ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 июня 1999 г. N 02-10/05-2889
В связи с
многочисленными вопросами, возникающими в ходе проверок личных (учетных) дел
потерпевших, о нормах и требованиях, предъявляемых к оформлению документов,
подтверждающих право потерпевших на возмещение вреда, Фонд социального
страхования Российской Федерации разъясняет следующее.
Согласно пункту 4
статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний" назначение обеспечения по страхованию осуществляется Фондом
социального страхования Российской Федерации на
основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего
право на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем
указанных в этой статье документов (их заверенных копий).
В
соответствии со статьей 28 вышеупомянутого Федерального закона после вступления
Закона в силу назначение обеспечения по страхованию лицам, получающим в
настоящее время возмещение вреда в соответствии с Правилами возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей (далее - Правила возмещения вреда), будет производиться
исполнительными органами Фонда на основании и при наличии документов, указанных в пункте 4 статьи 15 Федерального закона.
При этом в
соответствии со статьями 15 и 17 указанного Федерального закона сбор и
представление исполнительным органам Фонда документов, необходимых для
назначения обеспечения по страхованию, является обязанностью работодателя.
Таким образом, в случае отсутствия в личном (учетном) деле потерпевшего
документов, подтверждающих его право на возмещение вреда, предприятия,
учреждения и организации обязаны должным образом оформить исходящие от них
документы для последующего внесения в личное (учетное) дело потерпевшего.
Документы,
подтверждающие право потерпевших на возмещение вреда, представляются в
подлинниках либо в копиях, заверенных в порядке, установленном Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X "О порядке выдачи
и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий
документов, касающихся прав граждан", либо нотариально.
Что касается
основных документов, подтверждающих право потерпевших на возмещение вреда, то
при комплектовании личных (учетных) дел потерпевших рекомендуем
руководствоваться следующим.
1. Акт по форме Н-1
является одним из важнейших документов, подтверждающих право потерпевшего на
возмещение вреда в связи с несчастным случаем на производстве. Поскольку
законодательство Российской Федерации не устанавливает сроки давности для
составления акта по форме Н-1, указанный акт необходимо составлять независимо
от давности имевшего место несчастного случая на производстве.
Поскольку акт по
форме Н-1 составляется в двух экземплярах, в случае отсутствия указанного акта
у работодателя в личном (учетном) деле потерпевшего должна находиться
заверенная копия экземпляра акта, находящегося у потерпевшего.
При
отсутствии экземпляров актов по форме Н-1 и у работодателя, и у потерпевшего
для его восстановления можно рекомендовать работодателю обратиться в
соответствующий профсоюзный орган (или его архив), который занимался
расследованием групповых, смертельных и тяжелых несчастных случаев на
производстве до 1 января 1990 года, а в период с 1 января 1990 года по 1
августа 1995 года - групповых и смертельных несчастных случаев на производстве. Кроме того, работодатель
может обратиться в соответствующую государственную инспекцию труда по субъекту
Российской Федерации, а также при наличии соответствующих обстоятельств в иные
органы и организации, в которые в соответствии с установленным порядком
расследования и учета несчастных случаев на производстве представляются материалы
расследования несчастных случаев или дополнительные экземпляры акта по форме
Н-1 (например, органы прокуратуры).
Основанием
для восстановления акта по форме Н-1 могут служить: заключение государственного
инспектора по охране труда, постановление прокурора, решение о наложении
административного или дисциплинарного взыскания на должностных лиц, решение
исполнительного органа Фонда социального страхования Российской Федерации о
возмещении работодателем бюджету государственного социального страхования расходов
на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем,
материалы расследования несчастного случая, а также показания свидетелей. В исключительных случаях при отсутствии иных
документов доказательством факта несчастного случая на производстве также могут
являться приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая,
выписки из соответствующих журналов (например, журнал регистрации несчастных
случаев на производстве), предписания надзорных органов о нарушении технологических
регламентов, приведших к несчастному случаю и пр.
При отсутствии у
работодателя акта по форме Н-1 и невозможности его восстановления, а также при
отсутствии иных вышеназванных документов, подтверждающих факт несчастного
случая на производстве, личное (учетное) дело потерпевшего не может быть
принято для последующего назначения обеспечения по страхованию. В этом случае
факт несчастного случая на производстве устанавливается в судебном порядке в
соответствии с главой 27 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР.
2. В случае необходимости получения копии акта о расследовании
профессионального заболевания (отравления) или необходимости использования
документов, подтверждающих профессиональный характер заболевания, считаем
возможным рекомендовать работодателю обратиться в соответствующий центр
профессиональной патологии или орган государственного
санитарно-эпидемиологического надзора по субъекту Российской Федерации,
соответствующие органы Министерства здравоохранения Российской Федерации,
обязанные диагностировать и вести учет каждого расследованного случая
профессионального заболевания (отравления).
3. Право
потерпевших на возмещение вреда в результате полной или частичной утраты
профессиональной трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве
или профессиональным заболеванием устанавливается на основании справки
врачебно-экспертной комиссии (учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы). Поэтому наличие в личном
(учетном) деле потерпевшего выписки из акта освидетельствования о результатах
определения степени утраты профессиональной трудоспособности является
обязательным. При ее отсутствии должна быть представлена копия справки о
результатах определения степени утраты профессиональной трудоспособности,
выданная потерпевшему.
Если указанная
справка отсутствует и у потерпевшего, следует рекомендовать работодателю
запросить в учреждениях медико-социальной экспертизы
дубликат выписки (справки).
4. Вопрос о размере
выплат в возмещение вреда в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N
125-ФЗ можно решить только на основании сведений о среднем заработке
потерпевшего в период, предшествующий трудовому увечью или утрате (снижению)
профессиональной трудоспособности в связи с таким увечьем. Поэтому, исходя из
положений названного Федерального закона, наличие справки о заработке в личном
(учетном) деле потерпевшего является обязательным.
При отсутствии
сведений о заработке в личном (учетном) деле потерпевшего и в бухгалтерии (либо
в архивах) работодателя данные о среднемесячном заработке потерпевшего могут
быть восстановлены при наличии соответствующих записей в приказах работодателя
о назначении и размерах выплат в возмещение вреда.
Если возмещение
вреда определено потерпевшему судом в твердой сумме, представления
дополнительно справки о заработке не требуется. В этом случае исполнительному
органу Фонда надлежит проверить правильность индексации назначенной судом суммы
при повышении стоимости жизни и изменении минимального размера
оплаты труда.
При невозможности
получения данных о размере заработка потерпевшего для исчисления сумм
возмещения вреда определение размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда
может быть произведено исходя из размера тарифной ставки (должностного оклада),
установленной (установленного) в отрасли по данной профессии и сходным условий
труда, на момент обращения за возмещением вреда. Размеры тарифных ставок
(должностных окладов), установленных в отрасли для данной профессии и сходных
условий труда, содержатся в соответствующих отраслевых тарифных соглашениях и
тарифно-квалификационных справочниках, а также могут быть получены в
Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и органах по
труду субъекта Российской Федерации.
Заместитель
Председателя
Л.Н.РАУ