Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 1997 г. N 24

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ

ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ - МАНИПУЛЯТОРОВ

 

Госгортехнадзор России постановляет:

Утвердить Требования к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов - манипуляторов и ввести их в действие с 01.01.98.

 

Начальник Госгортехнадзора России

В.Д.ЛОЗОВОЙ

 

 

 

 

 

 

Утверждены

Постановлением

Госгортехнадзора России

от 29 августа 1997 г. N 24

 

Срок введения в действие -

1 января 1998 года

 

ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ИЗГОТОВЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ

КРАНОВ - МАНИПУЛЯТОРОВ

 

Разработаны и внесены Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящий документ Требования к проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов - манипуляторов <*> разработан в развитие Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ-10-14-92), утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92 Постановлением коллегии N 41 <**>, и устанавливает порядок проектирования, изготовления, доизготовления <***>, реконструкции и ремонта грузоподъемных кранов - манипуляторов.

--------------------------------

<*> Далее по тексту - документ.

<**> Далее по тексту - Правила.

<***> Доизготовление - привязка, изготовление опорных рам и монтаж крано-манипуляторной установки на транспортном средстве.

 

1.2. Настоящий документ распространяется на:

а) грузоподъемные краны - манипуляторы в том числе:

самоходные (на автомобильном, пневмоколесном, короткобазовом, гусеничном, специальном шасси, шасси колесного и гусеничного трактора);

передвижные (рельсовые и железнодорожные);

переставные;

прицепные;

самоустанавливающиеся;

стационарные;

б) грузозахватные органы (крюки, грейферы, электромагниты и т.п.), применяемые на грузоподъемных кранах - манипуляторах.

1.3. Настоящий документ не распространяется на:

а) манипуляторы, установленные в шахтах горнодобывающей промышленности, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях;

б) манипуляторы, применяемые в робото-технических системах, например:

манипуляторы перегрузочные электрические типа МПЭ;

манипуляторы пневматические сбалансированные типа МПС;

гидроманипуляторы по обработке древесины и т.п.;

в) грузоподъемные краны - манипуляторы, предназначенные для работы только со специальным навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием, карвестерными головками и т.п.);

г) специальные грузоподъемные краны - манипуляторы военного ведомства.

1.4. Разработку нормативной документации на грузоподъемные краны - манипуляторы <*> осуществляют организации согласно требований ст. 2.1 Правил.

--------------------------------

<*> Далее по тексту - краны.

 

1.5. Проектирование, изготовление, доизготовление, реконструкция и ремонт кранов и их узлов, поставляемых как готовые изделия, должны производиться в соответствии с Правилами и настоящим документом.

1.6. Ответственность за качество проекта, изготовления, доизготовления, реконструкции и ремонта крана, его узлов и грузозахватных органов, а также за несоответствие их Правилам, настоящему документу и другой нормативной документации несет организация, выполнявшая соответствующую работу.

1.7. Основные термины и определения, применяемые в тексте настоящего документа, приведены в приложении 1 <*>. Перечень нормативной документации и международных стандартов по грузоподъемным кранам - манипуляторам, действующих в России, приведен в приложении 2 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

1.8. Эксплуатация кранов - манипуляторов должна осуществляться согласно требований Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ-10-14-92).

 

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

2.1. Общие требования

2.1.1. Разработка проектов на изготовление кранов, крано-манипуляторных установок (КМУ), их узлов, механизмов и приборов безопасности выполняется научно-исследовательскими, специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.

2.1.2. Изготовление кранов, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должно производиться по специальным техническим условиям, согласованным с организацией, разрабатывающей нормативные документы. Проектом должны быть предусмотрены меры по созданию безопасных условий для работы крана в такой среде.

Возможность работы крана во взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в руководстве по эксплуатации.

2.1.3. Проектированием кранов, предназначенных для эксплуатации в исполнении согласно требований ГОСТ 15150, должна предусматриваться температура рабочего состояния до минус 40° С, нерабочего состояния и хранения не ниже минус 50° С.

Проектированием кранов, предназначенных для эксплуатации при температуре ниже 40° С, должно предусматриваться исполнение ХЛ согласно требований ГОСТ 15150.

2.1.4. Грузоподъемность, грузовой момент и другие параметры, а также габариты крана должны соответствовать государственным стандартам, а при их отсутствии должны быть установлены другими нормативными документами.

2.1.5. Краны, кроме стационарных, должны быть устойчивы в рабочем состоянии. Устойчивость этих кранов должна быть проверена расчетом в соответствии с нормативными документами, разработанными головной организацией и согласованными с Госгортехнадзором России.

2.1.6. Грузовые лебедки, оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны быть устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление их было невозможно, и должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормозов. Применение фрикционных и кулачковых муфт на лебедках не допускается.

2.1.7. В узлах механизмов крана, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и фланцевые болтовые разъемные соединения.

2.1.8. Болтовые, шпоночные и клиновые соединения кранов должны быть предохранены от произвольного развинчивания или разъединения.

2.1.9. Ручные удлинители стрелового оборудования должны иметь надежное устройство для их фиксации от произвольного движения при работе и транспортировке кранов.

2.1.10. В сдвоенных полиспастах механизмов телескопирования установка уравнительного блока или рычага обязательна.

Допускается применение в качестве уравнительного устройства неподвижного сектора с профилем, повторяющим ручей канатного блока, причем угол сектора и его расположение должны обеспечивать сход с него каната без перегибов.

2.1.11. Металлические конструкции и детали крана должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлических конструкциях кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.

2.1.12. К механизмам, приборам безопасности, аппаратам и органам управления, гидрооборудованию, электрооборудованию и элементам металлических конструкций кранов, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ.

2.1.13. Гидрооборудование кранов должно соответствовать требованиям настоящего документа и техническим условиям на кран.

2.1.14. Соединения трубопроводов, в том числе гибких рукавов, а также места присоединения гидрооборудования должны быть герметичными. Не допускаются наружные утечки рабочей жидкости при работе, стоянке и передвижении крана, а также при заправке гидробака и сливе из него рабочей жидкости.

В гидросистеме должна быть предусмотрена возможность удобного и безопасного заполнения (слива) ее рабочей жидкостью, а в случае необходимости - возможность удаления из гидросистемы воздуха.

В гидробаке должен быть установлен указатель уровня рабочей жидкости.

