Утверждена
Департаментом
лесного комплекса
Министерства
экономики
Российской
Федерации
15 декабря 1997
года
Согласовано
ЦК профсоюза
работников
лесных отраслей
Российской
Федерации
17 декабря 1997
года
Инструкция вводится
в действие
с 1 января 1998
года
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИКОВ И АВТОПОГРУЗЧИКОВ
ТОИ Р-15-051-97
Настоящая
Инструкция разработана в связи с принятием Межотраслевых правил по охране труда
в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении
лесохозяйственных работ, утвержденных Постановлением Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 21.03.97 N 15, и в соответствии с
Положением о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране
труда, утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от
01.07.93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.07.93 N 302.
Инструкция
утверждена Департаментом лесного комплекса Министерства экономики Российской
Федерации 15.12.97 и согласована ЦК профсоюза работников лесных отраслей
Российской Федерации 17.12.97.
Инструкция
предназначена для руководителей и специалистов лесозаготовительных,
деревообрабатывающих и лесохозяйственных организаций всех форм собственности.
1. Общие
требования безопасности
1.1. К работе на электро- и автопогрузчиках допускаются лица, достигшие
18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование и признанные годными для
выполнения данного вида работ, обучение и инструктаж, проверку знаний по охране
труда, пожарной безопасности, оказанию доврачебной помощи, овладевшие
практическими навыками безопасного выполнения работ и получившие
соответствующее удостоверение.
1.2. Водители
должны соблюдать производственную и технологическую дисциплину, требования по
охране труда, правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты.
1.3. За нарушение
требований настоящей Инструкции работающие несут ответственность в соответствии
с правилами внутреннего распорядка, если их действия не влекут за собой
уголовной ответственности.
1.4. Во всех
случаях, не предусмотренных настоящей Инструкцией, и в непонятных случаях за
конкретным решением обратиться к руководителю работ. Без его разрешения к
работе не приступать.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Иметь при себе
удостоверение на право вождения и путевой лист с отметкой лица, ответственного
за выпуск погрузчика на линию, и отметкой медицинского работника.
2.2. Перед выездом
проверить состояние погрузчика и убедиться в исправности его узлов, обратив
особое внимание на исправность тормозной системы, звукового сигнала, рулевого
управления, давления шин, на работу механизмов подъема и наклона, а также
захватных устройств.
Кроме того, на электропогрузчике необходимо проверить работу
ключа-прерывателя тока, исправность контроллера и соответствие плавких
предохранителей нагрузке, блокировку тормоза с контроллером, уровень
электролита в батарее и наличие пробок на всех банках, при этом водитель должен
быть одет в спецодежду и средства индивидуальной защиты (защитные очки,
рукавицы).
2.3. В случае
обнаружения неисправностей у электропогрузчика водителю
запрещается выполнять какой-либо ремонт, за исключением смены перегоревшего
предохранителя и подтяжки крепежных болтов.
О неисправности
заявить лицу, ответственному за техническое состояние электропогрузчиков.
3.
Требования безопасности во время работы
3.1. Соблюдать
требования безопасного движения и дорожных знаков.
3.2. Масса груза,
перевозимого на погрузчике, не должна превышать установленной грузоподъемности,
а сам груз надежно захватываться грузозахватными устройствами, и груз должен
располагаться на обе лапы равномерно и может выходить вперед за пределы вил не
более 1/3 длины лап.
3.3. Движение
погрузчика допускается только при транспортном положении вилочного захвата и
рамы грузоподъемного механизма, при котором вилы от поверхности пола, дороги
должны быть на высоте 200 - 300 мм, рама наклонена назад.
3.4. Движение
погрузчика с грузом должно быть плавным, без резких толчков при расстоянии от
уложенных изделий до оборудования цеха не менее 0,5 м.
3.5. Вводить вилы
под груз следует при медленном движении вперед до упора груза в вертикальную
раму, после чего прекратить движение и начать подъем груза.
Поднимать груз
плавно, без рывков.
3.6. Запрещается
перевозить груз, заслоняющий видимость пути, поднимать или опускать груз во
время движения, поддерживать груз руками при его транспортировании, передавать
погрузчик посторонним лицам.
3.7. Спуск с уклона
погрузчика с грузом на вилах разрешается только задним ходом.
3.8. На время
подъема и опускания груза погрузчик следует ставить на ручной тормоз.
3.9. В тех случаях,
когда задние колеса погрузчика отделяются от поверхности пола, дороги груз
немедленно опустить и уменьшить нагрузку.
