МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 сентября 1998 г. N 292
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ОТРАСЛЕВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ
В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Департаментом
государственного регулирования производственно - хозяйственной деятельности и
техники безопасности в угольной промышленности и Государственным научно -
исследовательским институтом горной геомеханики и маркшейдерского дела -
Межотраслевым научным центром ВНИМИ разработано и согласовано с
Госгортехнадзором России Отраслевое положение о маркшейдерской службе в угольной
промышленности.
В целях повышения
эффективности разработки угольных месторождений и строгого соблюдения
нормативно - технических документов в части охраны недр и безопасной отработки
месторождений, а также упорядочения правового положения маркшейдерских служб
приказываю:
1. Утвердить и
ввести в действие Отраслевое положение о маркшейдерской службе в угольной
промышленности с 1 октября 1998 г.
2. Отменить
действие Положения о маркшейдерской службе Министерства угольной промышленности
СССР, утвержденного 24 июня 1983 г.
3. Департаменту государственного регулирования производственно -
хозяйственной деятельности и техники безопасности в угольной промышленности
(Кассихину Г.А.), Департаменту реструктуризации угольной промышленности (Цыбко
С.С.), ГУРШ (Зайденваргу В.Е.) изыскать средства на издание указанного
документа и поручить Межотраслевому научному центру ВНИМИ (по согласованию)
издание и распространение документа, а также оказание методической помощи
предприятиям по его внедрению.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
Департамент государственного регулирования производственно - хозяйственной
деятельности и техники безопасности в угольной промышленности (Кассихина Г.А.).
Министр
С.В.ГЕНЕРАЛОВ
Утверждено
Приказом
Минтопэнерго России
от 2 сентября 1998
г. N 292
Согласовано
письмом
Госгортехнадзора России
от 19 июня 1998 г.
N 04-35/408
ОТРАСЛЕВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБЕ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с требованиями Законов Российской
Федерации "О недрах", "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" и Положения о Госгортехнадзоре России,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N
234.
2. Требования
настоящего Положения обязательны для исполнения всеми субъектами хозяйственной
и предпринимательской деятельности, независимо от их организационно - правовой
основы и форм собственности, включая иностранных юридических и физических лиц,
осуществляющими проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и
ликвидацию предприятий угольной промышленности.
3. Главными
задачами маркшейдерской службы Минтопэнерго России являются:
своевременное и
высококачественное осуществление комплекса маркшейдерских работ и документации,
обеспечивающих наиболее полное и комплексное освоение угольных месторождений;
совершенствование
организации и методов ведения маркшейдерских работ на основе широкого внедрения
новейших достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного
опыта;
строгое соблюдение
государственных интересов (собственника недр) при пользовании недрами.
4. Маркшейдерское
обеспечение при разработке угольных месторождений может осуществляться как
маркшейдерскими службами, входящими в состав Министерства, акционерных обществ
и предприятий, так и сервисными маркшейдерскими службами (организациями).
4.1. В
Министерстве, акционерных обществах, предприятиях, осуществляющих разработку
угольных месторождений, должны быть созданы самостоятельные структурные
подразделения, возглавляемые главными маркшейдерами. Свою работу они могут
строить на принципах хозрасчета и на договорной основе.
В организациях и
учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и закрытие
угледобывающих предприятий, маркшейдерская служба возглавляется главным
маркшейдером и является самостоятельным структурным подразделением.
4.2. Главные
маркшейдеры во всех подразделениях назначаются и освобождаются от должности
только первыми руководителями по согласованию с главным маркшейдером
вышестоящей организации. Главный маркшейдер подчиняется непосредственно
техническому руководителю и является его заместителем по вопросам
маркшейдерского обеспечения производства и развития горных работ.
В акционерных
обществах, предприятиях, учреждениях правовое положение главного маркшейдера
определяется уставом, который должен соответствовать настоящему Положению.
4.3. Маркшейдерская
служба акционерных обществ, предприятий является его функциональным
подразделением по выполнению маркшейдерских, топографогеодезических, картографических
и иных работ, на основе которых осуществляется горное производство, охрана
зданий, сооружений и природных объектов от вредного влияния горных разработок,
безопасность горных работ и охраны недр и является производственной структурой.
4.4. На работников
маркшейдерской службы акционерного общества, предприятия, учреждения
распространяются все льготы и условия оплаты труда и отдыха, полагающиеся для
работников ведущих инженерных профессий предприятия.
