Утверждена
Госгортехнадзором
СССР
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ АВАРИЙ,
НЕ ПОВЛЕКШИХ ЗА СОБОЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ, НА ПОДКОНТРОЛЬНЫХ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ СССР ПРЕДПРИЯТИЯХ И ОБЪЕКТАХ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая
Инструкция разработана на основе ранее действовавшей инструкции с учетом опыта
работы органов Госгортехнадзора, предприятий, организаций и происшедших за
последние годы изменений в области расследования и учета аварий. Инструкция
устанавливает порядок технического расследования аварий и является обязательной
для работников министерств (ведомств) и предприятий (организаций),
подконтрольных Госгортехнадзору СССР. С выходом в свет настоящей Инструкции
отменяется действие Инструкции по расследованию аварий, не повлекших за собой
несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР предприятиях и
объектах, утвержденной Госгортехнадзором СССР 26 сентября 1967 г.
1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая
Инструкция устанавливает порядок технического расследования и учета аварий, не
повлекших за собой несчастных случаев, на подконтрольных Госгортехнадзору СССР
предприятиях и объектах.
К авариям
следует относить внезапное полное или частичное повреждение оборудования
(транспортных средств, машин, механизмов, агрегатов или ряда их), разрушение
зданий, сооружений, горных выработок и т.п., случаи взрывов, вспышек, загораний
пылегазовоздушных смесей, внезапных выделений токсичных и других газов,
внезапного высвобождения различных видов энергии, вызвавшие длительное (как
правило, более смены) нарушение производственного процесса или приведшие к
полной или частичной потере производственных мощностей, их простою или снижению объемов производства, а также характер которых и возможные последствия представляют
потенциальную опасность для производства, жизни и здоровья людей.
Распределение
аварий по категориям (в зависимости от последствий) для разных отраслей
приведено в Прил. 1.
Примечания: 1.
Случаи нарушений технологических процессов, нормальной работы оборудования,
временные остановки производства в результате срабатывания автоматических
защитных блокировок и другие локальные нарушения в работе цехов, участков и
отдельных видов технологического оборудования, вследствие которых не произошли
разрушения либо повреждения оборудования, машин или механизмов, и не
соответствующие по характеру и последствиям, перечисленным в
Прил. 1, относятся к производственным неполадкам и расследуются и
учитываются инженерно-техническим персоналом предприятий и организаций в
порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством.
2. Последствия
использования взрывчатых материалов не по назначению должны расследоваться с
учетом положений Инструкции о порядке технического расследования и учета утрат
взрывчатых материалов на предприятиях, в организациях и на объектах,
подконтрольных Госгортехнадзору СССР.
1.2. Руководитель
предприятия обязан незамедлительно сообщить о происшедшей аварии вышестоящей
хозяйственной организации, инспектору или инспекции (управлению округа)
госгортехнадзора, техническому инспектору труда профсоюза, курирующему
предприятие, и органам прокуратуры по месту нахождения предприятия в установленном
порядке.
Руководители
предприятий обязаны сообщать местным органам госгортехнадзора также и о серьезных неполадках для согласования участия в необходимых
случаях их представителей в составе комиссий по расследованию отдельных
неполадок.
1.3. Управления
округов и госгортехнадзоры союзных республик передают в
Госгортехнадзор СССР в соответствии с установленным порядком оперативные
сведения о происшедших на подконтрольных предприятиях авариях.
1.4. Контроль за соблюдением установленного настоящей Инструкцией
порядка расследования и учета аварий, а также за своевременным выполнением
мероприятий по устранению причин, вызвавших аварию, осуществляют вышестоящие
хозяйственные организации, министерства, ведомства, органы госгортехнадзора,
комитеты и советы профсоюзов.
2.
РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АВАРИЙ
2.1. Расследование
имеет целью установить причины аварии, наметить меры по устранению ее
последствий, определить материальный ущерб и разработать необходимые
мероприятия для предупреждения аналогичных аварий на данном
и других родственных предприятиях.
