МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 14 апреля 1997 г. N О-461у
В соответствии с
Основами законодательства Российской Федерации Министерство путей сообщения
приказывает:
1. Ввести в
действие с 15 мая 1997 г. Положение о порядке разработки и утверждения
нормативных актов по охране труда на железнодорожном транспорте, утвержденное
МПС России 27 декабря 1994 г. N ЦСР-307.
2. Начальникам
железных дорог и начальникам отделений железных дорог обеспечить размножение
указанного Положения, доведение его до предприятий, организаций и учреждений и
его изучение.
3. С введением в
действие указанного Положения признать не действующим в системе МПС Положение о
порядке разработки и утверждения нормативных документов по охране труда на
железнодорожном транспорте, утвержденное МПС СССР 7 января 1991 г. N ЦЭУ-4831.
Заместитель
Министра путей
сообщения России
А.О.БОГДАНОВИЧ
Утверждаю
Заместитель
Министра
путей сообщения
России
А.О.БОГДАНОВИЧ
27 декабря 1994 г.
N ЦСР-307
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Настоящее Положение
устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания,
распространения, отмены нормативных актов по охране труда на железнодорожном
транспорте, а также контроль за их соблюдением.
Требования
настоящего Положения обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений
железнодорожного транспорта (далее по тексту - предприятий).
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Понятия, используемые
в настоящем Положении:
1.1.1. Нормативный
акт по охране труда - акт, устанавливающий комплекс правовых,
организационно-технических, санитарно - гигиенических и
лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности,
сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда,
утвержденный в порядке, установленном настоящим Положением.
1.2. На железнодорожном транспорте в соответствии с Основами
законодательства Российской Федерации об охране труда в качестве
нормативных актов по охране труда разрабатываются:
стандарты
Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), утверждаемые: государственные
стандарты (ГОСТ Р) - Комитетом Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации; отраслевые стандарты (ОСТ) - Министерством путей
сообщения МПС); стандарты предприятия, ассоциации, концерна, акционерного
общества (далее по тексту - стандарт предприятия - СТП) - предприятиями;
правила по охране
труда (далее по тексту - правила);
положения, нормы,
методические указания (рекомендации);
санитарные правила,
нормы и гигиенические нормативы, утвержденные Государственным комитетом
санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации;
инструкции по
охране труда.
Указанные акты
утверждаются (рекомендации одобряются) в соответствии с настоящим Положением.
1.2.1. Правила по охране труда - нормативный акт, устанавливающий
требования по охране труда, обязательные для исполнения администрацией
предприятий при проектировании, организации и осуществлении производственных
процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования,
установок, агрегатов, аппаратов, а также при транспортировании, хранении,
применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов
производства и т.д. Правила по охране труда могут быть межотраслевого и
отраслевого назначения.
1.2.2. Инструкция
по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда
для работников при выполнении работ в производственных помещениях, на
территории предприятий, на строительных площадках и в иных местах, где производятся
эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по
охране труда могут быть типовые (далее по тексту - типовые инструкции) и
местные для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места
(далее по тексту - местные инструкции).
1.2.3. Положение -
нормативный акт, устанавливающий комплекс организационных мероприятий,
обеспечивающих создание здоровых и безопасных условий труда на предприятиях.
1.2.4. Нормы (в т.ч. санитарные нормы) - нормативный акт, устанавливающий
предельно допустимые (максимальные и минимальные) значения (параметры) факторов
(фактических, физических, биологических и др.) производственной среды.
1.2.5. Методическое
указание (рекомендация) - нормативный методический акт, определяющий
предпочтительные пути реализации организационных и технических мероприятий по
охране труда.
1.2.6. Санитарные
правила - нормативный акт, регламентирующий условия труда, материалы,
оборудование, обеспечивающие безопасную деятельность с целью снижения
профессиональных заболеваний.
1.2.7.
Гигиенические нормативы - нормативный акт, включающий в себя санитарные нормы и
нормы, регламентирующие факторы окружающей среды (микроклимат, запыленность и
т.д.), применение средств индивидуальной защиты.
1.3. Общее
руководство разработкой нормативных актов по охране труда (кроме стандартов
всех уровней) - координацию работ управлений МПС, рассмотрение проектов
документов, контроль за их внедрением и т.п.
осуществляет отдел охраны труда и техники безопасности Управления социального
развития МПС. Общее руководство разработкой стандартов указанный отдел
осуществляет совместно с научно-техническим отделом Управления экономики и
развития МПС.
1.4. Непосредственное руководство разработкой правил, положений, норм,
методических указаний (рекомендаций), типовых инструкций (планирование,
согласование, издание, распространение и т.п.) осуществляют соответствующие
управления МПС.
1.5. Для разработки
нормативных документов по охране труда привлекаются научно-исследовательские,
проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения МПС (далее -
организация - разработчик). Разработка правил и инструкций по охране труда
может производиться с привлечением профессиональных союзов или иных
уполномоченных работниками представительных органов.
1.6.
Непосредственное руководство разработкой стандартов предприятия и местных
инструкций для работников осуществляют руководители предприятий.
1.7. Требования
безопасности, устанавливаемые нормативными актами по охране труда, не должны
быть ниже требований нормативных актов более высокого уровня.
2. ПРАВИЛА, ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ
2.1. Разработка
правил, положений и норм осуществляется в 7 этапов:
1 этап - разработка
и утверждение технического задания на разработку правил, положений и норм
(Приложения N 1, 2, 3 к настоящему Положению);
2 этап - разработка
проекта правил, положения с пояснительной запиской (Приложение N 4 к настоящему
Положению), норм и рассылка его на отзыв в соответствии с перечнем организаций
(предприятий), которым должен быть разослан проект нормативного акта на отзыв
(Приложение N 5 к настоящему Положению);
3 этап -
составление сводки отзывов (Приложение N 6 к настоящему Положению), справки о
разногласии по проекту нормативного акта (Приложение N 7 к настоящему
Положению) и подготовка окончательной редакции;
4 этап -
согласование в соответствии с перечнем организаций (предприятий) МПС и другими
заинтересованными организациями, с которыми должен быть согласован проект
правил (Приложение N 8 к настоящему Положению), и представление проекта на
утверждение;
5 этап -
утверждение и регистрация (учет);
6 этап - издание
(размножение);
7 этап - рассылка
по сети дорог.
2.2. В техническом
задании на разработку правил, положений, норм должны предусматриваться
следующие разделы:
основание для
разработки документа;
срок выполнения;
цели и задачи
разработки;
характеристика
объекта разработки;
перечень основных
требований, устанавливаемых нормативным актом;
взаимосвязь с
другими нормативными актами по охране труда;
источники
информации;
работы, выполняемые
организациями - соисполнителями;
дополнительные
требования;
перечень
организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект правил, положений,
норм на отзыв;
перечень
организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект правил,
положений, норм.
2.3. Разработка и
утверждение технических заданий на разработку правил, положений и норм.
2.3.1. Управление
МПС - заказчик определяет ведущую организацию - разработчика и, при
необходимости, организацию - соисполнителя.
2.3.2. Техническое
задание разрабатывает организация - разработчик. При разработке правил
(положений, норм) несколькими организациями ведущая организация - разработчик совместно
с каждой организацией - соисполнителем определяет объем и сроки выполнения
работ.
2.3.3. При
возникновении разногласий между организацией - разработчиком и организацией -
соисполнителем при разработке технического задания окончательное решение принимает
управление МПС - заказчик.
2.3.4. Техническое
задание утверждает управление МПС - заказчик по согласованию с отделом охраны
труда и техники безопасности Управления социального развития МПС (ЦСР МПС) и
Министерством труда Российской Федерации.
