Введено в действие
указанием МПС
России
от 19 января 2000
г. N 11-66-У
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11.03.99 N 279
Учитывая
особенности работы и сложившуюся практику расследования и учета несчастных
случаев производственного характера на предприятиях железнодорожного
транспорта, Министерство труда и социального развития Российской Федерации (в
дальнейшем - Минтруд России) и Министерство путей сообщения Российской
Федерации (в дальнейшем - МПС России) разъясняют применение отдельных норм
Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
По пункту 3
Принимать к
расследованию и учету несчастные случаи, происшедшие с работниками
(проводником, работником рефрижераторной секции, работником локомотивной
бригады при сопровождении подвижного состава, поездной вертушки):
- находящимися на транспортном средстве при сменном отдыхе;
- при следовании к
месту командировки, во время командировки и возвращении обратно;
- во время отдыха
локомотивной бригады в пункте оборота;
- при следовании
пассажиром к месту работы и обратно локомотивной бригады, работников
рефрижераторной секции и спецвагонов;
- работников
хозяйств пути, СЦБ и связи, электроснабжения, локомотивного, вагонного и др.
при следовании к месту производства работ (вне места постоянной работы) и
обратно.
По пункту 5
При
групповом несчастном случае на производстве (два и более человек), тяжелом
несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных
случаев на производстве, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской
Федерации по согласованию с Минтрудом России), несчастном случае на
производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо
немедленно по получении информации, но не позднее суток, по форме, утвержденной
Постановлением Минтруда России от 7 июля
1999 г. N 19, обязаны сообщить в:
- государственную
отраслевую инспекцию по охране труда на железнодорожном транспорте;
- орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту, где произошел
несчастный случай;
- транспортную
прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
- орган
государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на
объекте), подконтрольном этому органу;
- организацию,
направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
- вышестоящий орган
управления отрасли в зависимости от подчиненности:
а) по предприятиям
отделения железной дороги (депо, станции, дистанции и т.п.) - начальнику
отделения железной дороги, райпрофсожу, начальнику
соответствующей службы и службе (отделу) охраны труда железной дороги;
б) по предприятиям
дорожного подчинения (обособленным подразделениям, организациям дорожного
строительного треста, шпалопропиточным, щебеночным заводам и т.п.) - начальнику
соответствующей службы, треста, службы (отдела) охраны труда железной дороги, дорпрофсожу;
в) по
предприятиям, находящимся в непосредственной подчиненности департамента
(управления) МПС России (заводы по ремонту подвижного состава и производству
запасных частей и др.), - руководителю соответствующего департамента
(управления), дорпрофсожу, а также Управлению
заработной платы и охраны труда МПС России (в дальнейшем - ЦЗТ МПС) и отделу
технической инспекции труда Центрального комитета Российского профсоюза
железнодорожников и транспортных строителей (в дальнейшем - отраслевого
профсоюза);
г) при
подчиненности заместителю министра - ЦЗТ МПС и отделу технической инспекции
труда отраслевого профсоюза.
По получении
сообщения о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае и несчастном
случае со смертельным исходом начальник соответствующей службы дороги
докладывает начальнику железной дороги и дорпрофсожу.
Начальники
соответствующих служб, службы (отдела) охраны труда железной дороги направляют
сообщение соответствующему департаменту (управлению) МПС России, ЦЗТ МПС и
отделу технической инспекции труда отраслевого профсоюза.
На
предприятии, где функционирует система учета и анализа производственного
травматизма с использованием ПЭВМ, о каждом несчастном случае с временной
утратой трудоспособности работодатель передает сообщения по установленной форме
в отделение железной дороги в соответствующую службу, службу (отдел) охраны
труда железной дороги и другие вышестоящие подразделения по подчиненности.
По пункту 6
О случаях острого
отравления работодатель или уполномоченное им лицо сообщает также по
принадлежности в центр государственного санэпиднадзора на отделении железной
дороги, на железной дороге, в сетевой центр санэпиднадзора на железнодорожном
транспорте.
