Утверждаю
Начальник
Департамента
условий и охраны
труда
Минтруда России
Ю.СОРОКИН
22 ноября 1996 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ НА СООТВЕТСТВИЕ
ТРЕБОВАНИЯМ УСЛОВИЙ ТРУДА В ПРОЕКТАХ
СТРОИТЕЛЬСТВА
1. Область
применения
Настоящие
Методические указания по проведению экспертизы на соответствие требованиям
условий труда в проектах строительства <*> устанавливают общие правила,
порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико
- экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по условиям
труда на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение
предприятий, зданий и сооружений <**> на территории Российской Федерации.
--------------------------------
<*> В
дальнейшем - Методические указания.
<**> Технико - экономические обоснования (проекты), рабочие
проекты по условиям труда на строительство, расширение, реконструкцию и
техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем
именуются проекты строительства.
Методические указания
предназначены для применения Всероссийской государственной экспертизой условий
труда, а также территориальными органами государственной экспертизы условий
труда субъектов Российской Федерации, осуществляющих экспертизу условий труда в
проектах строительства, заказчиками (инвесторами), предприятиями,
организациями, иными юридическими и физическими лицами (в том числе
зарубежными) - участниками инвестиционного процесса в строительстве.
2. Общие
положения
2.1. Государственная экспертиза условий труда Российской Федерации
является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и
выполняется в целях проведения единой государственной социально - экономической
политики по улучшению условий труда, а также в предотвращении строительства
объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям
государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и
интересам граждан, юридических лиц и государства.
2.2. Настоящие
Методические указания разработаны на основе следующих Постановлений:
- Верховного Совета
Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 5602-1 "Основы
законодательства Российской Федерации об охране труда", предусматривают -
"Проекты производственных объектов и средств производства
подлежат государственной экспертизе, отвечающих требованиям по охране
труда" (статья 11);
- Совета Министров
- Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О
государственной экспертизе градостроительной и проектно - сметной документации
и утверждения проектов строительства", а также следующих руководящих
материалов по строительству;
- РДС 11-201-95
"Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов
строительства" (принята и введена в действие Постановлением Минстроя
России от 24 апреля 1995 г. N 18-39);
- СП 11-101-95
"Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований
инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений" (принят и
введен в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г. N 18-63);
- СНиП 11-01-95
"Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе
проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений"
(принята и введена в действие Постановлением Минстроя России от 30 июня 1995 г.
N 18-64).
2.3. Основными
принципами государственной экспертизы условий труда являются:
- обязательность
проведения государственной экспертизы до принятия решений о реализации проекта
строительства;
- достоверность и
полнота информации, представляемой на экспертизу условий труда;
- независимость экспертов
при проведении экспертизы условий труда;
- научное
обоснование, объективность заключений экспертизы условий труда;
- ответственность
участников экспертизы условий труда и заинтересованных лиц за организацию,
проведение и качество экспертизы.
2.4. Проекты
строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе условий
труда независимо от источников финансирования, форм собственности и
принадлежности объектов. Заключение государственной экспертизы по условиям
труда является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными,
проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. При проведении
государственной экспертизы по условиям труда проверяется соответствие проектной
документации нормативным правовым актам, нормам и нормативам по условиям труда
в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на работников
предприятий опасных и вредных производственных факторов.
2.6. В необходимых
случаях органы по труду субъектов Российской Федерации на основе настоящих
Методических указаний могут разрабатывать и утверждать региональные нормативные
документы по вопросам экспертизы по условиям труда с учетом специфических
особенностей.
3. Порядок
проведения государственной экспертизы
условий труда в
проектах строительства
3.1. Всероссийская
государственная экспертиза условий труда осуществляет:
3.1.1. Экспертизу
на соответствие требованиям условий труда в проектах строительства, которая является составной частью комплексной экспертизы
проектов строительства, проводимой Главгосэкспертизой при Минстрое России.
3.1.2. Экспертизу
условий труда объектов:
- строительство которых планируется финансировать полностью
или частично из федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской
Федерации, а также государственного кредита, за исключением потенциально
опасных, технически особо сложных объектов по перечню, установленному Минстроем
России;
- строящихся за границей при техническом содействии Российской
Федерации;
- строящихся для
совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при
финансировании строительства этих объектов из федерального бюджета и
внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита.