2.4. Разработка
первых редакций проекта правил, положений и норм.
2.4.1. Проект
правил (положений, норм) разрабатывают в соответствии с утвержденным
техническим заданием. Построение, содержание и изложение правил приведены в Приложении N 10 к настоящему Положению.
Построение и
содержание положений и норм допускается произвольной формы (в зависимости от
назначения документа).
2.4.2. Проект
первой редакции правил (положений, норм) подписывают руководители (заместители
руководителей) организаций разработчика и соисполнителей, а также руководители
и исполнители разработки (темы).
При наличии
разногласий между организацией - разработчиком и организациями -
соисполнителями решение по устранению разногласий принимает управление МПС -
заказчик. Содержание разногласий отражают в справке о разногласиях (Приложение
N 7 к настоящему Положению).
2.4.3. Одновременно
с разработкой проекта правил (положений, норм) составляют пояснительную
записку. Пояснительную записку подписывают руководитель подразделения,
организации - разработчика и руководитель разработки (темы). Содержание
пояснительной записки изложено в Приложении N 4 к настоящему Положению.
2.4.4. Перечень
организаций, которым первая редакция проекта правил (положений, норм)
рассылается на отзыв, определяется техническим заданием. Во всех случаях в этот
перечень должны быть включены:
управление МПС -
заказчик;
управления МПС, к области деятельности которых могут иметь отношение
требования разрабатываемых правил по охране труда (положений, норм);
отдел охраны труда
и техники безопасности ЦСР МПС;
Врачебно-санитарное
управление МПС (ВСУ МПС);
Управление
военизированной охраны МПС (ЦУО МПС);
организации -
соисполнители;
Всероссийский
научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).
2.4.5. Проект
правил (положения, норм) с пояснительной запиской размножает и рассылает на
отзыв организация - разработчик.
2.4.6.
Предприятия и организации, получившие на отзыв проект правил (положений, норм),
обязаны не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта направить
организации - разработчику отзыв. Отзыв должен быть подписан руководителем
предприятия (организации) или его заместителем.
2.5. Обработка
отзывов, разработка окончательных редакций правил, положений, норм и
представление их на утверждение.
2.5.1. Организация
- разработчик на основании полученных отзывов при участии организаций -
соисполнителей составляет сводку отзывов. Отзывы, направленные позже срока,
установленного в п. 2.4.6, рассматривают и включают в сводку отзывов по
усмотрению организации - разработчика и управления МПС - заказчика.
2.5.2. Сводку
отзывов подписывает руководитель подразделения организации - разработчика и
руководитель разработки (темы).
2.5.4. Организация
- разработчик и организации - соисполнители на основании сводки отзывов
составляют окончательную редакцию проекта правил (положений, норм) и уточняют
пояснительную записку.
2.5.5. При наличии
разногласий по проекту правил (положений, норм) между организацией -
разработчиком и организациями - соисполнителями решение по этим разногласиям
принимает управление МПС - заказчик. При наличии разногласий между управлениями
МПС управление МПС - заказчик проводит совещание по рассмотрению этих
разногласий.
На совещание
приглашаются представители заинтересованных управлений МПС, организации -
разработчика и организаций - соисполнителей, уполномоченные на принятие решений
по рассмотренному проекту документа.
Решение совещания
оформить протоколом, подписанным участниками совещания.
При разногласиях по
отдельным пунктам редакции проекта правил (положений, норм) в протоколе
совещания указывают, что по этим пунктам некоторые представители имеют особое мнение,
которое излагается в протоколе. Решение по разногласиям принимает управление
МПС - заказчик.
2.5.6. На основе
решений, принятых на совещании, организация - разработчик и организации -
соисполнители составляют окончательную редакцию проекта правил (положений,
норм) и уточняют пояснительную записку.
2.5.7.
Окончательная редакция проекта правил (положений, норм) с пояснительной
запиской и копией протокола совещания по рассмотрению разногласий (если такое
совещание проводилось) перед представлением на утверждение направляется на
согласование организацией - разработчиком.
2.5.8. Перечень
организаций, с которыми должна быть согласована окончательная редакция проекта
правил (положений, норм), определяется техническим заданием.
Во всех случаях в
число этих организаций должны быть включены:
управление МПС -
заказчик;
отдел охраны труда
и техники безопасности ЦСР МПС;
Врачебно-санитарное
управление МПС;
Управление
военизированной охраны МПС;
Юридическое
управление МПС.
Окончательная
редакция проекта правил согласовывается дополнительно с Министерством труда
Российской Федерации.
2.5.9. Согласование
проекта правил по охране труда (положения, норм) согласующая организация должна
осуществить в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления проекта.
При наличии
замечаний они должны быть направлены в тот же срок организации - разработчику.
Визирование обязательно в любом случае.
2.5.10. Проект
правил (положений, норм) в подлиннике представляет на утверждение управление
МПС - заказчик.
2.5.11. Правила
(положения, нормы) утверждает руководство Министерства путей сообщения
Российской Федерации. Межотраслевые правила вводятся в действие на
железнодорожном транспорте указанием МПС.
2.5.12. Правила
(положения, нормы) утверждают без ограничения срока действия с последующей
проверкой.
2.5.13. Учет и
регистрацию утвержденных правил (положений, норм) осуществляет Юридическое
управление МПС.
2.5.14. Организации
- разработчики правил (положений, норм) совместно с управлениями - заказчиками
должны систематически, не реже одного раза в 5 лет, проверять правила
(положения нормы) на соответствие требованиям действующих государственных
стандартов, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и при
необходимости разрабатывать предложения по их обновлению.
2.5.15. Правила
должны пересматриваться:
- при пересмотре
законодательных актов, государственных стандартов и других нормативных
документов, утвержденных федеральными надзорами России;
- по указанию
вышестоящих органов;
- при внедрении
новой техники и технологии;
- по результатам
расследования производственного травматизма, аварий, катастроф.
2.5.16. Отмену
правил, положений, норм осуществляет Министерство путей сообщения и информирует
об этом Министерство труда.
2.5.17. Информация
об отмене правил помещается в "Бюллетене Министерства труда Российской
Федерации" и в журнале "Человек и труд" не позже чем за 3 месяца
до окончания срока отмены указанных нормативных актов.
3.
СТАНДАРТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
3.1. В стандартах
предприятия по охране труда устанавливают требования по следующим основным
объектам стандартизации:
организация работы
по обеспечению безопасности труда;
организация работы
по обеспечению пожарной безопасности;
планирование работы
по безопасности труда;
организация контроля за состоянием охраны труда;
порядок учета,
анализа и оценки работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и
службах предприятия;
порядок
стимулирования работы по обеспечению безопасности труда;
организация
обучения и инструктажа работающих по безопасности
труда;
порядок надзора за
объектами повышенной опасности;
порядок аттестации
персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности;
порядок аттестации
руководителей по охране труда;
порядок проведения
анализа причин производственного травматизма;
методы и порядок
измерения факторов производственной среды для оценки безопасности труда;
требования к
обеспечению, эксплуатации, уходу и содержанию средств защиты работающих;
порядок проведения
нормоконтроля и экспертизы конструкторской и технологической документации
предприятия на полноту изложения требований безопасности труда;
порядок внесения
требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию
предприятия;
порядок разработки
местных инструкций.