4.5. На сервисной
основе специализированными организациями могут выполняться:
капитальные
маркшейдерские и топографогеодезические работы, требующие применения
специальных методов и технических средств;
работы по
наблюдению за деформацией горного массива и другие работы, связанные с
маркшейдерским обеспечением действующих и строящихся угледобывающих
предприятий.
5. Проектирование,
строительство, эксплуатация, консервация и ликвидация угледобывающих
предприятий без соответствующего маркшейдерского обеспечения запрещается.
6. Все акционерные общества, предприятия и организации, независимо от
их организационно - правовой основы и форм собственности, в том числе и
иностранные юридические и физические лица, могут вести маркшейдерские работы
только на основании лицензии, выдаваемой органами Госгортехнадзора России в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N
234, подконтрольны Госгортехнадзору России.
7. Численность
маркшейдерской службы акционерных обществ, предприятий и организаций, ведущих
проектирование, строительство и эксплуатацию угледобывающих предприятий, должна
быть достаточной для своевременного выполнения всего комплекса маркшейдерских
работ в установленные требованиями нормативных документов сроки и определяться
в соответствии с методикой, утвержденной Госгортехнадзором России и
согласованной с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Рассчитанная по
методике численность маркшейдерского подразделения является одним из основных
условий для получения лицензии на право производства маркшейдерских работ,
выдаваемой органами Госгортехнадзора России.
8. Сокращение
численности маркшейдерской службы и смена ее руководителя должны быть
убедительно обоснованными и допускаются только по согласованию с главным
маркшейдером вышестоящей организации.
9. В своей
деятельности маркшейдерское подразделение руководствуется законами Российской
Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением,
правилами и нормами, утвержденными Госгортехнадзором России и Минтопэнерго
России по вопросам маркшейдерского дела.
10. Маркшейдерская
документация, заверенная ответственным работником маркшейдерского
подразделения, является юридическим документом, не требующим нотариального или
какого-либо иного подтверждения. Состав, оформление, способы получения,
периодичность пополнения маркшейдерской документации регламентируются
Технической инструкцией по производству маркшейдерских работ и другими
нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
11. Комплект
обязательной горной графической маркшейдерской документации при консервации,
ликвидации угледобывающего акционерного общества, предприятия должен быть
пополнен на день остановки работ предприятия и передан на постоянное хранение в
Государственный архивный фонд Российской Федерации или в архив вышестоящей
организации.
12. Маркшейдерская
документация (полевая, вычислительная и графическая), выполненная сервисными
предприятиями на средства заказчика, является собственностью заказчика и должна
после обработки полевых материалов храниться на предприятии, т.е. у заказчика.
13. Акционерное
общество, предприятие, имеющее в своем составе маркшейдерское подразделение,
обязано обеспечить его техническими средствами, приборами, инструментами,
средствами измерения и контроля, специально оборудованными помещениями,
транспортом.
14. В соответствии
с главными задачами маркшейдерская служба Министерства:
а) обеспечивает:
техническое и
методическое руководство маркшейдерской службой подведомственных предприятий, систематический
анализ состояния технического уровня обеспечения маркшейдерских работ отрасли;
разработку
предложений о проведении научных исследований по совершенствованию методов и
технических средств осуществления маркшейдерских работ и охраны недр, внедрение
в производство законченных научных разработок в этой области;
контроль в системе
Министерства за правильностью разработки угольных месторождений, выполнением
требований по охране недр, за выполнением лицензионных условий и соблюдением
других нормативных требований, определяющих деятельность маркшейдерской службы;
информационное
обеспечение маркшейдерских служб предприятий, организаций и учреждений,
подведомственных Министерству, о действующих нормативных документах,
методических указаниях и справочных пособиях;
координацию
маркшейдерских работ, осуществляемых в отрасли, разработку предложений по
совершенствованию организации маркшейдерской службы;
б) участвует:
в разработке
годовых и перспективных программ развития отрасли в части обеспечения
проектируемых строящихся и действующих акционерных обществ и предприятий
разведанными запасами, охраны недр и рационального использования минеральных
ресурсов; в рассмотрении условий конкурсов и аукционов на
предоставление недр в пользование и лицензионных условий, на которых недра
предоставляются в пользование, а также представляемых в установленном порядке
на согласование проектов строительства, реконструкции и ликвидации акционерных
обществ и предприятий по добыче полезных ископаемых, проектов и схем разработки
месторождений, программ развития горных работ и других документов, связанных с
деятельностью маркшейдерской службы; в составлении
установленной статистической отчетности об объемах добычи и потерях полезных
ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых по отрасли; в
работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, по
консервации и ликвидации акционерных обществ и предприятий; в работе
региональных, отраслевых, межотраслевых и государственных комиссий и групп по
выработке предложений и решений по совершенствованию маркшейдерского дела и во
внедрении таких предложений и решений.
