КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 1996 г. N 10-15
О СОСТОЯНИИ ДЕЛ С ТРАВМАТИЗМОМ В СИСТЕМЕ АПК РОССИИ
И МЕРАХ ПО ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
Отметить, что
состояние охраны труда в агропромышленном производстве показывает, что
количество пострадавших (в 1990 г. - 176565, в 1995 г. - 112167) и погибших (в
1990 г. - 2915, в 1995 г. - 1955) регулярно снижается.
Совершенствование
нормативно-правовых актов позволило ужесточить меры ответственности
работодателей и должностных лиц за нарушение правил и норм охраны труда и
производственной санитарии, прекратило дальнейшее сокращение специалистов по
охране труда. Департаментом социального развития и охраны труда постоянно
внедряются межотраслевые нормативные документы. Организован пересмотр
и утверждение отраслевых правил и инструкций. Разработанное
"Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций
агропромышленного комплекса Российской Федерации" позволило перестроить
систему профессиональной подготовки и повышения квалификации всех работающих по
охране труда и оживить работу в регионах и на местах по обучению и проверке
знаний практически всех специалистов. Постоянное внимание к научному
обеспечению охраны труда позволяет наращивать объемы по пересмотру действующих
нормативно-правовых актов и организационно-методических документов,
обеспечивающих безопасность на производстве. Во исполнение
Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 843
"О мерах по улучшению условий и охраны труда" приняты "Программа
первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в АПК Российской
Федерации на 1996 - 1997 годы", Отраслевая научно-техническая программа
"Кадры и охрана труда в АПК на 1996 - 2000 годы". Подготовка
ежемесячной оперативной информации о положении дел с летальным травматизмом,
ежегодные семинары с руководителями службы охраны труда
региональных органов управления АПК с привлечением органов
государственного надзора и контроля, технической инспекции ЦК профсоюза
работников АПК России, науки и средств массовой пропаганды; проведение
смотра-конкурса на лучшее состояние охраны труда и пожарной безопасности,
проведение других мероприятий оказывают положительное влияние на снижение
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Однако положение с
охраной труда в агропромышленном производстве продолжает оставаться неудовлетворительным.
Коллегия
постановляет:
1. Впредь до утверждения Положения об организации работы по охране
труда в Российской Федерации (разрабатывается Минтрудом России)
руководствоваться Временным положением об организации работы по охране труда на
предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации,
разработанным Департаментом социального развития и охраны труда и согласованным
с департаментами и управлениями Министерства и органами управления
агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
2. Департаментам,
управлениям и отделам Министерства:
при подготовке
программ отраслевых и региональных семинаров и совещаний, курсов повышения
квалификации специалистов и руководителей включать в них вопросы, связанные с
безопасностью производства в отраслях и регионах;
при подготовке
рекомендаций, связанных с внедрением в производство новых технологий, машин и
препаратов, согласовывать их с Департаментом социального развития и охраны
труда.
3. Департаменту социального развития и охраны труда и Департаменту
кадровой политики и образования в срок до 1 января 1997 г. разработать и
утвердить программу переподготовки преподавателей кафедр безопасности
жизнедеятельности (охраны труда) высших специальных учебных заведений и преподавателей
курса "Охрана труда" средних специальных учебных заведений и
организовать при Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса
(РИАМА) повышение их квалификации.
4. Департаменту
социального развития и охраны труда совместно с заинтересованными ведомствами и
организациями продолжить работу по организации и проведению Всероссийского
смотра-конкурса на лучшее состояние охраны труда и пожарной безопасности.
5. Департаменту
экономики предусмотреть на 1997 - 1998 годы лимит капитальных вложений из федерального
бюджета на окончание строительства инженерно-лабораторного корпуса ВНИИОТ (г.
Орел).
6. Министерствам,
управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов
Российской Федерации:
рассмотреть
положение дел с состоянием условий и охраны труда в отраслях АПК и принять
надлежащие меры, направленные на снижение уровня травматизма на производстве и
профзаболеваний;
обязать отраслевых
руководителей и специалистов при выезде в командировки (независимо от их
основных целей) обращать особое внимание на состояние условий и охраны труда
непосредственно на рабочих местах и принимать меры по их нормализации;
назначить
ответственных за организацию работы по охране труда в структурных
подразделениях (там, где эта работа не проведена);
при назначении
первого заместителя руководителя вменять ему в обязанность координацию работы
по охране труда в целом по АПК региона и обязать его в течение месяца после
вступления в должность пройти проверку знаний по охране труда в Минсельхозпроде
России;
продолжить работу
по укреплению службы охраны труда в районном звене управления, хозяйствах,
предприятиях и организациях АПК, независимо от форм собственности и
подчиненности.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить
на заместителя Министра А.В. Колганова.
