ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР
РОССИИ
ПРИКАЗ
от 9 июля 1999 г. N 118
О РЕШЕНИИ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Комиссия по
рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства
Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства 8 июня 1999 г. на своем заседании рассмотрело дело о
нарушении Госгортехнадзором России пункта 1 статьи 7 Закона Российской
Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Комиссия
установила, что в 1998 году Госгортехнадзор России и Российский страховой пул
по страхованию ответственности (далее - Пул) в рамках Федерального закона
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
заключили Генеральное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым (п.
2.2.3 соглашения) Госгортехнадзор России принял на себя обязательство
рекомендовать участников Страхового пула своим территориальным органам "в
качестве страховщиков гражданской ответственности подконтрольных
Госгортехнадзору России организаций,
эксплуатирующих опасные производственные объекты и подлежащих
лицензированию" и обязался (п. 2.2.5 соглашения) "оказывать
Страховому пулу содействие в организации страхования...". Выполнение
требований данных пунктов соглашения приводит к ограничению конкуренции и
ущемлению интересов иных страховых компаний, не входящих в Пул.
В развитие
указанного соглашения Госгортехнадзором России было направлено письмо от
23.02.99 N 06-9/38, в соответствии с которым территориальные органы обязаны
заключать соглашения о взаимодействии только со страховыми компаниями,
входящими в Пул, что привело к необоснованному препятствию осуществления
деятельности других страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии
Минфина России.
В ходе рассмотрения
дела было установлено, что Госгортехнадзор России письмом от 17.03.99 N
03-35/90 предлагает руководителям своих территориальных органов
взаимодействовать "со страховыми компаниями, входящими в Пул".
Выполнение
требований указанного письма также приводит к ущемлению интересов иных
страховых компаний, имеющих лицензию на проведение данного вида страхования.
МАП России,
рассмотрев документы и заслушав представителей Минфина России и
Госгортехнадзора России, пришел к выводу, что:
1. Письма Госгортехнадзора России от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99
N 03-35/90 нарушают п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от
22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), так как направлены на
ограничение конкуренции на рынке страховых услуг и необоснованного препятствия
осуществлению деятельности других страховых компаний.
2. Пункты 2.2.3 и 2.2.5 Генерального соглашения о сотрудничестве,
заключенного Госгортехнадзором России и Пулом, нарушают ст. 8 Закона Российской
Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), так
как ограничивают доступ на рынок страховых компаний, имеющих соответствующую
лицензию, но не входящих в Пул.
Руководствуясь п. 1
ст. 27 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил
рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных
Приказом ГКАП РФ N 91 от 25.06.96, комиссия решила:
1. Признать в действиях Госгортехнадзора России факт нарушения п. 1
ст. 7 и ст. 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в
редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), выразившийся в необоснованном препятствии
осуществлению деятельности других страховых компаний и ограничении доступа на
рынок страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию, но не входящих в
Пул.
2. Выдать
Госгортехнадзору России Предписание об устранении нарушений п. 1 ст. 7 и ст. 8
Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках".
3. Рекомендовать
Госгортехнадзору России заключать соглашения по проведению страхования
ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных
объектов со всеми страховыми компаниями, которые имеют соответствующую
лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
надзор за страховой деятельностью, в установленном порядке.
На основании
решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного
законодательства МАП России и Предписания МАП России от 08.06.99 N АЦ/07-05899
приказываю:
1. Отменить письма
Госгортехнадзора России от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99 N 03-35/90.
2. Внести следующие
изменения в Генеральное соглашение о сотрудничестве (от 11.09.99 N
Д-529398/02-09) между Госгортехнадзором России и Российским страховым пулом:
2.1. Пункты 2.2.3 и
2.2.5 исключить из Генерального соглашения о сотрудничестве.
2.2. Дополнить
текст Генерального соглашения о сотрудничестве (по согласованию с
Наблюдательным советом Российского страхового пула) новым пунктом следующего
содержания: "2.2.3. Проводить (по заявкам страховых компаний участников
Пула) анализ факторов риска для целей страхования ответственности за причинение
вреда при эксплуатации опасных объектов".
2.3. Пункт 2.2.6
соглашения считать пунктом 2.2.5.
3. Возложить на
начальников территориальных органов персональную ответственность в вопросах
обеспечения внедрения страхования ответственности организаций, эксплуатирующих
опасные производственные объекты, с учетом требований директивного письма
Госгортехнадзора России от 23.04.98 N 01-17/116.
4. Начальникам
территориальных органов Госгортехнадзора России для выполнения требований
статей 6, 9 и 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов":
4.1. Своевременно
доводить до сведения организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, что они должны страховать ответственность за причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии
на опасном производственном объекте (п. 1 статьи 15).
4.2. В лицензиях на
эксплуатацию опасного производственного объекта делать запись об обязательности
наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора
страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации
опасного производственного объекта (п. 3 статьи 6).
4.3. Требовать
наличия договора страхования риска ответственности за причинение вреда у
организаций, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов (п. 1
статьи 9).
4.4. Контролировать
правильность идентификации опасных производственных объектов и соответствия их
отнесения к категориям по обязательному страхованию ответственности нормативным
требованиям.
4.5. Контролировать
правильность выполнения страховыми организациями, имеющими право страхования
ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
условий, установленных договором страхования, и представлять информацию о
страховщиках, не выполняющих условия, установленные договором страхования.
4.6. Участвовать в
формировании и согласовании программ и контролировать правильность расходования
средств резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховщиками.