15. В соответствии
с главными задачами маркшейдерская служба акционерного общества, предприятий и
организаций:
а) обеспечивает:
построение и
развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных
выработках, производство съемок горных выработок и земной поверхности,
составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру
геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений,
зданий и коммуникаций, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и
предохранительных целиков;
определение
совместно с другими службами предприятия наиболее рациональных и эффективных
схем развития горных работ, способов управления горным массивом на основе
детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий
разработки месторождений полезных ископаемых и строительства подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
периодический контроль за соблюдением установленных геометрических параметров
технических сооружений при строительстве и эксплуатации;
правильность
сопряжения основных геометрических элементов шагающих, роторных экскаваторов,
отвалообразователей, транспортноотвальных мостов и конвейеров при их монтаже и
ремонте;
организацию и проведение
инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, проявлениями
горного давления, деформациями земной поверхности, зданий и сооружений, за
устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
определение и
своевременное нанесение на горнографическую документацию опасных зон возможного
прорыва воды и газа в действующие выработки, зон повышенного горного давления
от целиков на смежных пластах, газодинамических проявлений, выбросов и горных
ударов;
контроль за
выполнением в акционерном обществе, предприятии и в организации требований,
содержащихся в проектах по добыче полезных ископаемых, в программах развития
горных работ, требований по рациональному использованию и охране недр, за
своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий, связанных с
маркшейдерскими работами и обеспечивающими при проведении горных работ
безопасность для жизни и здоровья работников и населения, зданий и сооружений
от вредного влияния этих работ и за
соблюдением других требований, относящихся к деятельности маркшейдерской
службы;
контроль за достоверностью определения объемов выполненных горных работ;
приемку
маркшейдерских и топографических работ, выполняемых сервисными организациями;
передачу
маркшейдерской и топографогеодезической документации соответствующим
предприятиям и организациям, являющимися правопреемниками передаваемых,
объединяемых и разъединяемых предприятий, а при ликвидации и консервации
предприятий - Государственному архивному фонду Российской Федерации;
обоснование
совместно с другими службами предприятия норм потерь и разубоживания полезных
ископаемых при их добыче по выемочным единицам и в целом по предприятию по
добыче полезных ископаемых;
определение и учет
с участием геологической службы на основании инструментальных замеров, маркшейдерской
и геологической документации объемов выполненных горных работ, в том числе
объемов добычи и потерь полезных ископаемых и полноты отработки запасов
полезных ископаемых, учет состояния вскрытых, подготовленных и готовых к выемке
запасов полезных ископаемых;
подготовка
совместно с геологической службой исходных данных для исчисления платы за право
на пользование недрами, а также выполнение работ, связанных с геометризацией
месторождения;
б) участвует:
в части
своей компетенции в разработке проектов строительства, реконструкции,
консервации и ликвидации предприятий, программ развития горных работ,
мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, по
предупреждению и ликвидации аварий, по охране зданий, сооружений от вредного
влияния горных разработок, по рациональному и комплексному использованию
угольных месторождений, проектов горных отводов и отводов земных участков,
проектов застройки площадей залегания полезных ископаемых, рекультивации земель, нарушенных горными работами;
в подготовке
материалов по переоценке, списанию и временной консервации запасов полезных
ископаемых;
в составлении
установленной отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о
полноте отработки запасов полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в работе по
приемке в эксплуатацию новых и реконструированных угольных предприятий по
определению возможности использования отработанных горных выработок для
удовлетворения потребностей народного хозяйства, по консервации и ликвидации
таких предприятий по ликвидации горных выработок и провалов, выходящих на
земную поверхность по приемке горных выработок, а также в рассмотрении и
решении других вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.