Министр
В.Н.ХЛЫСТУН
Утверждено
Постановлением
коллегии
Министерства
сельского хозяйства
и продовольствия
Российской
Федерации
от 21 октября 1996
г. N 10-15
Согласовано
письмо
ЦК профсоюза
работников
агропромышленного
комплекса
Российской
Федерации
от 31 октября 1996
г. N 4-3/288
письмо
Ассоциации крестьянских
(фермерских)
хозяйств
и
сельскохозяйственных
кооперативов России
от 5 ноября 1996 г.
N 01-08/350
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
И В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель настоящего
Положения - установить единый подход к организации работы в агропромышленном
производстве Российской Федерации, направленной на обеспечение гарантий прав
трудящихся на охрану труда, отвечающих межотраслевым и отраслевым требованиям
норм и правил по охране труда.
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение распространяется на:
1.1.1. Предприятия,
учреждения и организации системы Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации, сельскохозяйственные кооперативы,
предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, совхозы, колхозы,
крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации, корпорации, объединения,
товарищества и другие агропромышленные формирования субъектов Российской
Федерации, независимо от форм собственности и хозяйственной деятельности
<*>.
------------------------------------
<*> В
дальнейшем употребляется термин "Предприятие".
1.1.2.
Работодателей и должностных лиц.
1.1.3. Работников,
состоящих с работодателями в трудовых отношениях.
1.1.4. Студентов
высших и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных
учреждений и учреждений начального профессионального образования, проходящих
производственную практику или привлекаемых для работы на предприятиях
агропромышленного производства.
1.1.5.
Военнослужащих, привлекаемых для работы на агропромышленных предприятиях.
1.1.6. Граждан,
отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на агропромышленных
предприятиях.
1.1.7. Иностранных
граждан и лиц без гражданства, работающих на агропромышленных предприятиях,
если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской
Федерации.
1.2. Положение определяет общий порядок управления охраной труда,
организацию работы, основные права и обязанности, а также ответственность за
состояние охраны труда руководителей органов управления, предприятий
(работодателей), должностных лиц (специалистов), работников предприятий и
направлено на создание условий труда, отвечающих требованиям норм и правил
безопасности и гарантирующих сохранение жизни и здоровья работников в процессе
их трудовой деятельности.
1.3. Работодатели и другие должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных актов об охране труда, в невыполнении
обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране
труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к
административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
1.4. Работодатели и
другие должностные лица несут ответственность в законодательном порядке за
ущерб, причиненный здоровью работающих во время их трудовой деятельности.
1.5. Предприятия
проводят работу по охране труда во взаимодействии с заинтересованными министерствами
и ведомствами, органами государственного управления, контроля и надзора,
комитетами профсоюза и другими общественными организациями.
2.
Организация работы по охране труда
2.1.
Ответственность за организацию работы по охране труда возлагается:
2.1.1. В целом по
системе - на одного из заместителей министра сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации.
2.1.2. В системе
органов управления агропромышленным производством субъектов Российской
Федерации - на руководителя или одного из первых его заместителей.
2.1.3. В
департаментах, главных управлениях и управлениях, в организациях при
Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в
структурных подразделениях центрального аппарата и в организациях при органах
управления агропромышленным производством субъектов Российской Федерации - на
руководителей.
2.1.4. В системе
органов управления агропромышленным производством района, комбината,
корпорации, объединения, треста и т.п. - на руководителей.
2.1.5. На
предприятиях, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной
деятельности, - на руководителей.
2.1.6. В
отделениях, цехах, бригадах, на фермах, животноводческих комплексах, объектах
строительства, в мастерских, гаражах и на других производственных участках - на
руководителей.
2.1.7. В
кооперативных, арендных коллективах, крестьянских (фермерских) хозяйствах и
других формированиях, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной
деятельности, - на руководителей (предпринимателей).
2.2. Координация
деятельности структурных подразделений и подведомственных предприятий по
вопросам охраны труда, контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных актов по охране труда работниками
предприятий, совершенствование профилактической работы по предупреждению
травматизма на производстве, профессиональных и производственно обусловленных
заболеваний и улучшению условий труда, организация обучения и аттестации по
указанным вопросам возлагается:
2.2.1. В
Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - на
Управление охраны труда.
2.2.2. В органах
управления агропромышленным производством субъектов Российской Федерации - на
отделы охраны труда.
2.2.3. В
структурных подразделениях центрального аппарата Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органов управления
агропромышленным производством субъектов Российской Федерации - на группу
специалистов, специалиста по охране труда или лицо, на которое возложены эти
обязанности.
2.2.4. В
организациях при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации и при органах управления агропромышленным производством субъектов
Российской Федерации (объединениях, корпорациях, комбинатах, ассоциациях,
трестах, концернах и т.п.) - на отделы или главных (ведущих) специалистов по
охране труда.
2.2.5. В районных и
межрайонных органах управления агропромышленным производством, трестах,
объединениях, корпорациях, комбинатах, концернах, ассоциациях - на главных
специалистов по охране труда.
