств пожаротушения и порядок их применения;

27) инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.

1.9. Крановщик-оператор должен уметь:

1) управлять механизмами кранов мостового типа посредством малогабаритных переносных или стационарно установленных пультов;

2) проверять путем осмотра аппаратуру системы дистанционного управления;

3) производить осмотр грузозахватных органов и грузозахватных приспособлений;

4) проверять исправность аппаратуры системы дистанционного управления механизмами крана, тормозных устройств, концевых выключателей, сигнализации, освещения путем кратковременного включения и опробования их работы;

5) выполнять отцепку стропов на месте установки или укладки груза;

6) выбирать необходимые стропы в соответствии с массой и размером перемещаемого груза;

7) определять пригодность стропов;

8) выполнять обвязку и зацепку простых изделий, деталей и других грузов для их подъема, перемещения и укладки;

9) подготавливать к работе пульты управления и содержать их в надлежащем состоянии;

10) соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

11) правильно вести вахтенный журнал;

12) правильно пользоваться марочной системой.

1.10. По части содержания кранов в исправном состоянии крановщик-оператор должен выполнять указания инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а по части производства работ - указания лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

 

2. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА

ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ КРАНА

 

2.1. Крановщик-оператор до начала работы крана должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана и убедиться в исправности всех механизмов и приборов безопасности крана. При этом он должен получить переносной пульт с ключом-маркой в установленном на предприятии порядке от крановщика-оператора, сдающего смену, или от лица, отвечающего за выдачу ключей-марок.

Если в момент приема смены кран находился в ремонте, то пульт принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт.

2.2. В начале смены крановщик-оператор обязан произвести прием смены. При этом крановщику-оператору запрещается подниматься на кран.

2.3. Принимающий смену обязан уведомить работающего крановщика-оператора о своем прибытии. Сдающий смену должен по команде сменщика переместить кран к посадочной площадке, опустить блочную подвеску для осмотра и подать сигнал принимающему смену о возможности приступить к осмотру.

После получения сигнала от сдающего смену принимающий ее обязан:

1) осмотреть пульт управления и убедиться в отсутствии внешних повреждений пульта, передающей антенны и аккумуляторной батареи (при радиоуправлении), а также соединительного кабеля, постов подключения, блока питания и усиления (при управлении по однопроводному каналу связи);

2) проверить состояние органов управления (на выключенном пульте): четкую фиксацию командоаппаратов в каждом положении, возврат их в нулевое положение, отсутствие "залипания" кнопок и тумблеров;

3) проверить состояние крюковой подвески (грейфера, захватов, траверс), канатов и грузозахватных приспособлений и убедиться в их исправности;

4) убедиться в хорошей видимости (на расстоянии не менее 50 м) знаков ориентации направления передвижения тележки на кране.

2.4. После осмотра принимающий смену должен подать сигнал поднять грузозахватный орган в верхнее положение (кроме грейфера и грузового магнита), ознакомиться с записями в вахтенном журнале и получить от сдающего смену сведения о техническом состоянии крана и неполадках в его работе. Если в предыдущую смену вахтенный журнал был сдан на проверку инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, то принимающий смену обязан взять у него журнал.

Если механизмы и электрооборудование не имеют неисправностей, на кране и крановых путях нет людей, то крановщик-оператор, сдающий смену, после предупредительного звукового сигнала должен включить кран и по команде принимающего смену опробовать механизмы вхолостую, проверить величины тормозных путей и исправность действия концевых выключателей, ограничителей, блокировочных устройств и системы аварийного выключения.

Опробование механизмов следует производить, когда кран стоит у посадочной площадки. Начинать нужно с проверки механизмов подъема и передвижения тележки, аварийного выключения системы; в последнюю очередь проверяют механизм передвижения крана.

Проверку аварийного выключения системы следует проводить двумя способами: нажатием на пульте кнопки "Стоп", проверив при этом остановку всех механизмов и включение контрольной лампы на кране, и выключением ключом-маркой, проверив при этом остановку всех механизмов.

2.5. После окончания совместного осмотра и опробования крана при отсутствии разногласий между обоими крановщиками-операторами принимающий смену делает в вахтенном журнале запись о результатах приемки крана и переносного пульта и оба крановщика-оператора расписываются в журнале. Принимающий смену получает от сдающего смену переносной пульт и ключ-марку к нему. С этого момента кран и переносной пульт считаются принятыми.