2.1.15. Гибкие рукава гидросистемы должны быть размещены на кране так, чтобы исключалась возможность их механического повреждения в результате соприкосновения с элементами конструкции крана. При обрыве гибких трубопроводов должен обеспечиваться автоматический останов механизмов. Гибкие рукава гидросистемы, находящиеся в кабине оператора, должны иметь предохранительный кожух или экран.

2.1.16. В гидросистеме подъема кабины оператора должен быть установлен гидрозамок.

2.1.17. Электрическое оборудование кранов, его монтаж и заземление должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок. Если грузовая лебедка имеет электрический привод, то должна быть предусмотрена защита от падения груза при обрыве любой из фаз питающей электрической цепи. При отключении электродвигателя лебедки должно сниматься напряжение с катушек электрического привода тормоза.

2.1.18. Электрическая схема управления краном должна исключать:

самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения в сети, питающей кран;

пуск электродвигателей не по заданной схеме ускорения;

пуск электродвигателя замыканием (размыканием) контактов приборов и устройств безопасности.

2.1.19. Подача напряжения на кран от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, имеющее ручной привод снятия напряжения. Вводное устройство должно быть оборудовано индивидуальным ключом (ключ - марка), без которого не может быть подано напряжение на кран.

2.1.20. У кранов с электрическим приводом при питании от внешней сети их металлические части (несущие конструкции, механизмы, корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т.п.), не входящие в электрическую цепь, но могущие остаться под напряжением вследствие порчи изоляции, должны быть заземлены в соответствии с Правилами устройства электроустановок, утвержденными Главтехуправлением и Госэнергонадзором (Минэнерго СССР) 5 октября 1979 г.

2.1.21. Дополнительные требования по проектированию кранов, крано-манипуляторных установок, их узлов и приборов безопасности с учетом их конструктивных особенностей должны быть установлены в проектах и технических условиях, согласованных с головной организацией.

2.2. Грузозахватные органы

2.2.1. Грузовые крюки должны соответствовать требованиям ГОСТ 2105. Размеры и основные параметры крюков должны приниматься по ГОСТ 6627. Допускается применение других крюков по согласованию с Госгортехнадзором России.

2.2.2. Грузовые крюки грузоподъемностью выше 3 т должны быть установлены на подшипниках качения. Конструкция подшипникового узла должна быть защищена от скопления воды.

2.2.3. Крепление крюка к траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки. Если стопорение гайки производится планкой, то она должна вкладываться в пазы, профрезерованные в верхней части хвостовика крюка и гайки, и фиксироваться в пазах болтом (болтами) без возможности самопроизвольного отворачивания. Допускается стопорение гайки крюков грузоподъемностью менее 5 т производить штифтами или другими элементами, работающими на срез, кроме шплинтов.

2.2.4. Грузовые крюки должны иметь предохранительные замки, предотвращающие самопроизвольное выпадание съемных грузозахватных приспособлений. Замки для крюков должны изготавливаться по ГОСТ 12840.

2.2.5. Грузовые крюки специального исполнения должны снабжаться паспортом с указанием предприятия - изготовителя, номера крюка, грузоподъемности и материала, из которого он изготовлен, и технических условий.

2.2.6. Сменные грузозахватные органы с гидравлическим приводом должны иметь устройства (по техническим условиям) <*> для подключения (отключения) их к гидромагистралям крана без утечки рабочей жидкости.

--------------------------------

<*> Только в случае, если это записано в ТУ.

 

2.2.7. Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное его раскрытие.

2.3. Канаты

2.3.1. Стальные канаты, применяемые на кранах в качестве грузовых и стреловых, должны отвечать действующим стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия - изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241. При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом. Канаты, не снабженные сертификатом или свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.

2.3.2. Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность их спадания с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с другими канатами.

2.3.3. Петля на конце каната при креплении его на кране, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов; стальной кованой, штампованной, литой втулкой с закреплением клином, а также крепления конца каната путем заливки легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с нормативной документацией. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат.

2.3.4. При заплетке число проколов каната каждой прядью должно быть равно 4 при диаметре каната до 15 мм и 5 при диаметре каната от 15 до 28 мм.

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны быть не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.

2.3.5. Крепление каната к барабану должно производиться способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната. Изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.

2.3.6. Выбор стальных канатов должен производиться по нормативной документации. При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле:

 

                          Fo >= Zp x S,

 

где:

Fo - разрывное усилие, Н, каната в целом, принимаемое по сертификату на канат;

Zp - минимальный коэффициент использования каната, определяемый по табл. 1;

S - наибольшее натяжение, Н, ветви каната, определенное без учета динамических нагрузок, но с учетом к.п.д. канатно-блочной системы и приведенное в паспорте крана.

 

Таблица 1

 

МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАНАТОВ ZP

 

┌───────────────────────────┬─────────────────┬──────────────────┐

  Группа классификации     │Рабочее состояние│     Монтаж      

     (режима) механизма    ├─────────────────┴──────────────────┤

                                         Канаты               

                           ├────────┬────────┬──────────┬───────┤

                             под-  непод- │   под-   непод-│

                           вижныевижные  вижные  вижные

├─────────────┬─────────────┼────────┴────────┴──────────┴───────┤

│по ИСО 4301/1│по ГОСТ 25835│                Zp                 

├─────────────┼─────────────┼────────┬────────┬──────────┬───────┤

      М1                   3,15 │   2,5                  

      М2                   3,35 │   2,5                  

      М3                   3,55 │   3,0                  

      М4                   4,0     3,5     3,05     2,73 │

      М5                   4,5     4,0                  

      М6                   5,6     4,5                  

      М7                   7,1     5,0                  

      М8                   9,0     5,0                  

└─────────────┴─────────────┴────────┴────────┴──────────┴───────┘

 

Если в сертификате испытания каната дано только суммарное разрывное усилие проволок каната, величина Fp может быть определена путем умножения суммарного разрывного усилия на 0,83.

2.4. Цепи

2.4.1. Пластинчатые цепи должны соответствовать ГОСТ 191. Сварные и штампованные цепи, применяемые в качестве грузовых, должны соответствовать ГОСТ 228 и другой документации, согласованной в установленном порядке. Якорные цепи могут применяться без распорок и с распорками.