2.2.6. На
сельскохозяйственных предприятиях при среднесписочной численности работающих:
от 51 до 150
человек - на специалиста по охране труда;
от 151 до 250
человек - на специалиста по охране труда II категории;
от 251 до 350
человек - на специалиста по охране труда I категории;
от 351 до 500
человек - на ведущего специалиста по охране труда;
от 501 до 600
человек - на главного специалиста по охране труда;
свыше 600 человек -
на отдел охраны труда.
На
предприятиях с численностью работающих менее 50 человек и где (в соответствии с
межотраслевыми нормативами) требуется менее одной ставки инженера по охране
труда, работодатель возлагает обязанности инженера по охране труда на любого
специалиста (с его согласия и после соответствующего обучения), который, наряду
с основной работой, будет выполнять должностные обязанности инженера по охране
труда, или на договорной основе поручает эту работу специалисту соответствующей квалификации.
2.2.7. На
пищеперерабатывающих, машиностроительных, ремонтных, транспортных, строительных,
мелиоративных, промышленных, снабженческих и других сервисных предприятиях
агропромышленного производства численность и состав службы охраны труда
определяется согласно Межотраслевому нормативу численности
работников службы охраны труда на предприятии, утвержденному
Постановлением Минтруда России N 13 от 10.03.95.
2.2.8. На
агропромышленных предприятиях республик в составе Российской Федерации
используются нормативы численности работников службы охраны труда,
предусмотренные законами по охране труда этих республик.
2.2.9. Упразднение
службы охраны труда допускается только в случаях ликвидации предприятия,
ведомства.
3.
Обязанности должностных лиц по охране труда
3.1. Руководители и специалисты подразделений центрального аппарата
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,
организаций при МСХиП РФ, органов управления агропромышленным производством
субъектов Российской Федерации и районов, организаций при них, объединений,
трестов, корпораций, концернов и т.п. в своей деятельности руководствуются
Конституцией, законами, Основами законодательства Российской Федерации по
охране труда, другими законодательными актами, указами Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства и Государственной Думы,
нормативными документами, настоящим Положением, приказами и указаниями МСХиП РФ
и его органов на местах и обязаны:
3.1.1. Обеспечивать
реализацию государственной политики в области охраны труда, разработку
нормативно-технической документации по охране труда, выполнение требований
безопасности к средствам производства, технологиям и организации труда.
3.1.2. Проводить
работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, соблюдению
законодательства по охране труда в отраслях и на производствах. При выездах на
места, наряду с основными заданиями, принимать меры по устранению выявленных
недостатков, связанных с безопасностью производства.
3.1.3. Оказывать
практическую помощь в разработке перспективных и годовых программ улучшения
условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и организовывать
их выполнение, принимать меры по внедрению прогрессивных и безопасных
технологий, новых форм организации труда, достижений науки, техники и
передового опыта по охране труда.
3.1.4. Принимать
непосредственное участие в обучении, повышении квалификации по охране труда
работников, вести пропаганду безопасных методов труда. Принимать меры по
созданию безопасных производств (технологий) и организовывать
опорно-показательные предприятия по охране труда.
3.1.5. Вносить
предложения по разработке и внедрению новых средств индивидуальной и
коллективной защиты, принимать меры по обеспечению работающих спецодеждой,
спецобувью и другими средствами защиты в соответствии с установленными нормами.
3.1.6. Проводить анализ
состояния производственного травматизма и условий труда в отраслях,
производствах и на территориях, принимать меры по предупреждению травм на
производстве и профессиональных заболеваний.
3.1.7. Принимать
участие в расследовании несчастных случаев в соответствии с действующим
Положением.
3.2. Руководители
предприятий (работодатели) в своей деятельности по охране труда руководствуются
законодательными и нормативными актами, перечисленными в п. 3.1, приказами и
распоряжениями вышестоящих органов, настоящим Положением и обязаны обеспечить:
3.2.1. Безопасность
при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования,
безопасность технологических процессов и используемых в производстве сырья и
материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и
индивидуальной защиты.
3.2.2. Выполнение
соответствующих требований законодательства об охране труда, условиях труда на
каждом рабочем месте.
3.2.3. Организацию
надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания
работников.
3.2.4. Соблюдение
режимов труда и отдыха работников, установленных законодательством.
3.2.5. Выдачу
специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты,
смывающих и обезвреживающих средств, а также молока и другого профилактического
питания в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на
производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на работах,
связанных с загрязнением.
3.2.6. Эффективный контроль за уровнем вредных или опасных производственных
факторов и воздействием их на здоровье работников.
3.2.7. Возмещение
работникам или членам их семей вреда, причиненного увечьем, профессиональным
заболеванием или другим повреждением здоровья, связанными с исполнением ими
трудовых обязанностей.
3.2.8. Информирование
работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем
риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты,
компенсациях и льготах.
3.2.9. Необходимые
меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении
аварийных ситуаций, в том числе меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.2.10.