3.10. Запрещается:
смещать и
поправлять груз (штабель, пакет и др.) путем нажима на него погрузчиком;
оставлять груз на
вилах поднятым на любой высоте во время перерывов в работе; резко тормозить
погрузчик при движении с поднятым грузом; отрывать погрузчиком примерзший или
зажатый груз; принимать груз на вилы погрузчика непосредственно с крюка крана;
перевозить людей погрузчиком.
3.11. Расстояние до
идущего впереди транспорта должно быть не менее 10 м, а на уклонах - не менее
20 м.
3.12. При переезде
через железнодорожный путь водитель должен погрузчик остановить на расстоянии
10 м от крайнего рельса пути, убедиться в отсутствии поезда и только после
этого продолжать движение.
3.13. Мойка,
очистка, техническое обслуживание погрузчиков должны выполняться при
неработающем двигателе. При этом погрузчик необходимо затормозить ручным
тормозом и под колеса подложить упоры (башмаки).
3.14. После
установки погрузчика на осмотровой канаве, эстакаде необходимо проверить
правильность расположения колес по отношению направляющих, убедиться в наличии
свободного доступа в канаву, исправности лестницы и напольной решетки;
перекрыть открытую часть канавы переносными щитами.
3.15. Обслуживать
высоко расположенные узлы погрузчиков необходимо со специальных подмостей.
3.16. При
пользовании домкратом необходимо соблюдать следующие требования:
не поднимать груз,
масса которого превышает грузоподъемность домкрата;
при подъеме и
опускании груза не держаться руками за головку домкрата;
не наращивать рычаг
реечного домкрата;
поднимать и
опускать груз несколькими домкратами только по команде одного из работников
одновременно всеми домкратами;
при подъеме следить
за положением груза, состоянием прокладок и устойчивостью домкрата, так как это
может вызвать аварию и причинить травму.
3.17. При работе
гаечными ключами подбирать их по размеру гаек и головок болтов. Не допускается
применять прокладки между зевом ключа и гранью гайки, а также наращивать ключ
другим ключом или трубой.
3.18. При
откручивании и закручивании гаек и болтов, расположенных в неудобных местах,
нужно применять ключи с "трещоткой" или торцовые с шарнирными
рукоятками.
3.19. Запрещается
засасывать бензин или продувать бензопроводы ртом, для этой цели необходимо
пользоваться насосом.
3.20. При
обслуживании узлов под погрузчиком пользоваться защитными очками, лежаками.
Влезать и вылезать из-под погрузчика разрешается со стороны, противоположной
проезду других транспортных средств.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При
возникновении аварийной ситуации, угрозе травмирования
немедленно остановить погрузчик, опустить груз, установить стояночный тормоз,
выключить двигатель (у электропогрузчика вынуть ключ
из замка электрической цепи управления).
4.2. При показаниях приборов автопогрузчика, показывающих недостаточное
давление масла в двигателе или повышение температуры охлаждающей жидкости,
необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель;
после охлаждения
двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить
выявленные дефекты;
открыть крышку
радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих
паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.
4.3. При
необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения
технического обслуживания водитель автопогрузчика обязан выключить двигатель, а
водитель электропогрузчика - обесточить систему
электропитания.
4.4. При
невозможности переезда погрузчика через железнодорожный путь (поломка
погрузчика, пробуксовка и т.д.) необходимо предупредить об этом машиниста
приближающегося поезда кругообразным вращением руки или какого-либо предмета
над головой (сигнал, требующий остановки поезда).
4.5. Водитель
должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно,
непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности: сначала
нужно устранить источник травмирования (выключить
двигатель, остановить механизм), затем извлечь пострадавшего из-под изделия,
механизма и т.д.
Оказание помощи надо
начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при
сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении
закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует
перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить стерильную сухую
повязку).
После оказания
доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное
учреждение. При подозрении повреждения позвоночника транспортировать
пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
4.6. При
обнаружении пожара или загорания сообщить об этом в пожарную часть, приступить
к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения, принять меры для
вызова к месту пожара руководителя цеха.
5.
Требования безопасности по окончании работы
5.1. Поставить
электро- или автопогрузчик на место стоянки.
5.2. Осуществить
осмотр и при обнаружении неисправностей устранить их самостоятельно или
сообщить руководителю работ в тех случаях, когда требуется помощь, и сделать
запись о неисправностях в сменном журнале.
5.3. Очистить
одежду, обувь, вымыть с мылом лицо и руки или принять душ.