ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР
РОССИИ
ПРИКАЗ
от 25 февраля 1997 г. N 24
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
На основании
Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 05.11.95 N 1113 приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие Положение о функциональной подсистеме по контролю за
химически опасными и взрывоопасными объектами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Заместителям
начальника Госгортехнадзора России, членам коллегии, начальникам управлений и
отделов Госгортехнадзора России, руководителям округов, инспекций, всем
работникам системы Госгортехнадзора России принять к руководству и исполнению
Положение о функциональной подсистеме по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Начальникам
округов и приравненных к ним в правах инспекций Госгортехнадзора России
обеспечить координацию действий и взаимодействие с соответствующими
региональными, территориальными и местными органами, входящими в систему РСЧС.
4. Признать
утратившим силу Приказ Госгортехнадзора России от 06.10.93 N 137 "Об
утверждении Положения о функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных и промышленных
объектов РСЧС".
Начальник
Госгортехнадзора
России
М.П.ВАСИЛЬЧУК
Утверждено
Приказом
Госгортехнадзора России
от 25 февраля 1997
г. N 24
Срок ввода в
действие -
с 25 февраля 1997
года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
РД 03-133-97
Разработано и
внесено техническим управлением.
1. В соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном
надзоре России (пункт 5), утвержденным Указом Президента Российской Федерации
от 18.02.93 N 234, и с Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 6), утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113,
Госгортехнадзор России входит в состав единой государственной системы
предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в качестве
самостоятельной функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически
опасными и взрывоопасными промышленными объектами, действующей на федеральном,
региональном, территориальном местном и объектовом уровнях.
В соответствии с Федеральным
планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
утвержденным решением Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций от 29 ноября 1996 г. (протокол N 6). В функции, решаемые
Госгортехнадзором России, в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций входит
ведение наблюдения и контроля и оценка состояния безопасности поднадзорных
потенциально опасных объектов и составляющих узлов, а также запрещение
потенциально опасной деятельности при возникновении угрозы объекту,
составляющим узлам, прилегающим территориям и населению.
Госгортехнадзор
России организует и осуществляет мероприятия по ликвидации чрезвычайных
ситуаций на поднадзорных объектах и информирует МЧС России о ходе их
проведения.
2. Государственный
надзор за обеспечением безопасности на подконтрольных потенциально опасных
объектах осуществляется Госгортехнадзором России через образуемые им округа
госгортехнадзора и приравненные к ним в правах инспекции <*>, относящиеся
к региональному и территориальному уровню РСЧС; через образуемые округами и
подчиненные им инспекции, относящиеся к местному и объектовому уровню РСЧС,
через инспекторский состав госгортехнадзора, который относится к категории сил
и средств функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами.
--------------------------------
<*> Далее -
по тексту округа.
Госгортехнадзор
России вместе с образованными им округами, инспекциями и инспекторами
составляет единую функциональную подсистему РСЧС.
В центральном
аппарате Госгортехнадзора России образуется Комиссия по чрезвычайным ситуациям
Госгортехнадзора России, являющаяся координирующим органом в области
предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на подконтрольных
предприятиях и объектах.
СХЕМА
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА ХИМИЧЕСКИ
ОПАСНЫМИ И ВЗРЫВООПАСНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ЕДИНОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ
┌────────────────────────┐
┌────────────────┐
(федеральный │
Федеральный горный и │
│ Комиссия по │
уровень)
│ промышленный надзор │ │ чрезвычайным │
│ России ├─┤ ситуациям
│
│(Госгортехнадзор России)│ │Госгортехнадзора│
│
│ │ России │
└────────────┬───────────┘
└────────────────┘
│
┌────────────┴───────────┐
(региональный и │Округа госгортехнадзора │
территориальный │и приравненные в правах │
уровень)
│ к округам инспекции │
└────────────┬───────────┘
│
┌────────────┴───────────┐
(местный и │Инспекции госгортехнад-
│
объектовый уровень) │зора │
└────────────┬───────────┘
│
┌────────────┴───────────┐
(силы и средства │Инспектора госгортехнад-│
функциональной
│зора
│
подсистемы)
└────────────────────────┘
3. Деятельность Госгортехнадзора России как функциональной подсистемы
РСЧС определяется Положением о единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляется в пределах задач, функций и
прав, предусмотренных Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре
России, Положением об округе Федерального горного и промышленного надзора
России (Госгортехнадзора России) и Типовым положением об инспекции в составе
округа Госгортехнадзора России, Типовым положением о государственном инспекторе (главном государственном инспекторе) Федерального
горного и промышленного надзора России, а также данным Положением <*>.