3.1.3. Выборочный контроль за качеством проектов строительства по условиям
труда, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от
источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и
принадлежности объектов.
3.1.4. По поручению
руководства Минтруда России, а также в связи с обращениями заказчиков,
проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в
строительстве рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы проектной
документации по условиям труда и подготавливает по ним соответствующие
предложения.
3.2. Порядок
проведения государственной экспертизы условий труда в проектах строительства
субъектов Российской Федерации.
3.2.1.
Государственная экспертиза условий труда субъектов Российской Федерации осуществляет:
- экспертизу
объектов, строительство которых планируется финансировать из соответствующих
бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга;
- экспертизу
объектов, намечаемых для строительства на соответствующей территории,
независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов
собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к ее компетенции
(за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Всероссийской
государственной экспертизой условий труда).
3.2.2. Выборочный
контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории
независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов
собственности и принадлежности объектов.
3.2.3. По поручению
руководства субъектов Российской Федерации, а также в связи с обращением
заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в
строительстве, рассмотрение разногласий по вопросам экспертизы проектной
документации по условиям труда и подготавливает по ним соответствующие
предложения.
4. Основные
вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
проектов
строительства по условиям труда
4.1. Основными
вопросами, подлежащими проверке при экспертизе условий труда в проектах
строительства, являются:
4.1.1. Соответствие
принятых решений по условиям труда заданию на проектирование, а также другим
исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными
организациями и органами государственного надзора.
4.1.2. Наличие
необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами
государственного надзора.
4.1.3. Соблюдение
комплекса требований, норм и правил: правовых, организационно - технических,
санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических, направленных на
обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в
процессе труда.
4.1.4.
Обоснованность применяемой технологии и оборудования с точки зрения
безопасности и благоприятных условий труда.
4.1.5. Рациональное
размещение зданий, сооружений и основных транспортных магистралей для
безопасности людских потоков, благоустройство и озеленение территории
предприятия, организация зон и мест отдыха, температурно - влажностный режим
помещений, естественное и искусственное освещение.
4.1.6. Выявление
источников потенциальных опасностей, а также отступлений от действующих норм и
правил значений показателей опасных и вредных факторов производственной среды
(санитарно - гигиенических, физических, химических, биологических,
психофизиологических).
4.1.7. Наличие
разработанных мероприятий по рациональным режимам труда и отдыха в целях
оптимизации напряженности трудовой деятельности.
4.1.8. Наличие и
правильность отнесения рабочих мест и профессий рабочих к категориям с
тяжелыми, вредными и опасными условиями труда.
4.1.9. Обеспечение защищенности работающих, занятых на работах с
неблагоприятными условиями труда. Правильность составления списков
производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым
устанавливаются льготные пенсии, а также льготы и компенсации за работу в
неблагоприятных условиях труда.
4.1.10. Обеспечение
работающих в неблагоприятных условиях труда техническими средствами
коллективной и индивидуальной защиты от вредных воздействий (шум, вибрация,
повышенное выделение тепла, ультразвука, ионизирующих и других излучений и
т.д.).
4.1.11. Соблюдение
нормативных требований по обеспечению работников запроектированными объектами
социально - бытового назначения и создание материальной базы социальной
инфраструктуры, включающей цеховые, межцеховые и общезаводские объекты.
4.1.12. Проверка
укрупненных нормативов площадей помещений:
а) санитарно -
бытового и коммунального назначения;
б) здравоохранения;
в) общественного
питания;
г) торгового и
бытового обслуживания;
д) культурно -
массового назначения;
е)
производственного обучения;
ж) прочих видов
обслуживания.
4.1.13. Наличие
дополнительных помещений социально - бытового обеспечения и условий труда,
учитывающих специфику трудовой деятельности социальных групп работающих
(женщин, подростков, людей с пониженной трудоспособностью и др.).
4.1.14. Проверка
следующих статей затрат в сметах на:
- льготы и
компенсации работникам, занятым на тяжелых ручных работах, а также работающим
во вредных и опасных условиях труда;
- сооружение
объектов социально - бытового обеспечения работающих.
4.1.15. Подробный
Перечень вопросов, проверяемых экспертами по условиям труда по стадиям
проектирования, приведен в Приложении 1.
