Утверждена
Департаментом
лесного комплекса
Министерства
экономики
Российской
Федерации
15 декабря 1997
года
Согласовано
ЦК профсоюза
работников
лесных отраслей
Российской
Федерации
17 декабря 1997
года
Инструкция вводится
в действие
с 1 января 1998
года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ
ТОИ Р-15-033-97
Настоящая
Инструкция разработана в связи с принятием Межотраслевых правил по охране труда
в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении
лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 21.03.97 N 15, и в соответствии с
Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране
труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от
01.07.93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.93 N 302.
Инструкция
утверждена Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской
Федерации 15.12.97 и согласована ЦК профсоюза работников лесных отраслей
Российской Федерации 17.12.97.
Инструкция предназначена
для руководителей и специалистов лесозаготовительных, деревообрабатывающих и
лесохозяйственных организаций всех форм собственности.
1. Общие
требования безопасности
1.1. К управлению и
обслуживанию автомобиля допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие
специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на
право управления автомобилем.
1.2. Водитель
должен пройти обучение по охране труда.
1.3. Все водители
оформляются на работу и закрепляются за определенным автомобилем приказом по
лесопункту или леспромхозу.
1.4. Все водители
должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на
предприятии. Не разрешается на территории производственных участков, в
помещениях цехов и других производственных объектов, а также при обслуживании и
эксплуатации машин и оборудования распивать алкогольные напитки или принимать
наркотические вещества.
Курить разрешается
только в специально отведенных для этих целей местах.
1.5. Водитель
автомобиля должен работать в спецодежде, которую ему выдает администрация
предприятия.
1.6. После
зачисления на работу водитель обязан принять автомобиль по акту и выполнять
только ту работу, для которой машина предназначена и которая разрешена
администрацией. Без разрешения и дополнительного инструктажа по технике
безопасности производить работу, не входящую в обязанности водителя, не
разрешается.
1.7. Техническое
состояние автомобиля и самостоятельного оборудования должно отвечать
требованиям Правил дорожного движения и инструкции завода-изготовителя.
1.8. При работе с
этилированным бензином водитель должен соблюдать следующие меры безопасности:
заправлять
автомобиль необходимо через бензоколонки со шлангами, снабженными раздаточными
пистолетами;
при всех работах
этилированный бензин не должен попадать на почву, пол, оборудование, спецодежду
и другие предметы;
при заправке
автомобиля шофер должен находиться с подветренной стороны;
при попадании
этилированного бензина на спецодежду ее необходимо проветрить на открытом
воздухе в течение 2-х часов, после чего замочить в 10% растворе хозяйственного
мыла (дважды). После этого спецодежду стирают обычным способом;
при случайном
попадании на кожу этилированного бензина до его высыхания немедленно обмыть
кожу чистым керосином, а затем теплой водой с мылом.
Если в данный
момент отсутствует керосин, то необходимо снять попавший бензин с кожи ветошью
и на сухую вытереть его чистой ветошью.
При попадании
этилированного бензина в глаза необходимо немедленно промыть их чистой теплой
водой;
запрещается
заправлять автомобили из ведер, переносить этилированный бензин в открытой
таре, а также засасывать его ртом.
1.9. На территории
и внутри помещений гаража, РММ и других производственных объектов водитель
должен соблюдать следующие правила:
быть внимательным к
сигналам водителей движущегося транспорта;
ходить по
тротуарам, дорожкам, мостикам для пешеходов, придерживаясь правой стороны;
переходить через
транспортеры и рольганги только по переходным мостикам;
не заходить без
разрешения за ограждения; не прикасаться к электрооборудованию, клеммам и
электропроводам, арматуре общего освещения и не открывать двери электрошкафов;
не работать при
ремонте автомобиля и навесного самосвального оборудования неисправным
инструментом, приспособлениями и на неисправном вспомогательном оборудовании.
1.10. Заметив
нарушения Правил или инструкции другим водителем, создающие опасность для
окружающих, необходимо предупредить нарушителя и принять необходимые меры к
обеспечению безопасности.
1.11. Каждый
водитель обязан пройти обязательное медицинское обследование.
1.12. Водитель
автомобиля обязан знать приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшему
при несчастном случае. О фактах и обстоятельствах несчастного случая необходимо
немедленно сообщить механику, мастеру или руководителю лесопункта.
1.13. Лица,
нарушившие требования техники безопасности, несут административную
ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка, если их
действия не влекут за собой уголовной ответственности.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Водитель
автомобиля обязан иметь при себе удостоверение на право управления автомобилем,
выданное Госавтоинспекцией, талон технического паспорта, путевой (маршрутный)
лист.
2.2. Перед выездом
из гаража или при приеме автомобиля от сменщика на линии водитель обязан
проверить исправность автомобиля и самосвального оборудования, а также следить
за техническим состоянием в пути.
2.3. Перед выездом
проверке подлежат: тормоза, рулевое управление, колеса и шины, двигатель и
трансмиссия, внешние световые и контрольно-измерительные приборы, самосвальное
оборудование.