--------------------------------
<*> Данное
Положение вводится взамен Положения о функциональной подсистеме наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных промышленных
объектов РСЧС (РД 03-30-93).
Все задачи,
функции и права органов и инспекторов госгортехнадзора, связанные с
обеспечением эффективного надзора и контроля за технической безопасностью
подконтрольных потенциально опасных объектов и предусмотренные вышеуказанными
документами и Перечнем прав должностных лиц системы Госгортехнадзора России,
утвержденным Председателем Госгортехнадзора России в апреле 1993 г., являются
одновременно задачами, функциями и правами их как органов управления и звеньев
функциональной подсистемы по контролю за химически
опасными и взрывоопасными объектами.
4. Федеральный
горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), как руководящий
орган функциональной подсистемы по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами, относится к федеральному уровню РСЧС (структурная
схема системы Федерального горного и промышленного надзора России приведена в
Приложении 1) и выполняет следующие функции:
организация
и осуществление государственного регулирования, надзора и контроля за
соблюдением федеральными органами исполнительной власти, предприятиями,
объединениями и организациями, независимо от их организационно - правовых форм,
должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в
промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью
предотвращения аварий и катастроф техногенного характера на территории
Российской Федерации;
обеспечение
своевременного реагирования на аварии и инциденты технического характера соответствующих служб центрального аппарата
Госгортехнадзора России;
анализ информации
об авариях на подконтрольных предприятиях и объектах по оперативным данным;
оценка состояния
промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях и объектах, в отраслях
промышленности, на территориях и в регионах, прогноз вероятности возникновения
техногенных аварий и катастроф;
организация и
руководство надзорной и контрольной работой, профилактическими акциями подчиненных
ему округов и инспекций, направленными на обеспечение безопасной эксплуатации
потенциально опасных объектов;
организация
технического расследования аварий и катастроф техногенного характера,
непосредственное участие в расследованиях аварий с тяжелыми последствиями,
разработка профилактических мер.
5. Координация
деятельности Госгортехнадзора России и МЧС России осуществляется в следующих
направлениях:
проведение
совместных обследований состояния безопасности на промышленных объектах и их
готовности к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с рассмотрением
результатов их работы на заседаниях Межведомственной комиссии по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора
России, научно - технического совета и др.;
обмен информацией о
причинах аварийности в промышленности и осуществляемых мерах по обеспечению
безаварийной и устойчивой работы предприятий;
совместное
обсуждение проблемных вопросов предупреждения крупных промышленных аварий;
подготовка и
реализация программ повышения уровня безопасности
промышленных объектов и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
проведение
совместных семинаров, конференций и т.п.;
совместное
расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных
крупными промышленными авариями в отраслях промышленности, и выработку мер по
их предотвращению;
осуществление
согласованных мер по совершенствованию процедуры декларирования безопасности
промышленных объектов.
6. Округ
госгортехнадзора, будучи юридическим лицом, в соответствии с Положением об
округе Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора
России) (пункт 4) является региональной (территориальной) структурой функциональной
подсистемы по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами и
выполняет следующие функции:
организация
и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением
территориальными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и
организациями, независимо от их организационно - правовых форм, должностными
лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности,
устройству и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий
и катастроф техногенного характера на подконтрольных предприятиях и объектах;
организация и
выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию
Госгортехнадзора России или самостоятельно разработанных мероприятий по
повышению противоаварийной устойчивости подконтрольных потенциально опасных
объектов;
получение от
подчиненных ему инспекций, подконтрольных предприятий и объектов и передача
соответствующему отраслевому управлению (отделу) Госгортехнадзора России или
непосредственно органу повседневного управления функциональной подсистемы -
Комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора России оперативной
информации об авариях на производстве;
анализ
статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности
подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния
промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости
подконтрольных потенциально опасных объектов, прогноз вероятности возникновения
аварий и катастроф техногенного характера;
организация и
руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которые
проводятся подчиненными ему инспекциями и инспекторами госгортехнадзора с целью
обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
организация и
осуществление технического расследования аварий и катастроф техногенного
характера, разработка мер по профилактике аварийности и контроль
за их реализацией;
координация
своей деятельности с региональными центрами по делам гражданской обороны и
ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (приложение 2) <*>,
с территориальными подсистемами РСЧС, территориальными органами других
функциональных подсистем РСЧС, с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с администрацией
подконтрольных потенциально опасных предприятий и объектов, общественными
организациями, включая представление и получение информации о состоянии
безопасности подконтрольных потенциально опасных
объектов (режим обмена информацией устанавливается по договоренности).
