ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
И СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 - 2001 ГОДЫ
1. Общие положения
1.1. Настоящее
Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено между
Центральным комитетом Профсоюза работников государственных учреждений и
общественного обслуживания Российской Федерации и Судебным департаментом при
Верховном Суде Российской Федерации на 1999 - 2001 годы.
1.2. Соглашение разработано на основе Конституции Российской Федерации,
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации", Закона РФ "О занятости населения в Российской
Федерации", Федеральных законов "О коллективных договорах и
соглашениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности", "Об основах государственной службы Российской
Федерации", "Об основах охраны труда Российской Федерации" и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в
сфере труда, занятости, прохождения государственной службы, гарантий социальной
защиты государственных служащих и работников федеральных судов общей
юрисдикции, государственного социального страхования и охраны их труда.
1.3. Сторонами
настоящего Соглашения являются:
- государственные
служащие и работники аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в лице их
представителя - Центрального комитета Профсоюза работников государственных
учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее по тексту -
ЦК Профсоюза);
- работодатели в
лице их представителя - Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации (далее по тексту - Судебный департамент).
1.4. Данное
Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2001
года.
1.5. Соглашение:
- распространяется
на работодателей, государственных служащих и работников Судебного департамента,
аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, органов и учреждений,
подведомственных Судебному департаменту (в дальнейшем - организации системы
Судебного департамента), которые уполномочили участников Соглашения разработать
и заключить его от их имени;
- является
правовым актом, регулирующим социально - трудовые отношения между государственными
служащими, работниками и работодателями, содержащим обязательства сторон по
развитию демократии в организациях системы Судебного департамента, обеспечению
установленных законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и настоящим Соглашением условий труда и прохождения службы, занятости
и социальных гарантий для государственных служащих и работников системы, его
нормы обязательны для выполнения;
- служит основой
для заключения региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров и
индивидуальных трудовых договоров (контрактов) и не ограничивает права сторон в
расширении социальных гарантий и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения.
1.6. Для ведения
коллективных переговоров, подготовки, заключения и контроля
за выполнением Соглашения создается отраслевая комиссия, состав которой
указан в Приложении к настоящему Соглашению.
1.7. Стороны
обязуются не реже одного раза в год информировать друг друга о выполнении
принятых на себя обязательств.
1.8. Стороны договорились
в двухнедельный срок с момента уведомительной регистрации Соглашения направить
его работодателям и профсоюзным органам для ознакомления с его содержанием
государственных служащих и работников организаций системы Судебного
департамента.
2.
Обеспечение деятельности организаций и занятость
2.1. Работодатели
обеспечивают своевременное и полное доведение средств федерального бюджета до
организаций системы судебного департамента и целевое их использование.
2.2. В случае, если размер бюджетных средств, выделенных на
финансирование судов в текущем году, не обеспечивает возможности полного и
независимого осуществления правосудия и условий деятельности организаций,
работодатели осуществляют предусмотренные федеральными законами совместные
действия с органами судейского сообщества и Верховным Судом Российской
Федерации.
В необходимых
случаях профсоюзные органы оказывают возмездную помощь коллективам для снятия
напряженной ситуации при задержках в сроках выдачи заработной платы (денежного
содержания) в соответствии с Уставом Профсоюза.
2.3. В целях
смягчения негативных последствий руководители осуществляют реорганизацию
организаций системы Судебного департамента и сокращение численности работающих,
в первую очередь за счет мероприятий внутреннего характера:
- естественного
оттока кадров;
- упреждающей
переподготовки кадров в пределах имеющихся средств, перемещения их внутри
организаций системы Судебного департамента на освобождающиеся рабочие места.
2.4. Работодатели
взаимодействуют со службами занятости субъектов Российской Федерации и
соответствующими территориальными профорганами в целях совместного решения
вопросов трудоустройства высвобождаемых работников и государственных служащих,
выделения средств на их переподготовку.
2.5. Работодатели в установленном законодательством Российской Федерации
порядке проводят согласование с соответствующими выборными органами Профсоюза
вопросов перевода на другую работу, вынесения дисциплинарных взысканий и
увольнения по инициативе администрации работников и государственных служащих,
избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы.
3. Трудовые
отношения
3.1. Вопросы
трудовых отношений работников организаций системы Судебного
департамента регулируются Кодексом законов о труде Российской Федерации
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области труда,
занятости, охраны труда и здоровья.
Трудовые отношения
государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной
государственной службы в федеральных судах и органах судебного управления,
регулируются законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о
государственной службе.