2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, которые препятствуют безопасной работе крана и не могут быть устранены своими силами, крановщик-оператор, не приступая к работе, обязан сделать запись в вахтенном журнале и доложить инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а в ночную смену - начальнику смены или лицу, его заменяющему.

2.7. Крановщик-оператор имеет право приступить к работе только после устранения обнаруженных неисправностей (запись об их устранении делается в вахтенном журнале лицом, устранившим неисправность) и получения письменного разрешения на работу краном от инженерно-технического работника, ответственного за содержание крана в исправном состоянии, начальника смены или лица, его заменяющего.

2.8. Крановщик-оператор имеет право производить пробные включения механизмов крана для определения неисправности, опробования механизмов в процессе регулировки по команде лица, выполняющего указанную работу, при условии прямой видимости этого лица в течение всего периода включения механизма. Если между крановщиком-оператором и лицом, производящим осмотр, отсутствует прямая видимость, крановщик-оператор включает механизмы при наличии сигнальщика, которого он видит в течение всего периода включения механизмов.

2.9. Крановщику-оператору запрещается включать кран и приступать к работе, если при осмотре или опробовании крана им обнаружены следующие неисправности:

1) имеются трещины в элементах грузоподъемного органа: крюка, захватов, грейфера, траверсы и др.;

2) тормоза не затормаживают механизмы на крановых путях;

3) канаты имеют оборванные пряди, прожоги, петли либо другие местные повреждения или износ, превышающий установленную норму;

4) блоки полиспаста не вращаются вокруг осей;

5) крюк не вращается на траверсе, гайка крюка не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание;

6) отсутствуют или ослаблены зажимы крепления канатов;

7) неисправны концевые выключатели;

8) неисправно звуковое сигнальное устройство.

2.10. Если в предыдущей смене кран не работал, крановщик-оператор, принимающий смену, обязан произвести его приемку в соответствии с руководством по эксплуатации крана. Он должен отметить в вахтенном журнале, что кран принят без передачи ему смены, и расписаться в вахтенном журнале.

2.11. Если при приеме смены осмотреть кран нельзя (идет разливка плавки, ликвидируется авария), то его следует осмотреть после окончания разливки плавки, а в аварийных ситуациях - при первой возможности, которая обеспечивается начальником смены в первой половине смены.

2.12. Крановщик-оператор, принявший смену, должен сделать в вахтенном журнале запись о том, что кран принят без осмотра и опробования, и оба крановщика-оператора должны расписаться в вахтенном журнале. Кран считается принятым, если оба крановщика-оператора расписались в вахтенном журнале и принявший смену получил от сдающего смену переносной пульт с ключом-маркой. Если кто-либо из цехового персонала препятствует приему смены, крановщик-оператор, принимающий смену, обязан сообщить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а в ночную смену - начальнику смены или лицу, его заменяющему.

В течение смены крановщик-оператор должен проверять состояние и работу механизмов крана, сообщая обо всех замечаниях и недостатках своему сменщику.

Администрация предприятия (цеха) обязана:

1) выделять время (не менее 20 - 30 мин.), необходимое для осмотра крана при приеме смены (в зависимости от сложности крана);

2) установить порядок приема и выдачи переносного пульта и ключа-марки к нему в соответствии с положением о порядке применения марочной системы на предприятии.

2.13. Крановщику-оператору, сдающему смену, не разрешается передавать переносной пульт и ключ-марку от него, если приемка крана сменщиком не проводилась или проводилась с нарушением настоящей Типовой инструкции.

2.14. Крановщик-оператор перед началом работы должен проверить наличие у стропальщиков удостоверения на право производства работ (если они впервые приступают к работе с ним). Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик-оператор не должен приступать к работе.

2.15. При сильном снегопаде, дожде, грозе, тумане и других неблагоприятных метеоусловиях (в том случае, если кран работает на открытой эстакаде) крановщик-оператор, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.

2.16. Крановщик-оператор, совмещающий управление краном со строповкой грузов, должен перед началом работ выполнить требования Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами.

 

3. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ КРАНА

 

3.1. Крановщик-оператор при работе с краном, оснащенным системой дистанционного управления, должен выполнять требования Типовой инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (раздел 3), а также (при совмещении управления краном со строповкой грузов) требования Типовой инструкции для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами.