--------------------------------
<*> Не
приводится.
7. Инспекция,
образованная округом госгортехнадзора, в соответствии с типовым положением об
инспекции в составе округа Госгортехнадзора России (пункт 4) является местной
(объектовой) структурой функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически
опасными и взрывоопасными объектами и выполняет следующие функции:
организация
и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением местными
органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями,
независимо от их организационно - правовых форм, должностными лицами и
гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству
и безопасной эксплуатации оборудования с целью предотвращения аварий и
катастроф техногенного характера на подведомственной ей территории;
организация и
выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию
Госгортехнадзора России, округа госгортехнадзора или разработанных
самостоятельно мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости
подконтрольных потенциально опасных объектов;
получение от
инспекторов госгортехнадзора, подконтрольных предприятий и объектов и передача округу
госгортехнадзора оперативной информации об авариях, катастрофах и чрезвычайных
ситуациях на производстве;
анализ
статистических и других данных, характеризующих состояние безопасности
подконтрольных потенциально опасных объектов;
оценка состояния промышленной
безопасности и противоаварийной устойчивости подконтрольных предприятий и
объектов, прогноз вероятности возникновения аварий и катастроф техногенного
характера;
организация и
руководство надзорной, контрольной и профилактической работой, которая
проводится инспекторами госгортехнадзора с целью обеспечения безопасности
потенциально опасных объектов;
участие в
расследовании аварий и инцидентов технического характера, контроль
за реализацией профилактических мер по результатам расследования;
координация своей
деятельности с комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов местного
самоуправления и организаций, с местными органами других функциональных
подсистем РСЧС, с администрацией потенциально опасных предприятий и объектов,
общественными организациями, включающая представление и получение информации о
состоянии безопасности подконтрольных потенциально опасных объектов (режим
обмена информацией определяется по договоренности).
8. В случае несовпадения границ территорий, на которых осуществляется
надзорная деятельность округа (перечень региональных органов Госгортехнадзора
России приведен в приложении 3) <*>, или инспекции, образованной округом,
с границами территории, на которой образована и действует соответственно
территориальная и местная комиссия по чрезвычайным ситуациям, округ или
инспекция поддерживают контакты по координации деятельности и обмену
информацией с несколькими комиссиями по чрезвычайным ситуациям; при
необходимости с одной и той же территориальной, региональной или местной
комиссией по чрезвычайным ситуациям должны поддерживать деловые контакты
несколько округов или инспекций.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
9. Силы и средства
функциональной подсистемы РСЧС по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами представлены инспекторским составом Госгортехнадзора
России. Государственные инспектора госгортехнадзора выполняют следующие
функции:
осуществление контроля за соблюдением руководителями и исполнителями работ
требований по безопасности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования
непосредственно на предприятиях, объектах, в производствах и на рабочих местах
с целью предотвращения аварий и катастроф техногенного характера;
организация и
выполнение проводимых в рамках функциональной подсистемы по указанию
Госгортехнадзора России, округа, инспекции госгортехнадзора или разработанных
самостоятельно мероприятий по повышению противоаварийной устойчивости
контролируемых потенциально опасных объектов;
координация своей
контрольно - профилактической работы с администрацией контролируемых
предприятий и объектов, с общественными организациями, сотрудничество с
органами массовой печати, с радио и телевидением с целью пропаганды
безопасности труда.