5. Объем
проектной документации, представляемой
на экспертизу по
условиям труда, и сроки ее проведения
5.1. Проекты
строительства представляются заказчиком соответствующим органам государственной
экспертизы условий труда в объеме, предусмотренном СНиП 11-01-95, пункт 4.1,
вместе с разрешительной документацией по следующим разделам проекта:
- общая
пояснительная записка;
- генеральный план
и транспорт;
- технологические
решения;
- организация и
условия труда работников, управление производством и предприятием;
- архитектурно -
строительные решения;
- инженерное
оборудование, сети и системы;
- сметная
документация.
5.2. Комплектность
представленных материалов на их соответствие требованиям настоящих Методических
указаний по объему проектной документации проверяется экспертным органом по
условиям труда в 5-дневный срок с даты их получения.
5.3. При
установлении некомплектности проектной документации экспертный орган по
условиям труда уведомляет заказчика о необходимости предоставления недостающих
материалов.
5.4. Экспертный
орган по условиям труда имеет право запросить у заказчика дополнительную
информацию по рассматриваемому проекту строительства.
5.5. Проект может
быть возвращен на доработку, если экспертиза установила отступление от
нормативных требований по условиям труда.
5.6. При повторной
экспертизе представляются:
- пояснительная
записка к доработанному разделу проекта по замечаниям экспертного органа по
условиям труда;
- проектная
документация, в которую внесены изменения и дополнения по условиям труда по
результатам предыдущего рассмотрения.
5.7. Сроки
проведения государственной экспертизы проектов строительства по условиям труда
принимаются в зависимости от трудоемкости экспертизы и, как правило, не должны
превышать 30 дней.
5.8. В отдельных
случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных
объектов, указанный срок может быть увеличен по решению руководства экспертного
органа по условиям труда.
5.9. Началом экспертизы условий труда проекта строительства является дата
утверждения руководством экспертного органа по условиям труда плана ее
проведения (после проверки комплектности представленных заказчиком материалов
на экспертизу), а окончанием экспертизы - дата отправки заключения в
Главгосэкспертизу при Минстрое России (вневедомственную экспертизу субъекта
Российской Федерации) и заказчику.
5.10. Сроки рассмотрения экспертизы условий труда откорректированной проектной
документации по ее заключениям не должны превышать 20 дней.
5.11. В случае
необходимости выборочного контроля проектной документации по условиям труда ее
объем устанавливается соответствующим экспертным органом. При этом прилагаются
документы об утверждении проекта, заключения экспертного органа, ранее
рассматривавшего проект.
5.12. Срок рассмотрения
проектов строительства по условиям труда в порядке выборочного контроля
устанавливается в каждом конкретном случае руководством соответствующего
экспертного органа, но не должен превышать 45 дней.
5.13. При
необходимости в целях сокращения сроков рассмотрения проектной документации
экспертиза по взаимной договоренности может проводиться совместно
Главгосэкспертизой при Минстрое России (вневедомственной экспертизой субъекта
Российской Федерации) и государственной экспертизой условий труда Российской Федерации,
при этом экспертное заключение подписывается соответствующими представителями
обеих сторон.
6.
Заключение по экспертизе условий труда
проектов
строительства
6.1. По результатам
экспертизы составляется заключение.
Основные требования
по составу и содержанию экспертного заключения по условиям труда проекта
строительства приведены в Приложении 2.
6.2. Экспертное
заключение по условиям труда должно содержать:
- данные о месте и
времени проведения экспертизы, обоснование, в связи с
чем она организуется и проводится, сведения об эксперте;
- краткую
характеристику исходных данных и основные проектные решения по условиям труда,
указывается, какие конкретные разделы и части
проектной документации рассматриваются при экспертизе;
- конкретные
замечания и предложения по принятым проектным решениям, формирующим условия
труда, факторы производственной среды в сравнении с нормативами;
- предоставляемые
льготы и компенсации и их соответствие условиям труда;
- выявление
отклонений от действующих норм и нормативов либо нарушений действующего
законодательства;
- рекомендации по
дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующей
доработке проекта;
- рекомендации об
утверждении проекта (при отсутствии серьезных замечаний) или отклонении.
6.3. Экспертное
заключение по условиям труда в проектах строительства на федеральном уровне
утверждается Главным государственным экспертом Российской Федерации по условиям
труда и направляется в Главгосэкспертизу при Минстрое России и заказчику.