3.2. Для подготовки крана и системы дистанционного управления к работе крановщик-оператор должен:

1) включить пульт ключом-маркой и проконтролировать включение индикатора на пульте и контрольной лампы на кране. Если индикатор не включился, следует заменить аккумуляторную батарею; если не включилась контрольная лампа на кране, необходимо прекратить работу до выявления и устранения неисправности;

2) нажать кнопку звукового сигнала и проконтролировать включение сирены или звонка, а также выключение контрольной лампы.

3.3. При работе с краном, оснащенным системой дистанционного управления, крановщик-оператор должен:

1) выбирать место своего расположения с учетом направления передвижения груза, обеспечив личную безопасность;

2) использовать ремни для крепления пульта таким образом, чтобы при необходимости строповки груза двумя руками исключалась возможность падения пульта;

3) использовать знаки ориентации на пульте и кране для обеспечения правильного направления передвижения крановой тележки;

4) в случае "залипания" кнопок командоаппаратов на пульте немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки; если при этом система не отключается, выключить ее ключом-маркой;

5) немедленно отключить кран нажатием аварийной кнопки на пульте, если кран не управляется с помощью командоаппаратов или кнопок, не срабатывает любой концевой выключатель либо возникает ситуация, которая может привести к аварии крана или травмированию людей;

6) знать местонахождение в цехе рубильника, отключающего электрическое питание от главных троллеев, и следить за обеспечением свободного доступа к нему;

7) при перерыве в работе убирать переносной пульт в установленное место, оставив у себя ключ-марку;

8) при транспортировке груза через перегородки, разделяющие помещения, или через оборудование в цехе, закрывающее груз, следует остановить все механизмы на границе видимости, незамедлительно перейти в зону, куда перемещается груз (на место его укладки), выбрав положение, при котором груз будет виден, и только после этого вновь включить механизмы для завершения транспортировки;

9) отключить пульт ключом-маркой при внезапном обесточивании крана. Если в этом случае груз остался в поднятом состоянии, следует вызвать (через стропальщиков или других рабочих) инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры к недопущению прохода людей под поднятым грузом;

10) бережно относиться к пульту и аккумуляторным батареям, следить за их чистотой.

3.4. При работе с краном, оснащенным системой дистанционного управления, крановщику-оператору запрещается:

1) передавать переносной пульт посторонним лицам;

2) во время кратковременного перерыва в работе оставлять пульт включенным ключом-маркой и без присмотра;

3) управлять механизмами крана, если перемещаемый груз плохо виден;

4) управлять механизмами крана, если знаки ориентации плохо видны или неисправна лампа контроля на кране;

5) работать при загроможденных проходах в зоне управления;

6) при погрузке (разгрузке) автомашины или полувагона находиться в кузове автомашины или в полувагоне;

7) при управлении механизмами крана браться руками за передающую антенну;

8) работать при разряженной аккумуляторной батарее, о чем сигнализирует индикатор на пульте;

9) ремонтировать пульт или другую аппаратуру, относящуюся к системе дистанционного управления.

 

4. ОБЯЗАННОСТИ КРАНОВЩИКА-ОПЕРАТОРА

ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ КРАНА

 

4.1. По окончании смены или работы крана крановщик-оператор должен:

1) освободить от груза крюк или другое грузозахватное устройство (запрещается оставлять груз в подвешенном состоянии);

2) поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки;

3) поднять крюк в верхнее положение (электромагнит или грейфер опустить на пол в отведенном для этого месте);

4) выключить переносной пульт управления;

5) вызвать электромонтера для осмотра крана и кранового оборудования;

6) вместе с электромонтером сделать в вахтенном журнале запись об окончании работы и о неисправностях в работе крана или системы дистанционного управления;

7) сдать переносной пульт и ключ-марку в установленном на предприятии порядке.

4.2. При работе крана в несколько смен крановщик-оператор имеет право уйти с рабочего места по окончании работы только после передачи крана сменщику. В случае невыхода сменщика на работу крановщик-оператор, закончивший смену, может уйти с рабочего места только с разрешения своего начальника. Крановщик-оператор, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана за истекшую смену.