3.2. Условия,
включаемые в трудовые договоры (контракты), не могут ухудшать положение
государственных служащих и работников по сравнению с нормами, установленными
действующим законодательством, настоящим Соглашением, региональными отраслевыми
соглашениями и коллективными договорами.
3.3. Проекты
нормативных актов, непосредственно затрагивающих социально - трудовые права и интересы
работников и государственных служащих организаций системы Судебного
департамента, разрабатываются с учетом мнения выборных органов Профсоюза.
3.4. Для всех
работников и федеральных государственных служащих судебной системы
устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени, не превышающая
40 часов в неделю, за исключением работников, для которых действующим
законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
3.5. Режим труда
работников и федеральных государственных служащих организаций системы Судебного
департамента регулируется правилами внутреннего трудового распорядка,
утверждаемыми общим собранием работников по представлению работодателя.
Продолжительность
ежегодного оплачиваемого отпуска у работников не может быть менее 24 рабочих
дней в расчете на шестидневную рабочую неделю.
Оплачиваемые
дополнительные отпуска, предусмотренные статьей 68 КЗоТ Российской Федерации и
другими законодательными актами, присоединяются к ежегодному оплачиваемому
отпуску продолжительностью 24 рабочих дня.
Государственным
служащим, замещающим государственные должности федеральной государственной
службы в федеральных судах, органах системы Судебного департамента,
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней.
Дополнительный
оплачиваемый отпуск за выслугу лет предоставляется государственным служащим в
порядке и на условиях, определяемых законодательством и нормативными правовыми
актами Российской Федерации по вопросам прохождения государственной службы.
Конкретная
продолжительность ежегодного и дополнительных
оплачиваемых отпусков по категориям работников определяется в коллективном
договоре в соответствии с законодательством.
3.6. Сверхурочной
считается работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени вне
зависимости от установленных доплат за особые условия несения службы (работы).
Сверхурочные работы
могут производиться лишь с разрешения соответствующего выборного органа
Профсоюза.
4. Оплата
труда
4.1. Заработная
плата работников и денежное содержание государственных служащих организаций
системы Судебного департамента определяется в соответствии с законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формирование
фондов оплаты труда государственных служащих и работников осуществляется с
учетом должностных окладов, надбавок к должностному окладу за классный чин,
специальное звание, особые условия государственной службы и выслугу лет, а
также премий и материальной помощи в порядке, определяемом законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе и
судебной системе.
При этом в фондах
оплаты труда учитываются районные коэффициенты за работу (в высокогорных,
пустынных и безводных местностях) в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях.
4.2. Выплата
заработной платы работникам и денежного содержания государственным служащим
производится не реже чем каждые полмесяца, в сроки, установленные коллективными
договорами (соглашениями).
Контроль за своевременностью и полнотой расчетов с работниками осуществляют
работодатели и комиссии соответствующих профсоюзных органов.
4.3. Работникам,
выполняющим в одной и той же организации наряду со своей основной работой,
обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии
(должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения
от основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей)
или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Размер указанных
доплат устанавливается руководителем соответствующего аппарата по соглашению
сторон в пределах высвобождаемых при этом средств.
4.4. Размер оплаты труда работника, отработавшего полностью
месячную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы
труда), не может быть ниже установленной ставки (должностного оклада) по
занимаемой должности с учетом доплат и надбавок.
5. Охрана
труда
5.1. Судебный
департамент:
- в соответствии с
Основами законодательства Российской Федерации об охране труда проводит
государственную политику в области охраны труда;
- через
ответственных должностных лиц в аппаратах судов и органах судебного управления
осуществляет контроль за организацией работы по охране
труда.
5.2. Работодатели в
порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами
по охране труда:
- принимают
меры по обеспечению работников по месту работы производственными и бытовыми
условиями в соответствии с санитарными нормами;
- обеспечивают
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с
установленными нормами работникам, занятым на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обеспечивают
страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
- ведут учет и
расследование несчастных случаев на производстве и
оформление соответствующих актов по форме Н-1;
- принимают
необходимые меры по выводу работающих из ветхих и аварийных помещений;
- создают совместно
с выборными профсоюзными органами в коллективах комиссии (назначают
уполномоченного) по охране труда и создают условия для их работы.
5.3. Мероприятия по
охране труда являются неотъемлемой частью коллективных договоров (соглашений).
6.