При проверке узлов
автомобиля-самосвала под кузовом необходимо установить под кузов надежные
ремонтные упоры для предотвращения самопроизвольного опускания кузова, при этом
включить зажигание, автомобиль-самосвал затормозить ручным тормозом и включить
низшую передачу, под колеса подложить упоры (башмаки).
2.4. До выезда с
территории гаража водитель автомобиля-самосвала должен проверить работу
самосвального оборудования путем подъема и опускания кузова.
2.5. После проверки
состояния автомобиля водитель обязан при обнаружении неисправностей доложить об
этом механику и приступить к их устранению своими силами или с помощью
ремонтных рабочих, соблюдая при этом требования техники безопасности при
техническом обслуживании и ремонте.
2.6. Перед выездом
на линию необходимо получить подтверждение механика о технической исправности
автомобиля, о чем делается запись в путевом листе. Без этого не разрешается
выпуск в рейс.
2.7. Заправку
автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе.
2.8. При пуске
двигателя водитель должен убедиться, что автомобиль заторможен стояночным
тормозом, а рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
При заводке двигателя пусковой рукояткой необходимо выполнять
следующие требования:
накладывать ладонь
на ручку пусковой рукоятки, не отделяя большой палец от других пальцев (не в
обхват);
движение пусковой
рукоятки производить только снизу вверх рывками;
заводку производить
только при исправных храповике коленчатого вала и
пусковой рукоятке.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Перед началом
движения водитель должен убедиться:
в надежности
закрывания запорного механизма кабины и кузова при установке их в транспортное
положение;
в безопасности
движения для окружающих;
подать сигнал о
начале движения.
3.2. Во время
работы водитель должен соблюдать Правила дорожного движения, утвержденные МВД
РФ, и руководствоваться дорожными знаками.
3.3. Во время
движения по лесовозной дороге и дорогам, примыкающим к производственным
объектам, водитель автомобиля должен остановиться на безопасном для проезда
расстоянии и пропустить движущийся во встречном направлении лесовозный
автопоезд и автотранспортное средство, предназначенное для перевозки людей.
3.4. При
невозможности разъезда с лесовозным поездом, движущимся навстречу и
осуществляющим правый поворот, водитель автомобиля должен занять до поворота
крайнее правое положение и остановиться, так как при осуществлении водителем
лесовозного поезда правого поворота роспуск отклоняется от траектории движения
автомобиля-лесовоза и концы хлыстов, свисающие с роспуска, могут перекрыть
проезжую часть дороги.
3.5. На участках
дороги, имеющих крутой спуск, водитель автомобиля, движущегося под уклон,
должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем.
Короткие крутые
подъемы и спуски следует преодолевать после того, как впереди идущий автомобиль
закончит движение на них.
3.6. Короткие
подъемы различной крутизны зимой необходимо преодолевать с ходу на одной из
высших передач.
3.7. При подъезде к
месту погрузки водитель должен убедиться в отсутствии нахождения под погрузкой
другого транспортного средства. При нахождении транспортного средства под
погрузкой водитель должен остановить автомобиль на расстоянии, обеспечивающем
безопасность погрузки и выезд груженого транспортного средства с места
погрузки.
3.8. Движение
автомобиля к месту погрузки водитель должен осуществлять по разрешению лица,
производящего погрузку, или лица, ответственного за производство
погрузочно-разгрузочных работ, убедившись, что движение задним ходом не вызовет
опасности для людей и поломки погрузочных средств.
3.9. После подъезда
к месту погрузки водитель должен затормозить автомобиль-самосвал на стояночный
тормоз, выключить зажигание, проверить состояние запорного механизма кузова,
отойти на безопасное расстояние (не менее 10 м) от зоны действия погрузочного
средства и подать сигнал лицу, осуществляющему погрузку, о начале погрузки.
Перед началом
погрузки автомобиля-самосвала грузом из бункера водитель должен убедиться в
исправности устройства открытия и закрытия заслонки бункера, отсутствии
препятствия подъезда под бункер и только после этого производить погрузку.
3.10. Во время
погрузки водитель, находясь в безопасном месте, должен следить за правильностью
размещения груза в кузове и не допускать перегруза автомобиля-самосвала. Не
разрешается находиться в кузове для разравнивания груза во время погрузки
механизированным способом, производить обслуживание и ремонт автомобиля, т.к.
это может привести к аварии с тяжелыми последствиями.
3.11. До начала
движения с места погрузки водитель должен убедиться в окончании погрузки,
проверить соблюдение габаритов и только после этого начинать движение.
3.12. Во время
движения водитель должен следить за состоянием груза в кузове.
3.13. При проезде по льду его толщина в зависимости от массы автомобиля с
грузом должна быть не менее следующих величин:
масса автомобиля с грузом, т 5
10 15 20 25
наименьшая толщина плотного льда, см 35 40
50 65 70
3.14. Во время
движения по льду в кабине должен быть только водитель, а обе дверцы открыты.
3.15. По льду
следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже
кратковременной остановки.
3.16. Преодоление
водных преград водитель должен производить в определенных для этих целей
местах, предварительно обследованных.