2.4.2. Цепи должны иметь сертификат изготовителя об их соответствии государственному стандарту, по которому эти цепи изготовлены, или другой документации, согласованной в установленном порядке.

При отсутствии указанного сертификата необходимо установить марку цепи и в соответствии с какой нормативной документацией она изготовлена путем проведения испытаний образца цепи, замера ее геометрических параметров и сопоставления полученных результатов с данными в этой документации. Результаты идентификации цепи должны быть оформлены актом.

2.4.3. Крепления и расположение цепей на кране должно исключать возможность из спадания со звездочек.

2.4.4. Минимальные значения коэффициента запаса прочности сварной цепи, определяемого отношением разрушающей нагрузки к наибольшему натяжению, приведенному в паспорте крана, указаны в табл. 2.

 

Таблица 2

 

МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ

ЦЕПЕЙ

 

┌─────────────────────────────────────────┬──────────────────────┐

           Назначение цепи               │ Группа классификации │

                                           (режима) механизма 

                                         ├───────────┬──────────┤

                                           М1, М2   │ М3... М8 │

├─────────────────────────────────────────┼───────────┼──────────┤

Грузовая, работающая на гладком барабане │     3          6   

│Грузовая, работающая на звездочке (калиб-│                    

рованная)                                     3          8   

└─────────────────────────────────────────┴───────────┴──────────┘

 

2.4.5. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана в течение 10 мин. нагрузкой, в 1,25 раза превышающей наибольшее натяжение ее, указанное в паспорте крана.

2.5. Барабаны, блоки и звездочки

2.5.1. Минимальный диаметр барабана, блока и уравнительного блока, огибаемых стальными канатами, определяется по формулам:

 

            D1 >= h1 x d, D2 >= h2 x d, D3 >= h3 x d,

 

где:

d - диаметр каната, мм;

h1, h2, h3 - коэффициенты для определения диаметров, соответственно, барабана, блока, уравнительного блока по осевой линии навитого каната, мм (табл. 3);

D1, D2, D3 - диаметры, соответственно, барабана, блока и уравнительного блока по осевой линии навитого каната, мм.

2.5.2. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

2.5.3. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при нижнем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

2.5.4. Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У кранов с канатными грейферами, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната или снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната на барабане.

Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.

 

Таблица 3

 

МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ ВЫБОРА ДИАМЕТРОВ

БАРАБАНА (H1), БЛОКА (H2) И УРАВНИТЕЛЬНОГО БЛОКА (H3)

 

┌───────────────────────────┬────────────┬────────────┬──────────┐

    Группа классификации                                    

    (режима) механизма          h1          h2         h3   

├─────────────┬─────────────┤                                 

│по ИСО 4301/1│по ГОСТ 25835│                                 

├─────────────┼─────────────┼────────────┼────────────┼──────────┤

      М1                    11,2        12,5       11,2   

      М2                    12,5        14,0       12,5  

      М3                    14,0        16,0       12,5  

      М4                    16,0        18,0       14,0  

      М5                    18,0        20,0       14,0  

      М6                    20,0        22,4       16,0  

      М7                    22,4        25,0       16,0  

      М8                    25,0        28,0       18,0  

└─────────────┴─────────────┴────────────┴────────────┴──────────┘

 

2.5.5. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана.

Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, могут не иметь реборд, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может отсутствовать со стороны крепления каната на барабане. Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два диаметра его, а для цепей - не менее чем на ширину звена цепи.

2.5.6. При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя.

2.5.7. Канатные блоки должны иметь устройства, исключающие выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20% от диаметра каната.

2.6. Тормоза

2.6.1. Грузовые лебедки с машинным приводом должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа. Грузовые лебедки с ручным приводом должны быть снабжены грузоупорными тормозами.

2.6.2. Тормоз грузовой лебедки должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном. Тормоз грузовой лебедки должен обеспечивать тормозной момент с учетом запаса торможения не менее 1,5.

2.6.3. На механизмах передвижения рельсовых кранов должен устанавливаться тормоз нормально закрытого типа.

На самоходных кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза на механизмах передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать нормам МПС России.

2.6.4. На механизмах поворота кранов, работающих на открытом воздухе, или кранов (группы классификации М2 и более), работающих в помещении, должны быть установлены тормоза нормально закрытого типа.

Допускается не устанавливать тормоза на реечные механизмы поворота. Червячная передача не может применяться в качестве тормоза. В обоснованных случаях допускается установка дополнительного устройства для плавного торможения.

Если замыкание тормоза осуществляется с помощью пружины, то оно должно производиться пружиной сжатия.

2.6.5. Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана при действии максимально допустимой скорости ветра по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого его наклона.

2.6.6. Тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла.

2.7. Ходовые колеса

2.7.1. Ходовые колеса механизмов передвижения рельсовых кранов должны быть стальными и могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми. Кованые колеса должны соответствовать ГОСТ 28648.

2.7.2. Колеса должны быть двухребордными. Применение безребордных (одноребордных) колес допускается при наличии устройств, исключающих сход колеса с рельсов в сторону отсутствующей реборды.

2.8. Опорные устройства

2.8.1. Выносные опоры должны быть снабжены плитами, опирающимися на грунт. Балки выносных опор должны иметь устройства (фиксаторы) для удержания их при работе (ручном телескопировании) и транспортировке крана. Оператор должен иметь возможность контролировать фиксацию балок в этих положениях. Фиксаторы должны стопориться в обоих положениях. Балки выносных опор, перемещаемые в рабочее положение вручную, должны иметь ручки.

2.8.2. Усилие для поднятия, выдвижения вручную выносных опор крана или их частей не должно превышать 200 Н. При большем усилии выносные опоры должны иметь машинный привод.

2.8.3. Рельсовые краны должны быть снабжены опорными деталями на случай поломки колес и осей. Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов и должны воспринимать наибольшую возможную нагрузку.

2.8.4. На концах кранового рельсового пути для предупреждения схода с них крана должны быть установлены упоры.

2.8.5. Рельсовые краны для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены упругими буферными устройствами. Если эксплуатационной документацией предусмотрена установка безударных упоров, буферные устройства не устанавливаются.