Объектами стандартизации
в стандарте предприятия не могут быть:
требования и нормы
по видам опасных и вредных производственных факторов;
требования
безопасности к производственному оборудованию, выпускаемому предприятием;
требования
безопасности к производственным (технологическим) процессам, применяющимся на
предприятии;
требования
безопасности при выполнении работ по отдельным профессиям (инструкции по
технике безопасности);
служебные
обязанности должностных лиц.
3.2. Стандарты
предприятия должны разрабатываться на каждом предприятии независимо от их
подчиненности.
Для структурных
подразделений, не находящихся на самостоятельном балансе (линейные станции,
склады топлива и т.п.), стандарты предприятия должны разрабатывать отраслевые
отделы отделений железных дорог.
В отдельных случаях
стандарты предприятия могут разрабатываться в целом: для железной дороги,
отделения железной дороги, отраслевой службы. В этих случаях действие
стандартов распространяется на все предприятия, входящие в состав перечисленных
организаций.
3.3. Порядок
разработки, утверждения, регистрации, издания, учета, хранения, проверки,
изменения и отмены стандартов предприятий устанавливает руководство
предприятия.
3.4. Построение и
изложение стандартов предприятий по ГОСТ Р 1.5-92,
содержание стандартов предприятий - в соответствии с Приложением N 11.
3.5. Требования
стандартов предприятий должны конкретизировать положения нормативных актов по
охране труда более высокого уровня применительно к условиям каждого
предприятия. Стандарты предприятий не должны повторять положения, установленные
нормативными актами более высокого уровня и являющиеся общими для предприятий,
организаций и учреждений железнодорожного транспорта.
4.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
4.1. Типовые
инструкции по охране труда
4.1.1. Типовые
инструкции по охране труда разрабатывают для рабочих профессий на
железнодорожном транспорте, а также на отдельные виды работ. Разрабатывают
типовые инструкции на основе и в развитие соответствующих государственных и
отраслевых стандартов, отраслевых положений и правил по охране труда.
4.1.2. В типовых
инструкциях устанавливаются требования, общие для рабочих данной профессии на
всех предприятиях железнодорожного транспорта, а также для рабочих разных
профессий при выполнении определенного вида работ.
4.1.3. Разработка
типовых инструкций осуществляется в 3 этапа:
1 этап - разработка
и утверждение технического задания на разработку типовой инструкции. В
техническом задании отражается назначение и содержание типовой инструкции.
Техническое задание утверждается заказчиком;
2 этап - разработка
первой редакции типовой инструкции и рассылка ее на отзыв;
3 этап - обработка
отзывов, разработка окончательной редакции проекта типовой инструкции, ее
согласование и представление ее на утверждение.
Порядок разработки,
рассмотрения и согласования типовых инструкций тот же, что установлен для
правил, положений, норм (раздел 2 настоящего Положения).
4.1.4. Перечень
организаций, учреждений и предприятий, которым направляется проект типовой
инструкции на отзыв, устанавливает управление МПС - заказчик совместно с
организацией - разработчиком.
4.1.5.
Окончательная редакция проекта типовой инструкции должна быть согласована с:
отделом охраны
труда и техники безопасности ЦСР МПС;
Врачебно-санитарным
управлением МПС;
Управлением
военизированной охраны МПС;
отделением охраны
труда ВНИИЖТа;
органами
ведомственного и государственного надзора (при необходимости).
4.1.6. Проект
типовой инструкции на утверждение представляет управление МПС - заказчик.
Типовую инструкцию утверждает руководство Министерства путей сообщения
Российской Федерации.
4.1.7. Учет,
регистрацию и издание утвержденных типовых инструкций осуществляет управление
МПС - заказчик.
4.1.8. Типовые
инструкции могут быть размножены (изданы) в виде отдельных брошюр или
сборников.
4.1.9. Проверка
типовых инструкций должна осуществляться не реже одного раза в 5 лет.
4.1.10. Типовые
инструкции должны пересматриваться:
- при пересмотре
правил, положений, норм, отраслевых стандартов;
- по указанию
вышестоящих и контролирующих органов;
- при внедрении
новой техники и технологии;
- по результатам
расследования производственного травматизма.
4.1.11. Проверку
(пересмотр) типовой инструкции проводит организация - разработчик.
Ответственность за своевременную проверку (пересмотр) несут их руководители.
4.1.12. Если в
течение 5 лет условия труда работников в отрасли не изменились, то приказом
(распоряжением) МПС действие типовой инструкции продлевается. В титульном листе
контрольного экземпляра типовой инструкции делается запись
"Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр
инструкции.
4.1.13. Оформление
подписей, согласование и утверждение разработанных типовых инструкций
производится в порядке, предусмотренном в Приложениях N 10, 14 и 15 к
настоящему Положению.
4.2. Местные
инструкции по охране труда
4.2.1. Местные
инструкции по охране труда разрабатывают для каждой имеющейся на предприятии
профессии в отдельности или для работников нескольких профессий, объединенных
одним технологическим процессом.
4.2.2. Местные
инструкции разрабатываются на основе и в развитие соответствующих
государственных и отраслевых стандартов, отраслевых норм, правил по охране
труда и типовых инструкций. В местных инструкциях предприятий должны устанавливаться
требования безопасного выполнения работниками производственных операций и
правила поведения на производстве, конкретизированные применительно к условиям
данного предприятия.
4.2.3. Для
разработки местных инструкций рекомендуется создавать рабочую группу под
руководством главного инженера. Перечень инструкций, подлежащих разработке или
переработке, включают в годовой план мероприятий по дальнейшему улучшению
условий и охраны труда на предприятии. Состав группы определяется конкретно
СТП.
4.2.4. Рабочая
группа:
проводит анализ
технологического процесса в целом и каждой производственной операции в
отдельности, факторов производственной среды, окружающей производственной
обстановки, требований охраны труда, установленных для технологического
процесса и производственных операций, а также причин производственного
травматизма, связанного с осуществлением данного технологического процесса;
изучает
распоряжения и указания вышестоящих органов по результатам аварий и несчастных
случаев на предприятиях МПС;
определяет перечень
необходимых мер безопасности и режимы труда и отдыха на основе утвержденных
норм;
разрабатывает
проект инструкции;
направляет для
рассмотрения (при необходимости) проект инструкции главным специалистам
предприятия и в структурные подразделения, с деятельностью которых связаны
требования безопасности, устанавливаемые данной инструкцией;
собирает и обобщает
замечания и предложения, составляет окончательную редакцию проекта инструкции
предприятия и подписывает ее.
4.2.5. При наличии
типовой инструкции для данной профессии или для работников, объединенных одним
технологическим процессом, необходимо:
проверить
соответствие требований типовой инструкции конкретным условиям предприятия;
определить
необходимые дополнения и уточнения к типовой инструкции для отражения
конкретных условий предприятия.
В этом случае
местная инструкция разрабатывается в качестве дополнения к типовой инструкции.
Порядок оформления титульного листа и первой страницы дополнения к типовой
инструкции приведен в Приложениях N 17 и 19 к настоящему Положению.
4.2.6. Порядок
разработки и согласования местных инструкций определяет руководство предприятия
в СТП. Местные инструкции для работников нескольких профессий, объединенных
одним технологическим процессом, дополнительно должны быть согласованы с
государственным инспектором по охране труда. По требованию инспектора с ним
должны быть согласованы и другие местные инструкции.
Местные инструкции
(дополнения к типовым инструкциям) утверждает руководитель предприятия и
профсоюзный комитет предприятия.
Местные инструкции
(дополнения к типовым инструкциям) вводятся в действие приказом начальника
предприятия.
4.2.7. Наличие
местных инструкций не отменяет необходимость изложения требований безопасного
выполнения работ в технологических картах, техническо-распорядительных актах
станций, инструкциях по выполнению работ, инструкциях по эксплуатации
оборудования, механизированного инструмента и т.д.
