ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
от 15 января 1997 года
ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА 1997 - 1998 ГОДЫ
Глава I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Отраслевое (тарифное) соглашение (в дальнейшем -
Соглашение) заключено в соответствии с Законом Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях", Кодексом законов о труде Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными
и нормативными актами с целью обеспечения эффективной работы организаций
агропромышленного комплекса, защиты прав и решения социально - экономических
проблем, регулируемых на отраслевом уровне, установление отношений сторон в
области организации, условий оплаты труда, обеспечения занятости,
социальных гарантий работников отрасли.
1.2. Сторонами
Соглашения являются:
ЦК профсоюза
работников агропромышленного комплекса Российской Федерации;
Министерство
сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Аграрный союз
России, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных
кооперативов (АККОР);
Министерство труда
и социального развития Российской Федерации.
1.3. Нормы
Соглашения являются обязательными для организаций различных форм собственности,
подведомственных Минсельхозпроду России, а также деятельности организаций,
учредивших Аграрный союз России и Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов, делегировавших полномочия на заключение
данного Соглашения.
1.4. Соглашение
служит основой для заключения соглашений на территориальном уровне и
коллективных договоров в организациях отрасли. Соглашения и коллективные
договора не должны содержать условий, ухудшающих положение работников по
сравнению с действующим законодательством, а также настоящим Соглашением.
Соглашение не
ограничивает права работников, работодателей, руководителей агропромышленного
комплекса республик, краев и областей, автономных образований в расширении
социальных гарантий и льгот работникам за счет собственных средств.
1.5. Стороны
признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех
работников организаций независимо от членства в профсоюзе представляют и
защищают профкомы, а специальных соглашений - территориальные организации
профсоюза агропромышленного комплекса.
1.6. Стороны,
заключившие Соглашение, строят свои взаимоотношения в духе партнерства,
конструктивного и делового сотрудничества.
1.7. Стороны,
заключившие настоящее Соглашение, в своей деятельности строго руководствуются
действующим законодательством Российской Федерации, несут ответственность за
выполнение принятых обязательств в порядке, установленном Законом Российской
Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и данным
Соглашением.
1.8. Соглашение
вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31 декабря 1998
года.
В течение срока
действия Соглашения в него по взаимной договоренности Сторон могут вноситься
изменения и дополнения, улучшающие социально - экономическое положение
работников отрасли.
1.9. Ни одна из
Сторон настоящего Соглашения не может в одностороннем порядке прекратить
выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации одной из
Сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику.
Глава II.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
2.1. Стороны
содействуют развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства,
многообразию форм собственности и хозяйствования, сохранению и повышению
плодородия земель, использованию их для производства сельскохозяйственной
продукции и сырья.
2.2. Минсельхозпрод
России с участием Аграрного союза России, АККОР и ЦК профсоюза работников АПК
Российской Федерации вносят предложения в Правительство Российской Федерации по
реализации Федеральной целевой программы стабилизации и развития
агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы (Указ
Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 933):
- совершенствования
экономических и земельных отношений;
- решению проблем
социального развития села;
- усилению
социальной ориентации государственной поддержки на федеральном уровне;
- проведению
политики разумного государственного протокционизма,
обеспечивающей производителям условия для нормальной конкуренции на внутреннем
и внешнем рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия путем
применения обоснованных таможенных пошлин, налогов и сборов;
- поддержанию
уровня гарантированных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и
сырье;
- созданию
механизма кредитования сельскохозяйственного производства;
- сочетанию
последовательной децентрализации инвестиционного процесса за счет повышения
доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений, и
государственного финансирования развития АПК;
- созданию
необходимой законодательной базы для защиты экономических, правовых и
социальных интересов сельских товаропроизводителей, работников пищевой и
перерабатывающей промышленности;
- сохранению и
развитию научного потенциала АПК.
2.3. Минсельхозпрод
России добивается обеспечения своевременной выплаты организациям сельского
хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности средств
в размере утвержденного в федеральном бюджете лимита.
2.4. Минсельхозпрод
России оказывает помощь субъектам Российской Федерации в разработке
региональных программ аграрной реформы и заключении соглашений по вопросам
агропромышленного комплекса.
