ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ НА 2000 - 2001 ГОДЫ
Настоящее
Соглашение заключено на основании Закона Российской Федерации "О
коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями,
внесенными в него Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 176-ФЗ, в целях
согласования интересов государства, работодателей и работников в обеспечении
эффективной производственной и экономической деятельности организаций дорожного
хозяйства, осуществляющих государственные функции управления в отношении
автомобильных дорог, работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог и иной производственно -
экономической деятельности, социальной защиты работников, установлении норм
оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для
работников дорожного хозяйства.
1. Стороны
и участники Соглашения
Сторонами
настоящего Соглашения являются:
1.1. От работников
предприятий, учреждений и организаций (далее - организаций) дорожного
хозяйства, на которых действуют организации профсоюза работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации: ЦК профсоюза работников
автотранспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации.
1.2. От
работодателей: Дирекция по реализации Президентской программы
"Дороги России" (представитель федеральных предприятий и организаций
дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности, а также
государственных (субъектов Российской Федерации) предприятий и организаций,
находящихся в государственной (субъектов Российской Федерации) собственности
(при наличии соответствующих полномочий на их представление); Российская
ассоциация подрядных организаций в дорожном хозяйстве "АСПОР"
(представитель работодателей - учредителей ассоциации и организаций,
уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени); Российская
ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами
"РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших
"РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
1.3. Участником
настоящего Соглашения является Министерство труда и социального развития Российской
Федерации.
2. Срок
действия Соглашения
Соглашение вступает
в силу с 1 января 2000 года и действует до 31 декабря 2001 года. Ни одна из
сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия
в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Настоящее
Соглашение может быть досрочно аннулировано, изменено, дополнено по взаимной
договоренности сторон. В случае, если до 31 декабря
2001 года не будет заключено новое соглашение на очередной период, настоящее
Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но
не более чем 3 месяца.
3. Сфера
действия положений Соглашения
3.1. Настоящее
Соглашение:
3.1.1.
Распространяется на работников, работодателей, которые уполномочили участников
Соглашения разработать и заключить его от их имени.
3.1.2.
Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам и не ограничивает
права организаций в расширении этих гарантий. При этом все социальные гарантии
реализуются за счет средств организаций в порядке и на условиях, не
противоречащих действующему законодательству.
3.1.3. Является
основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного
хозяйства и отраслевых региональных соглашений на уровне субъектов Российской
Федерации. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых
соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза,
представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а также коллективных договоров во всех организациях
дорожного хозяйства.
3.2. Настоящее
Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций,
на которые оно распространяется.
Условия
региональных соглашений и коллективных договоров, ухудшающие положение
работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим
Соглашением, недействительны.
3.3. Затраты,
связанные с обеспечением социальных гарантий, установленных настоящим
Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по
проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию
автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в
договорную цену на эту продукцию (работы, услуги) в порядке, соответствующем
законодательству.
3.4. В соответствии
со ст. 5 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях" органам исполнительной власти и местного самоуправления
запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права
работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при
пересмотре и выполнении Соглашения.
3.5. Лица, по вине
которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением,
несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
3.6. В случае
реорганизации представителя стороны (сторон) его права и обязанности по
Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до
заключения нового соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.
3.7. В Соглашение
по взаимному согласию сторон могут быть внесены изменения и дополнения в
порядке, установленном Законом Российской Федерации "О коллективных
договорах и соглашениях".
3.8. Соглашение
открыто для присоединения к нему организаций, не делегировавших ранее
полномочий на его заключение и заявивших представителям сторон Соглашения о
своем согласии распространить на них его действие (в этом случае заявления
подаются и от стороны работников и от стороны работодателя).
4.
Обязательства сторон и участников Соглашения
4.1. В области
стабилизации работы отраслевых организаций
4.1.1. Дирекция по
реализации Президентской программы "Дороги России", ассоциации
"АСПОР" и "РАДОР" совместно с ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут содействовать укреплению
и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно
- хозяйственного комплекса.