2.9. Приборы и устройства безопасности

2.9.1. Краны с машинным приводом должны быть оборудованы устройствами (концевыми выключателями) для автоматической остановки:

- грузозахватного органа у кранов с канатной подвеской в крайних верхнем и нижнем положениях. Допускается концевой выключатель нижнего положения не устанавливать, если по условиям работы крана не требуется опускать груз ниже уровня, установленного проектом (паспортом);

- механизмов передвижения рельсовых кранов;

- редукторных (по техническим условиям) и реечных механизмов поворота с ограниченным вращением.

2.9.2. Концевые выключатели после отключения механизма должны обеспечивать возможность движения в обратном направлении.

2.9.3. Концевой выключатель механизма подъема груза с канатной подвеской должен быть установлен так, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором (в том числе металлическая конструкция) был не менее 200 мм.

2.9.4. На кранах с подъемной кабиной оператора должно быть установлено устройство, предотвращающее рабочие движения и подъем кабины при ее незапертой двери.

2.9.5. Краны (по техническим условиям) для предупреждения их разрушения и/или опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (ограничителем грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вылета более чем на 10%.

После действия ограничителя грузоподъемности должно быть возможно опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента. Необходимость оснащения кранов ограничителем грузоподъемности устанавливается головной организацией.

2.9.6. У кранов, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей установленному вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места оператора. Допускается вместо указателя установка табличек грузоподъемности.

2.9.7. На кране (по техническим условиям) должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы).

2.9.8. Краны должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором, звук которого должен быть хорошо слышен в рабочей зоне.

2.9.9. У кранов с гидравлическим приводом на линии напора каждого насоса должны быть установлены предохранительные клапаны.

2.9.10. У кранов на боковых поверхностях ручных удлинителей при их выдвинутом положении должны быть видны надписи, указывающие номинальную грузоподъемность крана при выдвинутом положении этих удлинителей. Надпись должна быть различима с рабочего места оператора.

2.10. Кабины и пульты управления

2.10.1. Кабины оператора и пульты управления кранов должны соответствовать требованиям Правил, государственных стандартов, настоящего документа и других нормативных документов.

2.10.2. Кабина крана, работающего на открытом воздухе, должна иметь сплошное ограждение со всех сторон и сплошное верхнее перекрытие, защищающее оператора от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов. Световые проемы кабины должны быть выполнены из небьющегося (безосколочного) стекла. Лобовое стекло кабины должно быть оборудовано устройством для его очистки и солнцезащитным щитком.

2.10.3. Дверь для входа в кабину крана может быть раздвижной или распашной, открывающейся наружу или внутрь. Дверь должна быть оборудована запором с внутренней стороны, а если кран установлен вне помещения, то и запором снаружи при уходе оператора с крана.

Кроме двери в кабине должно быть предусмотрено открывающееся окно или люк.

2.10.4. Пол кабины оператора, в которую подается напряжение более 42 В, должен иметь настил из теплоизолирующего материала, исключающего скольжение, и покрыт диэлектрическим ковриком. Резиновые коврики могут быть уложены только в местах обслуживания электрооборудования, работающего от напряжения более чем 42 В, на расстоянии не менее 500 мм от этого оборудования.

2.10.5. Кабина оператора должна быть оборудована стационарным сиденьем для оператора, устроенным и размещенным так, чтобы можно было сидя управлять аппаратами и вести наблюдение за грузом. Должны быть предусмотрены возможность регулировки положения этого сиденья по высоте и относительно горизонтальной плоскости, а также изменение угла наклона спинки.

2.10.6. Кабина оператора должна быть выполнена и оборудована таким образом, чтобы был обеспечен надлежащий температурный режим и обмен воздуха в соответствии с требованиями нормативной документации.

2.10.7. Кабина оператора стационарных или несамоходных кранов должна иметь следующие минимальные внутренние размеры: высота - 2000 мм, ширина - 900 мм, длина - 1300 мм.

Для самоходных кранов внутренние размеры кабины: высота - 1800 мм, ширина - 920 мм, длина в зоне рычагов управления - 1500 мм.

В обоснованных случаях допускается уменьшать высоту - до 1450 мм, ширину - до 700 мм, длину в зоне рычагов управления - до 1100 мм.

2.10.8. Кабина оператора должна быть расположена так, чтобы при нормальной работе исключалась возможность удара груза о кабину. Располагать механизмы крана непосредственно над кабиной не допускается.

2.10.9. Кабина оператора должна иметь электрическое освещение. На кранах с электрическим приводом при отключении электрооборудования освещение должно оставаться подключенным.

2.10.10. Электрические отопительные приборы, устанавливаемые в кабине крана, должны быть безопасны в пожарном отношении, а их токоведущие части ограждены. Электрические отопительные приборы должны присоединяться к электрической сети после вводного устройства. Корпус отопительного прибора должен быть заземлен.

2.10.11. Аппараты управления кранов должны быть выполнены и установлены таким образом, чтобы управление было удобным и не затрудняло наблюдение за грузозахватным органом и грузом, а направление рукояток и рычагов было рациональным с соответствовало направлению движений. Условное обозначение движений и их направлений должно соответствовать ИСО 7296-1, быть указано на этих механизмах и аппаратах и сохраняться в течение срока эксплуатации аппаратов.

2.10.12. Пусковые аппараты управления движениями механизмов должны иметь устройства для самовозврата в нулевое (нейтральное) положение после прекращения воздействия человека на эти аппараты. При переводе рычага управления в нулевое положение работа механизма должна прекращаться.

2.10.13. У кранов с электрическим контроллерным управлением включение контактора защитной панели (вводного устройства) должно быть возможно только в том случае, если все контроллеры находятся в нулевом положении. Допускается контакты нулевой блокировки магнитных контроллеров с индивидуальной нулевой защитой в цепь контактора защитной панели не включать, если на пульте управления будет установлена световая сигнализация, информирующая о положении магнитного контроллера.

2.10.14. При использовании для управления краном более одного пульта управления должны быть предусмотрены средства, предотвращающие одновременную работу с двух пультов, за исключением случаев, когда органы управления связаны механически друг с другом.

2.10.15. Каждый пульт управления крана с электроприводом должен быть оборудован устройством экстренной остановки, при которой отключаются все механизмы крана. Все пульты управления независимо от типа привода должны быть оборудованы кнопкой звукового сигнала.

2.10.16. Переносной корпус для подвешиваемого пульта при подключении к нему электрической сети напряжением более 42 В должен быть выполнен из изоляционного материала либо заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован тонкий стальной канат.