10. В
функциональной подсистеме РСЧС по контролю за химически опасными и
взрывоопасными объектами действует следующий порядок прохождения и учета
информации в системе Госгортехнадзора России об авариях и катастрофах
техногенного характера:
инспекции
госгортехнадзора после получения информации об авариях, катастрофах или
чрезвычайных ситуациях от инспекторов госгортехнадзора, предприятий или
организаций незамедлительно передают ее в округа;
округа после
получения информации незамедлительно передают донесения по установленной форме
отраслевым управлениям (отделам) Госгортехнадзора России (в нерабочее время, в
выходные и праздничные дни - ответственному дежурному Госгортехнадзора России);
специалисты
отраслевых управлений (отделов) или ответственные дежурные, принявшие донесение
об аварии, катастрофе или чрезвычайной ситуации, незамедлительно докладывают о
ней Председателю Госгортехнадзора России, руководителю Комиссии по чрезвычайным
ситуациям Госгортехнадзора России, заместителям Председателя и начальнику
соответствующего отраслевого управления (отдела);
одновременно донесение
о чрезвычайной ситуации передается по телефонам оперативной связи дежурной
службе МЧС России.
Состав информации,
передаваемой дежурной службе МЧС России, критерии чрезвычайных ситуаций, форма
донесения, подготовка и порядок его передачи определяются Инструкцией о порядке
обмена в Российской Федерации информацией о чрезвычайных ситуациях МЧС России.
Приложение
1
СТРУКТУРНАЯ
СХЕМА СИСТЕМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ
(ГОСГОРТЕХНАДЗОРА
РОССИИ)
┌───────────────────────────┐
│ Председатель │
│ Госгортехнадзора
России │
├───────────────────────────┤
│ Коллегия │
└───────────────────────────┘
┌──────────────────┐
┌────────────────┐
┌────────────────┐
│Первый заместитель│ │
Заместитель │ │
Заместитель
│
│
Председателя │ │
Председателя
│ │ Председателя
│
└──────────────────┘
└────────────────┘ └────────────────┘
Отраслевые управления (отделы)
┌──────┐┌──────────┐┌─────────┐┌──────────┐┌──────────┐┌─────────┐
│Техни-││По
надзору││По надзо-││По надзору││По
надзору││По котло-│
│ческое││в
угольной││ру в гор-││в
нефтяной││в химичес-││надзору и│
│
││промышлен-││норудной
││и газовой ││кой, неф- ││надзору │
│
││ности
││промыш-
││промышлен-││техимичес-││за подъ-
│
│
││
││ленности ││ности, за ││кой и неф-││емными
│
│
││
││
││эксплуата-││теперера-
││сооруже- │
│
││
││
││цией
││батывающей││ниями │
│
││
││
││магист- ││промышлен-││ │
│
││
││
││ральных
││ности
││ │
│
││
││ ││трубопро-
││
││ │
│
││
││
││водов
││
││ │
└──────┘└──────────┘└─────────┘└──────────┘└──────────┘└─────────┘
┌──────────┐
┌──────────┐
┌────────┐
┌───────────┐
┌───────────┐
│По
надзору│ │По надзору│
│Газового│ │По надзору │ │По надзору │
│за
охраной│ │на желез- │ │надзора
│ │за предпри-│ │в металлур-│
│недр,
гео-│ │нодорожном│ │(отдел)
│ │ятиями по │
│гической │
│лого
- │ │транспорте│
│ │ │хранению и
│ │промышлен- │
│маркшей- │
│(отдел) │ │ │ │переработке│
│ности │
│дерскому │ │ │ │ │ │зерна │ │(отдел) │
│контролю и│ │ │ │ │ │(отдел) │ │ │
│переработ-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│кой
мине- │ │ │
│ │ │ │ │ │
│рального │ │ │ │ │ │ │ │ │
│сырья │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────┘
└──────────┘
└────────┘
└───────────┘
└───────────┘
Региональные (территориальные) органы
┌───────────────────────┐
│ 39 округов и 7 ├┐
│ приравненных в правах │├┐
│ к округам инспекций │││
│Госгортехнадзора России│││
└─┬─────────────────────┘││
└─┬────────────────────┘│
└────────┬────────────┘
│
┌────────────┴──────────┐
│ 426 ├┐
│ инспекций │├┐
│
│││
└─┬─────────────────────┘││
└─┬────────────────────┘│
└─────────────────────┘