4.1.2. Дирекция по
реализации Президентской программы "Дороги России":
- будет
способствовать обеспечению равного доступа на конкурсной основе на рынок
подрядных работ дорожных организаций независимо от форм собственности;
- проведет работу с
органами, уполномоченными управлять автомобильными дорогами территорий, по
реализации условий настоящего Соглашения.
4.1.3. Министерство
труда и социального развития Российской Федерации:
- окажет поддержку
отраслевым органам государственного и хозяйственного управления, в том числе
через свои органы на местах, по созданию объединений (союзов) работодателей;
- рассматривает с
привлечением Рострудинспекции и ее органов в регионах, Российского дорожного
агентства представления профсоюзных органов о нарушении законодательства о
труде в дорожных организациях. При необходимости создает совместные комиссии с
участием инспекций труда ЦК профсоюза;
- примет
соответствующие меры по осуществлению контроля со стороны Рострудинспекции за
соблюдением трудового законодательства в части своевременности выплаты
заработной платы и проведения по предложению профсоюза
совместных регулярных проверок организаций всех форм собственности.
4.1.4. Организации
дорожного хозяйства обеспечивают:
- бесперебойное и
безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;
-
качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и
содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями
договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в
мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и
аварий;
- ведение
коллективных переговоров и заключение коллективного договора на согласованных
сторонами условиях в соответствии с законодательством и настоящим Соглашением.
4.1.5. ЦК профсоюза
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства своей деятельностью
способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах,
сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим
взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов
управления и хозяйственной деятельности.
4.1.6. Работодатели и их представители считают необходимым наличие
отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств
массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и
необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для
решения задач по социальной защите работников и оказанию помощи детям
работников, пострадавшим от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
4.2. В области
обеспечения занятости
4.2.1. В целях
обеспечения реализации государственной политики занятости населения
работодатели принимают участие в осуществлении Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации
на 1998 - 2000 гг. (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля
1998 г. N 828).
4.2.2. В целях
повышения социальной защищенности работников стороны договорились о том, что:
- разрабатывают в
2000 г. отраслевую программу содействия занятости и обеспечивают ее утверждение
в установленном порядке;
- способствуют
укреплению сложившейся системы средних специальных учебных заведений, ИПК,
курсов повышения квалификации по подготовке и переквалификации работников
дорожного хозяйства на основе прогноза занятости и качественных изменений
рабочей силы;
- продолжат работу
по переподготовке всех категорий руководящего состава и специалистов по
овладению особенностями управления в условиях рыночных отношений;
- будут
способствовать предотвращению нелегального найма иностранных работников и
усилению контроля за использованием иностранной
рабочей силы;
- в случае
неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников работодатели,
не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют
органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о
возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников,
которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено
осуществить. В течение этого
срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств
организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников,
бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними
сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- выпускникам
учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или
предварительным заявкам организаций и прибывшим для работы в эти организации,
предоставляется работа по специальности и создаются
условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;
- работники
извещаются о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не
менее чем за три месяца;
- работники
предпенсионного возраста (за три года до установленного срока пенсии), лица, в
семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери - одиночки не
могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штата или численности
работников в действующих организациях; работодатели будут способствовать
трудоустройству вышеуказанных категорий работников при ликвидации организации;
- обеспечивается
приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам,
высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;
- работодатели
разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом РФ "О занятости
населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
20.04.96 N 36-ФЗ) социальный план организации, предусматривающий сохранение и
рациональное использование профессионального потенциала работников, их
социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- предусматриваются
в коллективных договорах дополнительные меры по обеспечению занятости
работников.
