ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
от 14 июля 1998 г. N 221
О КАТАСТРОФЕ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-24402
8 февраля 1998 года
днем в простых метеоусловиях при выполнении взлета с посадочной площадки (п.п.) "Козыревск"
потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т RA-24402 авиапредприятия "Камчатские
авиалинии" (Камчатское МТУ ФАС России). Экипаж в составе командира воздушного
судна Астротина А.А., второго пилота Астротина А.А. и бортмеханика Савельева В.П. выполнял
транспортно - связной полет по доставке пассажиров и груза по маршруту
населенный пункт (н.п.) Коряки - п.п.
Козыревск - н.п. Ивашка.
Из-за
неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета и в пунктах посадки рейс дважды
отменялся. 8 февраля 1998 года после получения по телефону информации об
улучшении метеоусловий в пункте назначения КВС принял решение на вылет, нарушив
тем самым требование приказа начальника Камчатского РУ ФАС, в соответствии с
которым выполнение полетов в воскресные дни разрешается (обеспечивается) только
по срочным санзаданиям и аварийно - спасательным работам. В связи с воскресным днем информация о фактических
метеоусловиях п.п. Козыревск
передавалась не ежечасно, а через каждые 3 часа. В соответствии с прогнозом по
району 3, в пределах которого проходил маршрут полета, предусматривалась
сплошная облачность с нижней границей 800 м при дальности видимости 10 км, а в
отдельных квадратах этого района видимость 3 км, сплошная кучево
- дождевая облачность с нижней границей 300 м. С учетом рельефа
местности прогнозируемые метеоусловия не соответствовали правилам принятия
решения на выполнения визуального полета. Сведениями о фактическом состоянии п.п. Козыревск экипаж не
располагал, поскольку передача информации о годности площадки не предусмотрена.
При наличии нелетного прогноза погоды по маршруту, о котором экипаж
предупреждался диспетчером МДП, КВС в нарушение требований пункта 4.4.21 НПП
ГА-85 принял решение на вылет с разведкой погоды с четырнадцатью пассажирами на
борту. Перед прибытием экипажа на борт ВС вертолет был подготовлен к полету и
заправлен топливом в количестве 2200 л (1700 кг). В нарушение требований
пунктов 3.1.8 и 3.2.3 РЛЭ Ми-8 и Инструкции N бб/И "заказчик" без контроля со стороны членов
экипажа загрузил в вертолет 957 кг груза и 466 кг багажа. В соответствии с
расчетом взлетная масса составляла 11975 кг, центровка +135 мм, что позволяло
произвести взлет в зоне влияния воздушной подушки.
Через 1,5 часа
полета, при подлете к п.п. Козыревск,
КВС получил по УКВ-связи информацию о наличии на площадке свежевыпавшего снега
толщиной до 15 см. Посадочная масса вертолета к моменту выполнения
промежуточной посадки составляла примерно 10900 кг, что позволяло выполнить
висение и маневрирование вне зоны влияния воздушной подушки. По данным
радиообмена в экипаже, при выполнении зависания возник интенсивный снежный
вихрь.
В процессе стоянки
вертолет был дозаправлен топливом в количестве 1200 литров, при этом общая
заправка по показаниям членов экипажа составила 1900 л. Дополнительная загрузка
(разгрузка) вертолета не производилась. Общая масса вертолета составила 11780
кг, центровка +135 мм, что не превышало эксплуатационных ограничений.
Решение выполнить взлет по-вертолетному в зоне
влияния воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря с
данной полетной массой было принято КВС в нарушение требований пунктов
7.7.14, 7.7.15 и 7.7.17 НПП ГА-85 и раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8. Согласно
номограмме указания от 29.12.82 N 781/У для условий
взлета в Козыревске (t = -5 град. C, тихо) взлетная
масса вертолета не должна была превышать 11150 кг, что позволяло маневрировать
в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.
Результаты опроса
членов экипажа и анализа параметрической информации свидетельствуют, что после
завершения запуска двигателей командир ВС в течение 10 минут выполнил несколько
зависаний и перемещений на высоте 2 - 3 метра для раздувания снега. Выполнению
посадок предшествовало создание больших углов тангажа
на кабрирование, что свидетельствовало о несоразмерном отклонении КВС ручки
управления в положение "на себя".