2.5. Аграрный союз
России, АККОР:
- представляют и
отстаивают права и интересы своих членов по вопросам некоммерческой и
коммерческой деятельности и регулирования социально - трудовых отношений,
добровольном выборе форм собственности;
- способствуют
налаживанию взаимовыгодных связей между всеми субъектами АПК, их объединению в
отраслевые, территориальные и другие формирования в целях увеличения
производства и реализации продуктов питания;
- способствуют
становлению тружеников села как подлинных хозяев не только созданного продукта,
но и средств его производства, в т.ч. земли на основе
реализации конституционного права частной собственности на землю;
- направляют усилия
аграрных (крестьянских) союзов на решение социальных вопросов на селе;
- участвуют в
рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов;
- вносят в
установленном порядке предложения по совершенствованию налогового
законодательства, социальному развитию села.
2.6. ЦК профсоюза
работников агропромышленного комплекса Российской Федерации:
- осуществляет
защиту трудовых прав и социальных гарантий работников;
- оказывает
правовую помощь в вопросах оплаты труда, режима рабочего времени, приема на
работу и увольнения, занятости, возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.;
- проводит работу в
органах законодательной и исполнительной власти по принятию нормативных актов о
повышении социальной защиты работников АПК;
- всемерно
содействует реализации настоящего Соглашения, снижению социальной напряженности
в организациях;
- берет на себя
обязательство не организовывать забастовок на срок действия Соглашения при
условии выполнения его положений.
2.7. Стороны
принимают участие в разработке и оценке государственных документов, касающихся
АПК, сотрудничают в обмене информацией, передовым опытом и проведении
общественных мероприятий по вопросам развития АПК.
Глава III.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ
И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Минсельхозпрод
России, Аграрный союз России, АККОР принимают меры по сохранению и созданию
новых рабочих мест для обеспечения занятости высвобождаемых и вновь принятых на
работу работников отрасли.
3.1. Минсельхозпрод
России:
- принимает участие
в разработке программ занятости в субъектах Российской Федерации, консультирует
органы управления агропромышленным комплексом по вопросам прогнозирования
занятости, высвобождения и рационального использования работников отрасли;
- оказывает
методическую помощь неплатежеспособным организациям, содействует принятию мер,
обеспечивающих санацию несостоятельных организаций с максимально возможным
сохранением рабочих мест;
- обеспечивает
организацию мероприятий по подготовке и переподготовке кадров для
агропромышленного комплекса в подведомственной системе высшего, среднего
специального и дополнительного образования.
3.2. Работодатель:
-
обеспечивает выполнение законодательства по занятости и гарантиям реализации
права граждан на труд, предоставляет профорганам информацию о создании и
ликвидации рабочих мест;
- в случае отказа в
трудоустройстве молодым специалистам (выпускникам ПТУ, техникумов, колледжей,
вузов), направленным в организацию в соответствии с заявкой, производит целевые
отчисления в фонд занятости в соответствии с действующим законодательством;
- за счет
собственных средств, оставшихся в распоряжении организаций в соответствии с
действующими законодательными и нормативными актами, оказывает материальную
помощь особо нуждающимся работникам.
3.3. Работодатель
по согласованию с профсоюзным комитетом организации:
- организует
переобучение высвобождаемых работников новым профессиям;
- вводит в
организации режим неполного рабочего времени.
Предельный уровень
сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также
порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливается в
коллективном договоре с учетом действующего законодательства.
Глава IV.
ОПЛАТА ТРУДА
Стороны проводят
политику, направленную на повышение доходов работников отрасли за счет роста
эффективности производства.
4.1. Вид, формы,
системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных
поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными
категориями работников организации определяют самостоятельно и фиксируют их в
коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.
4.2.
Устанавливается следующий механизм регулирования оплаты труда:
- с 01.01.97
минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1 разряда
сельскохозяйственных организаций, пищевой и перерабатывающей промышленности
устанавливается не ниже двукратной величины минимальной оплаты труда при
условии отработки ими полностью определенной на этот период нормы рабочего
времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда);
- в случае,
когда экономическое положение отдельных организаций не может обеспечить им
применение минимальной тарифной ставки, предусмотренной настоящим Соглашением,
Стороны, при подписании коллективного договора на предприятии, могут принимать
решение о других размерах этих минимальных ставок, но не ниже минимального
размера оплаты труда, установленного законодательством;
- оплата труда
работников дифференцируется в зависимости от сложности выполняемых работ и его
профессионально - квалификационного уровня;
- организации
самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в
зависимости от роста индекса потребительских цен в регионе и в пределах
имеющихся средств;
- наименование
профессий, тарификация рабочих и работ, присвоение квалификационных разрядов
производится в соответствии с ЕТКС;
- в организациях
бюджетной сферы оплата труда работников производится в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785
"О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на
основе Единой тарифной сетки" с учетом последующих изменений и дополнений.