4.3. Если в пролете установлен только один кран, то при работе в одну или две смены крановщик-оператор после окончания работы крана обязан отключить рубильник главных троллеев и запереть на замок ручку рубильника или шкаф с рубильником, сдав ключ в установленном на предприятии порядке.

 

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Крановщик-оператор несет ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей Типовой инструкции, а также в производственной инструкции для крановщиков мостовых и козловых кранов и в производственной инструкции для стропальщиков.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

 

Основными причинами аварий грузоподъемных кранов являются неисправности, повреждения, поломки, разрушения отдельных деталей, узлов, металлоконструкций, приборов безопасности, механизмов из-за некачественного их изготовления и монтажа, а также вследствие нарушения установленного режима их работы, несвоевременного или неудовлетворительного проведения технического обслуживания, диагностирования, технического освидетельствования, несоблюдение графиков планово-предупредительного ремонта и невыполнение требований инструкций и правил по безопасности при эксплуатации кранов.

Аварией считаются разрушение или изгиб металлоконструкций грузоподъемной машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы), вызвавшие необходимость в капитальном ремонте металлоконструкций или замене их отдельных секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные повреждения и простой машины более одной смены.

Аварии кранов возникают стихийно, внезапно и, как правило, на тех предприятиях, на которых не соблюдаются руководство по эксплуатации крана и правила по безопасности.

Авария крана - это чрезвычайное происшествие, наносящее как моральный, так и материальный ущерб.

Аварии можно подразделить на два вида: повлекшие и не повлекшие за собой несчастные случаи.

Материальный (экономический) ущерб от аварий подсчитывается с учетом прямых убытков и производственных затрат.

Прямыми убытками считаются непредусмотренные выплаты заработной платы за все работы, связанные с ликвидацией аварии, и стоимость полностью или частично выведенных из сферы производства материальных ценностей (оборудование, сырье, коммуникации и т.п.). К производственным затратам относятся дополнительные затраты материальных, финансовых и трудовых ресурсов для ремонта и восстановления поврежденных машин или объектов.

Расследование аварии проводится в порядке, установленном в отрасли, в зависимости от характера аварии и типа грузоподъемной машины. Если авария произошла при эксплуатации крана, зарегистрированного в органах госгортехнадзора, расследование проводится в соответствии с Инструкцией по техническому расследованию и учету аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и объектах. Если при аварии крана, зарегистрированного в органах госгортехнадзора, был травмирован работающий, расследование проводится в порядке, определенном Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

О происшедшей аварии или несчастном случае владелец крана обязан в течение суток уведомить органы госгортехнадзора и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителя органов госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Ниже рассмотрены характерные причины аварий башенных, портальных, мостовых, козловых и стреловых самоходных кранов, которые произошли за последние годы на предприятиях, подконтрольных Госгортехнадзору России.

1. На заводе строительных конструкций проводилось освидетельствование мостового крана грузоподъемностью 10 т. Во время статических испытаний крана через 5 мин. после поднятия груза массой 12,5 т на высоту 100 мм произошло полное разрушение одной из главных балок. Перед падением был замерен прогиб балки, который составил 20 мм. Грузовая тележка находилась в середине пролета моста крана. Главная балка разломилась на две неровные части длиной 16 и 12 м. До аварии кран проработал 16 лет. Излом балки произошел вдали от стыкового сварного шва по основному металлу балки; характер излома хрупкий. Микроструктура исследованного металла имела обычную для стали структуру и состояла из перлита и феррита. Вблизи места излома на нетравленых шлифах обнаружено большое количество неметаллических включений, которые по внешнему виду классифицировались как оксиды строчечные и силикаты пластинчатые. В отдельных шлифах отмечены местные скопления неметаллических включений, вытянутых в цепочку. Причиной аварии послужило изготовление главной балки крана из некачественного металла, не соответствующего данным сертификата металлургического завода.

2. На машиностроительном заводе мостовым краном грузоподъемностью 10 т выгружали листовой металл из автомашины. В процессе подъема груза произошло разрушение и падение главной балки крана пролетом 18 м. До аварии кран проработал 17 лет. Главные балки были выполнены сварными в виде главной и вспомогательной ферм. Падение крана вызвало разрушение нижнего пояса главной фермы на расстоянии 8 м от опорной части крана, причем излом произошел в узле присоединения к поясу раскосов горизонтальной фермы. При исследовании излома установлено наличие усталостных трещин в элементах сечения фермы. Усталостные трещины обнаружены также в вертикальном листе верхнего пояса. Одна из них начиналась от нижней кромки листа в сварном шве, другая - в соединении пояса со стенкой.