16. Деятельность
маркшейдерской службы должна быть направлена на обеспечение эффективности
производства и его рентабельности при строгом соблюдении требований нормативных
документов, касающихся использования и охраны недр.
Работники
маркшейдерских служб Министерства, акционерного общества, предприятия,
учреждения несут ответственность за своевременность и эффективность
осуществления возложенных на них функций, за объективность рассмотрения
вопросов, возникающих при проведении ведомственного контроля
за использованием и охраной недр.
Возложение на
работников маркшейдерских служб функций, не связанных с осуществлением задач,
определенным настоящим Положением, не допускается.
17. Руководитель
маркшейдерской службы Министерства имеет право:
проверять
деятельность подведомственных маркшейдерских служб и соблюдение ими требований
законодательства о недрах, выполнение приказов, инструкций и других нормативных
актов, регулирующих деятельность маркшейдерской службы;
давать обязательные
для акционерных обществ, предприятий, учреждений подведомственных Министерству,
указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении
нарушений требований законодательства о недрах, других нормативных документов;
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции угольных предприятий, если проведение
этих работ может повлечь за собой нерациональное использование и необоснованные
потери запасов полезных ископаемых, возникновение условий, опасных для жизни и
здоровья работников и населения, а также на государственных предприятиях -
неоправданные затраты государственных средств;
представлять
соответствующим руководителям предприятий предложения о поощрении работников
предприятий за рациональное, комплексное использование месторождений полезных
ископаемых и высококачественное выполнение маркшейдерских работ, а также о
наложении в установленном порядке на работников взысканий за нарушение
требований законодательства о недрах;
запрашивать в
установленном порядке от структурных подразделений и предприятий сведения и
материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
18. Руководитель
маркшейдерской службы акционерного общества, предприятия, учреждения имеет
право:
давать
руководителям участков цехов и других подразделений предприятия обязательные
для исполнения указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также
об устранении нарушений требований законодательства о недрах, программ развития
горных работ, другой утвержденной проектной и технической документации в целях
предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых и недопущения других
нарушений, наносящих ущерб государственным интересам (собственнику недр);
приостанавливать
работы по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных
ископаемых, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу
месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок,
прорыв в горные выработки воды и вредных газов и возникновение других аварийных
явлений, незамедлительно ставя об этом в известность руководителя предприятия,
вышестоящую организацию по подчинению и органы Госгортехнадзора России;
браковать горные
работы, выполненные с отступлениями от программ развития горных работ и
утвержденной проектной и технической документации;
представлять
руководителю акционерного общества, предприятия, учреждения предложения о
поощрении работников за рациональное использование недр и высококачественное
выполнение маркшейдерских работ, а также о наложении в установленном порядке на
работников взысканий за нарушение требований законодательства о недрах и
утвержденной проектной и технической документации.
В случае получения
от руководителя акционерного общества, предприятия, учреждения распоряжения,
противоречащего требованиям законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской
службы обязан письменно уведомить этого руководителя о неправильности данного
им распоряжения. При подтверждении распоряжения руководитель маркшейдерской
службы исполняет его, если это не несет непосредственной угрозы жизни и
здоровью работающих и населения, незамедлительно
сообщая об этом вышестоящей организации.
19. Руководитель маркшейдерской службы (в том числе осуществляющий
работы на сервисной основе) наряду с руководителями акционерного общества,
предприятия, учреждения несет ответственность за достоверность отчетных данных
акционерного общества, предприятия, учреждения о полноте извлечения из недр
запасов полезных ископаемых, правильности подготовки исходных данных для
исчисления платежей за право пользования недрами, маркшейдерской документации
по учету объемов выполненных работ, а также других документов, связанных с
деятельностью маркшейдерской службы.
20. Руководитель
акционерного общества, предприятия и учреждения несет ответственность в
установленном порядке:
а) за принуждение
работников маркшейдерской службы к искажению результатов измерений и
маркшейдерской документации;
б) за
препятствование или создание помех в выполнении маркшейдером его контрольных
функций;
в) за непринятие
мер по выполнению предписаний маркшейдеров или их некачественное выполнение.
21. Государственный
контроль за организацией работы маркшейдерской службы
и соблюдением нормативных требований при выполнении маркшейдерских работ при
проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации
угледобывающих акционерных обществ и предприятий осуществляют органы
Госгортехнадзора России.