2.2. Аварии
расследуют комиссии, в состав которых входят представители хозяйственных
организаций, органов госгортехнадзора и профсоюзных организаций.
Приказы
(распоряжения) о назначении комиссий издают:
по расследованию
аварий I категории - вышестоящая хозяйственная организация (министерство,
ведомство, промышленное или производственное объединение, управления и отделы
исполкомов местных Советов народных депутатов по объектам, непосредственно им
подчиненным) по согласованию с соответствующими органами госгортехнадзора и
профсоюзными организациями;
по расследованию
аварий II категории - вышестоящая хозяйственная организация, производственное
объединение или предприятие, на котором произошла авария, при прямом его подчинении
министерству, по согласованию с органами госгортехнадзора и профсоюзными
организациями.
В зависимости от
конкретных условий (характера и возможных последствий аварии) комиссия может
быть создана приказом Госгортехнадзора СССР (госгортехнадзора союзной
республики), согласованным с министерством (ведомством) и ЦК соответствующего
профсоюза, или распоряжением правительственных органов.
Председателями
комиссий по расследованию аварий I и II категорий назначаются представители как хозяйственных организаций, так и органов
госгортехнадзора по согласованию между ними.
При расследовании
аварии на объектах котлонадзора или подъемных сооружениях председателем
комиссии назначается представитель госгортехнадзора. При этом приказ издается
органом надзора по согласованию с организациями, работники которых вводятся в
состав указанной комиссии.
2.3. Органы
Госгортехнадзора СССР имеют право в необходимых случаях самостоятельно
расследовать обстоятельства и причины аварии и по результатам расследования
принимать решения, выполнение которых обязательно для подконтрольных
предприятий и организаций. При этом состав комиссии определяется управлением
округа или госгортехнадзором союзной республики.
2.4. В состав
комиссии должны входить:
а) при
расследовании аварии I категории - руководитель вышестоящей хозяйственной
организации или ее структурного подразделения, представитель инспекции,
управления округа или госгортехнадзора союзной республики и представитель
профсоюзной организации (данного предприятия, теркома, обкома или совета
профсоюзов);
б) при
расследовании аварии II категории - представитель вышестоящей организации или
руководитель предприятия или его служб (при прямом подчинении предприятия
министерству), представители органов госгортехнадзора (работники управления
округа, начальник инспекции или его заместитель, участковый инспектор).
В необходимых
случаях для участия в расследовании аварии могут привлекаться представители и
других организаций (научно-исследовательских, проектных, конструкторских,
заводов-изготовителей и т.п.).
2.5. Комиссия по
расследованию аварии должна без задержки начать расследование причин аварии и в
течение 10 дней составить акт расследования по прилагаемой форме (Прил. 2),
оформить другие необходимые документы и материалы, указанные в п. 2.9.
Акт подписывается
членами комиссии.
Срок расследования
может быть увеличен организацией, назначившей комиссию, в зависимости от
характера аварии и необходимости проведения дополнительных исследований и
экспертиз.
2.6. Комиссия по
расследованию аварии имеет право получать в ходе расследования письменные и
устные объяснения от очевидцев происшедшего, должностных и других лиц.
По требованию
комиссии предприятие (организация) обязано обеспечить за его счет:
привлечение к
расследованию специалистов-экспертов, выполнение расчетов, лабораторных
исследований, изготовление фотоснимков, эскизов поврежденных объектов и места
аварии и других документов, необходимых для выяснения обстоятельств и причин
аварии;
предоставление
спецодежды, средств индивидуальной защиты, транспортных средств и средств связи, необходимых для расследования;
печатание и
размножение в необходимом количестве материалов расследования аварии.
Экспертная комиссия
назначается распоряжением председателя комиссии по расследованию аварии. Этим
же распоряжением назначается председатель экспертной комиссии.