Беспрепятственный допуск представителей государственного, ведомственного и
общественного надзора и контроля для проведения проверок состояния условий и
охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране труда, а
также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
3.2.11.
Предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о состоянии
условий и охраны труда на предприятии, выполнении предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и
повреждениях здоровья работников на производстве.
3.2.12. Своевременную уплату штрафов, наложенных органами государственного
надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных
актов по безопасности и гигиене труда; удержание из заработка и своевременное
перечисление суммы штрафов, наложенных на работников предприятия
представителями органов государственного надзора за нарушение законов и иных
нормативных актов о труде и охране труда; привлечение виновных к
дисциплинарной ответственности, отстранение их от должности в установленном
порядке.
3.2.13. Проведение
обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
3.2.14. Ежегодное
назначение из числа должностных лиц ответственных за состояние и организацию
работы по охране труда и предупреждению пожаров в отраслях производства, цехах
и на производственных участках.
3.2.15.
Непосредственное руководство службой охраны труда, утверждение планов ее
работы, исключение случаев выполнения специалистами службы охраны труда работ,
не относящихся к их служебным обязанностям, выделение им транспорта и других
средств, необходимых для оперативного решения вопросов, замену специалистов по
охране труда в период их временного отсутствия.
3.2.16. Утверждение
мероприятий по охране труда и выделение финансовых и других средств для их выполнения.
3.2.17. Утверждение
инструкций по охране труда в установленном порядке, а также Перечня производств
и видов работ повышенной опасности.
3.2.18. Аттестацию
рабочих мест и сертификацию производственных объектов на соответствие
требованиям по охране труда.
3.2.19. Организацию
медицинских осмотров работников, в том числе предрейсовых и послерейсовых
медицинских осмотров водителей транспортных средств.
3.2.20. Разработку
и утверждение безопасных маршрутов передвижения техники по территории
предприятия и контроль за их соблюдением.
3.2.21. Безопасную
перевозку работающих к местам работы и обратно.
3.2.22.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве в соответствии с
Положением; своевременное представление отчетности по травматизму и освоению
средств, ассигнуемых на охрану труда.
3.2.23. Перечисление
средств в фонды охраны труда.
3.3. Главные
специалисты (старшие на правах главных) предприятий несут ответственность за
состояние охраны труда на вверенном производстве в соответствии с должностными
инструкциями и обязаны:
3.3.1. Внедрять
прогрессивные технологии, механизацию и автоматизацию производственных
процессов, обеспечивающие безопасность труда, принимать меры по внедрению
стандартов, достижений науки, техники и передового опыта по охране труда.
3.3.2.
Приостанавливать производство работ на производственных участках и рабочих
местах в случае возникновения угрозы здоровью людей, не допускать эксплуатации
неисправных машин и оборудования, хранения мобильной техники вне специально
отведенных для этих целей стоянок.
3.3.3. Составлять
сводные заявки по отрасли производства на средства индивидуальной защиты и
контролировать своевременность выдачи и правильность использования спецодежды,
спецобуви, предохранительных приспособлений, мыла, обезвреживающих и смывающих
средств, молока и другого лечебно-профилактического питания в соответствии с
действующими нормами.
3.3.4. Вести
пропаганду охраны труда, обеспечивать производственные участки нормативной
литературой, средствами обучения и пропаганды.
3.3.5.
Контролировать сроки и качество проведения первичного на рабочем месте,
повторного, внепланового инструктажей по безопасности труда. Выдавать
наряды-допуски на выполнение работ повышенной опасности.
3.3.6.
Организовывать обучение специалистов среднего звена, рабочих и служащих по охране
труда с последующей проверкой знаний.
3.3.7. Обеспечивать
безопасную перевозку рабочих и служащих на предназначенных или оборудованных
для этих целей транспортных средствах.
3.3.8.
Разрабатывать инструкции по охране труда для работающих (по профессиям и видам
работ).
3.3.9. Обеспечивать
проведение медицинских осмотров работников.
3.3.10. Участвовать
в расследовании несчастных случаев на производстве, принимать меры по
устранению причин травматизма и профзаболеваний.
3.3.11.
Организовывать безопасную эксплуатацию машин и механизмов.
3.4. Руководители
производственных участков несут ответственность за состояние охраны труда на
своих участках и обязаны:
3.4.1. Обеспечивать
здоровые и безопасные условия труда, выполнение распоряжений вышестоящих
руководителей, предписаний органов надзора и специалистов по охране труда.
3.4.2.
Разрабатывать мероприятия по безопасности труда и организовывать их выполнение.
3.4.3.
Приостанавливать производство работ в случаях возникновения угрозы здоровью
работающих.
3.4.4. Обеспечивать
своевременное испытание, техническое освидетельствование и регистрацию
котельных установок, аппаратов и сосудов, работающих под давлением,
грузоподъемных машин и механизмов, контрольно-измерительных приборов и другого
оборудования.
