ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 20 мая 1998 г. N 148
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-8Т
RA-22723
6 января 1998 г. в
районе населенного пункта Бетенкес (38 км восточнее аэродрома Батагай)
произошло авиационное происшествие, без человеческих жертв, с вертолетом МИ-8Т
RA-22723 Батагайского авиапредприятия "Национальной авиакомпании
"САХА АВИА", подконтрольной Саха (Якутскому) региональному управлению
ФАС России.
Экипаж в составе
командира воздушного судна (КВС) Быкова Н.И., проверяющего - заместителя
директора Батагайского авиапредприятия - начальника летной службы Ткача В.Р.,
второго пилота Жабчика О.Ф., бортмеханика Сухова В.И. выполнял срочное
санитарное задание по маршруту Батагай - Бетенкес - Батагай. Полет выполнялся в
горной местности ночью. Разрешение на вылет было дано руководителем авиапредприятия
Саникидзе З.О. на основании пункта 2.1.9 НПП ГА-85. Информация о вылете, как
того требует данный пункт, в ЦПДУ ГА не направлялась.
На борту, кроме
экипажа, находился один медработник.
Погода по
району полета: ветер у земли неустойчивый - 3 м/сек., видимость - 10 км,
температура - минус 45 град. C, дымка, в поселках - туман.
По прилету в пункт
назначения экипаж с высоты 100 м выполнил осмотр площадки и приступил к заходу
на посадку. Однако с первой попытки посадку выполнить не удалось. В дальнейшем,
экипаж семь раз пытался произвести посадку с различными курсами на площадку и
вне ее, но также безуспешно. Это свидетельствует о том, что фактическая
видимость на площадке Бетенкес не позволяла выполнить визуальный заход на
посадку.
Проверяющий Ткач
В.Р. в метеоусловиях ниже минимума не принял решения о возвращении на аэродром
вылета, а при выполнении заходов постоянно напоминал КВС Быкову Н.И. о
пилотировании по приборам, отвлекаясь на поиск наземных ориентиров через
блистер.
Бортмеханик Сухов
В.И. нечетко выполнял свои обязанности, определенные Технологией работы, в
части информации о параметрах полета при выполнении заходов на посадку.
Задатчик опасной высоты на радиовысотомере не был выставлен согласно
требованиям п. 4.6.1 РЛЭ вертолета МИ-8.
При очередном
заходе с МК-360 град. в условиях морозного локального тумана, ухудшенной
видимости, на скорости менее 50 км/час экипаж недостаточно уделял внимания
показаниям вариометра, не использовал задатчик опасной высоты радиовысотомера
РВ-3, что привело к увеличению вертикальной скорости и выходу вертолета в режим
вихревого кольца на малой высоте. Вертолет, не долетев 492 метра до площадки,
обозначенной кострами, столкнулся несущим винтом с деревьями, упал в лес,
получив при этом серьезные повреждения.
Экипаж и медицинский
работник не пострадали.
В национальной
авиакомпании "Саха - Авиа" 25.02.98 в районе аэропорта Сангары при
аналогичных обстоятельствах при выполнении санитарного рейса произошел
серьезный инцидент на вертолете МИ-8Т RA-24180. Данные события, происшедшие за
довольно короткий срок, свидетельствуют о том, что нарушения, допущенные в
первом случае, не были восприняты должным образом командно - летным составом
авиапредприятия, а их анализ не был использован для проведения эффективной
профилактической работы. В том и другом случае прослеживается факт личной
недисциплинированности летного состава, отсутствия чувства ответственности за
безопасное завершение полета, что, как правило, проявляется при
бесконтрольности со стороны руководящих должностных лиц за летной работой
экипажей.
За период с августа
1996 года по настоящее время в Батагайском авиапредприятии произошло три
авиационных происшествия (из пяти по Саха (Якутскому) региональному управлению
ФАС России), из них два последних в течение трех месяцев. Все они связаны с
нарушениями требований руководящих документов, регламентирующих летную работу,
и явились следствием недостатков в организации летной работы.
Проверка состояния
безопасности полетов и организации летной работы, проведенная в авиапредприятии
комиссией по расследованию, показала, что во второй авиаэскадрилье не
выполняются требования Приказа Минтранса от 17.09.92 N 79 по нормам анализа
средств объективного контроля. В сентябре 1997 года процент расшифровок
составил 17%, в октябре - 24% от общего количества выполненных полетов.
Подготовка летного состава к полетам в осенне - зимний
период 1997 - 1998 гг., в том числе начальника летного комплекса Ткача В.Р.,
проведена с отступлением от требований распоряжения ФАС России от 26.08.97 N
3.10-24. В Батагайском авиапредприятии приобрели массовый характер полеты по
санитарным заданиям с применением пункта 2.1.9 НПП ГА-85 днем и ночью в любых
погодных условиях, но организация данных полетов находится на низком уровне и
не обеспечивает необходимой степени безопасности.
Причиной
авиационного происшествия, без человеческих жертв, с вертолетом МИ-8Т RA-22723
явилось допущенное экипажем снижение с большой вертикальной скоростью при малой
поступательной, приведшее к попаданию вертолета в режим вихревого кольца при
выполнении захода на посадку в метеорологических условиях ниже установленного
минимума.
Авиационное
происшествие стало возможным вследствие сочетания следующих факторов:
- нарушение
экипажем установленного минимума погоды;
- непринятие
решения проверяющим о возврате на аэродром вылета
из-за несоответствующих метеорологических условий в районе посадки (нарушение
требований п. п. 5.4.12 и 5.4.13 НПП ГА-85);
- невыдерживание
режимов и параметров снижения, рекомендованных п. п. 4.7.1 и 4.7.2.1 РЛЭ МИ-8;
- нарушение
экипажем технологии работы при снижении и заходе на посадку, поздняя информация
бортмеханика об увеличении вертикальной скорости снижения;
- несвоевременное
исправление проверяющим ошибок КВС, допущенных в
технике пилотирования;
- нарушение требований
п. 4.6.1 РЛЭ МИ-8 в части установки задатчика опасной высоты.
Приказываю:
1. Начальникам
территориальных органов ФАС России данный Приказ довести руководителям
подконтрольных авиапредприятий.
2. Руководителям
авиапредприятий:
2.1. На разборах с
летным составом, выполняющим полеты на вертолетах, изучить обстоятельства и
причины авиационного происшествия с вертолетом МИ-8Т RA-22723.
2.2. Совместно с
главами местных администраций организовать работу по подготовке площадок,
оборудовать их необходимыми средствами для выполнения срочных санитарных
заданий днем и ночью согласно НПП ГА-85 и РЛЭ вертолета.
3. Начальнику Саха
(Якутского) территориального управления Саникидзе З.О. указать на высокую
аварийность и низкий уровень профилактической работы в Батагайском
авиапредприятии.
4. Ограничиться
мерами, принятыми к должностным лицам, причастным к авиационному происшествию,
в Приказе начальника Саха (Якутского) регионального управления ФАС России от
11.03.98 N 27.
5. Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника
Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России
Нерадько А.В.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