Вопросы, требующие
экспертного заключения, ставятся в письменной форме. Материалы экспертной
комиссии, подписанные всеми ее членами, должны представляться комиссии по
расследованию аварии в машинописном виде.
2.7. В ходе расследования комиссия классифицирует аварию, выясняет
обстоятельства, предшествовавшие аварии, устанавливает ее причины, характер
нарушений условий эксплуатации оборудования, технологических процессов,
нарушений правил и норм по технике безопасности, устанавливает состав лиц,
ответственных за происшедшую аварию, намечает мероприятия по ликвидации ее
последствий и предотвращению повторения подобных аварий, определяет размер
(процент) разрушений и материальный ущерб, причиненный зданиям, сооружениям,
оборудованию, подготовленным к выемке запасов полезных ископаемых,
полуфабрикатов и готовой продукции предприятия, а также народно-хозяйственным
объектам вне предприятия.
Примечания: 1.
Экономический ущерб от аварии подсчитывается предприятием. Документ об учете
экономических последствий аварии, подписанный руководителем предприятия,
прилагается к акту расследования аварии.
Данные указанного
документа используют для подсчета итогового размера экономического ущерба от
аварии (п. 9 акта), а также для формирования статистической ("Отчет о
пожарах и ущербе" - формы N 12-ПО и 13-ПО, "Отчет о пострадавших на
производстве, авариях и затратах на мероприятия по охране труда" - форма
7-т) и другой отчетности.
2. Экономический
ущерб от аварии рекомендуется подсчитывать с учетом следующих основных статей
расхода:
прямые убытки -
непредусмотренные выплаты заработной платы за все работы, связанные с
ликвидацией аварии и стоимость полностью или частично выведенных из сферы
производства материальных ценностей (оборудование, сырье, коммуникации, горные
выработки и т.п.);
затраты
производственные - дополнительные затраты материальных, финансовых и трудовых
ресурсов для ремонта и восстановления аварийных объектов или их звеньев.
При этом
учитываются суммы и объемы материальных затрат, включаемые в первичную
учетно-отчетную документацию предприятия.
По авариям на
объектах котлонадзора и подъемных сооружениях экономический ущерб не
подсчитывают.
3. Если к моменту
окончания расследования аварии объект не пущен в эксплуатацию, то о его
восстановлении руководитель предприятия до пуска объекта в эксплуатацию
извещает организации, принимавшие участие в расследовании аварии.
2.8. По результатам
расследования аварий I и II категорий вышестоящая хозяйственная организация
издает приказ.
В тех случаях,
когда предприятие подчиняется непосредственно министерству (ведомству), приказ
по результатам расследования может издаваться предприятием, на котором
произошла авария.
2.9.
Материалы расходования аварии I категории должны включать:
приказ о назначении
(создании) комиссии для расследования причин аварии;
акт расследования
аварии, к которому прилагаются:
протокол осмотра
места аварии, планы, схемы, фотоснимки;
эскиз места аварии;
распоряжение
председателя комиссии о назначении технической экспертизы и другие
распоряжения, изданные комиссией по расследованию аварии;
заключение
экспертной комиссии о причинах аварии, результаты лабораторных и других
исследований, экспериментов, анализов и т.п.;
докладную записку
ВГСЧ, ГСС, ВЧ по предупреждению и ликвидации нефтяных и газовых фонтанов или
пожарной команды, если они вызывались для ликвидации аварии;
протоколы опроса и
объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц, ответственных за
соблюдение требований ГОСТов, норм и правил по технике безопасности;
справки об обучении
и проверке знаний, а также прохождении инструктажа по технике безопасности
обслуживающего персонала;
другие материалы
(справки, выписки и т.п.), характеризующие аварию.
Состав материалов,
прилагаемых к акту расследования аварии II категории, определяет председатель
комиссии.