4.3. В области
рабочего времени, времени отдыха и охраны труда
4.3.1. Дирекция по
реализации Президентской программы "Дороги России", ассоциации
"АСПОР" и "РАДОР" примут меры по:
-
организационно - методическому руководству и контролю за проведением в дорожных
организациях аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Постановлению
Минтруда России от 14.03.97 N 12 с последующей сертификацией работ по охране
труда, обеспечением здоровых и безопасных условий труда работающих, соблюдением
действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и
безопасности дорожного движения;
- разработке и
реализации отраслевой программы по улучшению условий, охраны труда на 2000 -
2005 гг.;
- проведению
анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовке предложений по их
предупреждению в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных
случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.03.99 N 279;
- проверке знаний
правил, норм и инструкций по охране труда работодателями при заключении с ними
контракта;
- организации
обучения и проверке знаний по охране труда работников согласно статье 18
Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
от 17.07.99 N 181-ФЗ;
- разработке
нормативных документов по охране труда в дорожном хозяйстве и финансированию
НИР по охране труда;
- созданию служб
охраны труда в дорожных организациях и осуществлению организационно -
методического руководства ими.
4.3.2. ЦК профсоюза
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обязуется совместно
с профсоюзными комитетами всех уровней:
- способствовать
осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и снижение
производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников
отрасли;
- проводить работу
по осуществлению общественного контроля за соблюдением
законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и
соглашениях по охране труда;
- содействовать
созданию на предприятиях дорожного хозяйства совместных комитетов (комиссий) по
охране труда;
- принимать
практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда,
избранию на предприятиях уполномоченных (уполномоченного) профсоюзного комитета
по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным
Постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 N 3-8;
- участвовать в
разработке и пересмотре отраслевых норм, правил и инструкций по охране труда;
- подготавливать и
представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и
изменений в законодательные акты по охране труда;
- оказывать
консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в
целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за работу с
вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм в результате
несчастных случаев на производстве.
4.3.3. Работодатели
организаций дорожного хозяйства обеспечивают:
- создание служб по
охране труда;
- создание на
паритетной основе совместных комитетов (комиссий) по охране труда в целях
сотрудничества по данному вопросу работодателей и работников;
- выполнение
требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.1999 N
279;
- проведение
анализа обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его
основе осуществляют меры, направленные на снижение производственного травматизма
и профессиональных заболеваний;
- организацию
обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ,
своевременное проведение инструктажа и ежегодной проверки знаний ими требований
правил, норм и инструкций по охране труда;
- организацию информационного
обеспечения, направленного на создание здоровых и безопасных условий труда
работников;
- обеспечение
работников санитарно - бытовыми условиями (душевые, санитарно - бытовые
помещения и др.), средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными
нормами и коллективными договорами;
- организацию
питания работников, осуществляющих работы непосредственно на автомобильных
дорогах, а также их проезд к месту выполнения работ и обратно;
- своевременное
проведение периодической аттестации рабочих мест по охране труда для
осуществления оздоровительных мероприятий, предоставление льгот и компенсаций
за вредные и тяжелые условия труда;
- формирование
фонда охраны труда для финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны
труда согласно ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ;
- соблюдение норм
предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и переносе тяжестей
вручную, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 06.02.93 N 105;
- соблюдение
установленной законодательством Российской Федерации нормальной
продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю). Норма рабочего
времени при всех режимах труда определяется в порядке, установленном Минтрудом
России, по графику 5-дневной рабочей недели с соответствующим сокращением
продолжительности работы в предвыходные и предпраздничные дни;
- установленный
режим рабочего времени графиками работы, согласованными с профсоюзными
комитетами, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период;
- соблюдение для
работников, занятых на вредных работах, и для других отдельных категорий
работников сокращенного режима рабочего времени в соответствии с действующим
законодательством о труде;
- предоставление
ежегодного оплачиваемого отпуска для всех категорий работников
продолжительностью не менее двадцати четырех рабочих дней в расчете на
шестидневную рабочую неделю.
Дополнительные
отпуска за ненормированный рабочий день, вредные и тяжелые условия труда, за
выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях и другие предоставляются в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.