3.17. После
преодоления водной преграды водитель обязан просушить тормозные колодки и
проверить надежность действия тормозов.
3.18. Перед началом
разгрузки водитель должен:
установить
автомобиль-самосвал на ровном горизонтальном участке, на эстакаде, имеющей
отбойный брус, при разгрузке на насыпях - не ближе 1 м от бровки естественного
откоса;
убедиться в
отсутствии в месте разгрузки людей;
убедиться в
отсутствии в месте разгрузки линий электропередачи.
3.19. Разгрузку
груза производить плавным подъемом кузова без рывков.
3.20. После
окончания разгрузки водитель должен отъехать на 2 - 3 метра от места разгрузки,
опустить кузов на подрамник и закрепить его запорным устройством.
3.21. При
обнаружении неисправности водитель должен остановить автомобиль как можно ближе
к правому краю дороги и включить габаритные и стояночные огни.
3.22. При выходе из
кабины на проезжую часть дороги водитель должен убедиться в отсутствии движения
транспортных средств.
3.23. Обслуживание
и ремонт автомобиля водитель должен производить, находясь с противоположной
стороны проезжей части дороги.
3.24. При
техническом обслуживании и ремонте водитель должен соблюдать требования охраны
труда при ремонте и обслуживании автотранспорта.
3.25. Запрещается
устанавливать груженый кузов самосвала на ремонтные упоры.
3.26. Буксировка
неисправного автомобиля при помощи лесовозного автопоезда не разрешается.
3.27. Укладку
грузов в кузов автомашин для перевозки необходимо производить с соблюдением
следующих правил:
при погрузке
навалом груз не должен возвышаться над уровнем бортов кузова;
грузы, погружаемые
навалом, располагать равномерно по всей площади пола кузова;
штучные грузы,
возвышающиеся над уровнем бортов кузова, увязывать крепкими исправными
веревками. Увязывать грузы металлическим канатам и проволокой запрещается;
высота погрузки не должна
превышать габаритной высоты мостов и ворот, встречающихся на пути следования, и
не допускается более 4 м;
погрузку ящичного,
бочкового и другого штучного товара производить с таким расчетом, чтобы во
время движения (при резком торможении, трогании и
крутых поворотах) не могла происходить подвижка грузов по полу кузова, для чего
между отдельными местами груза не оставлять промежутки или между ними вставлять
прочные деревянные прокладки и распорки.
3.28. При
эксплуатации автомобиля с прицепом сцепку должны производить, как правило, три
человека - водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом
водитель подает автомобиль назад самым малым ходом, соблюдая все меры
предосторожности.
Сцепку и расцепку
следует производить только на горизонтальной площадке.
3.29. Водитель
автомобиля обязан:
доставить в
лечебное учреждение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях или
других несчастных случаях;
остановиться и
предоставить автомобиль:
медицинским
работникам, следующим в попутном направлении движения, следующим к больному в
случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в
лечебное учреждение;
работникам милиции
для выполнения неотложных служебных заданий;
работникам лесной
охраны для проезда к местам тушения пожара и обратно.
3.30. Водителю
автомобиля запрещается:
управлять
автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием
наркотических средств;
управлять
автомобилем при сильной степени утомления или в болезненном состоянии;
спать и отдыхать в
кабине при работающем двигателе;
передавать
управление автомобилем другим лицам;
ездить ближе 50 м
от места валки леса;
ездить или
проходить около погрузочного пункта во время погрузки хлыстов на лесовозный
поезд;
пользоваться
открытым огнем вблизи системы питания двигателя и при обслуживании автомобиля;
перевозить людей в
кузове, а также горючие и легковоспламеняющиеся вещества.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При показаниях
приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной
температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и
выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей:
после охлаждения
двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить
выявленные дефекты;
открыть крышку
радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих
паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.
При необходимости
устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического
обслуживания водитель обязан выключить двигатель машины.
4.2. При
вынужденной остановке автомобиля на дороге (по причине неисправности) водитель
обязан выставить сзади автомобиля знак аварийной остановки и принять меры к
устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других
водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с
соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза,
повреждены детали рулевого управления, подтекает топливо из системы питания,
поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае
съезда автомобиля с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно
выехать водитель должен довести это до сведения механика или руководителя
работ.
4.3. Водитель
обязан выполнить принятое решение механика (руководителя работ) относительно
разгрузки автомобиля и дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом
состоянии на небольшое расстояние до момента выхода автомобиля на лесовозную
дорогу.
Запрещается
использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также
буксировать неисправный груженый автомобиль.
4.4. Не разрешается
производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до
полной остановки.
4.5. При
дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
без промедления
остановится и не трогать с места автомобиль, а также другие предметы, имеющие
отношение к происшествию;
если невозможно
движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно
зафиксировав положение автомобиля и относящихся к дорожно-транспортному
происшествию предметов и следов;
при необходимости
оказать доврачебную помощь.
4.6. Водитель
должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь
оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующий
последовательности: сначала нужно устранить энергоисточник
травмирования (выключить двигатель <...>