4.2.8. Для вводимых
в действие новых производств допускается разработка временных местных инструкций
для работников. Временные инструкции должны обеспечить безопасное ведение
технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. К
разработке временных инструкций предъявляются те же требования, что и при
разработке постоянных инструкций для работников. Временные инструкции
разрабатываются как по профессиям, так и по видам работ на срок до приемки
указанных производств в эксплуатацию.
4.3. Построение,
содержание и изложение типовых и местных инструкций по охране труда
4.3.1. Примерное
построение и содержание типовых и местных инструкций по охране труда
(инструкций) приведено в Приложении N 10 к настоящему Положению.
4.3.2. Требования
инструкций должны быть адресованы непосредственно исполнителям работ.
Требования, предназначенные для администрации, материалы обосновывающего и
описательного характера в инструкции включаться не должны.
4.3.3. Изложение
каждого требования должно носить конкретный характер и содержать указания, что,
в какой форме и как должен делать работающий.
Требования
инструкций должны быть однозначными. Если допускается какое-либо отклонение от
требований инструкций, то должно быть указано конкретно, в каких случаях и
какие отклонения допускаются или по чьему разрешению и по чьим наблюдениям
допускается вести работу с отклонениями от требований инструкций.
4.3.4. Инструкции
должны устанавливать правильные рабочие приемы. Указывать запрещенные приемы
допускается в исключительных случаях. В инструкциях на
рекомендуются сокращения или редко употребляемые выражения.
4.3.5. Местные
инструкции по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в
соответствии с перечнем, установленным СТП на основании типовых инструкций и
примерного перечня, составленного отраслевой службой железной дороги.
4.3.6. Издание (размножение)
местных инструкций организует руководитель предприятия.
4.3.7. Местные
инструкции могут быть размножены в виде брошюр, сборников или односторонних
листов для вывешивания на рабочих местах или производственных участках.
4.3.8. Местные
инструкции учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учета
(Приложение N 9 к настоящему Положению).
4.3.9. Проверка
(пересмотр) местных инструкций должна проводиться не реже одного раза в 5 лет,
а инструкций для работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в 3 года.
Ответственность за своевременную проверку (пересмотр) местных инструкций несут
руководители подразделений - разработчиков.
4.3.10. Если в
течение 5 (3) лет условия труда работников предприятия не изменились, то
приказом (распоряжением) по предприятию действие местной инструкции
продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице
инструкции (ставится штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица,
ответственного за пересмотр инструкции). При проверке инструкции ставится штамп
"Проверено", дата и подпись лица, ответственного за проверку
инструкции.
4.3.11. Местные
инструкции должны пересматриваться в случаях:
пересмотра типовой
инструкции;
изменения
технологического процесса или условий работы;
при использовании
новых видов оборудования, материалов, приспособлений и инструмента.
4.3.12. Оформление
подписей, согласование и утверждение разработанных и пересмотренных местных
инструкций производится в порядке, предусмотренном Приложениями N 10, 16, 17,
18, 19, 20 к настоящему Положению.
4.3.13.
Министерство путей сообщения информирует о действующих правилах, инструкциях и
других нормативных актах по охране труда, а также оказывает услуги в
обеспечении ими подведомственных предприятий.
4.3.14.
Руководители предприятий организуют обеспечение инструкциями всех работников и
руководителей заинтересованных подразделений предприятий.
4.3.15. У
руководителя подразделения предприятия должен постоянно храниться комплект
действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем
видам данного подразделения, а также перечень этих инструкций, утвержденных
руководителем предприятия.
4.3.16. У каждого
руководителя участка (мастер, прораб и т.д.) должен быть в наличии комплект
действующих инструкций для работников, занятых на данном участке, по всем
профессиям и видам работ.
4.3.17. Местные
инструкции должны быть выданы на руки под расписку в личной
карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже либо
храниться в ином месте, доступном для работников. Порядок выдачи и хранения
местных инструкций определяется стандартом предприятия.
5. НАДЗОР И
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
5.1. Министерство
путей сообщения осуществляет ведомственный, а профсоюзы - общественный контроль за соблюдением правил, положений, норм и типовых
инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях
железнодорожного транспорта.
5.2. Контроль за выполнением местных инструкций для работников
предприятий возлагается на руководителей предприятий и их структурных
подразделений, руководителей цехов (участков), мастеров, бригадиров. Выполнение
требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.
* * *
Настоящее
Положение разработано на основании Положения о порядке разработки и утверждения
правил и инструкций по охране труда и Методических указаний по разработке
правил и инструкций по охране труда, утвержденных Постановлением Министерства
труда Российской Федерации 1 июля 1993 г. N 129, и Изменения N 1 к указанному
Положению, утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации
26 марта 1994 г. N 27.
Положение о порядке
разработки и утверждения нормативных документов по охране труда на железнодорожном
транспорте от 7 января 1991 г. N ЦЭУ/4831 считать утратившим силу с момента
регистрации настоящего Положения.
Приложение N 1
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
ФОРМА ПЕРВОЙ
СТРАНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
_______________________ _______________________
должность, наименование должность, наименование
организации организации
подпись
инициалы,
подпись инициалы,
фамилия фамилия
дата дата
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА
РАЗРАБОТКУ ПРАВИЛ (ПОЛОЖЕНИЙ, НОРМ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА
__________________________________________
(наименование правил (положений, норм))
по теме
____________________________________________
Исполнитель ______________________________________________________
(наименование ведущей организации - разработчика)
Соисполнители
____________________________________________________
(наименование организаций (предприятий) - соисполнителей)
Примечания. 1. Шифр темы
указывают по плану
ведущей
организации - разработчика.
2.
При оформлении согласования ТЗ
письмом в графе
"Согласовано" указывают "Письмо от
___________ N _____".
Приложение N 2
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
ФОРМА ПОСЛЕДУЮЩИХ
СТРАНИЦ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
1.
Основание для разработки правил
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Срок
выполнения
начало
__________ 199__ г. окончание
____________ 199__ г.
3. Цели и
задачи разработки правил
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4.
Характеристика объекта разработки
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Перечень
основных требований, устанавливаемых правилами
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.
Взаимосвязь с другими нормативными актами по охране труда
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.
Источники информации
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Этапы
работ и сроки их выполнения
┌─────┬──────────┬───────────────┬────────────────┬──────────────┐
│Номер│Наименова-│ Организация
│Сроки выполнения│Чем заканчива-│
│этапа│ние работы│(предприятие)
-│начало окончание│ется этап ра- │
│
│ │ исполнитель
│
│ боты │
└─────┴──────────┴───────────────┴────────────────┴──────────────┘
9.
Работы, выполняемые организациями (предприятиями) -
соисполнителями
┌─────┬──────────┬───────────────┬────────────────┬──────────────┐
│Номер│Наименова-│ Организация
│Сроки выполнения│Чем заканчива-│
│этапа│ние работы│(предприятие)
-│начало окончание│ется этап ра- │
│
│ │ исполнитель
│
│ боты │
└─────┴──────────┴───────────────┴────────────────┴──────────────┘
10.
Дополнительные указания
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложения. 1. Перечень организаций
(предприятий), которым
должен быть разослан проект правил, положений, норм
на отзыв.
2.
Перечень организаций (предприятий), с
которыми должен быть
согласован проект правил, положений, норм.
