Поиск по базе документов:

 

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2001 - 2002 ГОДЫ

 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено на основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г. и других правовых актов.

Соглашение регулирует социально - трудовые отношения в отрасли, направлено на создание социально - экономических условий для производительного труда, повышение жизненного уровня и социальной защищенности работников АПК и определяет для них социально - экономические и правовые гарантии.

1.2. Сторонами Соглашения являются:

работники, в лице их представителя - ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации;

работодатели, в лице их представителей - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России); Агропромышленного Союза России (Росагропромсоюз); Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР).

1.3. Соглашение направляется в Министерство труда и социального развития Российской Федерации для уведомительной регистрации.

1.4. Нормы Соглашения обязательны для всех организаций независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, находящихся в ведении Минсельхоза России, а также организаций - учредителей Росагропромсоюза и АККОР, делегировавших полномочия на заключение данного Соглашения, которые являются работодателями (далее - работодатель).

1.5. Соглашение служит основой для заключения соглашений на территориальном уровне, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов).

Соглашение не ограничивает права сторон в расширении социальных гарантии и льгот при наличии собственных средств для их обеспечения.

1.6. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех работников организаций независимо от членства в профсоюзе представляют и защищают профкомы, а территориальных соглашений - территориальные организации профсоюза работников агропромышленного комплекса.

При отсутствии действующего в организации профсоюзного органа работники на общем собрании могут избрать иных представителей для заключения коллективного договора.

1.7. Стороны, заключившие Соглашение, строят свои взаимоотношения в духе партнерства, конструктивного и делового сотрудничества, заинтересованы в создании атмосферы взаимопонимания и доверия на всех уровнях.

1.8. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, в своей деятельности строго руководствуются действующим законодательством Российской Федерации, несут ответственность за выполнение принятых обязательств в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и данным Соглашением.

1.9. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязательства переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

1.10. Соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами и действует по 31 декабря 2002 года.

Соглашение может быть изменено, дополнено, аннулировано только по взаимной договоренности сторон.

1.11. Стороны обязуются обсудить вопрос о подписании нового Соглашения за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения.

 

Глава II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1. Стороны содействуют развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования, использованию земельных угодий для производства сельскохозяйственной продукции и сырья.

2.2. Главными направлениями деятельности Минсельхоза России с участием Росагропромсоюза, АККОР и ЦК профсоюза работников АПК Российской Федерации являются:

- совершенствование экономических и социальных отношений в сфере деятельности агропромышленного комплекса;

- обеспечение реализации федеральных целевых программ развития агропромышленного комплекса;

- обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в агропромышленном комплексе и достижение паритетных отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами;

- разработка и внедрение механизмов регулирования продовольственного рынка;

- формирование внешнеторговой политики, отвечающей интересам отечественных товаропроизводителей;

- оказание материальной и финансовой помощи для развития социальной инфраструктуры села;

- обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в АПК и создание условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики;

- разработка и внесение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по установлению предельных коэффициентов соотношения уровня цен на конечную продукцию и закупаемое сельскохозяйственное сырье;

- повышение уровня жизни работников агропромышленного комплекса;

- оказание практической организационно - правовой помощи действующим и вновь создаваемым организациям различных форм собственности;

- развитие крупнотоварного производства на основе современных технологий;

- усиление кооперации и интеграции в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;

- развитие научно - технического потенциала АПК;

- создание законодательной базы для защиты экономических, правовых и социальных интересов сельских товаропроизводителей, работников пищевой и перерабатывающей промышленности;

- выравнивание экономических условий функционирования АПК районов Севера;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для агропромышленного производства, планомерное обучение руководителей и специалистов, а также работников массовых профессий по проблемам рыночных отношений, освоению ими современных технологий производства продукции растениеводства и животноводства.

2.3. Минсельхоз России:

- обеспечивает своевременное доведение до распорядителей (получателей) средств федерального бюджета уведомления о бюджетных ассигнованиях и о лимитах бюджетных обязательств;

- обеспечивает своевременное финансирование подведомственных учебных, научных учреждений и других бюджетных организаций;

- оказывает содействие органам управления АПК субъектов Российской Федерации в разработке договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере деятельности АПК;

- разрабатывает и реализует меры по развитию социальной структуры агропромышленного комплекса;

- организует проведение Всероссийских конкурсов профессионального мастерства.