3.4.5. Не допускать
к управлению автомобилями, тракторами, комбайнами, другими мобильными машинами,
к эксплуатации электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением,
грузоподъемных машин, других агрегатов лиц, не достигших необходимого возраста,
не имеющих соответствующих удостоверений и не прошедших аттестацию. Следить за
своевременным обучением и аттестацией рабочего персонала.
3.4.6. Принимать
меры по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами
индивидуальной защиты: мылом, обезвреживающими и смывающими средствами, молоком
и другим лечебно-профилактическим питанием в соответствии с действующими
нормами, контролировать правильность их использования, определять потребность и
составлять заявки на их приобретение.
3.4.7. Оборудовать
специальные места для кратковременного отдыха работающих в поле, на ферме, в
цехах и на участках работ, поддерживать необходимое санитарное состояние
производственных участков и бытовых помещений.
3.4.8. Оборудовать
уголки и стенды по охране труда, санитарные и противопожарные посты.
3.4.9. Обеспечивать
прохождение работающими в установленном порядке периодических медицинских
осмотров. Не допускать к выполнению трудовых обязанностей работников,
уклоняющихся от прохождения медицинских осмотров или не выполняющих
рекомендации по результатам проведенных обследований.
3.4.10. Проводить
инструктажи на рабочем месте, вести журнал инструктажей, требовать соблюдения работающими инструкций по охране труда и правил
производственной санитарии, трудовой и технологической дисциплины.
3.4.11. Следить за
техническим состоянием выделенных или закрепленных автомобилей, тракторов,
комбайнов и других машин, оборудования, наличием на них защитных ограждений,
блокировочных устройств, прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых
медицинских осмотров.
3.4.12. Не
допускать хранения мобильной техники вне специально отведенных мест, а также
перевозки людей на не предназначенных для этих целей транспортных средствах.
3.4.13. Вести
пропаганду безопасных методов труда, обеспечивать рабочие места
соответствующими стандартами, инструкциями, памятками и плакатами.
3.4.14. Не
допускать применения труда женщин, лиц с ограниченной трудоспособностью и
несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными
условиями труда.
3.4.15. Принимать
участие в разработке инструкций по охране труда для
работающих на вверенном производственном участке.
3.4.16.
Организовывать первую помощь пострадавшим и доставку их в лечебные учреждения,
немедленно сообщать вышестоящему руководителю о происшедших несчастных случаях.
3.5. Руководители
подразделений учебных и научно-исследовательских учреждений, заведующие
кафедрами, лабораториями, учебными мастерскими и кабинетами несут
ответственность за состояние охраны труда в подразделениях и обязаны:
3.5.1.
Разрабатывать инструкции по охране труда на рабочих местах и мероприятия по
улучшению условий и охраны труда, обеспечивать их выполнение и контроль за правильностью расходования финансовых и других
средств, выделяемых на эти цели.
3.5.2. Проводить инструктажи
студентов, учащихся и рабочих по безопасным методам работы с обучением их
правильному применению средств, обеспечивающих безопасное производство работ.
3.5.3. Следить за
исправным состоянием производственного, научного и учебного оборудования, вентиляционных
и отопительных систем, инструмента и приборов, за наличием и исправностью
предохранительных устройств, приспособлений, ограждений и средств
индивидуальной защиты, предусмотренных правилами техники безопасности,
обеспечивающих безопасные условия труда, а также за правильностью хранения и
применения ядохимикатов, взрывчатых и других опасных веществ.
3.5.4. Требовать
выполнения работниками, студентами и учащимися стандартов, правил и инструкций
по охране труда и следить за применением безопасных методов труда и
использованием имеющихся предохранительных и защитных средств.
3.5.5. Не допускать
к непосредственному обслуживанию двигателей, паросиловых и котельных установок,
электротехнических устройств, подъемно-транспортных средств, газоэлектросварочных
аппаратов и другого оборудования повышенной опасности лиц, не прошедших
инструктаж, аттестацию по технике безопасности и не имеющих соответствующих
удостоверений.
3.5.6. Проводить
расследование причин и обстоятельств несчастных случаев в соответствии с
действующим Положением.
3.6. Главы
крестьянских (фермерских) хозяйств обязаны:
3.6.1. Обеспечивать
здоровые и безопасные условия труда членам своих хозяйств и гражданам,
заключившим договор об использовании их труда.
3.6.2. Обеспечивать работающих инструкциями, памятками, плакатами и
другими средствами пропаганды техники безопасности по всем видам работ,
осуществляемым в хозяйстве.
3.6.3.
Организовывать обучение и проводить все виды инструктажей с членами своего
хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда.
3.6.4. Обеспечивать
содержание имеющихся в хозяйстве машин, механизмов и оборудования в технически
исправном, исключающем травмирование людей, состоянии. Не допускать к
управлению мобильной техникой лиц, не имеющих соответствующих удостоверений.