Приложение N 3
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
ФОРМА ПОСЛЕДНЕЙ
СТРАНИЦЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
____________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель (зам. руководителя)
ведущей фамилия
организации - разработчика и ее наименование)
____________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель подразделения - разработчика) фамилия
____________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель разработки (темы), должность) фамилия
____________________________________________
подпись инициалы,
(исполнители, должности) фамилия
СОИСПОЛНИТЕЛИ
____________________________________________ подпись инициалы,
(руководитель (зам.
руководителя),
фамилия
наименование организации)
____________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель подразделения - разработчика) фамилия
____________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель разработки (темы), должность) фамилия
____________________________________________
подпись инициалы,
(исполнители, должности) фамилия
СОГЛАСОВАНО
____________________________________________
(руководитель (зам. руководителя),
наименование организации)
подпись инициалы,
фамилия
Приложение N 4
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Рекомендуемое
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ПРОЕКТУ ПРАВИЛ,
ПОЛОЖЕНИЙ, НОРМ
1. Пояснительная
записка к проекту правил, положений, норм включает пункты, располагаемые в
следующей последовательности:
1) основание для
разработки;
2) цели и задачи
разработки;
3) характеристика
производственного процесса, для которого разрабатываются правила по охране
труда (характеристика области регламентации положений, норм);
4) срок введения в
действие разрабатываемых правил по охране труда, положений, норм;
5) сведения о
рассылке на отзыв (кроме первой редакции);
6) сведения о
согласовании (только к окончательной редакции, представляемой на утверждение);
7) источники
информации;
8) дополнительные
сведения.
2. В пункте
"Основание для разработки" указывают наименование планового
документа, шифр (номер) темы или директивного документа, на основании которого
разрабатываются данные правила, положения, нормы.
3. В пункте
"Цели и задачи разработки" указывают конечные результаты, ожидаемые
от применения разрабатываемых правил, положений, норм, и задачи, которые будут
разрешены при их разработке.
4. В пункте
"Характеристика производственного процесса (характеристика объекта
регламентации)" указывают, впервые ли разрабатываются подобные правила,
положения, нормы или сведения о нормативных документах по охране труда,
действующих к началу разработки. Дается краткая характеристика
производственного процесса (состояния производственной среды), для которого
разрабатываются данные правила, положения, нормы. Указываются изменения по
сравнению с действующими нормативными документами и мотивировка этих изменений.
5. В пункте
"Срок введения" дается обоснование срока введения правил, положений,
норм.
6. В пункте
"Сведения о рассылке на отзыв" указывается, каким организациям проект
рассылался на отзыв и от каких организаций отзывы получены, дается обобщенная
характеристика отзывов и результатов их рассмотрения.
7. В пункте
"Сведения о согласовании" указывается, с какими организациями
проведено согласование, краткая характеристика разногласий (при их наличии).
8. В пункте
"Источники информации" указываются нормативные акты действующего
законодательства, нормативные документы МПС, государственные стандарты,
результаты научно-исследовательских работ, результаты обследования предприятий
и другие источники информации, использованные при разработке правил, положений,
норм.
9. В пункте
"Дополнительные сведения" могут излагаться сведения, не вошедшие в
предыдущие пункты, но имеющие значение для обоснования требований правил,
положений, норм. Излагаются и разногласия между организацией - разработчиком и
организациями - соисполнителями (при их наличии).
Приложение N 5
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ), КОТОРЫМ ДОЛЖЕН БЫТЬ
РАЗОСЛАН ПРОЕКТ
ПРАВИЛ НА ОТЗЫВ
__________________________________________________________________
(наименование
проекта правил)
Наименование организации
(предприятия)
|
Адрес
|
Количество
экземпляров
|
1
|
2
|
3
|
___________________________________ подпись инициалы,
(руководитель подразделения
ведущей фамилия
организации - разработчика)
Приложение N 6
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
СВОДКА ОТЗЫВОВ
НА
________________ РЕДАКЦИЮ ПРОЕКТА ________________
(номер редакции)
(категория)
ПРАВИЛ (ПОЛОЖЕНИЙ, НОРМ)
__________________________________________________________________
(наименование проекта правил (положений, норм))
N
п/п
|
Номер
раздела,
подраздела,
пункта, подпун-
кта, приложения
|
Наименование
минис-
терства, ведомства,
организации (пред-
приятия), номер
письма и дата
|
Замечания
и (или)
предложе-
ния
|
Заключение
ведущей
организации -
разработчика
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
ТЕКСТ
________________________________
подпись инициалы,
(руководитель фамилия
подразделения - разработчика)
_________________________________ подпись инициалы,
(руководитель разработки (темы), фамилия
должность)
_________________________________ подпись инициалы,
(ответственный исполнитель, фамилия
должность)
Приложение N 7
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
СПРАВКА
О
РАЗНОГЛАСИЯХ ПО ПРОЕКТУ _____________________
(категория)
ПРАВИЛ (ПОЛОЖЕНИЙ, НОРМ)
__________________________________________________________________
(наименование правил (положений, норм))
Номер
раздела,
подраздела,
пункта, подпун-
кта, приложения
|
Предложение
заинтересованного
министерства (ведомства) и его
краткое технико-экономическое
обоснование, номер письма и
дата, должность лица, подпи-
савшего письмо
|
Заключение веду-
щего министерства
(ведомства) -
разработчика
|
1
|
2
|
3
|
___________________________________
(начальник управления (отдела),
наименование ведущего министерства,
ведомства
- разработчика)
подпись
инициалы,
фамилия
Приложение
N 8
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ
(ПРЕДПРИЯТИЙ), С КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН БЫТЬ
СОГЛАСОВАН ПРОЕКТ
ПРАВИЛ
__________________________________________________________________
(наименование
проекта правил)
Наименование организации
(предприятия)
|
Адрес
|
1
|
2
|
___________________________________________
подпись инициалы,
(руководитель подразделения
ведущей фамилия
организации - разработчика)
Приложение N 9
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Рекомендуемое
ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА
МЕСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
N
|
Дата
уче-
та
|
Наимено-
вание
инструк-
ции
|
Дата
утверж-
дения
инструк-
ции
|
Обозна-
чение
(номер)
инструк-
ции
|
Плановый
срок про-
верки ин-
струкции
|
Должность,
фамилия и
инициалы
лица, про-
водившего
учет
|
Подпись
лица,
произво-
дившего
учет
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Приложение N 10
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРАВИЛ, ПОЛОЖЕНИЙ, НОРМ И ИНСТРУКЦИЙ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Методические
указания устанавливают требования к построению, содержанию и обозначению
правил, положений, норм и инструкций по охране труда, а также порядок их
проверки, пересмотра, хранения и обеспечения ими предприятий.
1.
Разработка правил по охране труда
1.1. Правила и
инструкции по охране труда разрабатываются с учетом достижений науки, техники,
передового опыта организации производства и труда, с соблюдением требований
стандартов ССБТ, строительных и санитарных норм и правил, норм безопасности,
гигиенических и эргономических нормативов и научно-технической документации,
утвержденной МПС.
По согласованию с
управлением МПС - заказчиком содержание разделов правил может изменяться в
зависимости от специфики хозяйства.
1.2. Правила по
охране труда (далее - правила) содержат следующие разделы:
- область
применения правил;
- общие требования;
- требования к
производственным (технологическим) процессам;
- требования к
производственным помещениям;
- требования к
производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных
помещений);
- требования к
исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам;
- требования к
производственному оборудованию;
- требования к
размещению производственного оборудования и организации рабочих мест;
- требования к
способам хранения и транспортировки исходных материалов, заготовок,
полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства;
- режимы труда и
отдыха;
- требования к
профессиональному отбору и проверке знаний правил;
- требования к
применению средств защиты;
- требования к
санитарно-бытовому обеспечению;
- ответственность
за нарушение правил;
- дополнительные
требования.