2.4. Агропромышленный Союз России, АККОР:

- представляют и отстаивают права и интересы своих членов по вопросам некоммерческой и коммерческой деятельности и регулирования социально - трудовых отношений, добровольного выбора форм собственности;

- способствуют налаживанию взаимовыгодных связей между всеми субъектами АПК, их объединению в отраслевые, территориальные и другие формирования в целях увеличения производства и реализации продуктов питания;

- развивают межфермерскую кооперацию в области агросервиса, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и другим направлениям поддержки фермерства;

- оказывают помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам в укреплении их экономики, материально - техническом обеспечении, реализации продукции;

- оказывают помощь аграрным (крестьянским) союзам по решению социальных вопросов на селе;

- участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов;

- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию налогового законодательства, условий кредитования, усилению государственной поддержки сельскохозяйственных организаций и фермерства.

2.5. ЦК профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации:

- осуществляет защиту трудовых прав и социальных гарантий работников;

- оказывает правовую помощь в вопросах оплаты труда, режима рабочего времени, приема на работу и увольнения, занятости, возмещения вреда, причиненного здоровью, и др.;

- проводит работу с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по принятию нормативных актов, повышающих социальную защиту работников АПК;

- осуществляет контроль за соблюдением прав и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации для работников организаций, товариществ и обществ, производственных кооперативов, транснациональных корпораций и т.п., при условии деятельности профсоюзных организаций;

- проводит совместно с Агропромышленным Союзом России работу по организации санаторно - курортного обслуживания работников сельского хозяйства и их детей через систему сельскохозяйственных здравниц;

- всемерно содействует реализации настоящего Соглашения, снижению социальной напряженности в организациях;

- берет на себя обязательство не организовывать забастовок на срок действия Соглашения при условии выполнения его положений.

2.6. Стороны, заключившие настоящее Соглашение:

- принимают участие в разработке и оценке нормативных документов, касающихся АПК, сотрудничают в обмене информацией, передовым опытом и проведении общественных мероприятий по вопросам агропромышленного комплекса;

- доводят настоящее Соглашение для руководства, реализации и контроля до органов государственного управления АПК субъектов Российской Федерации, членов Росагропромсоюза и АККОР, профсоюзных организаций;

- оказывают методическую помощь в заключении коллективных договоров в организациях различных форм собственности, принимают участие в собраниях, конференциях по подведению итогов выполнения колдоговоров за истекший период и заключению их на очередной срок.

 

Глава III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

 

Стороны Соглашения от работодателей совместно с профорганами принимают меры по предотвращению массовых увольнений, смягчению последствий спада производства и банкротства организаций, социальной защите увольняемых работников и созданию новых рабочих мест.

3.1. Минсельхоз России:

- обеспечивает выполнение законодательства по занятости, отраслевой программы создания и сохранения рабочих мест в системе АПК;

- содействует созданию условий для развития инновационной деятельности АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей;

- проводит работу по осуществлению единой политики в области кадрового обеспечения агропромышленного производства применительно к условиям рыночных отношений;

- обеспечивает организацию мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации руководящих работников и специалистов организаций и предприятий АПК.

3.2. Работодатель:

- обеспечивает выполнение законодательства по занятости и гарантиям, реализации права граждан на труд;

- информирует профсоюзный комитет о создании и сокращении рабочих мест;

- принимает меры по повышению качества рабочих мест и постепенному высвобождению неквалифицированного труда;

- при наличии финансовых средств предоставляет льготы и компенсации высвобождаемым работникам сверх установленных законодательством Российской Федерации и действующих в регионе;

- заключает с органами государственного страхования договоры коллективного страхования работников на случай утраты работы;

- оказывает материальную помощь особо нуждающимся работникам, молодым специалистам, ветеранам труда.

3.3. Работодатель по согласованию с профсоюзным комитетом организации:

- обеспечивает выполнение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной подготовке кадров, при вынужденном сокращении объемов производства приостанавливает наем новых работников на вакантные места;

- организует переобучение высвобождаемых работников новым профессиям;

- может вводить в организации режим неполного рабочего времени. Предельный уровень сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливаются в коллективном договоре с учетом действующего законодательства.

 

Глава IV. ОПЛАТА ТРУДА

 

Стороны проводят политику, направленную на повышение доходов работников организаций за счет роста эффективности производства.