4.3. Работодатель
разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности (производительности)
труда и на их основе обеспечивает сближение между минимальной тарифной ставкой
и величиной прожиточного минимума.
4.4. Для
обеспечения полной и своевременной выплаты причитающейся работникам заработной
платы в организациях (за исключением финансируемых из бюджета) создается
целевой резервный фонд заработной платы на основаниях, в размерах и порядке,
предусматриваемых коллективным договором.
4.5. Введение,
замена и пересмотр норм Труда производится работодателем по согласованию с
профсоюзным органом с извещением работников не позднее
чем за один месяц.
О введении новых
условий оплаты труда или изменении условий оплаты труда работодатель обязан
известить работников не позднее чем за два месяца.
4.6. Размеры
компенсационных доплат (за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда,
за работу в ночное время и др.) определяются коллективным договором, но не ниже
размеров, установленных законодательством.
Оплата времени
вынужденного простоя не по вине работника производится из расчета тарифной
ставки установленного работнику разряда (оклада) или среднего разряда
выполняемых им работ.
Глава V.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
5.1. Минсельхозпрод
России:
- в соответствии с
Основами законодательства Российской Федерации об охране труда осуществляет
общие начала управления охраной труда;
- оказывает
методическую помощь органам управления сельским хозяйством и продовольствия
субъектов Российской Федерации в разработке и обеспечении отраслевых программ
по охране труда;
- ежеквартально
доводит до сведения руководства и специалистов агропромышленного комплекса
анализ производственного травматизма для прогнозирования и разработки
мероприятий по его предупреждению;
- обеспечивает контроль за ходом выполнения Программы первоочередных мер по
улучшению условий и охраны труда в агропромышленном комплексе Российской
Федерации на 1996 - 1997 годы;
- оказывает
методическую и практическую помощь органам управления АПК по проведению
аттестации постоянных рабочих мест на производственных объектах и средств производства на соответствие требованиям охраны труда.
5.2. Работодатель:
- обеспечивает
выполнение в трудовых коллективах законодательных и иных нормативных актов по
охране труда;
- проводит
обязательную аттестацию постоянных рабочих мест;
- создает здоровые
и безопасные условия труда и принимает необходимые меры по профилактике
производственного травматизма и профзаболеваемости;
- обеспечивает
работников в полном объеме спецодеждой, спецобувью,
другими средствами индивидуальной защиты, моющими и дезинфицирующими средствами
по установленным в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами нормам;
- организует
проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников
организации.
Совместно с
профсоюзным комитетом организации:
- разрабатывает и
внедряет мероприятия по механизации работ, в том числе предусматривающие
облегчение труда женщин на перемещении тяжести;
- заключает
договоры на обязательное страхование работников от несчастных случаев на
производстве. Перечень профессий работников, выбор страховой компании, размер и
условия добровольного страхования устанавливаются коллективным договором;
- обеспечивает
пересмотр, разработку и корректировку действующих норм труда для работников,
занятых сельскохозяйственными работами на территориях, подвергшихся
Чернобыльской и другим экологическим катастрофам с учетом обязательного выполнения
требований радиационной безопасности.
5.3. Отказ
работника от выполнения работ в связи с опасными и вредными условиями труда по
определению комиссии от администрации и профкома не влечет для него каких-либо
правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом
договоре (контракте).
5.4. ДК профсоюза
принимает участие в подготовке отраслевых мероприятий по улучшению условий
труда и предупреждению травматизма в организациях АПК, а также в разработке
отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда,
профессиональных заболеваний и экологической безопасности.