1.2.1. В разделе
"Общие требования" должны быть изложены:
- сведения о
применении и распространении правил;
- перечень опасных
и вредных производственных факторов, характерных для производственных
процессов, установленных в соответствии с ГОСТ 12.0.003 "ССБТ. Опасные и
вредные производственные факторы. Классификация";
- допускаемые
стандартами (санитарными нормами) уровни, концентрации и другие параметры
опасных и вредных производственных факторов, свойственных производственным
процессам;
- требования
безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов;
- требования об
охране окружающей природной среды;
- требования пожаро- и взрывобезопасности, предъявляемые к производственным
процессам;
- требования
безопасности, которые должны учитываться в технологической документации.
1.2.2. В разделе
"Требования к производственным (технологическим) процессам"
предусматриваются:
- меры, исключающие
непосредственный контакт работников с исходными материалами, заготовками,
полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими
вредное воздействие на работников;
- мероприятия по
замене технологических процессов и операций, связанных с возникновением опасных
и вредных производственных факторов, процессами и операциями, при которых
указанные факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;
- комплексная
механизация, автоматизация, применение дистанционного управления
технологическими процессами и операциями при наличии опасных и вредных
производственных факторов;
- герметизация
оборудования;
- применение
средств защиты работников;
- рациональная
организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а
также ограничение тяжести труда;
- способы
своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных
факторов на отдельных технологических операциях;
- системы контроля
и управления технологическими процессами, обеспечивающие защиту работников и
аварийное отключение производственного оборудования;
- своевременное
удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных
и вредных производственных факторов.
1.2.3. В разделе "Требования к производственным помещениям"
приводятся строительные нормы и правила (СНиП) и допустимые уровни опасных и
вредных производственных факторов в производственных помещениях и на рабочих
местах, а также требования санитарных правил и гигиенических нормативов по
освещенности, температурному режиму, влажности и другим производственным
факторам, присущим производственным процессам, на которые распространяются данные
правила.
1.2.4. В разделе
"Требования к производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне
производственных помещений)" приводятся требования СНиП, а также
требования норм и правил, утвержденных федеральными надзорами России.
1.2.5. В разделе
"Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам"
отражаются особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, которые
необходимо учитывать при их применении для обеспечения безопасности труда
работников, а также требования по безопасному обращению с ними.
1.2.6. В разделе
"Требования к производственному оборудованию" предусматриваются общие
требования безопасности к производственному оборудованию, установленные в
соответствии с ГОСТ 12.2.003 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие
требования безопасности".
Конкретные
требования безопасности устанавливаются в стандартах на отдельные группы и виды
оборудования.
1.2.7. В разделе "Требования к размещению производственного
оборудования и организации рабочих мест" устанавливаются требования по
размещению производственного оборудования, коммуникаций, исходных материалов,
заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в
производственных помещениях (на производственных площадках), к расстоянию между
единицами оборудования, оборудованием и стенами производственных зданий,
сооружений в соответствии со СНиП и нормами технологического проектирования, а
также требования безопасности государственных стандартов на конкретные
производственные процессы, производственное оборудование и рабочие места.
1.2.8. В разделе
"Требования к способам хранения и транспортирования исходных материалов,
заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства"
предусматриваются способы и устройства для хранения и средства механизации и
автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортирования, исключающие
опасность выполнения работ.
1.2.9. В разделе "Режимы труда и отдыха" излагаются рекомендации
по: организации оптимальных режимов труда и отдыха для производственных
процессов, на которые распространяются данные правила; установлению перерывов,
связанных с воздействием на работников опасных и вредных производственных
факторов, пребыванием их на открытом воздухе в холодное время года, и перерывов
для отдыха и приема пищи; ограничению продолжительности смены и т.п.
1.2.10. В разделе
"Требования к профессиональному отбору и проверке знаний правил"
должны быть изложены условия допуска работников к участию в производственных
процессах:
- соответствие
физиологических, психофизиологических, психологических и, в отдельных случаях,
антропометрических особенностей лиц, допускаемых к участию в производственных
процессах, характеру выполняемых работ;
- проверка
состояния здоровья работников проводится как при допуске их к работе, так и
периодически. Периодичность контроля за состоянием
здоровья работников определяется в зависимости от опасных и вредных факторов
производственного процесса в порядке, установленном Минздравом России;
- лица, допускаемые
к участию в производственном процессе, должны иметь профессиональную подготовку
(в том числе по безопасности труда), соответствующую характеру работы;
- проверка знаний
работников проводится как при допуске их к работе, так и периодически;
- порядок и виды
обучения и проверка знаний правил должны соответствовать требованиям Положения
об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников
железнодорожного транспорта.
1.2.11. В разделе
"Требования к применению средств защиты работников" должны быть
указаны способы и меры, обеспечивающие:
- удаление опасных
и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;
- снижение уровня
воздействия вредных факторов до величины, установленной действующими
санитарными нормами;
- защиту работников
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, сопутствующих
применяемой технологии и условиям работы;
- защиту работников
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в
случаях нарушения технологического процесса.
1.2.12. В разделе
"Требования к санитарно-бытовому обеспечению работников" должны быть
изложены:
- требования к
санитарно-бытовым помещениям и их содержанию;
- требования к
обеспечению работников питьевой водой, спецмолоком, спецпитанием;
- требования к
обеспечению работников спецодеждой и спецобувью, их чисткой и ремонтом.
1.2.13. В разделе
"Ответственность за нарушение правил" излагается ответственность
должностных лиц за несоблюдение требований правил, предусмотренная действующим
законодательством.
1.3. Изложение
требований правил должно быть кратким и четким, исключающим возможность
различного толкования. При изложении обязательных требований в правилах
применяются слова "должен", "следует",
"необходимо" и производные от них.
1.4. В правилах
должны применяться термины, установленные ГОСТ 12.0.002. "ССБТ. Термины и
определения".
1.5. Обозначение
правил и инструкций по охране труда Российской Федерации из индекса (ПОТ) Р - Российская Федерация; порядкового регистрационного
номера и года утверждения.
Пример: ПОТ Р О - 32 - 001 - 93 "Правила по охране труда при
сооружении мостов и труб", где ПОТ - правила по охране труда, Р -
Российская Федерация, О - отраслевые, 32 - код Министерства путей сообщения
Российской Федерации, 001 - регистрационный номер, 93 - год утверждения правил.
Пример: ТОИ Р - 32 - 001 - 93 "Типовая отраслевая инструкция по
охране труда для слесаря по ремонту технологического оборудования", где
ТОИ - типовая отраслевая инструкция, Р - Российская Федерация, 32 - код
отрасли, 001 - регистрационный номер, 93 - год утверждения типовой инструкции.
1.6. Оформление
обложки и титульного листа Правил по охране труда приведено в Приложениях N 12,
13 к настоящему Положению.
2.
Разработка типовых инструкций
2.1. Требования
типовой инструкции должны быть сформулированы на основе:
- анализа
документов, действующих в МПС;
- изучения
технологического процесса;
- изучения условий
труда, характерных для данной профессии (вида работ);
- определения
опасных и вредных производственных факторов, характерных для выполнения работ
лицами данной профессии (занятых на данных работах);
- анализа типичных,
наиболее вероятных для данной профессии (вида работ) случаев производственного
травматизма и профессиональных заболеваний и их причин;
- изучения передового
опыта безопасного выполнения работ;
- определения
наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ;
- утвержденных
режимов труда и отдыха.