Социальные льготы, гарантии и компенсации
6.1. Работодатели
при содействии комиссии или уполномоченных по социальному страхованию в
коллективах:
- содействуют
внедрению персонифицированного учета в системе государственного пенсионного
страхования и осуществляют своевременное представление в территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации данных о застрахованных лицах;
- обеспечивают
обязательное личное государственное страхование жизни и здоровья работников и
государственных служащих в соответствии с их статусом;
- осуществляют
мероприятия по рациональному использованию средств социального страхования на
выплату установленных видов пособий и оздоровление работников и членов их
семей;
- на договорной
основе с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской
Федерации, с территориальными органами Профсоюза осуществляют санаторно -
курортное обслуживание работников;
- через органы
государственной власти, местного самоуправления и соответствующие отделения
Фонда обязательного медицинского страхования организуют медицинское
обслуживание работающих и членов их семей в учреждениях здравоохранения.
6.2. В соответствии
с требованиями статьи 15 Федерального закона "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности" (части 3 и 4) выборные органы
Профсоюза могут включать в региональные отраслевые соглашения и коллективные договоры дополнительные положения о порядке организации и
проведения оздоровительных мероприятий среди работников и членов их семей,
проведения оздоровительных кампаний, приобретения новогодних подарков за счет
средств социального страхования и работодателей.
Обязательства
сторон договора (работодателя - страхователя и профсоюзного комитета) по
обеспечению работающих всеми видами оздоровления за счет средств федерального
бюджета и соцстраха, отчетности и контроля за их
исполнением закрепляются в коллективных договорах организаций.
6.3. Работодатели с
участием соответствующих органов Профсоюза осуществляют меры по обеспечению
государственных служащих и работников системы жильем и распределяют его среди
нуждающихся в установленном законодательством порядке, решают вопросы о
предоставлении иных социально - бытовых льгот и услуг в соответствии с
действующим законодательством.
Конкретные формы
социально - бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации отражаются в
коллективных договорах и региональных отраслевых соглашениях с учетом
финансовых возможностей, местных условий и потребностей работников.
7.
Обеспечение прав и гарантий деятельности
профсоюзных
организаций
7.1. Работодатели:
- содействуют
обеспечению прав профсоюзных организаций;
- при наличии
письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячно и
бесплатно перечисляют на счет Профсоюза членские профсоюзные взносы из
заработной платы работников в соответствии с коллективными договорами,
соглашениями. Работодатели не вправе задерживать перечисление данных средств;
- предоставляют ЦК
Профсоюза и соответствующим профсоюзным органам необходимую информацию по
социально - трудовым вопросам; не препятствуют представителям профсоюзных
органов и организаций посещать организации системы Судебного департамента, в
которых работают члены Профсоюза работников государственных учреждений и
общественного обслуживания Российской Федерации, в установленном порядке;
- предоставляют
выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций в бесплатное
пользование помещения, оборудование, транспорт, средства связи и оргтехники для
осуществления деятельности профсоюзных организаций в интересах работников;
- освобождают от
основной работы членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от нее, с
сохранением средней заработной платы за счет работодателя для выполнения
профсоюзных обязанностей, прохождения краткосрочной профсоюзной учебы, участия
в качестве делегатов в работе съездов, конференций Профсоюза, его выборных
органов и проводимых ими мероприятий;
- поощряют морально
и материально (при наличии средств) членов Профсоюза за содействие и активное
участие в решении социально - экономических и производственных задач.
7.2. Представители
профсоюзных органов могут привлекаться к работе аттестационных и иных комиссий,
образуемых по представлению работодателя в коллективах по вопросам,
затрагивающим трудовые и социальные права работников и государственных служащих
организаций системы Судебного департамента.
8.
Обязательства ЦК Профсоюза и территориальных
комитетов Профсоюза
Профсоюзные органы
обязуются:
8.1. Всемерно
содействовать реализации настоящего Соглашения, снижению социальной
напряженности в коллективах, стабилизации и повышению эффективности работы
организаций системы Судебного департамента, укреплению трудовой дисциплины.
8.2. Проводить
работу по защите экономических и профессиональных интересов работников и
государственных служащих организаций системы.
8.3. Руководствуясь Федеральным законом "О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности" и положениями Устава Профсоюза, через
учреждаемые инспекции, комиссии и уполномоченных лиц осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением должностными лицами организаций системы Судебного
департамента законодательства о труде, состоянием охраны труда, представлением
работникам, должности которых отнесены к категории государственных служащих,
социальных гарантий, предусмотренных законодательством о государственной службе
и судебной системе.
8.4. За счет средств профсоюзного бюджета через страховую компанию
"Профсодружество" заключать ежегодно договор страхования членов
профсоюза от несчастного случая во время исполнения служебных обязанностей,
повлекшего за собой смерть.
9.
Заключительные положения
9.1. Дополнения и
изменения в настоящее Соглашение в течение срока его действия могут быть
внесены по взаимной договоренности сторон.
