ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 28 апреля 1998 г. N 120
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ
МИ-8МТВ-1 RA-27151
23 мая 1997
года днем в простых метеоусловиях в районе аэропорта Ноябрьск на вертолетной
площадке Р-15 Тюменской области произошло авиационное происшествие без
человеческих жертв с вертолетом МИ-8МТВ-1 RA-27151 Печорского филиала
государственного авиапредприятия "Комиавиа"
Коми регионального управления ФАС России, переданного в аренду с экипажем
авиапредприятию "Норд Эйр", подконтрольному региональному управлению
Центральных районов ФАС России.
Экипаж в составе
командира воздушного судна Шевцова Н.П., второго пилота Ковалевского И.В.,
бортмеханика Чупрова С.Т. выполнял полет по перевозке груза на внешней подвеске
по заявке Ноябрьского нефтегазоразведывательного
предприятия.
Фактическая
взлетная масса вертолета и центровка не выходили за пределы установленных
ограничений.
Подготовка
груза к транспортировке на внешней подвеске и его строповка
были выполнены с нарушением требований Инструкции "Правила подготовки
стропов и грузов заказчиком для транспортировки грузов на внешней подвеске
вертолетов" N 26.1.7-498, утвержденной начальником Главного управления
авиационных работ и перевозок МГА 17.06.88, и приложения к руководству по
летной эксплуатации (РЛЭ) вертолета МИ-8МТВ "Инструкция для наземной
бригады, обеспечивающей подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске" (не выполнена маркировка
центра тяжести груза, не маркированы места крепления строповочных
канатов к длинномерному грузу, строповочные канаты на
грузе не были зафиксированы от смещения в полете).
В процессе подъема
длинномерного груза (профиль квадратного сечения длиной 15,26 м и весом 997 кг)
произошло самопроизвольное смещение одной из строп от первоначального места ее
расположения к центру груза, в результате чего груз принял вертикальное
положение.
Бортмеханик,
заметив смещение, подал команду экипажу "стоп" (по объяснениям членов
экипажа), после которой КВС прекратил вертикальное перемещение вертолета вверх
и, не зная истинного положения груза, энергичным уменьшением общего шага
несущего винта (НВ) с 8,2 град. до 3 град. перевел вертолет на снижение.
В процессе снижения
верхний конец вертикально расположенного длинномерного груза прошел через люк
внешней подвески вертолета, пробил потолочную панель и отсек главного
редуктора, срезав при этом узел крепления подкосов подредукторной
рамы к главному редуктору, и вышел в плоскость вращения осевых шарниров втулки
несущего винта. От удара осевого шарнира втулки о груз произошел отрыв лопасти
несущего винта.
Возникший дисбаланс
несущей системы привел к разрушению оставшихся подкосов подредукторной
рамы, развороту главного редуктора на 10 - 15 град. и автоматическому
выключению двигателей системами защиты свободных турбин от раскрутки.
В результате
вертолет опрокинулся на левый борт и полностью разрушился. Экипаж и служебный
пассажир получили травмы различной степени тяжести.
Анализ организации
полетов вертолета, переданного в аренду с экипажем, свидетельствует, что для
работы с длинномерными грузами был командирован экипаж, не имевший достаточного
опыта такой работы. Руководство Печорского филиала ГАП "Комиавиа" самоустранилось от контроля
за работой экипажа. В договоре аренды воздушного судна от 14.05.97 N
ПФ-24/97 не введены необходимые ограничения, учитывающие опыт работы экипажей.
Проверка техники
пилотирования с внешней подвеской, проведенная перед началом работ директором
Ноябрьского филиала авиапредприятия "Норд Эйр" Азаровым А.И., не
выявила каких-либо отклонений в подготовке КВС.
Авиационное
происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
- принятие
экипажем решения о подъеме груза, строповка которого
была произведена заказчиком с нарушением требований Инструкции "Правила
подготовки стропов и грузов заказчиком для транспортировки грузов на внешней
подвеске вертолетов" и приложения к руководству по летной эксплуатации
(РЛЭ) вертолета МИ-8МТВ "Инструкция для наземной бригады, обеспечивающей
подготовку грузов для транспортировки их на внешней подвеске";
- несогласованные
действия экипажа;
- ошибочные
действия командира вертолета при получении команды на прекращение подъема
груза, заключающиеся в переводе вертолета на снижение.
Приказываю:
1. Начальникам
территориальных органов ФАС России настоящий Приказ довести до руководителей
авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты и заинтересованных организаций
Заказчика.
2. Начальнику
Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России А.В.
Нерадько рассмотреть вопрос целесообразности доработки РЛЭ в части выполнения
работ с внешней подвеской.
3. Начальнику
Управления регулирования авиационных перевозок, работ и услуг ФАС России О.М.
Труфанову дополнительно рассмотреть "Правила подготовки стропов и грузов
заказчиком для транспортировки грузов на внешней подвеске вертолетов" N
26.1.7-498 от 17.06.88, при необходимости внести соответствующие изменения и
дополнения.
4. Начальникам
Тюменского, Коми, Центральных районов территориальных органов ФАС России
организовать устранение недостатков, выявленных в ходе расследования
авиационного происшествия, и о принятых мерах доложить в Управление
государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России до 01.06.98.
5. Руководителям
авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты и выполняющих перевозку грузов на
внешней подвеске:
5.1. На специальных
занятиях с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах, изучить раздел
"Полеты с грузом на внешней подвеске" Инструкции по взаимодействию и
технологии работы членов экипажа вертолета, раздел "Полеты с грузом на
внешней подвеске" РЛЭ по типам вертолетов.
5.2. При заключении
договоров предусматривать ответственность заказчика за невыполнение нормативных
документов по подготовке персонала, грузов, рабочих площадок и такелажного
оборудования.
5.3. На специальных
занятиях повторно изучить документы, регламентирующие ответственность
Исполнителя и Заказчика за обеспечение выполнения безопасного перевоза
вертолетами груза на внешней подвеске.
6. Контроль за выполнением Приказа возложить на Первого
заместителя директора ФАС России Валова И.И.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