4.7. Под личную
ответственность руководителя территориального округа приостановить недопустимую
практику:
- отказа в выдаче
лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов при наличии
договоров страхования со страховыми компаниями, имеющими соответствующую
лицензию Минфина России и не входящими в Российский пул;
- лоббирования
работниками территориальных органов Госгортехнадзора России интересов отдельных
страховых компаний;
- проведения
идентификации опасных производственных объектов для страхования ответственности
исключительно силами экспертных центров, а не самих предприятий страхователей;
- подмены
экспертными центрами экспертизы промышленной безопасности в части идентификации
опасных производственных объектов для страхования ответственности дорогостоящей
комплексной экспертизой промышленной безопасности технического состояния
опасных производственных объектов.
5. Образовать
Координационный совет по вопросам внедрения страхования ответственности
предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при
Госгортехнадзоре России.
Утвердить прилагаемые
Положение о Координационном совете по вопросам внедрения страхования
ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты,
при Госгортехнадзоре России и состав Координационного совета.
(Положение о
Координационном совете по вопросам внедрения страхования ответственности
предприятий при Госгортехнадзоре России утратило силу. - Приказ Госгортехнадзора РФ от 10.08.2006 N 760)
НТЦ
"Промышленная безопасность" (Сидоров) и Техническому управлению
(Денисов) в месячный срок представить на рассмотрение и утверждение
Координационного совета план мероприятий, направленных на дальнейшее внедрение
и совершенствование нормативно-методического обеспечения страхования
ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя начальника Госгортехнадзора России Красных Б.А.
Начальник
Госгортехнадзора
России
В.Д.ЛОЗОВОЙ
Приложение
к Приказу
Госгортехнадзора
России
от 9 июля 1999 г. N
118
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВАНИЯ
ПРИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРЕ РОССИИ
Утратило силу. -
Приказ Ростехнадзора от 10.08.2006 N 760
СОСТАВ
КООРДИНАЦИОННОГО
СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВАНИЯ
ПРИ
ГОСГОРТЕХНАДЗОРЕ РОССИИ
N
п/п
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
1.
|
Красных
Борис Адольфович
|
Заместитель
начальника
Госгортехнадзора России
|
2.
|
Гуляева
Галина
Александровна
(по согласованию)
|
Зам.
руководителя департамента
страхового надзора Минфина России
|
3.
|
Кургин
Евгений Анатольевич
|
Генеральный
директор ОАО "РОСНО",
Председатель Наблюдательного
совета Пула
|
4.
|
Тихонов
Сергей Евгеньевич
|
Вице-президент
ОАО "Промышленно-
страховая компания",
Председатель Исполнительного
комитета Пула
|
5.
|
Бесфамильная
Лариса
Витальевна
(по согласованию)
|
Главный
специалист Всероссийского
союза страховщиков
|
6.
|
Денисов
Александр
Викторович
|
Начальник
технического управления
Госгортехнадзора России
|
7.
|
Сидоров
Вячеслав Иванович
|
Директор
НТЦ "Промышленная
безопасность"
|
8.
|
Печеркин
Андрей
Станиславович
|
Заместитель
директора НТЦ
"Промышленная безопасность"
|
9.
|
Дадонов
Юрий Александрович
|
Начальник
управления по надзору
нефтяной и газовой промышленности
|
10.
|
Шаталов
Юрий Александрович
|
Начальник
управления по надзору в
химической, нефтехимической и
нефтеперерабатыващей
промышленности
|
11.
|
Ильин
Адольф Михайлович
|
Начальник
управления по надзору в
горнорудной промышленности
|
12.
|
Пешков
Владимир Романович
|
Начальник
отдела по надзору в
металлургической промышленности
|
13.
|
Сорокин
Анатолий
Алексеевич
|
Начальник
отдела газового надзора
|
14.
|
Галахов
Алексей
Владимирович
|
Начальник
отдела ОАО
"Ингосстрах", член
Исполнительного комитета Пула
|
15.
|
Башмачников
Александр
Михайлович
|
Исполнительный
директор АООТ
"Восточно-Европейское страховое
агентство", член Исполнительного
комитета Пула
|
16.
|
Матвеева
Ирина Юрьевна
|
Вице-президент
ЗАО СК
"Транснефть"
|
17.
|
Архипов
Александр Петрович
|
Генеральный
директор САО
"Росгосстрах - Тула"
|
18.
|
Васильчук
Вадим Маратович
|
Начальник
отдела ОАО "Альянс-
Гарантия"
|
19.
|
Салин
Александр Евгеньевич
|
Начальник
отдела САО "Геополис",
член Исполнительного комитета
Пула
|
20.
|
Чукавин
Юрий Леонидович
|
Зам.
генерального директора АООТ
"Виктория"
|
21.
|
Щеточкин
Владимир
Леонидович
|
Помощник
президента по
лицензированию РЕСО - Гарантия
|
22.
|
Александров
Анатолий
Иванович
|
Начальник
отдела АОА "Лукойл"
|
23.
|
Лисин
Юрий Викторович
|
Вице-президент
ОАО "АК
"Транснефть"
|
24.
|
Рахуба
Владимир Сергеевич
|
Генеральный
директор ОАО
"Росгазификация"
|
25.
|
Ремизов
Валерий Петрович
|
Заместитель
Председателя
Правления ОАО "Газпром"
|
26.
|
Бондаренко
Владимир
Алексеевич
|
Вице-президент
ОАО "СОГАЗ"
|