Коллективным договором может предусматриваться возможность использования
работниками ежегодного отпуска по частям.
Период нахождения в
отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства включается
в стаж работы для предоставления ежегодного отпуска.
4.3.4. Стороны
рассмотрят возможность возобновления ежегодного проведения конкурсов
профессионального мастерства работников, соревнований отраслевых предприятий за
лучшие социально - экономические показатели работы, других форм морального и
материального поощрения в отрасли с подведением итогов ко дню профессионального
праздника.
4.3.5. Комитеты
профсоюза дорожных организаций:
- принимают
активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда,
для чего на паритетной основе выделяют своих представителей;
- принимают
практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда на
предприятии, избирают уполномоченных (уполномоченного) профсоюзного комитета по
охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением
Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 N 3-8.
4.4. В области
оплаты и стимулирования труда
4.4.1.
Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного
хозяйства устанавливается на 1 января 2000 года в размере 715 рублей в месяц.
В целях недопущения
сокращения рабочих мест в связи со снижением объемов
работ в физическом выражении изменение указанной тарифной ставки и ее
последующая индексация не являются основанием для пересмотра стоимости
заключенных подрядных контрактов на выполнение дорожных работ. Соответствующее
повышение заработной платы осуществляется работодателями в основном за счет
сокращения издержек производства.
Минимальная
тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства
ежеквартально индексируется пропорционально росту потребительских цен на товары
и услуги в Российской Федерации.
Минимальная
месячная тарифная ставка, установленная в соответствии с п. 4.4.1 настоящего
Соглашения, служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и
должностных окладов других категорий работников. Тарифные ставки рабочих
последующих разрядов и должностные оклады работников других профессионально -
квалификационных групп, кроме руководящих работников государственных унитарных
предприятий, подведомственных Российскому дорожному агентству, устанавливаются
в коллективных договорах на основании действующих на
предприятии межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями
работников.
Рекомендуемая
тарифная сетка по оплате труда работников приведена в Приложении N 1 к
настоящему Соглашению. При этом указанные межразрядные коэффициенты и
соотношения между категориями работников устанавливаются исходя из ценовых
результатов подрядных торгов либо согласованных цен на дорожные работы.
4.4.2. Конкретные
размеры тарифных ставок (окладов) работников устанавливаются работодателем по
согласованию с профсоюзным комитетом организации с учетом финансовых
возможностей организации.
В государственных
унитарных предприятиях дорожного хозяйства для определения конкретных размеров
тарифных ставок (окладов) работников применяется тарифная сетка по оплате труда
работников согласно Приложению N 1. При этом действующие в организациях
дорожного хозяйства тарифные ставки (оклады) не подлежат уменьшению в связи с
вступлением в силу настоящего Соглашения.
4.4.3. Размер
заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на
этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не
может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.
