Утверждаю
Заместитель
Министра
путей сообщения
А.С.МИШАРИН
20 декабря 1999 г.
N ЦЗТ-727
Согласовано
Президиумом ЦК
Российского
профсоюза
железнодорожников
и транспортных
строителей
Постановление
от 15 декабря 1999
г. N 13.63
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВАГОНЕ ОХРАНЫ ТРУДА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Типовое положение устанавливает задачи и порядок работы вагона охраны труда
(далее по тексту - вагон), направленные на оздоровление и улучшение условий
труда, внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты и
обеспечение санитарно-гигиенических норм.
1.2. На каждой
железной дороге должен быть вагон охраны труда.
1.3. Персонал
вагона находится в непосредственном подчинении и работает под руководством
начальника Службы (отдела) охраны труда железной дороги (далее по тексту - Службы).
1.4. Персонал
вагона в составе начальника вагона и инженера по охране труда назначается
руководством железной дороги по представлению начальника Службы из
специалистов, имеющих опыт практической работы на производстве и по охране
труда, по согласованию с Управлением заработной платы и охраны труда МПС России
и дорожным профсоюзным комитетом.
Обслуживающие вагон
проводники назначаются начальником пассажирского вагонного депо (Дирекции) и
находятся в оперативном подчинении начальника вагона.
Персонал вагона
должен пройти обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей
удостоверения установленной формы, которое должен иметь при себе во время
работы вагона.
1.5. Работа
персонала вагона направлена на обучение безопасным методам и приемам выполнения
работ, повышение квалификации работников, пропаганду передового опыта в области
охраны труда, соблюдение законодательства Российской Федерации о труде,
профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
1.6.
Ответственность за организацию работы вагона возлагается на начальника Службы.
1.7. Работа вагона
осуществляется по годовому и квартальным планам с
графиком выездов, разработанным Службой, и утвержденным главным инженером
железной дороги.
1.8. Руководители
отделений, предприятий железной дороги заблаговременно извещаются о сроках
прибытия вагона.
1.9. На каждом отделении железной дороги должны быть определены
специально оборудованные места стоянки вагона, обеспечивающие обязательное
подключение вагона к электрической и телефонной сетям, безопасность персонала и
работников при проходе и в процессе обучения.
1.10. По окончании работы вагона на участке отделения железной дороги
проводится итоговое совещание у руководства отделения с участием руководителей
отделов отделения железной дороги, представителей профсоюзных организаций с
информацией о результатах проведенных работ с последующим изданием приказа по
отделению с указанием конкретных мер и сроков устранения обнаруженных
недостатков и нарушений, внедрения положительного опыта других предприятий,
новых средств коллективной и индивидуальной защиты, способствующих
улучшению условий и безопасности труда.
1.11. Запрещается
использование вагона не по назначению.
2. Задачи
персонала вагона
2.1. Персонал
вагона охраны труда:
2.1.1. Организует,
проводит мероприятия по пропаганде и внедрению передового опыта работников
железнодорожного транспорта по охране труда.
2.1.2. Проводит
проверку организации работы и состояния охраны труда на предприятиях, в
организациях и учреждениях железной дороги.
2.1.3. Оказывает
методическую помощь в организации обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей, специалистов и работников предприятий, организаций и учреждений
железной дороги.
2.1.4. Проводит
консультации (беседы) с руководителями, специалистами и профсоюзным активом по
вопросам охраны труда и законодательства Российской Федерации о труде.
2.1.5.
Подготавливает информационные материалы по охране труда (состояние охраны
труда, технические средства безопасности, новые средства индивидуальной защиты,
передовой опыт по охране труда и др.).
2.1.6. Организует и
проводит лекции, демонстрацию кино- и видеофильмов, наглядных пособий, макетов,
измерительных приборов, средств индивидуальной защиты.
2.1.7. Организует
ознакомление работников и специалистов с системой обучения и проверки знаний по
охране труда на компьютерах.
3. Персонал
вагона имеет право
3.1. Посещать
беспрепятственно с сопровождающим лицом предприятия железной дороги.
3.2. Требовать
прекращения работы на объектах, механизмах и с инструментом, если это угрожает
здоровью и жизни работающих, а также при применении опасных и неправильных
приемов труда.
3.3. Вносить
руководителям предприятий и отделения железной дороги предложения о привлечении
к ответственности нарушителей правил внутреннего распорядка и требований охраны
труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Пользоваться
бесплатно для служебной надобности телефонной и телеграфной связью МПС России,
а также постельными принадлежностями вагона.
4. Персонал
вагона обязан
3.1. Знать Кодекс законов о труде Российской Федерации в области охраны
труда, Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской
Федерации", нормативные правовые акты Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и Министерства труда и социального развития
Российской Федерации по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты МПС
России и железной дороги по охране труда и иные нормативные акты в этой области.
3.2. Изучать,
обобщать и пропагандировать безопасные приемы выполнения работ с использованием
наглядных пособий, имеющихся в вагоне.
3.3. Оказывать
методическую помощь работникам предприятий, учреждений и организаций железной
дороги в организации работы по охране труда.
3.4. Следить за
наличием в вагоне наглядных пособий по охране труда (модели, макеты, плакаты,
альбомы и др.), периодически их пополнять и обновлять.
3.5. Обеспечивать
по поручению начальника вагона своевременную подготовку вагона к очередному
выезду.
3.6. Нести
материальную ответственность за все оборудование и имущество, находящееся в
вагоне.
3.7. Вести журналы
учета работы вагона, замечаний и предложений, а также журнал посещаемости.
Разрабатывать годовой и квартальный планы работы вагона.
3.8. Составлять
тематику лекций, консультаций, семинаров и организовывать работу лекторов и
консультантов.
3.9. Составлять
справки, отчеты о проделанной работе по каждому выезду, а также годовой отчет.
3.10. Оформлять
заявки на прицепку вагона к поездам.
4. Начальник вагона
несет ответственность за соблюдение персоналом, проводниками трудовой
дисциплины, охраны труда, пожарной безопасности и технически исправное
состояние оборудования вагона.
Положение об
организации работы персонала вагона охраны труда на
железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, утвержденное МПС
СССР 25.08.65 N ЦЗТ/2422 и Минтрансстроем СССР
20.08.65 N П-1028 на федеральном железнодорожном транспорте не применяется.