Глава VI.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
6.1. Минсельхозпрод
России, Аграрный союз России, АККОР и ЦК профсоюза работников агропромышленного
комплекса Российской Федерации в рамках настоящего Соглашения рекомендуют
работодателям устанавливать следующие дополнительные социальные гарантии и
компенсации за счет собственных средств с включением
их в коллективный договор:
- выплату
компенсаций в размере не ниже минимальной заработной платы инвалидам труда при
предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;
- выплата
единовременного пособия при выходе работника на пенсию, рождении ребенка;
- предоставление
оплачиваемых, исходя из тарифной ставки (оклада) работника, дней отдыха на
предусмотренный в коллективном договоре срок в случаях:
- собственной
свадьбы;
- свадьбы детей;
- смерти супругов,
членов семьи (дети, родители, родные братья и сестры);
- бесплатное или
частично оплачиваемое содержание детей в детских дошкольных учреждениях и
оздоровительных лагерях;
- предоставление
оплачиваемого дня отдыха в День знаний (1 сентября) матерям, либо другим лицам,
воспитывающим детей - школьников младших классов (1 - 4 класс);
- за
работниками, высвобождаемыми из организаций в связи с сокращением численности
или штата, не менее двух лет после увольнения гарантируется сохранение очереди
на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы в
соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также
возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими
дошкольными учреждениями на равных условиях с работниками, работающими в данной
организации.
6.2. Работодатель
обеспечивает в соответствии с действующим законодательством:
- выплату
компенсаций и предоставление льгот женщинам, работающим на селе, а также
работникам организаций, находящихся на территориях Чернобыльской и других
экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций;
- компенсацию
расходов из средств организации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера
и приравненным к ним местностям не менее трех лет, связанных с переселением из
этих мест.
6.3. Работодатель
оказывает содействие работникам организаций в улучшении их жилищных условий и
по согласованию с трудовым коллективом направляет часть прибыли, остающейся в
распоряжении организации, на оказание помощи для индивидуального и кооперативного
жилищного строительства и участие в долевом строительстве за счет средств,
выделяемых для этих целей.
Глава VII.
ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Права
соответствующего выборного профсоюзного органа организации и гарантии его
деятельности определяются Законом Российской Федерации "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами республик в составе
России, Уставом профсоюза работников агропромышленного комплекса, генеральным и
отраслевым соглашениями, коллективным договором, другими нормативными актами.
7.2. Работодатель:
- соблюдает права и
гарантии профсоюзной деятельности;
- предоставляет
профсоюзному комитету бесплатно необходимые помещения для работы самого
профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортные средства
и имеющиеся средства связи и оргтехники;
- обеспечивает
включение представителей профкома в состав выборных органов организаций и
комиссии по их реорганизации или ликвидации;
- не препятствует
представителям профсоюзных органов посещать предприятия, на которых работают
члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных
законодательством прав;
- обеспечивает по
личным письменным заявлениям членов профсоюза проведение безналичной системы
удержания профсоюзных взносов из заработной платы, их перечисление на счет
профсоюзного органа организации на условиях, предусмотренных коллективным
договором;
- предоставляет
членам выборных профсоюзных органов свободное от работы время с сохранением
среднего заработка для выполнения общественных обязанностей на условиях,
предусмотренных коллективным договором.
7.3. Социальные
льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективными договорами для
работников организаций, распространяются на выборных освобожденных профсоюзных
работников.
Глава VIII.
КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ
8.1. Стороны
доводят настоящее Соглашение до коллективов подведомственных организаций.
Стороны
договорились, что контроль за выполнением Соглашения
осуществляется отраслевой трехсторонней комиссией с участием представителей
Сторон.
8.2. Результаты
выполнения Соглашения рассматриваются на совместных заседаниях отраслевой
комиссии до итогам полугодия
и года. Информация об этом направляется в регионы.
8.3. Разногласия
при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматривать на
отраслевой комиссии в сроки, предусмотренные Законом "О коллективных
договорах и соглашениях", с приложением протокола разногласий и перечня принятых мер по их разрешению.
Председатель ЦК
профсоюза
работников
агропромышленного
комплекса
Российской
Федерации
А.С.ДАВЫДОВ
Председатель
Аграрного союза России
В.А.СТАРОДУБЦЕВ
Президент
Ассоциации
крестьянских
(фермерских)
хозяйств и
сельскохозяйственных
кооперативов
(АККОР)
В.Ф.БАШМАЧНИКОВ
Министр сельского
хозяйства
и продовольствия
Российской
Федерации
В.И.ХЛЫСТУН
15.01.97
Заместитель
Министра
труда и социального
развития
Российской
Федерации
А.А.РОДИОНОВ