4.4.4. В
организациях дорожного хозяйства производятся:
- оплата времени
простоя не по вине работника в размере не менее тарифной
ставки;
- оплата дней
отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной
продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы из
расчета не менее тарифной ставки (оклада);
- доплата за работу
в ночное время в размере не менее 40 процентов тарифной ставки;
- оплата
сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;
- доплата за работу
в тяжелых и вредных условиях труда в размерах, не менее предусмотренных ранее
действовавшими нормативно - правовыми актами. Доплаты за работу в тяжелых и
вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются
по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и
начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;
- оплата работ в
выходные и праздничные дни и выплата других, не оговоренных выше доплат и
надбавок, носящих компенсационный характер, в размерах, не ниже установленных
законодательством;
- выплата
вознаграждения за выслугу лет работникам дорожных организаций и их объединений
в порядке и размерах, определенных коллективным договором;
- выплата
надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50% нормы
суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день
нахождения на линии, трассе (перечень работ, носящих разъездной характер,
утверждается в дорожных организациях по согласованию с профкомом), а за каждый
календарный день нахождения вне места постоянного жительства при подвижном,
разъездном характерах работ, выполнении работ вахтовым методом, в полевых условиях - в размере не менее нормы
суточных при командировках на территории Российской Федерации. Конкретные
размеры и порядок выплаты определяются коллективным договором;
- выплата
стимулирующих доплат за высокую квалификацию, классность, профессиональное
мастерство, совмещение профессий, премии, вознаграждения и другие в размере и
порядке, установленных коллективным договором;
- выплата
заработной платы не реже двух раз в месяц в сроки, оговоренные в коллективном
договоре, как правило, в месте выполнения работы. Не допускается замена
денежных средств долговыми обязательствами, расписками, купонами или иной
формой расчета без согласия работника. В организациях, где на 1 января 2000
года имеются задержки выплаты заработной платы, в течение месяца с момента
подписания настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов
составляется график погашения задолженности и
принимаются меры по полной ее ликвидации;
- в случаях
задержки заработной платы в течение одного и более месяцев в связи с
несвоевременной оплатой за выполненные работы (продукцию, услуги) индексация
причитающихся работникам сумм производится в зависимости от индекса роста цен
за этот период в порядке, предусмотренном в договоре, заключаемом заказчиком и
исполнителем работ (продукции, услуг). При задержке выплаты заработной платы по
вине администрации индексация заработной платы производится за счет средств
организации в порядке, установленном в коллективном договоре, впредь до
принятия соответствующего законодательного акта. При
недостаточности денежных средств на счете организации для удовлетворения всех
предъявленных к нему требований списание денежных средств по исполнительным и
платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных
средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому
договору (контракту), производится в порядке, предусмотренном статьей 855
Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от
12.08.96 N 110-ФЗ);
- тарификация работ
и присвоение разрядов работникам в соответствии с требованиями Единого тарифно
- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно -
квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям
служащих, утвержденными Постановлением Минтруда России от 06.06.96 N 32;
- введение, замена
и пересмотр норм труда по согласованию с профсоюзным комитетом только после
проведения соответствующих организационно - технических мероприятий;
- установление
пониженных норм выработки для инвалидов, работников моложе 18 лет, беременных
женщин и за два года до достижения работником пенсионного возраста.
4.4.5. Считать целесообразным включать в условия контрактов,
заключаемых с руководителями, положение об установлении размеров заработной
платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы
работников организации в целом.
4.4.6. В дорожных
организациях выплата заработной платы руководителю осуществляется после выплаты
заработной платы работникам предприятия.
4.4.7. При
заключении коллективных договоров рекомендуется включать следующие положения,
предусматривающие:
1) фиксированный
минимальный размер доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации
продукции (услуг);
2) повышение
стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в
среднемесячной заработной плате не менее 55 процентов.
4.4.8. В
государственных унитарных предприятиях дорожного хозяйства заработная плата
руководителя с учетом надбавок не должна превышать более чем в 2,5 раза среднюю
заработную плату по предприятию, если иное не установлено законодательством.
4.5. В области
социальных льгот, гарантий, компенсаций
4.5.1. В
организациях дорожного хозяйства за счет и в пределах собственных средств,
других источников, предусмотренных законодательством:
- обеспечивается
содержание санаториев - профилакториев, детских дошкольных учреждений и
оздоровительных лагерей, находящихся на их балансе;
- в течение 4-х
месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) производятся работникам,
находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой
производства, компенсационные выплаты в размере не менее
тарифной ставки работника;
- производится
выплата денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением трудовых обязанностей, с учетом индексации в связи с повышением
стоимости жизни, но не ниже размеров, установленных законодательством;
- оказываются в
соответствии с законодательством за счет имеющихся в распоряжении организации
средств различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших
военнослужащих, погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, семьям,
имеющим детей;
-
обеспечивается выдача пособий, определенных законодательством Российской
Федерации, лицам, пострадавшим от радиационного воздействия и подвергшимся
радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных
катастроф и инцидентов и принимавшим участие в ликвидации их последствий;
- осуществляется
выдача бесплатного лечебно - профилактического питания для отдельных категорий
работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, исходя из
установленных рационов питания;
- сохраняется
представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по
урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от
работы средняя заработная плата и соответствующие льготы;
- производятся
компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке в связи с
неурегулированием коллективного трудового спора из-за нарушения условий
коллективного договора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время
забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) на условиях,
установленных коллективным договором;
-
сохраняется за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата
работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий),
возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных,
детских дошкольных учреждений) на равных условиях с гражданами, работающими в
данной организации.