В числе таких
материалов обязательно должны быть:
приказ о назначении
(создании) комиссии для расследования причин аварии;
сведения об обучении
и проверке знаний обслуживающего персонала;
сведения об
экономическом ущербе от аварии.
2.10. Техническое
оформление материалов расследования (акта и приложений к нему) возлагается на
предприятие, которое обязано не позднее трех дней после окончания расследования
аварии разослать их:
а) по аварии I
категории - вышестоящей хозяйственной организации, местным органам
госгортехнадзора, госгортехнадзору союзной республики и Госгортехнадзору СССР,
технической инспекции труда ЦК профсоюза;
б) по аварии II категории
- местным органам госгортехнадзора (в двух экземплярах) и вышестоящей
хозяйственной организации.
Рассылку актов
расследования аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях
осуществляет местный орган госгортехнадзора.
По решению комиссии
материалы расследования аварии могут быть направлены в органы прокуратуры по
месту нахождения предприятия.
2.11. Отчетные
сведения об авариях органы госгортехнадзора (управления округов, расположенные
на территории РСФСР, и госгортехнадзоры союзных республик) направляют в
Госгортехнадзор СССР в установленном порядке.
2.12. Вышестоящая
хозяйственная организация должна обеспечить изучение и анализ обстоятельств,
причин аварии и намеченных комиссиями мероприятий персоналом, работающим на
родственных предприятиях в аналогичных условиях, и принять меры по недопущению
на них подобных аварий.
2.13. Предприятием
представляется письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных
комиссиями по расследованию, по аварии I категории - организациям,
представители которых участвовали в расследовании, а по аварии II категории -
органам госгортехнадзора и вышестоящей хозяйственной организации.
2.14. Если авария
произошла из-за конструктивных недостатков оборудования, то администрация
предприятия обязана направить заводу - изготовителю этого оборудования
обоснованную рекламацию, а ее копию - вышестоящей хозяйственной организации, в
ведении которой находится завод-изготовитель. По объектам котлонадзора и
подъемным сооружениям копия рекламации направляется в орган госгортехнадзора,
выдавший разрешение на изготовление оборудования.
Копия рекламации по
буровому, нефтепромысловому и геологоразведочному оборудованию должна
направляться также лаборатории Госстандарта СССР по месту нахождения завода -
изготовителя оборудования и Госгортехнадзору СССР.
2.15. Регистрация и
учет аварий, расследованных в соответствии с настоящей Инструкцией, должны
вестись в специальном журнале (Прил. 3). Ответственность за правильность учета
возлагается на руководителя предприятия.
Администрация
предприятия (организации) несет ответственность в установленном порядке за
несвоевременное сообщение об аварии или сокрытие ее от расследования,
умышленное искажение обстоятельств и причин аварии и несохранение до
расследования обстановки на рабочих местах и состояния оборудования такими,
какими они были в момент происшествия, а также искажение статистических
сведений, характеризующих размер материального ущерба от аварии.
Приложение
1
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
АВАРИЙ ПО КАТЕГОРИЯМ
Аварии I
категории
К I категории
относятся аварии, в результате которых полностью (частично) выведено из строя
производство, а также аварии производственных зданий, сооружений, аппаратов,
машин, оборудования, горных выработок, отражающиеся на работе предприятия в
целом, отдельных его производств или технических единиц.
К таким авариям
относятся.