6.4. Экспертные
заключения по условиям труда в проектах строительства, подготовленные
государственной экспертизой условий труда субъекта Российской Федерации,
утверждаются его руководством и передаются во вневедомственную экспертизу
субъекта Российской Федерации и заказчику.
Приложение
1
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОПРОСОВ,
ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭКСПЕРТАМИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
ПО СТАДИЯМ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
При предпроектных
проработках и стадиях проектирования круг решаемых вопросов по условиям труда и
степень их подробности различны.
При разработке
обоснований инвестиций и ТЭО проектные решения по условиям труда осуществляются
методом укрупненных расчетов или по аналогии с передовыми предприятиями с
необходимой степенью подробности и достаточности для принятия основных
проектных решений и определения стоимости строительства.
В разрабатываемых
проектах (рабочих проектах) строительства требования к
условиям труда работающих проектируются в полном объеме по всем подразделениям,
входящим в состав предприятия.
1.
Экспертиза условий труда в обоснованиях
инвестиций и ТЭО
В обоснованиях
инвестиций и ТЭО эксперты по условиям труда проверяют:
1.1.
Технологические процессы, основное оборудование, применяемое сырье и материалы
на соответствие действующим нормам и нормативам для создания благоприятных
условий труда.
1.2. Соблюдение
требований, указанных в задании, на разработку обоснований инвестиций (или ТЭО)
к проектированию технологического и архитектурно - строительного разделов по
созданию объектов социально - бытового обеспечения работников и благоприятных
условий труда.
1.3. Создание
благоприятных условий труда и отдыха при проектировании генерального плана и
транспорта, а также архитектурно - строительного раздела проекта: рациональное
размещение зданий для улучшения использования рабочего времени при перемещениях
рабочих в процессе производства, безопасность людских потоков, организация зон
и мест отдыха, температурно - влажностный режим помещений.
1.4. Соблюдение
нормативных требований по обеспечению работников запроектированными объектами
социально - бытового назначения (санитарно - бытового и коммунального,
здравоохранения, общественного питания, торгового и бытового обслуживания,
культурно - массового назначения и производственного обучения).
1.5. Статьи
расходов в сметах на:
- компенсацию
работникам, занятым на тяжелых работах, а также занятым во вредных и опасных
условиях труда;
- создание объектов
социально - бытового обеспечения работников.
2.
Экспертиза проекта (рабочего проекта)
строительства по
условиям труда
В проектах (рабочих
проектах) эксперты по условиям труда проверяют:
2.1. Выполнение
требований по условиям труда, указанных в задании на проектирование: к
разработке технологий и рабочих мест, к оборудованию, строительным решениям,
применяемому сырью и материалам.
2.2. В
технологическом и архитектурно - строительном разделах проекта:
2.2.1. Отсутствие
или минимальное выделение в воздух производственных помещений или в атмосферу
вредных веществ, а также отсутствие или минимальное выделение тепла и влаги в
рабочие помещения.
2.2.2. Отсутствие
или минимальное образование шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн,
радиочастот, статического электричества, ионизирующих и других излучений.
2.2.3. Безопасную
организацию людских и грузовых потоков, нормативные размеры проходов и
проездов.
2.3. В разделе
проекта "генеральный план и транспорт и архитектурно - строительных
решениях":
2.3.1. Рациональное
размещение зданий и сооружений для улучшения использования рабочего времени при
перемещении рабочих в процессе производства.
2.3.2.
Благоустройство и озеленение территории предприятия.
2.3.3. Организацию
зон и мест отдыха.
2.3.4. Естественное
и искусственное освещение.
2.3.5. Цветовые
решения и конструктивные элементы интерьеров.
2.4. При экспертизе
архитектурно - строительного раздела проекта наряду с обеспечением
благоприятных условий труда и связанных с ним помещений социально - бытового
обеспечения работников на производстве должна проверяться материальная база его
социальной инфраструктуры, включающей цеховые, межцеховые, общезаводские и
территориальные объекты кратковременного, многократного, периодического и
эпизодического пользования.
Проверка должна
проводиться также с учетом социальных групп работающих (женщин, подростков,
людей пожилого возраста и с пониженной работоспособностью, беременных женщин),
для которых должны предусматриваться условия труда и социально - бытовое
обеспечение, учитывающие специфику их трудовой деятельности по следующим
объектам:
2.4.1. Санитарно
- бытового и коммунального назначения.