4.5.2. Для
повышения уровня социальной защищенности работников рекомендуется также
предусматривать в коллективных договорах организаций:
- оказание разовой
материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
- оказание материальной
помощи в размере не менее 50% минимальной оплаты труда на каждого иждивенца в
течение 6 месяцев со дня получения работником статуса безработного;
- для работников,
переведенных по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную
рабочую неделю, ежемесячную компенсацию (в течение 6 месяцев) сверх заработной
платы;
- бесплатное
содержание в детских дошкольных учреждениях детей, в семье которых
среднедушевой доход не превышает размера прожиточного минимума в регионе;
- выдачу бесплатных
путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь семьям, имеющим двух
и более несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, и одиноким матерям;
- оказание семьям
погибших, вследствие несчастного случая на производстве, разовой материальной
помощи дополнительно к законодательно установленным нормам в размере не менее годового заработка пострадавшего, рассчитанного в
соответствии с действующим порядком определения среднего заработка;
- выплату
единовременного пособия в зависимости от стажа работы на
предприятии при уходе на пенсию в размерах:
свыше 1 до 5 лет
включительно - месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 5 до 10 лет
включительно - 3-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 10 до 15 лет
включительно - 5-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 15 до 20 лет
включительно - 7-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 20 лет -
10-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
- выплату
работникам единовременных ежегодных пособий на оздоровление в период отпуска;
- частичную или
полную оплату за счет организации проезда к месту работы и обратно и
компенсацию за удорожание питания;
- сохранение за
работниками, вышедшими на пенсию, возможности пользоваться социальными услугами
(медицинское обслуживание и др.);
- выплату денежного
вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и
профсоюзными наградами;
- установление
размера отчислений от прибыли в бюджет профсоюза для материальной поддержки
незащищенных категорий работников, а также пенсионеров, инвалидов, безработных
и др.;
- возмещение
расходов на ритуальные услуги, вызванные смертью работника (пенсионера,
вышедшего на пенсию с предприятия), за счет средств предприятия;
- страхование работников
от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний, медицинское страхование, а
также другие виды страхования за счет работодателей. ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта и дорожного хозяйства совместно с комитетами
профсоюза оказывает содействие работодателям в организации страхования
работников и имущества предприятия;
- для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой
пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в
организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами в
соответствии с действующим типовым положением образовываются комиссии по
социальному страхованию из представителей администрации и профсоюза или
избираются уполномоченные по социальному страхованию. Права и обязанности
членов комиссии оговариваются в коллективном договоре или в положении о
комиссии по социальному страхованию организации;
- предоставление
работникам в случае болезни трехдневного неоплачиваемого отпуска в течение года
по их личному заявлению без предъявления медицинского документа,
удостоверяющего факт заболевания, в соответствии с Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
4.6. Обеспечение
социальной защиты работников при реорганизации и ликвидации предприятий, а
также их несостоятельности (банкротстве)
С целью
смягчения социальных последствий несостоятельности (банкротства) в соответствии
с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января
1998 г. N 6-ФЗ и последующими Постановлением Правительства Российской Федерации
"О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности
(банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. N 498, Указами Президента
Российской Федерации "О реформе государственных предприятий" от 23
мая 1994 г. N 1003 и "О продаже
государственных предприятий - должников" от 2 июня 1994 г. N 1114 и
другими нормативными актами стороны будут всемерно способствовать:
- осуществлению
порядка приоритетности при распределении имущества должника (конкурсной массы)
в соответствии со статьей 30 указанного Закона;
- созданию новых
рабочих мест;
- информированию
предприятий о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в
кадрах;
- организации
профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров,
профессиональному консультированию высвобождаемых работников.