2.10.17. Сиденье оператора, расположенное на высоте для кранов без кабины, должно иметь умягченное, теплоизолирующее и непромокаемое (моющееся) покрытие как непосредственно сиденья и спинки, так и подлокотников. В транспортном положении сиденье должно быть установлено так, чтобы на его поверхности непосредственно не скапливались атмосферные осадки. Несущие конструкции сиденья и его крепления к крану должны без остаточных деформаций выдерживать вертикальную нагрузку 1600 Н, действующую на горизонтальную поверхность сидения. Регулировка сиденья в горизонтальном направлении должна осуществляться без употребления инструмента.

2.11. Ограждения

2.11.1. Легкодоступные находящиеся в движении части крана, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты прочно укрепленными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.

Обязательно должны быть ограждены:

зубчатые, цепные и червячные передачи;

соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также другие муфты, расположенные в местах прохода;

барабаны, расположенные вблизи рабочего места оператора или в проходах, при этом ограждение не должно затруднять наблюдение за навивкой каната на барабан;

валы, расположенные в местах, предназначенных для прохода.

2.11.2. Ходовые колеса кранов, передвигающихся по рельсовому пути (за исключением железнодорожных), и их опорных тележек должны быть снабжены щитками, предотвращающими возможность попадания под колеса посторонних предметов. Зазор между щитком и рельсом не должен превышать 10 мм.

2.11.3. Все неизолированные токоведущие части электрооборудования, работающего от напряжения свыше 42 В, должны быть ограждены, чтобы исключить случайное к ним прикосновение лиц, находящихся на рабочем месте оператора, в местах прохода и обслуживания крана или вблизи от него. Ограждению подлежат также неизолированные токоведущие части выключателей, подающих напряжение свыше 42 В на питающий кабель.

2.11.4. Штоки гидроцилиндров кранов (по техническим условиям), предназначенные для погрузки бревен и других длинномерных грузов, в случае возможности их повреждения поднятым грузом должны быть ограждены.

2.12. Площадки и лестницы

2.12.1. Устройства площадок, проходов и лестниц должно выполняться по проектам с учетом Правил, настоящего документа и другой нормативной документации.

2.12.2. Настил площадок и проходов должен быть выполнен из металла. Настил должен устраиваться по всей длине и ширине площадки. Настил должен выполняться так, чтобы исключалась возможность скольжения ног (рифленые, дырчатые листы и т.п.). В случае применения настилов с отверстиями один из размеров отверстия не должен превышать 20 мм.

2.12.3. Площадки должны быть ограждены перилами высотой 1000 мм с устройством сплошного ограждения по низу на высоту не менее 100 мм и промежуточной связью на высоте 500 мм.

2.12.4. Лестницы для доступа на площадки крано-манипуляторных установок рельсовых и стационарных кранов должны быть шириной не менее 600 мм. Ширина лестниц, расположенных на самом кране, за исключением лестниц высотой менее 1500 мм, должна быть не менее 500 мм. Лестницы высотой менее 1500 мм могут выполняться шириной не менее 350 мм.

2.12.5. Расстояние между ступенями должно быть не более 300 мм для вертикальных лестниц и 200 мм для наклонных лестниц. Шаг ступеней должен быть выдержан по всей высоте лестницы.

2.12.6. Наклонные лестницы должны снабжаться с двух сторон перилами высотой не менее 1000 мм относительно ступеней и иметь плоские металлические ступени шириной не менее 150 мм, исключающие возможность скольжения.

 

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ДОИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ

И РЕМОНТ КРАНОВ

 

3.1. Изготовление

3.1.1. Краны должны быть изготовлены (доизготовлены) в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами, Правилами, техническим заданием, проектами, техническими условиями и настоящим НД.

3.1.2. Краны, КМУ, их узлы, механизмы и приборы безопасности должны изготавливаться на предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями Правил, настоящего НД и других нормативных документов, и имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Разрешение (лицензия) выдается в порядке, установленном Методическими указаниями по выдаче специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с обеспечением безопасности объектов котлонадзора и подъемных сооружений (РД-10-49-94), утвержденными Госгортехнадзором России 31.01.94 Постановлением N 6. Номер и дата разрешения (лицензии) на изготовление крана, а также наименование органа госгортехнадзора, выдавшего лицензию, должны быть указаны в паспорте крана.

3.1.3. Разрешение (лицензия) на изготовление (доизготовление) опытного образца крана может быть выдано, согласно РД-10-08, только предприятию, специализирующему на изготовлении подъемных сооружений. Если предприятие имеет лицензию и на проектирование и на изготовление кранов, то разрешение на изготовление опытного образца не требуется.

3.1.4. Руководящие работники и специалисты, связанные с изготовлением (доизготовлением) кранов, КМУ, их металлоконструкций, узлов, механизмов и приборов безопасности, должны пройти проверку знаний Правил и настоящего НД в соответствии с Положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по безопасности у руководящих работников и специалистов предприятий, организаций и объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России, утвержденным Госгортехнадзором России 19.05.93.

3.1.5. Для получения разрешения (лицензии) на изготовление (доизготовление) крановых установок, расчетных металлоконструкций кранов, их лебедок и приборов безопасности, выпускаемых заводом в виде отдельных элементов, предприятие - изготовитель должно представить в органы Госгортехнадзора следующие документы:

паспорт и руководство по эксплуатации;

сборочные чертежи изготовляемых узлов, кинематические, электрические, гидравлические схемы;

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков (копии сертификатов).

3.1.6. Разрешение (лицензия) на изготовление (доизготовление) кранов, КМУ и их отдельных металлоконструкций, лебедок и приборов безопасности выдается органами госгортехнадзора на основании результатов проверки организации - изготовителя, рассмотрения представленной им документации и после проведения приемочных испытаний опытного образца. Отступления от проектов и другой нормативной документации допускаются по согласованию с утвердившей их организацией. Если указанные документы согласованы с Госгортехнадзором России, то отступления должны быть согласованы с ним. Копию согласования предприятие - изготовитель должно прилагать к паспорту каждого крана.