1. По
горнодобывающей промышленности (при разработке угольных, рудных, нерудных и
россыпных месторождений подземным и открытым способами) и подземным
геологоразведочным работам:
независимо от
последствий и длительности простоя производства - взрывы газа и пыли; взрывы на
складах взрывчатых материалов (ВМ); внезапные выбросы угля, руды, породы и
газа; горные удары; обвалы в вертикальных или наклонных стволах шахт; прорывы
дамб (плотин) хвостохранилищ; потопление драг; внезапные разрушения
технологических зданий и сооружений; пожары в подземных выработках, на складах
ВМ и в других местах их хранения, а также на транспортных средствах,
перевозящих ВМ; пожары в надшахтных зданиях и сооружениях; рецидивы списанных
эндогенных пожаров; аварии вентиляторных установок главного проветривания,
центральных водоотливов и компрессорных установок; аварии при эксплуатации
дегазационного оборудования;
вызвавшие
простой продолжительностью более суток шахты, рудника, прииска, карьера
(разреза) - прорывы воды, заиловки или обводненной горной массы; обрушения
горных выработок; аварии на обогатительных, агломерационных (окомковательных)
фабриках; конвейерных линиях; нарушения подачи электроэнергии и др.;
вызвавшие простой
свыше одной смены - аварии грузовых и грузолюдских подъемных установок в
стволах шахт.
2. По нефтегазодобывающей и газоперерабатывающей промышленности и
геологоразведочным работам: открытые фонтаны при строительстве и эксплуатации
нефтяных и газовых скважин; падение или разрушение вышек, морских стационарных
платформ в процессе строительства и эксплуатации; разрушение или гибель
плавучих буровых установок в процессе эксплуатации; аварийный уход плавучих
буровых установок с точки бурения, сопровождающийся разрушением устья скважины;
падение талевой системы на установках глубокого бурения;
взрывы и пожары на буровых объектах, резервуарных парках, насосных,
компрессорных станциях, газоперерабатывающих заводах, приведшие к разрушению и
остановке объекта; взрывы или пожары на складах ВМ и в других местах их
хранения, а также на транспортных средствах, перевозящих ВМ; разрушение зданий
или сооружений вследствие неправильного ведения взрывных работ.
3. По химической,
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: аварии, происшедшие в
результате взрывов, вызвавших разрушение технологической системы и других
инженерных сооружений производства, вследствие чего полностью или частично
прекращен выпуск продукции и для его восстановления потребуются специальные
ассигнования.
4. По металлургической промышленности: взрывы газа в
воздухонагревателях и межконусном пространстве доменных печей, аппаратах
газоочистки, газгольдерах, газодувках, на генераторных станциях,
газораспределительных и газоповысительных установках, на водородных станциях, в
аппаратах производства хлора, карбонила никеля, трихлорсилана, тетрахлорида
титана; взрывы металлических порошков в пылеосадительных камерах и печах
восстановления; пожары на галереях шихтоподачи, складах угля и ЛВЖ;
пожары от загораний металла и металлических порошков; пожары от выбросов
расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов; пожары на
кислородных станциях и установках; обрушения трубопроводов с ЛВЖ, горючими и
ядовитыми газами, в результате которых требуется замена или капитальный ремонт
зданий, сооружений, основных агрегатов.
5. По объектам
котлонадзора: взрывы котлов, сосудов, работающих под давлением, разрывы
трубопроводов I категории пара и горячей воды.
6. По объектам газового надзора: разрушения газопроводов, выход из
строя газового оборудования ГРС, ГРП, ГРУ, повлекшие за собой взрывы газа в
жилых домах, общественных зданиях, инженерных сооружениях, а также остановку
(перерыв) в газоснабжении города, населенного пункта, микрорайона, предприятия
(промышленного, сельскохозяйственного, коммунального); взрывы и пожары, связанные с эксплуатацией газового хозяйства на
газгольдерных, газонаполнительных и автозаправочных станциях сжиженных газов,
ГРЭС, ТЭЦ и районных отопительных котельных, а также на других объектах,
повлекшие за собой разрушение зданий и остановку предприятия в целом или
отдельных цехов.
Аварии II
категории
Ко II категории
относятся аварии, в результате которых произошло разрушение либо повреждение
отдельных производственных сооружений, аппаратов, машин, оборудования, горных
выработок, отражающиеся на работе участка (цеха), объекта и приведшие к простою
производственных мощностей или снижению объемов производства и вызвавшие
простой более одной смены.