2.2. В качестве
типовой инструкции может быть использована типовая инструкция другой отрасли
для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия центрального
органа федеральной исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию. В
этом случае руководством МПС должен быть издан приказ (распоряжение) о
распространении действия упомянутой типовой инструкции в системе МПС.
2.3. Оформление
обложки и титульного листа типовой инструкции должно соответствовать
Приложениям N 14, 15 к настоящему Положению.
3.
Построение, содержание и изложение инструкций
3.1. Каждой
инструкции должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует
кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.
Наименования
типовых инструкций могут быть, например, такими, как "Типовая инструкция
по охране труда для слесаря по ремонту технологического оборудования";
"Типовая инструкция по охране труда при проведении земляных работ".
Наименования местных инструкций для работников могут быть, например, такими,
как "Инструкция по охране труда для газосварщика", "Инструкция
по охране труда при выполнении работ на высоте".
3.2. Требования
инструкций следует излагать в соответствии с последовательностью
технологического процесса и с учетом условий, в которых выполняется данная
работа.
3.3. Типовая
инструкция и местная инструкция для работников должны содержать следующие
разделы:
- введение;
- общие требования
безопасности;
- требования
безопасности перед началом работы;
- требования
безопасности во время работы;
- требования
безопасности в аварийных ситуациях;
- требования
безопасности по окончании работы.
Во введении
указывается, для каких специальностей (профессий) предназначена инструкция.
Примечание. При
необходимости в типовые инструкции можно включать дополнительные разделы,
отражающие соответствующие положения, указания директивных органов, особенности
методики изложения требований безопасности в местных инструкциях,
разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут
быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке
инструкций, дан перечень этих актов, а также перечень актов, утративших силу. В
зависимости от назначения инструкции разделы могут объединяться, изменяться или
разрабатываться новые.
3.3.1. В разделе
"Общие требования безопасности" должны быть отражены:
- условия допуска лиц
к самостоятельной работе по профессии или к выполнению соответствующей работы
(возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей и т.п.);
- указания о
необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
- требования по
выполнению режимов труда и отдыха;
- характеристики
опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника;
- нормы выдачи для
данной профессии спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты с
указанием обозначений государственных, отраслевых стандартов или технических
условий на них;
- требования по
обеспечению пожаро- и взрывобезопасности;
- меры безопасности
при нахождении на железнодорожных путях:
- при проходе вдоль
пути;
- при переходе
через пути;
- при пропуске
подвижного состава;
- при обходе
составов и вагонов;
- при выходе на
путь из-за строений, зданий;
- меры
электробезопасности:
- общие (не
прикасаться к электрооборудованию, арматуре освещения, оголенным
электропроводам, не открывать двери электрошкафов, не наступать на электропровода
и т.д.);
- при обслуживании
электротехнических установок и оборудования с электрическим приводом;
- при работе с
электроинструментом и электроприборами;
- при нахождении на
электрифицированных участках железных дорог, вблизи линий электропередачи и
частей оборудования, находящихся под напряжением;
- содержание
рабочего места:
- что относится к
рабочему месту;
- о необходимости
соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте;
- как должны быть
расположены на рабочем месте инструменты, приспособления, детали, материалы,
готовые изделия;
- какие должны быть
блокировки и проверка их исправности;
- какие и где
должны быть установлены ограждения;
- какие сигнальные
устройства должны быть на рабочем месте;
- какие
вентиляционные установки должны быть включены, кем и когда;
- перечень
недостатков на рабочем месте, без устранения которых нельзя начинать работу;
- порядок
уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности
оборудования, приспособлений и инструмента;
- указания об
оказании первой (доврачебной) помощи;
- правила личной
гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы;
- ответственность
работника за нарушение требований инструкций.
3.3.2. В разделе
"Требования безопасности перед началом работы" должны быть изложены:
- порядок
подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты;
- порядок проверки
исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, блокировочных
устройств, устройств защитного заземления, вентиляции, местного освещения и
т.д.;
- порядок проверки
наличия и состояния исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
- порядок приема
смены в случае непрерывной работы;
- требования
производственной санитарии.
3.3.3. В разделе
"Требования безопасности во время работы" должны быть изложены:
- способы и приемы
безопасного выполнения работ, правила использования технологического
оборудования, приспособлений и инструментов;
- требования
безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки,
полуфабрикаты);
- правила
безопасной эксплуатации транспортных средств, тары и грузоподъемных механизмов;
- указания по
безопасному содержанию рабочего места;
- основные виды
отклонений от нормативного технологического режима и методы их устранения;
- действия,
направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
- требования к
использованию средств защиты работников.
3.3.4. В разделе
"Требования безопасности в аварийных ситуациях" должны быть изложены:
- действия
работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к
нежелательным последствиям;
- действия по
оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и
внезапном заболевании.
3.3.5. В разделе
"Требования безопасности по окончании работы" должны быть изложены:
- порядок
безопасности отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования,
приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры, а при непрерывном процессе -
порядок передачи их по схеме;
- порядок сдачи рабочего
места;
- порядок уборки
отходов производства;
- требования
соблюдения личной гигиены и производственной санитарии;
- порядок извещения
руководителя о всех недостатках, обнаруженных во время
работы.
Оформление обложки,
первой и последней страниц местной инструкции и местной инструкции как
дополнение к типовой инструкции приведено в Приложениях N 16, 17, 18, 19 и 20 к
настоящему Положению.
Выдача инструкций
руководителям подразделений, цехов и участков производится инженером по охране
труда с регистрацией в журнале учета, выдачи инструкции (Приложение N 19 к
настоящему Положению).
Примечания. 1.
Инструкции могут иметь разделы для бригадиров и старших рабочих (далее -
бригадиров). В этих разделах дополнительно должны быть указаны:
1.1. Порядок
проверки наличия и готовности рабочих к работе. При этом должно быть
подчеркнуто, что в нетрезвом состоянии рабочий к работе допускаться не должен.
1.2. Порядок
проверки исправности оборудования, инструмента и обустройств.
1.3. Необходимость
проведения текущего инструктажа и его содержание.
1.4. Какие работы каким количеством людей должны выполняться.
1.5. Меры
безопасности, специфические для данного вида работ.
1.6. Порядок
осуществления контроля за соблюдением мер безопасности работающими.
1.7. О
недопустимости присутствия посторонних лиц в зоне работ и на рабочих местах.
1.8. Порядок
осмотра рабочих мест по окончании работы.
Для бригадиров,
руководящих работами в зоне железнодорожных путей, дополнительно должны быть
указаны:
1.8.1. Порядок организации
следования к месту работ.
1.8.2. Порядок
ограждения места работы, порядок начала и окончания работы. Порядок записи в
журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной
сети на станции о месте и времени производства работ.
1.8.3. Организация
наблюдения за движением поездов в зоне работы и порядок оповещения работающих о
приближении поездов.
1.8.4. Порядок
отвода работающих в безопасные места для пропуска поездов.
1.8.5. Какие
средства сигнализации должны быть у бригадира.
1.8.6. Порядок
проверки наличия рабочих по окончании работы и организация возвращения с места
работы.
2. Перечень
требований, входящих в конкретную инструкцию, должен определяться в
соответствии со спецификой каждой специальности и каждого вида работ и не
обязательно должен включать все положения, указанные в данном Приложении, или
ограничиваться только ими.
Приложение N 11
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Рекомендуемое
ПРИМЕРНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ СТАНДАРТОВ
ПРЕДПРИЯТИЯ ПО
ОСНОВНЫМ ОБЪЕКТАМ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
1.