3. На металлоскладе для выполнения погрузочно-разгрузочных работ использовали козловой кран МККС-12,5 грузоподъемностью 12,5 т. При подъеме и перемещении пачки труб массой 11,3 т произошло разрушение узлов и элементов металлоконструкций крана, приведшее к падению крана.

Причиной аварии крана явилось разрушение угловых сварных швов ходовых тележек крана вследствие некачественного выполнения сварных соединений (наличие существенного несплавления с кромкой и непроваров угловых швов, несоответствие высоты катетов сварных швов требованиям нормативных документов) и нерационального конструкторского решения узла проушины ходовой тележки шарнирного соединения со стяжкой (применение угловых швов в качестве силовых, работающих на отрыв). Хрупкому разрушению сварных швов ходовых тележек предшествовало накопление трещинообразных дефектов в процессе эксплуатации.

При осмотре металлоконструкций выявлено, что у первой тележки были деформированы боковые стенки и разрушены сварные угловые швы соединения листа крепления проушины шарнирного соединения со стяжкой опор (трещина длиной 700 мм), у второй тележки был разрушен сварной угловой шов соединения листа крепления проушины шарнирного соединения; стяжка опор между ходовыми тележками была деформирована.

При расследовании установлено, что козловой кран был изготовлен с многочисленными дефектами сварных соединений металлоконструкций, однако инженерно-технические работники и крановщики при осмотре и проведении технических освидетельствований крана не обращали внимания на состояние сварных соединений крановых металлоконструкций.

4. На металлобазе козловым краном КК-20-52 выгружали трубы из полувагона. Во время подъема пакета труб массой 0,53 т кран упал. Причиной аварии послужил недопустимый перекос крана, возникновению которого способствовали отсутствие одного пальца крепления жесткой правой опоры и резкое сопротивление движению колес ходовых тележек крана о рельсы.

При расследовании установлено, что по халатности слесаря-монтажника в проушину крепления жесткой правой опоры к мосту не была вставлена ось, а ось левой жесткой опоры не была закреплена стопорным кольцом. Кроме того, некоторые соединения раскосов шарнирных жестких опор были выполнены на болтах, установленных с перекосом и не закрепленных должным образом, отверстия под болты были вырезаны автогеном, имели эллипсность и неровные острые кромки. На кране не был установлен требуемый в соответствии с руководством по эксплуатации крана балласт массой 1,6 т. Ширина колеи кранового пути имела максимальное отклонение +90 мм вместо +8 мм, а максимальное отклонение одной головки рельса относительно другой в одном поперечном сечении составляло 60 мм вместо 10 мм по паспорту крана.

Технические осмотры крана и крановых путей проводились с нарушением графиков планово-предупредительного ремонта и некачественно. Технический надзор за кранами на предприятии осуществляется неудовлетворительно.

5. На объекте по реконструкции сооружений городского стадиона использовали башенный кран С-981А грузоподъемностью 8 т. Стропальщик при помощи двухветвевого стропа зацепил за проушины бак, наполненный водой, общей массой 3,2 т и подал крановщику сигнал на подъем и перемещение груза к установке по приготовлению раствора. Крановщик поднял груз на высоту около 4 м, отключил грузовую лебедку и включил механизм поворота стрелы, уменьшив при этом вылет. При перемещении груза на расстояние около 7 м канат оборвался и стрела упала. При падении стрела разрушила кладку стены трибуны. Монолитный блок кирпичной кладки массой 0,9 т упал на стропальщика и монтажника, которые были тяжело травмированы.

При расследовании установлено, что кран длительное время эксплуатировался с неисправным стреловым канатом, хотя дефекты каната, в том числе коррозионные повреждения, обрывы проволок, абразивный износ каната и др., были видны невооруженным глазом.

6. Для обслуживания фронтального склада сыпучих материалов речного порта использовали портальный кран "Альбатрос". При выгрузке гравия из судна краном во время очередного захвата гравия грейфером разрушилась левая опора и кран упал с причальной стенки на судно. При падении крана крановщик выпал из окна кабины на кучу гравия в трюме судна и был тяжело травмирован.