3.1.7. При комплектовании кранов из узлов и деталей, механизмов и приборов безопасности, изготовленных несколькими организациями, ответственность за качество изготовления (доизготовления) крана в целом, за несоответствие Правилам, государственным стандартам, настоящему документу и другой нормативной документации, а также за оформление технической документации на кран несет организация, выпускающая кран в собранном виде. Паспорт крана составляется по документам организаций, изготовивших отдельные узлы или крановую установку. Документы этих организаций должны храниться в организации, выпускающей краны.

3.1.8. В технических условиях на изготовление (доизготовление) крана или отдельных металлоконструкций, наряду с другими указаниями, должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом Правил, настоящего РД, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемых для изготовления металлах и сварочных материалах.

3.1.9. Для проверки качества изготовления кранов, соответствия их Правилам, стандартам, настоящему документу, другой нормативной документации и техническим условиям изготовитель должен проводить предварительные (заводские), приемочные, периодические и приемо-сдаточные испытания. Предварительным и приемочным испытаниям должен подвергаться каждый опытный образец крана.

3.1.10. Предварительные (заводские) испытания организует и проводит предприятие - изготовитель опытного образца крана по программе и методике, составленным разработчиком проекта и согласованным с органами госгортехнадзора. Участие в испытаниях крана представителя организации, разработавшей рабочую документацию, и представителя органа госгортехнадзора обязательно.

До проведения предварительных испытаний головная организация должна провести экспертизу эксплуатационной документации.

3.1.11. Приемочные испытания опытного образца крана должны проводиться по программе, составленной разработчиком проекта, утвержденной в установленном порядке и согласованной с Госгортехнадзором России. Приемочные испытания крана должны проводиться с участием головной организации и представителя Госгортехнадзора России.

3.1.12. Программами предварительных и приемочных испытаний опытного образца крана должны быть предусмотрены: испытания на соответствие конструкции паспортным данным (в том числе проверка работы приборов безопасности); проведения визуального осмотра, статических и динамических испытаний, а также испытаний крана на устойчивость.

3.1.13. Результаты предварительных и приемочных испытаний опытного образца крана оформляются протоколами и актом, в которых указываются предложения и выводы комиссии.

3.1.14. Периодические испытания серийно изготовляемых кранов проводит предприятие - изготовитель по разработанной им программе, согласованной с органом госгортехнадзора. Участие в испытаниях крана представителя органа госгортехнадзора обязательно.

3.1.15. Программа периодических испытаний кранов должна предусматривать проведение испытания согласно требованиям Правил, настоящих РД и технических условий, в том числе визуальный контроль, испытания на холостом ходу, статические и динамические испытания, проверку приборов безопасности и паспортных данных крана.

3.1.16. Периодическим (один раз в 3 года) испытаниям подвергается один из изготовленных кранов.

3.1.17. Результаты периодических испытаний крана оформляются актом с указанием предложений и выводов комиссии.

3.1.18. Каждый изготовленный кран или его узлы должны подвергаться приемо-сдаточным испытаниям службой технического контроля предприятия по разработанной и утвержденной программе. Результаты испытаний должны быть занесены в паспорт крана.

3.1.19. Программа приемо-сдаточных испытаний должны предусматривать визуальный контроль, испытания на холостом ходу, статические и динамические испытания согласно требованиям Правил и настоящих РД, проверку приборов безопасности и паспортных данных крана, а также проверку работоспособности ходовой части крана.

3.1.20. Каждый вновь изготовленный кран предприятие - изготовитель должно занести в книгу учета выпускаемых кранов и снабдить укрепленной на видном месте табличкой с указанием наименования предприятия - изготовителя или его товарного знака, максимальной грузоподъемности, даты выпуска, порядкового номера, а также других сведений в соответствии с нормативной документацией. Табличка с надписями должна сохраняться в течение всего срока службы крана. При изготовлении поставляемых отдельно металлоконструкций, узлов, механизмов и приборов безопасности сведения о них должны заноситься в книгу учета.

3.1.21. Паспорт крана должен быть составлен по форме, указанной в приложениях 3 - 6 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводятся.

 

3.1.22. Руководство по эксплуатации крана должно быть разработано специализированной организацией или предприятием - изготовителем в соответствии с требованиями Правил, ГОСТ 2.601 и настоящего документа. В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:

периодичность и перечень работ технического обслуживания и ремонта узлов и механизмов;

возможность повреждения металлоконструкций и способы их устранения;

периодичность и способы проверки приборов безопасности;

способы регулировки тормозов;

перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;

порядок проведения технического освидетельствования;

указания по приведению крана в безопасное положение в нерабочем состоянии;

требования безопасности в аварийных ситуациях;

критерии предельного состояния крана для отправки его в капитальный ремонт;

срок службы крана;

другие указания по обслуживанию и эксплуатации крана с учетом специфики его конструкции.

3.1.23. Предприятие - изготовитель обязано учитывать выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления кранов и принимать меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования кранами, предприятие - изготовитель обязано уведомить все организации, эксплуатирующие их, о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также выслать техническую документацию и необходимые материалы, детали и узлы, подлежащие замене. Рекомендации по устранению недостатков должны быть согласованы с органом госгортехнадзора, выдавшим разрешение на изготовление крана.

3.1.24. Владелец крана, обнаружив в процессе монтажа или эксплуатации недостатке в его конструкции или изготовлении, а также несоответствии крана требованиям Правил и настоящего документа, направляет организации - изготовителю рекламацию, копия которой направляется в орган госгортехнадзора, выдавший разрешение (лицензию) на изготовление крана. По кранам, поставленным из-за рубежа, рекламация направляется организации - изготовителю и органу по сертификации.

3.1.25. Организация - изготовитель, получив рекламацию, обязана устранить выявленные недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от Правил и настоящего документа, если на эти отступления отсутствует разрешение органа госгортехнадзора. Организация - изготовитель должна вести в специальном журнале учет поступивших рекламаций, в который заносятся сведения о предъявителе рекламации, заводской номер крана, краткое содержание рекламации. В этом журнале изготовитель должен вести учет других сообщений о недостатках конструкции и изготовления крана.

3.1.26. Грейфер, поставляемый отдельно от крана, должен иметь паспорт. В паспорте грейфера, поставляемого отдельно, и в паспорте крана, если грейфер изготавливается вместе с ним, должны быть указаны следующие характеристики:

марка;

вид материала груза, для перевалки которого он предназначен;

предприятие - изготовитель;

заводской номер;

год выпуска;

максимальная грузоподъемность;

объем зачерпываемого груза (грейфера для навалочных грузов);

масса грейфера (для гидравлического - с учетом массы рабочей жидкости);

другие характеристики с учетом специфики конструкции.