По пункту 9
Государственным
инспектором по охране труда в составе комиссии и ее
председателем следует считать государственного отраслевого инспектора по охране
труда на железнодорожном транспорте.
В расследовании
несчастных случаев участвуют:
- на отделении
железной дороги - начальник отделения железной дороги, начальник
соответствующей службы, председатель райпрофсожа
(заместитель председателя, технический инспектор);
- на предприятиях
дорожного подчинения - начальник соответствующей службы, самостоятельного
отдела железной дороги, управляющий трестом, председатель дорпрофсожа
(заместитель председателя, технический инспектор);
- на
предприятии, организации, подчиненных непосредственно департаменту (управлению)
МПС России, - руководитель этого предприятия (организации), председатель дорпрофсожа (заместитель председателя, технический
инспектор).
Примечание. На
железнодорожном транспорте при несчастных случаях, связанных с нарушением
правил технической эксплуатации железных дорог, в состав комиссии включается
главный ревизор по безопасности движения отделения дороги.
В случае острых
отравлений или радиационного воздействия в состав комиссии включается также
представитель соответствующего центра государственного санэпиднадзора.
На железнодорожном
транспорте расследование групповых несчастных случаев при гибели 2 - 4 человек
проводится с участием:
- руководителя
департамента (управления) МПС России или его заместителя, ведающего вопросами
охраны труда;
- начальника
железной дороги или его первого заместителя, директора завода и т.п.;
- председателя
дорожного комитета профсоюза.
На железнодорожном
транспорте при гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии
включается заместитель министра путей сообщения России, представитель Рострудинспекции, заместитель председателя или главный
технический инспектор труда отраслевого профсоюза.
При расследовании
несчастных случаев комиссией одновременно проводится проверка состояния и
организации работы по охране труда предприятия и службы.
Работников и
должностных лиц, виновных в данном несчастном случае, подвергают внеочередной
проверке знаний по охране труда.
По пункту 17
Групповые, тяжелые
и смертельные несчастные случаи на производстве рассматриваются в
соответствующих вышестоящих органах управления:
- начальником
отделения железной дороги (объединения) с участием представителя райпрофсожа в срок не более двух дней, после окончания
расследования;
- начальником
железной дороги или по его поручению заместителем начальника железной дороги с
участием представителя дорпрофсожа в срок не более 3
дней по истечении срока рассмотрения, установленного для отделения железной
дороги;
- руководителем
департамента (управления) МПС России на предприятии непосредственного
подчинения с участием представителя отдела технической
инспекции труда отраслевого профсоюза в срок не более 3 дней по
истечении срока рассмотрения, установленного для руководителей предприятий в
зависимости от подчиненности.
В рассмотрении
результатов расследования несчастных случаев может принимать участие
государственный отраслевой инспектор по охране труда на железнодорожном
транспорте.
Рассмотрение
результатов расследования несчастного случая при гибели от 2 до 4 человек
проводится заместителем министра путей сообщения России, курирующим данное
хозяйство; при гибели 5 и более человек - первым заместителем министра путей
сообщения России с участием председателя или главного технического инспектора
труда отраслевого профсоюза.
По пункту 27
О несчастных
случаях на производстве, которые по прошествии
времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель
переоформляет соответствующие документы и сообщает в государственную отраслевую
инспекцию по охране труда, в соответствующий профсоюзный орган, а если они
произошли на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, - в эти
органы.
По всему Положению
Вместо "Государственный инспектор труда",
"Государственный инспектор по охране труда" или "Государственный
инспектор труда по субъекту Российской Федерации" иметь в виду
"Государственного отраслевого инспектора по охране труда на
железнодорожном транспорте".
Вместо
"профсоюзных инспекторов труда" иметь в виду "технических
инспекторов труда отраслевого профсоюза".