Падение крана явилось следствием разрушения болтов узла соединения нижней части левой опоры со стяжкой портала и сварных соединений опоры с ригелями портала. Узел соединения опоры с нижней стяжкой портала представляет собой болтовое соединение с двенадцатью односрезными чистыми болтами М20х70.

При расследовании установлено, что до аварии семь болтов были разрушены (имели срез усталостного характера). Из остальных пяти болтов один имел до аварии усталостную трещину на половину сечения, а два имели чистый срез. Технический осмотр крана своевременно не проводился.

7. На строительстве жилого дома во время демонтажа башенного крана КБ-573 произошло обрушение консоли противовеса и падение стрелы.

Расследование показало, что отрыв кольцевой части консоли противовеса произошел в зоне перехода сечения верхних его поясов из двух уголков в сечение с одним уголком. В зоне места разрушения обнаружены сложные перемещения с кручением, возникшие перед разрушением. В сварных швах узлов присоединения стержней решетки к поясам и самих поясов выявлены непровары, поры, шлаковые включения, неравномерности высоты катета по длине шва. Верхние кронштейны балансирного устройства были оторваны от поясов секции опорно-поворотного устройства в местах сварных соединений, которые имели значительные дефекты.

8. На строительстве жилого дома башенным краном С-981А производились работы по подъему строительных деталей. Во время подъема панели перекрытия кран упал на строительную площадку. Причиной падения крана послужило разрушение одного флюгера ведущей тележки, произошедшее в месте установки стопорного винта для крепления нижней втулки флюгера. При этом во флюгере были разорваны верхний и нижний основные листы с подкладными кольцами. В нижнем листе флюгера обнаружена усталостная трещина, площадь которой составила до 75% от сечения листа. При осмотре остальных флюгеров на одном из них обнаружена сквозная трещина, идущая от отверстия под винт, а на другом наружное кольцо более чем наполовину не было приварено к основному нижнему листу флюгера.

9. На строительстве склада эксплуатировался гусеничный кран ДЗК-251 в стреловом исполнении (длина стрелы 22,75 м с жестким гуськом 5 м) грузоподъемностью 1,9 т на вылете 21 м. Когда на объект прибыла автомашина с арматурной сталью, стропальщик при помощи четырехветвевого стропа застропил пачку арматуры и подал сигнал крановщику на подъем груза. Крановщик поднял груз на высоту около 4,5 м и стал перемещать его вправо. Доведя груз до стены здания, он стал опускать его; при этом произошло раскачивание груза, стрела с грузом быстро начала опускаться и кран опрокинулся.

Установлено, что авария произошла из-за двукратного перегруза крана в результате неисправности ограничителя грузоподъемности ОГБ-2 и неправильной установки переключателя характеристик, датчиков усилий и угла.

10. На строительстве цеха железнодорожным краном КДЭ-253 грузоподъемностью 20 т производились работы по перемещению двух поперечных балок мостового крана в зону их монтажа. При перемещении груза крановщик включил механизм подъема стрелы и поворота крана вдоль кранового пути, а когда кран проехал 30 м, поднял груз и начал разворачивать стрелу влево. В этот момент кран потерял устойчивость и упал, травмировав крановщика.

При расследовании установлено, что крановщик нарушил руководство по эксплуатации крана: при передвижении крана с грузом включил механизмы подъема стрелы и поворота груза, а перед пуском крана в работу не проверил исправность тормозов и приборов безопасности.

11. На строительстве школы эксплуатировался автомобильный кран КС-5562Б с неисправными стреловыми и грузовыми канатами. При подъеме краном бытового вагончика произошли обрыв стрелового каната и падение стрелы на угол крыши вагончика. При этом падающей стрелой был смертельно травмирован каменщик.

При расследовании установлено, что кран был пущен в работу без предварительного осмотра механизмов и канатов; должного технического обслуживания не проводилось. Стреловой и грузовой канаты были изношены: на шаге свивки стрелового каната были оборваны 28 проволок, поверхностный износ проволок каната составил 30% от их диаметра, а грузовой канат имел поверхностный износ проволок более 40% от их диаметра. В блоках стрелового полиспаста обнаружены сколы и износ в ручье более 15% от первоначальной величины.

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024