В предвидении
несостоятельности (банкротства) руководитель организации:
- извещает об этом
профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом
состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения.
Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем
снижения заработной платы работников.
При наличии признаков
неплатежеспособности организации в соответствии с критериями, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498:
- руководитель
организации с учетом мнения профкома рассматривает вопрос о ходатайстве
проведения реорганизационных процедур;
- руководитель
совместно с профкомом предприятия организуют общее собрание работников, на
котором определяют представителей трудового коллектива для участия в проведении
санации, конкурсного производства, а также в арбитражном суде.
Ликвидация
организации или массовое увольнение, связанное с банкротством, могут
осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три
месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о
соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
При этом
работодатели будут способствовать трудоустройству высвобождаемых работников.
В случае продажи
предприятия работодатель - победитель конкурса обеспечивает трудоустройство не
менее 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи. В
случае изменения профиля деятельности предприятия в обязанность покупателя
входит переобучение или трудоустройство указанных работников.
При смене
собственника организации коллективный договор действует в ней в течение 3
месяцев.
Профсоюзные
комитеты организаций, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять
общественный контроль за проведением санации, других
процедур реорганизации и ликвидации предприятия, заключением мирового
соглашения.
4.7. Обеспечение
гарантий работникам приватизируемых предприятий
Обеспечение
гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1 июля 1994 года" от 22.07.94 N 1535 (в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 25.01.99 N 112), Федеральным законом "О
приватизации государственного имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской Федерации" от 21.07.97 N 123-ФЗ (в редакции Федерального
закона от 23.06.99 N 116-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации "Об
особенностях применения Основных положений государственной программы
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от
22 июля 1994 г. N 1535" от 21.05.99 N 632 и другими нормативными и
законодательными актами.
4.8. В области
обеспечения прав и гарантий деятельности профсоюза
Дирекция по
реализации Президентской программы "Дороги России", ассоциации
"АСПОР" и "РАДОР" договорились о том, что в организациях:
-
представления профсоюзных органов о нарушениях законодательства о труде,
условий настоящего Соглашения и коллективных договоров подлежат
безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений;
- решения,
касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда,
формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и
т.д.), принимаются по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.
Изменения систем оплаты труда и форм материального поощрения работников
федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений,
подведомственных Российскому дорожному агентству, согласовываются с Центральным
или соответствующими территориальными комитетами профсоюза;
- профсоюзным
комитетам дорожных организаций предоставляются в бесплатное пользование
оборудованные помещения, транспортные средства и средства связи, множительная
техника, помещения для проведения собраний. Республиканским, краевым, областным
комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений,
пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой,
других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями.
Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных
или других соглашениях (договорах), заключаемых с участием этих организаций
(объединений);
- членам
выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для
участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в
работе его пленумов, заседаний исполкомов и комиссий, а также представителям
профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется
свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения
общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также
профсоюзной учебы, в порядке,
определенном коллективным договором;
- освобожденные
профсоюзные работники организаций пользуются правами, льготами и гарантиями,
действующими на предприятии, наряду с работниками этого предприятия (премирование,
вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, осуществляемые за счет
средств предприятий, при создании акционерных обществ
и др.), в порядке, определенном в коллективных договорах.
Дополнительное
вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты
работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в
коллективном договоре.
Профсоюзные
представители имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места,
где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач, получения
информации от органов хозяйственного управления по вопросам оплаты и охраны
труда, жилищно - бытового обслуживания работников, для
осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.
Администрация организации
не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих
права и деятельность профсоюза.