3.1.27. Грузоподъемность грейфера для навалочных грузов данного вида (марки, сорта, физических характеристик) определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением. Определение грузоподъемности грейфера оформляется протоколом, который вклеивается в паспорт.

3.1.28. Грейфер для длинномерных грузов должен быть оборудован ротатором, обеспечивающим поворот грейфера относительно вертикальной оси. Ротатор, поставляемый отдельно, должен быть снабжен табличкой с указанием марки ротатора, предприятия - изготовителя, заводского номера, года выпуска, максимальной грузоподъемности, максимального крутящего момента, максимального рабочего давления (для гидравлического ротатора).

3.1.29. Краны подлежат сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.2. Реконструкция и ремонт

3.2.1. Реконструкция и ремонт крана с применением сварки, а также наладка приборов безопасности должны производиться организациями, имеющими разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора. Разрешение на данные виды работ выдается в порядке, установленном РД-10-49.

3.2.2. Реконструкция и ремонт крана должны производиться по проекту, разработанному специализированной организацией.

3.2.3. Предприятие, производящее ремонт или реконструкцию кранов, должно иметь технические условия, содержащие указания о применяемых металлах и сварочных материалах, способах контроля качества сварки, о нормах браковки сварных соединений и порядке приемки отдельных узлов и готовых изделий, а также порядке оформления документации.

3.2.4. Предприятие, производившее ремонт или реконструкцию кранов, должно отразить в паспорте характер произведенной работы и внести в него сведения о примененном материале с указанием номера сертификата. Документы, подтверждающие качество примененного материала и сварки, должны храниться на предприятии, производившем сварочные работы.

3.2.5. Ремонтные или другие работы, связанные с изменением конструкции или паспортных данных крана, должны производиться по согласованию с предприятием - изготовителем или специализированной организацией.

3.3. Материалы

3.3.1. Материалы для изготовления, реконструкции и ремонта металлоконструкций кранов и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и нормативной документацией.

3.3.2. Качество примененного материала при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов должно быть подтверждено сертификатом предприятия - поставщика материала и входным контролем. При отсутствии сертификата материал допускается применять после проведения его испытания в соответствии с нормативной документацией. Выбор материалов должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды. Данные о марке примененного материала и нижние предельные значения температуры для рабочего и нерабочего состояний крана должны быть указаны в его паспорте.

3.3.3. Чугунное литье по качеству не ниже марки СЧ 15 по ГОСТ 1412 может применяться для изготовления:

зубчатых и червячных колес кранов с ручным приводом;

червячных колес кранов с машинным приводом, предназначенных для механизма, группа классификации которого по ИСО 4301/1 не выше М5, и при окружной скорости колеса не более 1,5 м/с;

червячных колес с ободом из бронзы независимо от рода привода и группы классификации механизма крана по ИСО 4301/1;

барабанов, корпусов редукторов и блоков;

колодок тормозов, кронштейнов барабанов и корпусов подшипников.

3.3.4. Материалы, ранее не применявшиеся (не предусмотренные РД-22-16) для изготовления, реконструкции и ремонта кранов, могут быть применены по рекомендации головной организации и согласованию с Госгортехнадзором России.

3.4. Сварка металлоконструкций

3.4.1. Сварка несущих металлоконструкций кранов и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиям нормативной документации, разработанной головной организации.

3.4.2. К сварке и прихватке ответственных элементов металлоконструкций, приварке площадок, перил и лестниц на кране должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

3.4.3. Сварочные работы должны выполняться по технологическим процессам, разработанным изготовителем или специализированной организацией в соответствии с государственными стандартами и нормативной документацией головных организаций и с учетом конструкций свариваемых изделий.

3.4.4. Сварочные материалы, применяемые для сварки стальных конструкций кранов, должны обеспечивать механические свойства металла шва и сварного соединения (предел прочности, предел текучести, относительное удлинение, угол загиба, ударная вязкость) не ниже нижнего предельного показателя перечисленных свойств основного металла конструкции, установленного для данной марки стали государственным стандартом или техническими условиями. Это требование распространяется также на приварку перил, лестниц и площадок. В случае применения в одном соединении сталей разных марок, механические свойства наплавленного металла должны соответствовать свойствам стали с большим пределом прочности. Марки присадочных металлов, флюсов и защитных газов должны быть указаны в технических условиях на изготовление, монтаж, ремонт или реконструкцию кранов.

3.4.5. Для изготовления элементов конструкций из листов, профильного проката, труб и т.п. допускается применение всех способов резки, обеспечивающих качественное получение форм и размеров этих элементов в соответствии с рабочими чертежами. Резка материалов и полуфабрикатов из стали должна производиться по технологии, исключающей возможность образования трещин или ухудшения качества металла на кромках, а также в зоне термического влияния.

3.4.6. При сборке конструкции под сварку должна быть обеспечена точность соединений в пределах размеров и допусков, установленных чертежами и технологическими процессами.

3.4.7. Сварка металлоконструкций кранов должна производиться в помещениях, исключающих влияние неблагоприятных атмосферных условий на качество сварных соединений. Выполнение сварочных работ на открытом воздухе допускается по специальной технологии при условии защиты мест сварки от атмосферных осадков и ветра.

3.4.8. Возможность и порядок производства сварочных работ при температуре ниже 0° С устанавливается нормативной документацией.

3.4.9. Допускается изготовление сварных элементов с применением в одном и том же узле различных методов сварки, что должно быть оговорено в технических условиях.

3.4.10. Прихватки, выполненные в процессе сборки конструкции, могут не удаляться, если при сварке они будут полностью переплавлены. Перед сваркой прихватки очищаются от шлака.

3.4.11. Сварные соединения должны иметь клеймо или другое условное обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качество маркируемых изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации крана. Место и метод маркировки должны быть указаны на чертежах.

3.4.12. Необходимость термической обработки сварных соединений несущих элементов конструкций должна устанавливаться техническими условиями на изготовление, ремонт или реконструкцию крана.