2.4.2.
Здравоохранения.
2.4.3.
Общественного питания.
2.4.4. Торгового и
бытового обслуживания.
2.4.5. Культурно -
массового назначения.
2.4.6.
Производственного обучения.
2.4.7. Прочих видов
обслуживания.
Наименование
объектов и помещений, указанных в пунктах 2.4.1 - 2.4.7, смотри в таблице N 1
настоящего Приложения.
- устройство
пылеулавливающей вентиляции у мест образования пыли;
- применение
пневматического транспорта для пылящих веществ;
- применение
коллективных и индивидуальных средств защиты;
- наличие
встроенных местных отсосов;
- обеспечение
тепловой изоляции нагретых поверхностей;
- укрытие пылящего
оборудования;
- обеспечение
оборудования контрольно - измерительными приборами, располагаемыми в местах,
удобных и безопасных для наблюдения и обслуживания.
2.5.9. Защита от
тепловыделений:
- теплоизоляция
поверхностей, излучающих тепло, путем использования водоохлаждаемых экранов,
завес и др.;
- теплоизоляция и
охлаждение рабочих мест;
- естественная и
искусственная вентиляция;
- воздушное
охлаждение замкнутых пространств печей, находящихся в ремонте;
- водораспыление на
рабочих местах и в приточных оконных проемах;
- спецодежда и
другие индивидуальные защитные средства;
- рациональная
организация режима труда и отдыха;
- устройство
специальных мест, кабин и комнат отдыха.
2.5.10.
Предупреждение действия ионизирующих излучений и электромагнитных волн высокой
частоты.
2.5.11. Защита от
вредного действия шума:
- использование
глушителей аэродинамического шума;
- установка под
оборудование специальных амортизаторов и фундаментов;
- размещение
шумообразующего оборудования обособленно в изолированных помещениях или боксах,
защищенных перегородками или экранами;
- облицовка
потолков, стен и полов шумопоглощающими материалами и конструкциями, укрытие
шумного оборудования специальными кожухами;
- установка
вентиляторов и насосов с электродвигателями на вибро- и звукопоглощающих
основаниях.
2.5.12. Защита от
действия ультразвука.
2.5.13. Защита от
вредных действий вибраций:
- наличие
индивидуальных средств защиты от вибраций (антивибрационные рукавицы и
специальная обувь).
2.5.14. Требования
к производственному освещению:
- вид и параметры
производственного освещения;
- достаточность
освещенности рабочей поверхности;
- наличие в
производственных помещениях и в проходах аварийного освещения;
- наличие
понижающего напряжения для местного и ремонтного освещения;
- наличие
повышенной освещенности опасных рабочих мест;
- удаление тепла,
излучаемого мощными источниками света, путем вентиляции и кондиционирования
воздуха;
- достаточность
наружного освещения в местах производства работ, движения транспорта и людей;
- электропитание от
раздельных сетей наружного и внутреннего освещения зданий и сооружений на
промышленных площадках;
- наличие проектных
решений, обеспечивающих безопасность обслуживания светильников.
2.6. При экспертизе
раздела проекта "организация и условия труда работников, управление
производством и предприятием" рассматривается и анализируется:
2.6.1. Численный и
профессионально - квалификационный состав рабочих (сводные данные в целом по
предприятию, включающие в себя рабочих основного и вспомогательного
производства, а также вспомогательных служб).
2.6.2. Общее
количество рабочих мест, численный и профессиональный состав работающих во
вредных и опасных условиях, а также занятых тяжелым физическим трудом.
2.6.3.
Достаточность и качество предлагаемых в проекте решений и требований по
формированию условий труда, обеспечивающих снижение численности работающих в
неблагоприятной производственной среде.
2.6.4. Правильность
составленных списков работающих на установление льгот и компенсаций за работу в
неблагоприятных условиях труда.
2.7. При
рассмотрении проекта технического перевооружения и реконструкции действующего
предприятия проводится анализ данных значений параметров вредных и опасных
производственных факторов в сопоставлении с проектными и нормативными
значениями.