Ни одна из сторон,
заключивших настоящее Соглашение, не может в течение установленного срока его
действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на
себя обязательств.
Толкование и
разъяснение положений настоящего Соглашения осуществляется по взаимному
согласию сторон.
9.2. В случае
ликвидации или реорганизации одной из сторон Соглашения ее права и
обязательства переходят к правопреемнику.
9.3. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения
производится отраслевой комиссией. При невыполнении положений Соглашения
заинтересованная сторона в письменной форме информирует лиц, подписавших
Соглашение. Представители сторон в комиссии проводят взаимные консультации по
существу представленной информации и готовят предложения сопредседателям
комиссии для принятия решения.
9.4. Контрольные
функции за выполнением Соглашения также осуществляют территориальные комитеты
Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания
Российской Федерации, которые вправе обратиться по существу вопроса в адрес
отраслевой комиссии или непосредственно к лицам, подписавшим Соглашение.
9.5. Итоги
выполнения Соглашения подводятся ежегодно на заседании отраслевой комиссии, а
также на заседаниях Президиума ЦК Профсоюза и на Коллегии Судебного
департамента при Верховном суде Российской Федерации.
9.6. Стороны
обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия или о принятии нового
Соглашения за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.
Сторона, получившая
письменное уведомление, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
Председатель
Профсоюза
работников
государственных
учреждений и общественного
обслуживания
Российской
Федерации
В.П.САВЧЕНКО
25 августа 1999
года
Генеральный
директор
Судебного
департамента
при Верховном Суде
Российской
Федерации
В.С.ЧЕРНЯВСКИЙ
25 августа 1999
года
Настоящее
Соглашение не противоречит законодательству Российской Федерации и
зарегистрировано (регистрационный N 6724-ВЯ).
Заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
12 октября 1999
года
Приложение
к Отраслевому
тарифному соглашению
по системе
федеральных судов общей
юрисдикции и Судебного
департамента при
Верховном Суде
Российской
Федерации
на 1999 - 2001 годы
СОСТАВ
ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ,
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОТРАСЛЕВОГО
ТАРИФНОГО
СОГЛАШЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ И
СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА
ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1999 - 2001 ГОДЫ
Со стороны Центрального
комитета Профсоюза работников государственных учреждений и общественного
обслуживания Российской Федерации:
Иванов
В.И. - заместитель Председателя
Профсоюза
(сопредседатель
комиссии)
Бондарь
В.Е. - судья, председатель профкома
Ростовского
областного суда
Заворуев
Н.С. - заведующий социально - экономическим
отделом ЦК Профсоюза
Козлова
Н.И. - эксперт социально -
экономического отдела
ЦК Профсоюза
Недыхалова
Е.В. - председатель профкома Управления
Судебного
департамента Самарской
области
Раденкова
В.К. - председатель Объединенного
комитета
профсоюзных организаций
судов и учреждений
юстиции г. Москвы
Савинков
В.И. - технический инспектор труда
Профсоюза
Чудова
В.П. - председатель профкома
Московского
областного суда
Шакун
В.А. - правовой инспектор труда
Профсоюза.
Со стороны
Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации:
Гусев
А.В. - первый заместитель
Генерального директора
Судебного
департамента (сопредседатель
комиссии)
Обгольц
П.П. - заместитель начальника
Главного управления
организационно -
правового обеспечения
деятельности судов -
начальник отдела по
обеспечению
судебной реформы (заместитель
сопредседателя
комиссии)
Бражников
С.В. - главный специалист отдела
учебных и
образовательных
учреждений
Буйнов
Б.И. - главный специалист отдела
материально -
технического
обеспечения судов Главного
финансово -
экономического управления
Жафяров
А.Г. - начальник юридического отдела
Главного
управления организационно
- правового
обеспечения
деятельности судов
Кочергина
Н.П. - заместитель начальника отдела
обработки
документов и контроля
Управления делами
Кузьмина
В.А. - заместитель начальника
Управления
государственной службы
и кадрового
обеспечения - начальник
отдела социально -
правовой защиты судей и
государственных
служащих
Россинская
О.В. - заместитель начальника
экспертного отдела
Управления капитального
строительства,
эксплуатации зданий и
сооружений
Тихоненко
Т.И. - консультант финансового отдела
Главного
финансово -
экономического управления.
Представители
в состав отраслевой комиссии от ЦК Профсоюза работников государственных
учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации утверждены
Постановлением президиума ЦК Профсоюза работников государственных учреждений и
общественного обслуживания Российской Федерации от 14 мая 1999 г. N 15, от
Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации - Приказом
Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской
Федерации от 8 июля 1999 г. N 66.