3.4.13. Контроль качества сварных соединений, проводимый при изготовлении, реконструкции и ремонте кранов отделом технического контроля, должен осуществляться внешним осмотром и измерением, механическими испытаниями методами неразрушающего контроля, предусмотренными нормативной документацией.

3.5. Контроль качества сварных соединений

3.5.1. Контроль качества сварных соединений должен производиться после проведения термической обработки (если она является обязательной для данного сварного соединения). Результаты контроля сварных соединений должны быть зафиксированы в соответствующих документах (журналах, картах, формулярах и т.п.).

3.5.2. Внешнему осмотру и измерению подлежат все сварные соединения с целью выявления в них следующих возможных наружных дефектов:

излома или неперпендикулярности осей соединяемых элементов;

смещения кромок соединяемых элементов;

отступлений от размеров и формы швов от чертежей (по высоте, катету и ширине шва, по равномерности усиления и т.п.);

трещин всех видов и направлений;

наплывов, подрезов, прожогов, незаваренных кратеров, непроваров, пористости и других технологических дефектов.

Перед внешним осмотром поверхность сварного шва и прилегающих к нему участков основного металла шириной не менее 20 мм в обе стороны от шва должна быть очищена от шлака, брызг, натеков металла и других загрязнений. Осмотр и измерение стыковых сварных соединений расчетных элементов должны производиться по всей протяженности соединения. В случае недоступности для осмотра внутренней поверхности сварного соединения осмотр и измерение производится только с наружной стороны.

3.5.3. Контроль сварных соединений просвечиванием должен производиться в соответствии с ГОСТ 7512, ультразвуковой контроль - с ГОСТ 14782 и нормативными документами. Контроль сварных соединений расчетных элементов металлоконструкций производят только после устранения дефектов, выявленных внешним осмотром. При этом обязательному контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций балок, колонн, стрел.

Суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается нормативной документацией и должна составить не менее:

50% от длины стыка на каждом стыке растянутого пояса коробчатой или решетчатой металлоконструкции;

25% от длины стыка или сжатого участка стенки - на каждом стыке сжатого пояса или на сжатых участках стенок;

75% от длины стыка - на каждом стыке конструкций стрел;

25% от длины стыка - для всех остальных стыковых соединений, не указанных в предыдущих пунктах;

25% от длины шва - для других сварных соединений, контролируемых ультразвуковым методом и указанных в рабочей документации.

Перед проведением рентгено- или гамма-контроля соответствующие участки сварного соединения должны быть промаркированы с таким расчетом, чтобы их можно было легко обнаружить на контрольных рентгено- или гамма-снимках.

3.5.4. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, монтаж, ремонт или реконструкцию кранов, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, которые снижают их прочность и эксплуатационную надежность.

3.5.5. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:

трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;

непровары (несплавления), расположенные на поверхности по сечению сварного соединения;

непровары в вершине (корне) угловых и тавровых соединений, выполненных без разделки кромок;

поры, расположенные в виде сплошной сетки;

подрезы и наплавы (натеки);

незаваренные кратеры;

свищи;

незаваренные прожоги в металле шва;

прожоги и подплавления основного металла (при стыковой контактной сварке труб);

смещения кромок выше нормы, предусмотренной чертежами.

3.5.6. При выявлении во время неразрушающего контроля недопустимых дефектов в сварных соединениях контролю должно быть подвергнуто все соединение. Дефектные участки сварных швов, выявленные при контроле, должны быть удалены механическим способом и переварены.

3.5.7. На специализированных предприятиях по изготовлению, ремонту и реконструкции кранов механические испытания должны проводиться периодически в соответствии с техническими условиями, а при выполнении указанных работ неспециализированным предприятием механические испытания должны проводиться на контрольных образцах, свариваемых каждым сварщиком, принимавшим участие в сварке металлоконструкций крана, в количестве не менее двух для каждого вида испытаний (растяжение, изгиб).

3.5.8. Проверка механических свойств сварного соединения на контрольных образцах производится вне зависимости от вида сварного соединения изделия путем испытаний на растяжение и на изгиб образцов, сваренных встык. Результаты механических испытаний считаются удовлетворительными, если:

временное сопротивление не ниже нижнего предельного показателя временного сопротивления металла, установленного для данной марки стали государственными стандартами или техническими условиями; и

угол изгиба для углеродистых сталей - не менее 120, для низколегированных при толщине элемента до 20 мм - не менее 80, более 20 мм - не менее 60.

3.5.9. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящим РД и нормативной документацией на изготовление, реконструкцию и ремонт кранов.

 

4. КРАНЫ, ИХ УЗЛЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,

ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ

 

4.1. Краны или крановые установки, их узлы, механизмы и приборы безопасности, приобретаемые за границей, должны соответствовать требованиям Правил, настоящего НД и нормативной документации, принятой в России.

4.2. Расчет устойчивости крана должен выполняться по нормативным документам, согласованным с Госгортехнадзором России, за исключением случаев, для которых головной организацией будет подтверждено, что расчеты, выполненные по нормам поставщика, удовлетворяют требованиям норм, принятым в России.

4.3. Соответствие материалов иностранных марок (приобретаемых для изготовления расчетных металлоконструкций кранов) требованиям Правил и настоящего НД или допустимость их применения в каждом конкретном случае должны быть подтверждены организацией, указанной в п. 4.2. Копии указанных документов должны быть приложены к паспорту крана или крановой установки.

4.4. Организация (заказчик) или поставщик до заключения договора (контракта) на поставку кранов или крановых установок из-за границы обращается в организацию, занимающуюся сертификацией грузоподъемных машин, определенную Госгортехнадзором России, для получения сертификата соответствия нормативным документам, действующим в России.

4.5. Эксплуатационная документация (паспорт, руководство по эксплуатации), поставляемая с кранами или крановыми установками, их узлами, механизмами и приборами безопасности, должна быть на русском языке и соответствовать требованиям Правил и настоящего НД. Возможные отступления от Правил, настоящего НД и другой нормативной документации рекомендуется согласовать заказчику (поставщику) с Госгортехнадзором России до заключения договора (контракта) на поставку в Россию кранов или крано-манипуляторных установок, их узлов, механизмов и приборов безопасности.

4.6. Паспорт крана или крано-манипуляторной установки должен быть составлен на русском языке по форме, приведенной в приложениях 3 - 6 <*>.

--------------------------------

<*> Не приводятся.

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024