2.8. Экспертизой не
допускается внедрение технологий, в том числе и приобретенных за рубежом, не
отвечающих требованиям стандартов, правил и норм по условиям и охране труда и
технике безопасности. Ни одно новое или реконструируемое предприятие,
производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не имеют
сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
2.9. В разделе
проекта "сметная документация" рассматривается правильность
предусмотренных в смете затрат на:
2.9.1. Объекты,
обеспечивающие благоприятные условия труда, а также связанные с ними помещения
социально - бытового обеспечения работников (в соответствии с пунктами 2.4.1 -
2.4.7 настоящего Приложения).
2.9.2. Льготы и
компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, а также занятым во вредных
и опасных условиях труда.
Приложение
2
ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
ПО СОСТАВУ И
СОДЕРЖАНИЮ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
1. Во введении
даются следующие сведения:
1.1. Наименование
объекта и его местонахождение.
1.2. Сроки
проведения экспертизы.
1.3. Заказчик.
1.4. Инвестор,
источники финансирования.
1.5.
Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы.
1.6. Основание для
разработки проекта:
- задание на
проектирование;
- обоснование
инвестиций в строительство;
- государственные
целевые программы и т.д.
1.7. Проектная
документация, представленная на экспертизу (перечислить).
1.8. Приводится
обоснование, в связи с чем организуется и проводится
экспертиза по условиям труда.
1.9. Данные об
эксперте.
2. Во второй части
экспертного заключения указывается, по каким разделам проекта рассматриваются
конкретные вопросы:
2.1. Общая
характеристика технологических процессов, основного оборудования, сырья и
материалов с точки зрения создания благоприятных условий труда.
2.2.
Основные архитектурно - строительные решения и вопросы инженерного оборудования
зданий и сооружений по созданию благоприятных и безопасных условий труда, а
также обеспечение работающих объектами социально - бытового назначения.
2.3.
Основные решения по условиям труда работающих.
Общая численность и
профессионально - квалификационный состав рабочих, количество рабочих мест,
численный и профессиональный состав работающих во вредных, тяжелых и опасных
условиях труда.
Обоснование
предусмотренных в проекте льгот и компенсаций для работающих в неблагоприятных
условиях труда.
2.4.
Предусмотренные в сметах затраты на:
- объекты социально
- бытового обеспечения работающих;
- льготы и
компенсации работающим в неблагоприятных условиях
труда.
3. В третьей части
экспертного заключения по условиям труда содержатся конкретные замечания и
предложения экспертов по следующим вопросам:
3.1. По выявленным
отклонениям от действующих норм и нормативов либо нарушениям действующего
законодательства по вопросам, изложенным в пунктах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4
настоящего Приложения.
3.2. Внесенным
изменениям и дополнениям в проект в процессе
экспертизы.
3.3. О полноте
учета в проектной документации требований по объектам социально - бытового
обеспечения работающих.
3.4. К качеству и
достаточности предлагаемых проектных решений по условиям труда.
3.5. Учету
требований действующих норм и нормативов опасных и вредных производственных
факторов.
3.6. Правильности
составления перечня рабочих мест, количества наименований профессий и
должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение.
3.7. Соответствие
нормативам принятых затрат на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных
условиях труда.
4. Выводы и
решения.
4.1. Общие выводы о
целесообразности и достаточности инвестиций в строительство с учетом создания
благоприятных условий труда.
4.2. Рекомендации о
необходимой доработке представленных материалов на следующих стадиях
проектирования и дополнительные предложения по улучшению условий труда,
возникшие в процессе экспертизы.
4.3. Ожидаемые
затраты по представлению льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных
условиях труда.
4.4. Рекомендации
об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний) или отклонении проекта.
4.5. По
утвержденным проектам, рассматриваемым в порядке выборочного контроля, делается
вывод об одобрении или необходимости доработки проектной документации.
4.6. Экспертное
заключение по условиям труда, подписанное экспертом (или экспертами),
выполняющим экспертизу, и утвержденное Главным государственным экспертом
Российской Федерации по условиям труда, направляется в Главгосэкспертизу при
Минстрое России, осуществляющему комплексную экспертизу проекта строительства,
и заказчику.
4.7. Экспертное
заключение по условиям труда и проектам строительства, подготовленное
государственными экспертами условий труда субъекта Российской Федерации,
утверждается его руководством и передается во вневедомственную экспертизу
субъекта Российской Федерации и заказчику.
4.8. При проведении
совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов,
участвующих в рассмотрении проекта строительства.