3.6.5.
Неукоснительно выполнять требования трудового законодательства по обеспечению
безопасности труда, в том числе в части обеспечения безопасности труда женщин,
детей и подростков.
3.6.6.
Руководствоваться требованиями действующих норм и правил безопасности труда для
отдельных отраслей производства.
3.6.7. Своевременно
проводить расследование обстоятельств несчастных случаев с членами крестьянских
(фермерских) хозяйств или лицами, заключившими договоры об использовании их
труда.
3.6.8. Немедленно
сообщать о несчастных случаях со смертельным и возможным инвалидным исходом в
региональный орган управления агропромышленным производством, Рострудинспекцию
и органы прокуратуры.
3.6.9. Представлять
сведения о производственном травматизме в региональные органы управления
агропромышленным производством и органы статистики в установленном порядке.
4.
Организационная структура и основные функции
службы охраны труда
4.1. Управление
охраны труда Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации является структурным подразделением министерства и подчиняется
непосредственно одному из заместителей министра. Свою работу Управление охраны
труда проводит по планам, утверждаемым руководством министерства. Управление
возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от
должности министром, и выполняет следующие основные функции:
4.1.1.
Организует реализацию указов Президента Российской Федерации, постановлений и
решений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений, указаний
руководства министерства и постановлений коллегии министерства по вопросам
охраны труда в агропромышленном производстве.
4.1.2. Координирует
работу по охране труда, проводимую структурными подразделениями министерства,
организациями при министерстве, а также органами управления агропромышленным
производством субъектов Российской Федерации.
4.1.3. Участвует в
разработке и рассмотрении проектов правил, стандартов, инструкций и других
нормативных документов по охране труда и представляет их на согласование и
утверждение в установленном порядке.
4.1.4. Осуществляет
организацию научного обеспечения охраны труда в агропромышленном производстве
через ВНИИ охраны труда и структурные подразделения отраслевых НИИ
министерства. Координирует работу, направленную на выполнение целевой научной
программы по охране труда в АПК.
4.1.5. Участвует в
подготовке предложений об изменении существующих или установлении новых льгот
за работу с вредными условиями труда, норм бесплатной выдачи спецодежды,
спецобуви и предохранительных приспособлений.
4.1.6.
Разрабатывает планы выпуска нормативной и учебной литературы, плакатов,
кинофильмов, диафильмов, видеофильмов, других наглядных и пропагандистских
пособий по охране труда, организует обеспечение ими предприятий и организаций
системы министерства. Использует средства массовой информации для пропаганды
безопасных методов труда.
4.1.7. Участвует в
работе научно-технического совета министерства.
4.1.8. Контролирует
поступление и расходование средств отраслевого фонда охраны труда. Ежегодно
составляет и вносит на утверждение руководству смету расходов на мероприятия по
охране труда.
4.1.9. Заключает в
установленном порядке договоры с издательствами, научно-исследовательскими и
учебными институтами на издание, приобретение и рассылку на места необходимой
литературы, стандартов, памяток; выпуск кино-, видео- и диафильмов, других средств пропаганды; проведение исследований и разработку
рекомендаций по охране труда в пределах, установленных сметой расходов на
указанные цели.
4.1.10. Организует
проведение ежегодного Всероссийского смотра-конкурса на лучшее состояние охраны
труда и пожарной безопасности среди агропромышленных формирований субъектов
Российской Федерации. Подводит итоги смотра-конкурса и представляет руководству
министерства предложения о поощрении победителей и активных участников
конкурса.
4.1.11. Вносит
предложения руководству министерства о рассмотрении вопросов по охране труда на
заседаниях коллегии.
4.1.12. Организует
и проводит обучение, повышение квалификации и аттестацию специалистов по охране
труда органов управления агропромышленным производством субъектов Российской
Федерации.
4.1.13. Организует
и проводит консультации и аттестацию руководителей и специалистов центрального
аппарата министерства, а также ответственных лиц за состояние охраны труда в
агропромышленных формированиях субъектов Российской Федерации.
4.1.14.
Периодически анализирует состояние травматизма в агропромышленном производстве
Российской Федерации и обеспечивает этими данными руководство министерства и
органов управления АПК субъектов Российской Федерации.
4.1.15. Совместно с
другими подразделениями министерства и органов управления АПК субъектов
Российской Федерации организует подготовку специалистов средней и высшей
квалификации.
4.2. Отдел
охраны труда органа управления агропромышленным производством субъекта
Российской Федерации является его структурным подразделением и подчиняется
непосредственно руководителю или одному из первых его заместителей. Отдел
возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от
занимаемой должности руководителем органа управления агропромышленным
производством субъекта Российской Федерации по согласованию с Управлением
охраны труда Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской
Федерации. Отдел, кроме выполнения функций, перечисленных в п. п. с 4.1.1 по
4.1.16, осуществляет организационно-методическое руководство службой охраны
труда районного и отраслевого звена управления, а также агропромышленных
предприятий, расположенных на территории автономного образования (области,
края, республики), независимо от формы их хозяйственной деятельности и
подчинения, и координирует ее работу.