1. По
горнодобывающей промышленности и подземным геологоразведочным работам: вспышки
и горения газа и пыли в подземных выработках; эндогенные пожары на отдельных
участках без остановки панели, крыла шахты; прорывы газов из пожарных участков;
внезапные выделения газов; обрушения очистных и подготовительных выработок;
завалы главных откаточных и вентиляционных выработок; оползни и обрушения
бортов карьеров; прорывы воды или обводненной горной массы,
которые привели к остановке работ на панели, крыле на срок более 1 сут.;
выгорания взрывчатых веществ, не вызвавшие взрыва или пожара; аварии участковых
подъемных и вентиляторных установок; загорание кабелей, крепи и других
материалов в подземных выработках; столкновения железнодорожных поездов на карьерах;
падение подвижного состава и машин с бортов карьеров и отвалов; аварии
на отдельных секциях обогатительных, агломерационных (окомковательных) фабрик,
а также в дробильно-сортировочных отделениях, вызвавшие простои более смены.
Примечание.
Остальные прорывы воды, заиловки или обводненной горной массы, не отнесенные к
I и II категориям аварий, расследуются в порядке, установленном технической и
учетно-контрольной документацией по геологической службе шахт (рудников),
утвержденной соответствующим министерством по согласованию с Госгортехнадзором
СССР. По этим авариям также подсчитывается экономический ущерб.
2. По нефтегазодобывающей, газоперерабатывающей промышленности,
геологоразведочным работам: взрывы и пожары на буровых объектах,
нефтегазосборных пунктах, компрессорных и насосных станциях,
газоперерабатывающих заводах, приведшие к выходу из строя оборудования и
необходимости его ремонта; аварии в разведочных и эксплуатационных скважинах на
нефть и газ, приведшие к ликвидации скважин, утвержденная сметная стоимость
которых равна 3 млн. руб. и более.
3. По химической,
нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности: аварии, в результате
которых повреждается основное или вспомогательное технологическое оборудование,
инженерные сооружения, вследствие чего полностью или частично прекращен выпуск
продукции, и для возобновления производства потребуются затраты более
нормативной суммы амортизационных отчислений на плановый капитальный ремонт
этих объектов производства, но не потребуется специальных ассигнований.
4. По
металлургической промышленности: относятся аварии, аналогичные авариям I
категории, но в результате которых происходят местные
разрушения зданий, сооружений, агрегатов и аппаратов. Кроме того, уходы
расплавленных и раскаленных материалов из металлургических агрегатов; прогары
горна, фурменных и неточных холодильников доменных печей; обрушения рудных
бункеров, транспортных галерей, силосных башен, дымовых труб и другие аварии,
требующие остановки основных агрегатов для проведения ремонта.
5. По подъемным
сооружениям: разрушение или излом (изгиб) металлоконструкций грузоподъемной
машины (моста, портала, рамы, платформы, башни, стрелы), вызвавшие
необходимость в капитальном ремонте металлоконструкций или замене их отдельных
секций, а также падение грузоподъемной машины, вызвавшее указанные повреждения;
падение кабины лифта, его противовеса или отдельных частей противовеса.
6. По объектам котлонадзора: разрывы крышек и затворов у лазов или
люков паровых котлов и сосудов, работающих под давлением; образование выпучин,
трещин на стенках барабанов, топочных камер, жаровых труб, сосудов, работающих
под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, вызвавших остановку их на
ремонт; отрыв донышек коллекторов, разрывы кипятильных, экранных и необогреваемых
труб; разрывы трубопроводов 2-й и 3-й категорий пара и горячей воды;
взрывы в топках котлов (за исключением котлов, работающих на газе).
Примечания: 1.
Аварии объектов котлонадзора и подъемных сооружений, происшедшие при испытании
их давлением (нагрузкой), монтаже, демонтаже, ремонте и транспортировании, в
период производства специализированными организациями пусконаладочных работ,
при освидетельствовании, расследованию и учету в порядке, предусмотренном
настоящей Инструкцией, не подлежат. Администрация предприятия (организации)
обязана установить причины таких аварий и повреждений, разработать и
осуществить меры по их предупреждению.