Представители
профсоюзных органов включаются:
- в комиссии
организаций по приватизации государственного имущества, включая объекты социального
назначения;
- в число
представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по
управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации
организации.
По уполномочию
работников профсоюзные органы могут иметь своих представителей в коллегиальных
органах управления организаций.
Руководители
федеральных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях
социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете
федеральному государственному органу, заключившему с ним контракт, в т.ч. по
вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставлении
работникам социальных льгот и другим. По запросу соответствующего профсоюзного
органа работодатели (их объединения и представители) предоставляют ему бесплатно
информацию по социально - трудовым вопросам для осуществления уставной
деятельности профсоюза.
Организации
в соответствии с коллективным договором предоставляют в бесплатное пользование
профсоюзу находящиеся на балансе предприятия либо арендуемые им здания,
сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и
оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно -
просветительной, физкультурно - оздоровительной работы с работниками и членами
их семей, и отчисляют выборным профсоюзным органам денежные средства в размере
не менее 0,15% от фонда оплаты
труда на организацию и проведение культурно - массовой, физкультурной работы в
трудовом коллективе. При этом хозяйственное содержание указанных объектов
остается за организацией.
При наличии
письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не
состоящих в профсоюзе, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет членские
взносы и средства из заработной платы на счет профсоюза.
ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, республиканские, краевые,
областные комитеты профсоюза принимают участие в разработке отраслевыми
органами управления проектов законодательных и нормативных правовых актов,
влияющих на социально - экономическое положение работников отрасли.
Стороны
разрабатывают комплекс совместных мер, направленных на обеспечение соблюдения
законодательства о труде, занятости, охране труда и в других сферах.
Стороны считают
целесообразным оказание работодателями финансовой и иной поддержки профсоюза в
организации общественного контроля за реализацией
целевых программ содействия занятости, по охране труда и других.
4.9. Разрешение
трудовых споров (конфликтов)
Стороны пришли к
договоренности, что в период действия настоящего Отраслевого тарифного
соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него,
при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров
они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
4.10. В области
государственной поддержки
Стороны и участники
Соглашения признают необходимость осуществления государственной поддержки
дорожного хозяйства.
5. Контроль за ходом выполнения Соглашения
Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется сформированной сторонами
комиссией (приложение N 2 <*>). Контрольные функции за выполнением
Соглашения на соответствующих уровнях также осуществляют профсоюзные комитеты в
лице выборных профсоюзных органов, которые вправе обратиться по существу вопроса
в адрес отраслевой комиссии, непосредственно к участникам Соглашения или
работодателям (их объединениям).
--------------------------------
<*> Не
приводится.
Комиссия, не реже
одного раза в полугодие, рассматривает выполнение обязательств, определенных
Отраслевым тарифным соглашением, и о результатах информирует трудовые
коллективы. При установлении нарушений или невыполнения обязательств Соглашения
комиссия делает представление органам, должностным лицам, в компетенцию которых
входит решение этих вопросов.
Текст настоящего
Соглашения доводится в двухнедельный срок со дня его подписания до каждой
дорожной организации, на работников которой оно распространяется.
Председатель ЦК
профсоюза
работников
автотранспорта
и дорожного
хозяйства
Российской
Федерации
В.И.МОХНАЧЕВ
Директор
дирекции по
реализации
Президентской
программы
"Дороги
России"
С.Л.ЛАРИЧЕВ
Генеральный
директор
Российской
ассоциации
подрядных
организаций
в дорожном
хозяйстве
А.С.МАЛОВ
Генеральный
директор
Российской
ассоциации
территориальных
органов управления
автомобильными
дорогами
А.М.АФАНАСЬЕВ
Согласовано
Генеральный
директор
Российского
дорожного агентства
В.Г.АРТЮХОВ
Подлежит уточнению
после принятия бюджета на 2001 год.
Зарегистрировано в
Минтруде России. Регистрационный N 4367-ВЯ от 22 июня 2000 г.
Заместитель
Министра
труда и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