4.3. Отдел (группа)
охраны труда треста, комбината, ассоциации и других объединений
агропромышленных предприятий является структурным подразделением и подчиняется
первому руководителю. Начальник отдела (руководитель группы) назначается на
должность и освобождается от занимаемой должности руководителем объединения
агропромышленных предприятий по согласованию с отделом охраны труда органа
управления агропромышленным производством субъекта Российской Федерации. Отдел
(группа), кроме выполнения функций, перечисленных в п. 4.2, осуществляет
методическое руководство и координацию работы по охране труда, проводимой
структурными подразделениями и через специалистов службы охраны труда
подведомственными предприятиями. Отдел (группа) несет ответственность за
организацию работы в системе отраслевого обеспечения здоровых и безопасных
условий труда на производстве.
4.4. Главный
специалист охраны труда районного органа управления агропромышленным
производством назначается на должность и освобождается от должности
руководителем этого органа по согласованию с отделом охраны труда вышестоящего
агропромышленного формирования и подчиняется непосредственно руководителю.
Главный специалист,
кроме выполнения функций, перечисленных в п. 4.2, осуществляет
организационно-методическое руководство и координацию работы по охране труда,
выполняемой отраслевыми специалистами районного органа управления,
руководителями, специалистами и службой охраны труда агропромышленных
предприятий, расположенных на территории района, и оказывает им практическую
помощь.
4.5. Специалист
(ведущий специалист, главный специалист, начальник отдела) охраны труда
предприятия назначается на должность и освобождается от должности приказом
(распоряжением) руководителя (работодателя) по согласованию с соответствующим
вышестоящим хозяйственным органом управления агропромышленным производством из
числа лиц, имеющих диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда, и
работает под непосредственным руководством руководителя предприятия <*>.
------------------------------------
<*> Лиц,
имеющих высшее или среднее специальное образование, не имеющих квалификацию
инженера по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей
рекомендуется направлять за счет средств предприятия
на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные
факультеты (кафедры) по переподготовке кадров с последующим присвоением
квалификации "Инженер по охране труда".
Работодателю
рекомендуется организовывать для работников службы охраны труда систематическое
повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Специалист охраны
труда проводит свою работу по планам, утверждаемым руководителем предприятия,
комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по
охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с
органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.
5.
Обязанности и права специалистов службы охраны труда
5.1. В своей
деятельности специалисты службы охраны труда всех уровней управления
агропромышленным производством руководствуются законодательными и иными
нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, приказами,
распоряжениями, указаниями органов управления системы
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации,
разделами по охране труда соглашений и коллективных договоров предприятий и
организаций, настоящим Положением.
5.2. Основными
обязанностями специалистов службы охраны труда являются:
5.2.1. Организация
и координация работы по созданию здоровых и безопасных условий труда в
агропромышленном производстве, предупреждению несчастных случаев,
профессиональных заболеваний, соблюдению законодательства и других нормативных
актов по охране труда.
5.2.2.
Совершенствование профилактической работы по предупреждению травматизма на
производстве, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и
улучшению условий труда.
5.2.3.
Контролирование работодателей и работников по вопросам охраны труда.
5.2.4. Выявление
опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
5.2.5. Проведение
анализа состояния и причин травматизма на производстве, профессиональных и
производственно обусловленных заболеваний.
5.2.6. Оказание
помощи в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных
производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и
производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
5.2.7.
Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на
рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных
заболеваний, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных
производственных факторов.
5.2.8. Участие в
подготовке документов на выплату пострадавшим или членам их семей возмещения
материального и морального ущерба, причиненного в результате несчастных случаев
на производстве или профессиональных заболеваний.
5.2.9. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений
предприятий и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или
участие в проверках, обследованиях) технического состояния производственных
зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их
нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных
систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений,
средств коллективной и индивидуальной защиты работников.
5.2.10. Разработка
совместно с руководителями и специалистами подразделений и отраслевых служб
мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до
требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание помощи
по выполнению запланированных мероприятий.
5.2.11. Участие в
составлении раздела "Охрана труда" коллективных договоров, соглашений
по охране труда на предприятиях.
5.2.12.
Согласование разрабатываемой проектной документации в части соблюдения в ней
требований по охране труда.
5.2.13. Участие в
работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строящихся или
реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий
по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков, машин, механизмов и
другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов
по охране труда.
5.2.14. Оказание помощи руководителям (работодателям) в составлении списков
профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить
обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в
течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и
должностей, в соответствии с которыми на основании действующего
законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые,
вредные или опасные условия труда.
5.2.15. Составление
(при участии руководителей и специалистов соответствующих служб и отраслей)
перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции
по охране труда.