Стандарт, регламентирующий организацию работы
по охране труда
Структура
управления работой по охране труда (уровни управления, ответственные лица).
Порядок
осуществления функций управления (планирование, контроль, учет и анализ
состояния охраны труда, система стимулирования, информация).
Порядок выполнения
задач управления работой по охране труда.
Требования
стандарта должны соответствовать Основным положениям по управлению работой по
охране труда на железнодорожном транспорте, утвержденным МПС.
2.
Стандарт, устанавливающий организацию контроля
за состоянием
охраны труда
2.1. Виды контроля:
оперативный;
ступенчатый.
2.2. Количество
ступеней контроля.
2.3. Для каждой
ступени контроля:
периодичность
проведения;
кто проверяет;
организация
проверки;
содержание
проверки;
документальное
оформление результатов проверки;
мероприятия после
проведения проверок.
Требования
стандарта должны соответствовать Положению о контроле за
состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, утвержденному МПС.
3.
Стандарт, устанавливающий порядок надзора
за объектами
повышенной опасности
Перечень объектов,
отнесенных к объектам повышенной опасности (далее - объекты).
Перечень объектов,
подлежащих регистрации в органах надзора.
Лица, ответственные
за безопасную эксплуатацию каждого объекта.
Порядок пуска в
работу вновь установленных, переставленных на другое место, прошедших ремонт
или реконструированных объектов.
Система нарядов -
допусков для ремонтных работ на объектах.
Организация и
проведение профилактических осмотров, технических освидетельствований и
ремонтов объектов.
Порядок контроля за ведением технической документации на объекты.
4.
Стандарт, устанавливающий порядок эксплуатации
коллективных
средств защиты (вентиляция, освещение,
блокировки и т.д.)
Что должно
обеспечить данное средство коллективной защиты.
Порядок допуска к
эксплуатации.
Порядок проведения
плановых осмотров и проверок.
Порядок
технологического обслуживания и ремонта.
Кто несет
ответственность за исправность и работоспособность данного средства
коллективной защиты.
Техническая
документация.
5.
Стандарт, устанавливающий порядок
проведения
измерений параметров опасных и вредных
производственных
факторов
Перечень опасных и
вредных производственных факторов, параметры которых подлежат измерению.
Кто и по какой
методике проводит измерения.
Места измерения
параметров каждого фактора.
Периодичность
проведения измерений.
Запись результатов
измерений.
Мероприятия по
результатам измерений.
6.
Стандарт, устанавливающий порядок комплексной
оценки
состояния условий и охраны труда
в подразделениях
предприятия
По каким
подразделениям проводится оценка.
Перечень
показателей, по которым проводится оценка.
Порядок определения
каждого показателя.
Коэффициенты
значимости показателей.
Определение
обобщающего (итогового) показателя - коэффициента охраны труда по каждому
подразделению.
Организация работы
по определению оценки.
Формы документов, в
которых фиксируют и рассчитывают результаты оценки.
7.
Стандарт, устанавливающий систему материального
и морального
стимулирования за улучшение условий
и охраны труда в
подразделениях предприятия
Применяемые формы
материального и морального стимулирования.
Уровни показателей
состояния охраны труда и установленные соответственно им формы и размеры
материального и морального стимулирования.
Порядок поощрения
работников.
Порядок поощрения
подразделений.
Порядок принятия решения
о поощрении и его оформление.
Источники
финансирования.
8.
Стандарт, устанавливающий порядок обучения
и инструктажа работающих по охране труда
Стандарт должен
быть разработан в соответствии с Положением об организации обучения и проверки
знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта, утвержденным
МПС.
Примечание. По
указанным объектам стандартизации на предприятиях допускается вместо стандартов
предприятий разрабатывать положения.
Приложение N 12
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Обложка Отраслевых правил по охране труда
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИЛА
ПО
ОХРАНЕ ТРУДА _____________________________
___________________________________________
ПОТ Р О - 32 - 001 - 93
Москва 199_ г.
Приложение N 13
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Титульный лист Отраслевых правил по охране труда
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Письмо
Заместитель Министра
Министерства труда путей
сообщения
Российской Федерации ____________________
Дата и номер письма "__" _______
199_ г.
ПРАВИЛА
ПО
ОХРАНЕ ТРУДА _____________________________
___________________________________________
ПОТ Р О - 32 - 001 - 93
Правила
вводятся в действие с 01.07.93
Приложение N 14
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Обложка Типовой инструкции по охране труда
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________
(наименование управления - заказчика)
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
______________________________________________________
(наименование)
ТОИ Р - 32 - 001 - 93
Москва 199_ г.
_____________________
(место и год выпуска)
Приложение N 15
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Титульный лист Типовой инструкции по охране труда
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
__________________________________________________________________
(наименование управления - заказчика)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Соответствующий Заместитель
Министра
профсоюзный орган путей
сообщения
Российской Федерации
____________________
"___" ______ 199_ г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
_______________________________________________
(наименование)
ТОИ Р - 32 - 001 - 93
Инструкция
вводится в действие с 01.07.93
Приложение N 16
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Обложка
Местной инструкции по охране труда для работников
__________________________________________________________________
(наименование предприятия)
МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
_________________________________________________
(наименование)
_________________________________________________
(обозначение)
_______________________________________
(место и год выпуска)
Приложение N 17
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Титульный лист Местной инструкции по охране труда
(дополнение к Типовой инструкции)
__________________________________________________________________
(наименование предприятия)
МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
_________________________________________________
(наименование)
_________________________________________________
(обозначение)
Дополнение к типовой инструкции
_________________________________________________
(наименование)
_________________________________________________
(обозначение)
_________________________________________
(место и год выпуска)
Приложение N 18
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Первая
страница Местной инструкции по охране труда
для работников
__________________________________________________________________
(наименование предприятия)
УТВЕРЖДЕНО
УТВЕРЖДАЮ
Соответствующий
Руководитель
выборный профсоюзный предприятия
орган подпись,
дата
МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
__________________________________________________
(наименование)
__________________________________________________
(обозначение)
ТЕКСТ
Приложение N 19
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Первая
страница Местной инструкции по охране труда
(дополнение к Типовой инструкции)
__________________________________________________________________
(наименование предприятия)
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Соответствующий
Руководитель
выборный профсоюзный предприятия
орган
подпись, дата
МЕСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
____________________________________________________
(наименование)
____________________________________________________
(обозначение)
(Дополнение к типовой инструкции)
____________________________________________________
(наименование)
____________________________________________________
(обозначение)
ТЕКСТ
МЕСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
Приложение N 20
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Обязательное
Последняя страница Местной инструкции по охране труда
для работников
ТЕКСТ
_____________________________ ___________________
(Руководитель (подпись, фамилия и
подразделения - разработчика) инициалы)
СОГЛАСОВАНО
Инженер по охране
___________________
труда
(подпись, фамилия и
Дата инициалы)
Приложение
N 21
к Положению
от 27 декабря 1994
г. N ЦСР-307
Рекомендуемое
ФОРМА ЖУРНАЛА УЧЕТА
ВЫДАЧИ МЕСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ
ТРУДА РАБОТНИКАМ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
N
п/п
|
Дата
выдачи
инст-
рукции
|
Обозна-
чение
(номер)
инструк-
ции
|
Наимено-
вание
инструк-
ции
|
Подраз-
деление
(служ-
ба),
которо-
му вы-
дана
инструк-
ция
|
Количе-
ство
выдан-
ных
экземп-
ляров
|
Должность,
фамилия и
инициалы
получателя
|
Подпись
получа-
теля
инст-
рукции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|