4.1. Вид, формы, системы оплаты труда, размер тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников определяют работодатель и работники самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.

4.2. Устанавливается следующий механизм регулирования оплаты труда:

- в организациях внебюджетного сектора:

с 01.01.2001 минимальный размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда сельскохозяйственных организаций, пищевой и перерабатывающей промышленности устанавливается не ниже трехкратной величины минимального размера оплаты труда, установленного в законодательном порядке, при условии отработки ими полностью определенной на этот период нормы рабочего времени и выполнения своих трудовых обязанностей (нормы труда);

в случаях, когда экономическое положение отдельных организаций не может обеспечить им применение минимальной тарифной ставки, предусмотренной настоящим Соглашением, стороны при подписании коллективного договора в организации могут принимать решение о других размерах этих минимальных ставок, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;

оплата труда руководителей устанавливается в зависимости от финансово - экономического состояния организаций, в размере не более 5-кратной средней заработной платы работников данной организации;

оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210;

- организации самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в зависимости от роста индекса потребительских цен в регионе и в пределах имеющихся средств;

- оплата труда работников дифференцируется в зависимости от сложности выполняемых работ и их профессионально - квалификационного уровня;

- наименование профессий, тарификация рабочих и работ, присвоение квалификационных разрядов производится в соответствии с ЕТКС;

- в организациях, находящихся на бюджетном финансировании:

оплата труда работников производится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" с изменениями и дополнениями от 27 февраля 1995 г.

4.3. Работодатель:

- разрабатывает и реализует меры по сближению размера минимальной тарифной ставки и величины прожиточного минимума в регионе;

- производит своевременные расчеты по заработной плате с работниками и отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды, а также отчисление членских профсоюзных взносов в соответствии с действующим законодательством;

- не допускает задолженности по выдаче средств на оплату труда;

- при недостатке денежных средств на выплату заработной платы производит оплату труда в виде натуральной продукции (не более 40% от причитающейся суммы) по ценам, предусмотренным коллективным договором.

4.4. Для обеспечения полной и своевременной выплаты причитающейся работникам заработной платы в организациях (за исключением финансируемых из бюджета) создается целевой резервный фонд заработной платы на основаниях, в размерах и порядке, предусматриваемых коллективным договором.

4.5. Выплата заработной платы руководителю организации производится одновременно со сроками ее выплаты всем работникам данной организации.

Выплата премий и других поощрительных выплат руководящим работникам организаций осуществляется за счет прибыли организации, оставшейся после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей, и при отсутствии задолженности по заработной плате работникам.

4.6. Введение, замена и пересмотр норм труда производится работодателем по согласованию с профсоюзным органом с извещением работников не позднее чем за один месяц.

О введении новых условий оплаты труда или изменении условий оплаты труда работодатель обязан известить работников не позднее чем за два месяца.

4.7. Размеры компенсационных доплат (за тяжелые работы и работы с вредными условиями труда, за работу в вечернее и ночное время и др.) определяются коллективным договором, но не ниже размеров, установленных законодательством.

4.8. За время простоя не по вине работника, если работник предупредил администрацию (бригадира, мастера, других должностных лиц) о начале простоя, оплата производится из расчета не ниже размера тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).

 

Глава V. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

 

5.1. Минсельхоз России:

- в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" осуществляет общие начала управления охраной труда в отрасли;

- принимает меры по укреплению службы охраны труда в отрасли;

- оказывает методическую помощь органам управления сельским хозяйством и продовольствием субъектов Российской Федерации в разработке и обеспечении отраслевых программ по охране труда;

- ежеквартально доводит до сведения руководства и специалистов агропромышленного комплекса анализ производственного травматизма для прогнозирования и разработки мероприятий по его предупреждению;

- организует реализацию Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г.;

- оказывает методическую и практическую помощь органам управления АПК по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

5.2. Работодатель:

- обеспечивает выполнение в трудовых коллективах законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

- проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда;

- создает здоровые и безопасные условия труда и принимает необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости;

- обеспечивает работников в полном объеме спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты, моющими средствами по установленным в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами нормам;

- организует проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организаций в соответствии со статьей 154 КЗоТ Российской Федерации.