5.2.16. Оказание
методической помощи руководителям и специалистам отраслей и служб при
разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда.
5.2.17. Разработка
программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь
принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на
производственное обучение или практику.
5.2.18.
Согласование проектов документов: инструкций по охране труда для работников,
стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, программ
первичного инструктажа на рабочем месте.
5.2.19. Оказание
методической помощи по организации инструктажа (первичного на рабочем месте,
повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей, специалистов и работников.
5.2.20. Участие в
работе комиссий по проверке знаний по охране труда.
5.2.21. Организация
обеспечения предприятий и их подразделений правилами, нормами, плакатами и
другими наглядными пособиями по охране труда.
5.2.22. Составление
отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
5.2.23. Подготовка
и внесение предложений о разработке и внедрении более совершенных конструкций
оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других
средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
5.2.24. Анализ и
обобщение предложений по расходованию средств фондов охраны
труда предприятий и отраслевых (региональных и федерального).
5.2.25. Доведение
до сведения руководителей и специалистов хозяйственных органов управления и
работников о вновь вводимых в действие законодательных и иных
нормативно-правовых актах по охране труда.
5.2.26. Организация
хранения документов (актов формы Н-1, документов по расследованию несчастных
случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных
производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест,
журналов регистрации проведения вводного инструктажа и др.) в соответствии со
сроками, установленными нормативными актами.
5.2.27.
Рассмотрение писем, заявлений и жалоб по вопросам охраны труда и подготовка по
ним предложений по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований
недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям.
5.2.28. Руководство
работой кабинетов по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам
охраны труда с использованием для этих целей средств массовой информации
(радио, телевидение, видео- и кинофильмы, печать, витрины, уголки по технике
безопасности и т.д.).
5.2.29.
Осуществление контроля за:
- соблюдением
требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда;
- правильным
использованием средств индивидуальной защиты;
- соблюдением
Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- выполнением
мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения
по устранению причин, вызвавших несчастные случаи (из актов формы Н-1);
предписаний по созданию здоровых и безопасных условий труда;
- наличием на
предприятиях и их подразделениях инструкций по охране труда для работников
согласно перечню профессий и видов работ, своевременным их пересмотром;
- соблюдением
графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
- своевременным
проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических
освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- эффективностью
работы аспирационных и вентиляционных систем;
- состоянием
предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- проведением
своевременного и качественного обучения, проверки знаний и всех видов инструктажа
по охране труда;
- организацией
хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания,
обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной защиты;
- своевременным и
правильным возмещением пострадавшим (членам их семей) материального и
морального ущерба от несчастных случаев на производстве;
- правильным
расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
5.3. Для выполнения
функциональных обязанностей работникам службы охраны труда предоставляются
следующие права:
5.3.1. В любое
время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые
помещения агропромышленных предприятий (независимо от их принадлежности и форм
собственности).
5.3.2. Проверять
состояние условий и охраны труда в подразделениях предприятий и предъявлять
должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения
предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных
нормативно-правовых актов по охране труда.
5.3.3. Запрещать в
установленном порядке эксплуатацию производственных помещений, машин,
оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при
выявлении нарушений нормативно-правовых актов по охране труда, которые создают
угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к аварии с уведомлением
об этом работодателя и своего руководителя.
5.3.4. Привлекать
по согласованию со своим руководителем (работодателем) отраслевых руководителей
и специалистов к проверке состояния охраны труда.
5.3.5. Запрашивать
и получать материалы по вопросам охраны труда от руководителей управления
агропромышленным производством, предприятий (работодателей), требовать
письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативно-правовых актов
по охране труда.
5.3.6. Требовать от
руководителей органов управления агропромышленным производством (работодателей)
отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж,
обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы
и инструкции по охране труда.
5.3.7. Представлять
руководителям органов управления агропромышленным производством (работодателям)
предложения о поощрении коллективов и отдельных работников за активную работу
по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к
ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативно-правовых
актов по охране труда.
5.3.8.
Представительствовать по поручению руководства предприятия (работодателя) в
государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны
труда.
5.3.9. Проводить
совещания и семинары по вопросам охраны труда.
ПРЕДПИСАНИЕ
специалиста службы
охраны труда системы
агропромышленного
комплекса Российской Федерации
N ______ от ___ _____________ 19__ г.
Кому _____________________________________________________________
(фамилия, имя,
отчество)
__________________________________________________________________
(занимаемая должность)
В соответствии со статьей (статьями)
__________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта по охране труда)
N
п/п
|
Перечень выявленных нарушений
|
Сроки устранения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О выполнении настоящего предписания
прошу сообщить по
адресу,
телефону:
________________________________________________________
Предписание вручил
_______________________________________________
(Ф.И.О., занимаемая должность, дата, подпись)
Предписание получил
______________________________________________
(Ф.И.О., дата,
подпись)