Завершив раздувку снега, КВС принял решение о выполнении взлета и
после отрыва от земли перевел ВС в разгон скорости, при этом допустив потерю
оборотов НВ. При достижении скорости примерно 10 км/ч вертолет вошел в зону
наибольшей плотности снежного вихря. Высота полета при этом не превышала 1,75
м, а обороты НВ уменьшились до 91%.
Потеряв
пространственную ориентировку, КВС принял решение на прекращение взлета,
некоординированно энергично отклонив при этом ручку управления на себя, что
привело к увеличению угла тангажа до 16 град. на
кабрирование и, как следствие, к касанию земли хвостовой пятой, а затем и
лопастями рулевого винта. Возник кренящий момент вправо, сопровождавшийся
увеличением угла крена до 22 - 25 градусов, при котором лопасти НВ разрушились
в результате удара о поверхность земли. При опрокидывании вертолета на правый
борт возникли нерасчетные нагрузки, вызвавшие смещение главного редуктора и
деформацию кинематической цепи редуктор - левый двигатель. Элементы
разрушившейся свободной турбины попали в грузопассажирский салон и нанесли
одной из пассажирок несовместимые с жизнью тяжелые телесные повреждения.
Катастрофа
вертолета Ми-8Т RA-24402 явилась следствием потери командиром ВС
пространственной ориентировки в условиях образования снежного вихря при
выполнении взлета с неподготовленной площадки с полетной массой, не позволявшей
маневрировать вне зоны влияния воздушной подушки, нарушения командиром ВС
требований пунктов 7.7.14, 7.7.15, 7.7.17 НПП ГА-85, раздела 4.9 РЛЭ вертолета
Ми-8 и ошибок в технике пилотирования, выразившихся в создании больших
положительных значений угла тангажа на малой высоте при реализации решения на
прекращение взлета, что привело к разрушению рулевого и несущего винтов в
результате столкновения с землей, потере управляемости и опрокидыванию
вертолета на правый борт с разрушением трансмиссии и силовой установки
вертолета.
Приказываю:
1. Начальнику
Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России
Нерадько А.В. рассмотреть предложение комиссии по расследованию о внесении в
4-е издание РЛЭ вертолета Ми-8 номограмм для определения предельной массы
вертолета при всех имеющихся в эксплуатации регулировках УРТ-27.
2. Начальникам
территориальных органов ФАС России:
2.1. Довести Приказ
до руководителей подконтрольных авиапредприятий.
2.2. Принять
действенные меры для исключения случаев бесконтрольной загрузки вертолетов
представителями "заказчика".
2.3. Организовать в
подконтрольных авиапредприятиях проверку наличия сверенных экземпляров 4-го
издания РЛЭ вертолета Ми-8 с учетом ранее выпущенных изменений и дополнений.
3. Начальнику
Камчатского межрегионального территориального органа ФАС России:
3.1. Для
совершенствования системы контроля за деятельностью
авиапредприятия "Камчатские авиалинии" рассмотреть вопрос о его
передислокации с посадочной площадки Коряки на аэродром Елизово.
3.2. Потребовать от
руководства авиапредприятия "Камчатские авиалинии" привести
содержание площадки Козыревск в соответствие с
требованиями нормативных документов отрасли, устранить отмеченные комиссией
недостатки в оборудовании и организации работы площадки.
3.3. Для улучшения метеообеспечения экипажей, выполняющих санзадания
и аварийно - спасательные работы в выходные дни, рассмотреть возможность
изменения регламента работы АМСГ.
4. Руководителям
авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты:
4.1. Обстоятельства
и причины авиационного происшествия изучить на специальных разборах с летным
составом.
4.2. Организовать
проведение в авиапредприятиях занятий с летным составом с анализом особенностей
эксплуатации и пилотирования вертолета в условиях возможного образования
снежного (пыльного) вихря, обратив особое внимание на порядок расчета полетной
массы и распределение обязанностей в экипаже по контролю пространственного
положения ВС, параметров полета и работы силовой установки. Для КВС с
незначительным опытом работы организовать тренировки в производственных
(аэродромных) условиях в соответствии с требованиями ППЛСВ-92 в объеме
упражнения 3, задача 16.
5. Контроль за выполнением требований Приказа возложить на
первого заместителя директора ФАС России Валова И.И.
Директор
Г.Н.ЗАЙЦЕВ