2. Аварии на
объектах котлонадзора и подъемных сооружениях, не подлежащих в соответствии с
правилами безопасности регистрации в органах Госгортехнадзора СССР,
расследуются в порядке, установленном министерством (ведомством), без участия
представителя госгортехнадзора.
7. По объектам
газового надзора: взрывы газа в газифицированных печах, топках и газоходах
котлов, агрегатах, вызвавшие их местные разрушения или отключения; повреждения
подземных газопроводов (механические, коррозионные и др.), вызвавшие
кратковременный перерыв в газоснабжении отдельных зданий, цехов или отдельных
установок.
Примечания: 1.
Взрывы газа, происшедшие в период проведения специализированными организациями
пусконаладочных работ или происшедшие на остановленных (в период запрещения
пользования газом) объектах, расследованию и учету в порядке, предусмотренном
настоящей Инструкцией, не подлежат.
2. Взрывы газа в
топках газифицированных котлов, не вызвавшие разрушения обмуровки и повреждения
котлов, расследуются администрацией предприятия. Результаты расследования таких
аварий, а также разработанные мероприятия по недопущению их повторения, должны
быть направлены администрацией предприятия местным органам госгортехнадзора в
10-дневный срок после окончания расследования.
Приложение
2
АКТ
расследования аварии на предприятии (объекте),
подконтрольном Госгортехнадзору СССР, происшедшей
____________________
19__ г.
1.
Название предприятия, его ведомственная
принадлежность и адрес
___________________________________________________________________________
2. Состав
комиссии
Председатель __________________________________________________________
(фамилия,
инициалы, должность)
Члены:
________________________________________________________________
(фамилия, инициалы,
должность)
___________________________________________________________________________
3. Характеристика предприятия
(кратко), объекта, участка
и места
аварии.
В этом
разделе наряду с другими сведениями необходимо указать режим
работы объекта
(оборудования до аварии
(утвержденный, фактический,
проектный)); дать заключение о
состоянии объекта перед аварией и выполнении
правил
технической эксплуатации <1>; указать, были ли
ранее на данном
предприятии, участке
(объекте) аналогичные аварии,
разрабатывались ли
мероприятия по предупреждению аварий (когда, кем и
какие) и как выполнялись
эти мероприятия.
4. Квалификация обслуживающего персонала (где и когда проходил
обучение
и инструктаж по
технике безопасности, проверку знаний в
квалификационной
комиссии).
5.
Обстоятельства аварии.
В конце
этого раздела указать характер и категорию аварии.
6.
Организационные и технические причины аварии.
После каждой
причины указать, какие требования нормативных документов
были нарушены.
7.
Мероприятия по устранению причин аварии.
Изложить меры по
ликвидации последствий аварии
с указанием сроков
исполнения и по предупреждению повторения подобных
аварий.
8. Заключение
о лицах, допустивших
аварию, и предложенные меры их
наказания.
Указать, какие требования
нормативных документов не
выполнены или
нарушены данным
должностным лицом, непосредственным исполнителем работ,
дать
оценку действиям оперативного,
обслуживающего персонала в момент
аварии.
9. Итоговая величина экономического ущерба
от аварии <2>:
всего
______________ тыс. руб.
Расследование проведено и акт составлен _______________________________
___________________________________________________________________________
(число, месяц, год)
Приложение: Материал расследования на ________ листах.
Подписи:
--------------------------------
<1> Для объектов котлонадзора и подъемных сооружений
указываются, кроме того, регистрационный номер, завод-изготовитель, дата
изготовления, даты последних освидетельствования и обследования, а также
назначенный срок освидетельствования.
<2> По объектам котлонадзора и подъемным сооружениям не
приводятся.
Приложение
3