Совместно с профсоюзным комитетом организации:

- разрабатывает раздел коллективного договора (соглашения) об охране труда, внедряет мероприятия по механизации работ, в том числе предусматривающие облегчение труда женщин при перемещении тяжести;

- создает и организует работу комитета (комиссии) по охране труда;

- обеспечивает пересмотр, разработку и корректировку действующих норм труда для работников, занятых сельскохозяйственными работами на территориях, подвергшихся Чернобыльской и другим экологическим катастрофам, с учетом обязательного выполнения требований радиационной безопасности.

5.3. Отказ работника от выполнения работ в связи с опасными и вредными условиями труда не влечет для него каких-либо правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре (контракте).

5.4. ЦК профсоюза:

- принимает участие в подготовке отраслевых мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению травматизма в организациях АПК, а также в разработке отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности;

- организует профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

 

Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ

И КОМПЕНСАЦИИ

 

6.1. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям устанавливать следующие дополнительные социальные гарантии и компенсации за счет собственных средств с включением их в коллективный договор:

- страхование работников;

- выплату компенсаций в размере не ниже минимальной заработной платы инвалидам труда при предоставлении им путевок на лечение согласно медицинскому показанию;

- выплату единовременного пособия при выходе работников на пенсию, рождении ребенка;

- предоставление оплачиваемых исходя из тарифной ставки (оклада) работника дней отдыха на предусмотренный в коллективном договоре срок в случаях:

свадьбы работников;

свадьбы детей работников;

смерти супругов, членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер работников);

- бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях;

- предоставление оплачиваемого дня отдыха в День знаний (1 сентября) матерям либо другим лицам, воспитывающим детей - школьников младших классов (1 - 4 класс);

- за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, не менее двух лет после увольнения гарантируется сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работниками, работающими в данной организации.

6.2. Работодатель обеспечивает в соответствии с действующим законодательством:

- выплату компенсаций и предоставление льгот женщинам, работающим на селе, а также работникам организаций, находящихся на территориях Чернобыльской и других экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций;

- компенсацию расходов из средств организации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее трех лет, связанных с переселением из этих мест;

- ведение индивидуального (персонифицированного) учета для начисления пенсий.

6.3. Работодатель оказывает содействие работникам организаций в улучшении их жилищных условий и по согласованию с трудовым коллективом направляет часть прибыли, оставшейся в распоряжении организации, на оказание помощи для индивидуального и кооперативного жилищного строительства и участие в долевом строительстве за счет средств, выделяемых для этих целей.

 

Глава VII. ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

7.1. Права соответствующего выборного профсоюзного органа организации и гарантии его деятельности определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", законами субъектов Российской Федерации, Уставом профсоюза работников агропромышленного комплекса, генеральным и отраслевым соглашениями, коллективным договором, другими нормативными актами.

7.2. Работодатель:

- соблюдает права и гарантии профсоюзной деятельности;

- предоставляет профсоюзному комитету бесплатно необходимые помещения для работы самого профсоюзного органа и для проведения собраний работников, транспортные средства и имеющиеся средства связи и оргтехники;

- обеспечивает включение представителей профкома в состав выборных органов организации и комиссии по их реорганизации или ликвидации;

- не препятствует представителям профсоюзных органов посещать предприятия, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав;

- обеспечивает по личным письменным заявлениям членов профсоюза проведение безналичной системы удержания профсоюзных взносов из заработной платы, их перечисление на счета профсоюзных органов на условиях, предусмотренных коллективным договором;

- предоставляет членам выборных профсоюзных органов свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей на условиях, предусмотренных коллективным договором;

- способствует предотвращению коллективных трудовых споров и своевременному их разрешению в случаях возникновения.

7.3. Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективными договорами для работников организаций, распространяются на выборных освобожденных профсоюзных работников.

7.4. Стороны обязуются содействовать созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от их организационно - правовой формы.

 

Глава VIII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ

 

8.1. Стороны договорились, что контроль за выполнением Соглашения осуществляется Отраслевой комиссией с участием представителей сторон, а также соответствующими органами по труду.

8.2. Выполнение Соглашения рассматривается Отраслевой комиссией по итогам за полугодие и год, вносится на обсуждение Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Президиума ЦК профсоюза работников АПК Российской Федерации. Информация об этом направляется в регионы.

8.3. Разногласия при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматривать на Отраслевой комиссии в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1995 г., 1 мая 1999 г., с приложением протокола разногласий и перечня принятых мер по их разрешению.

 

Председатель ЦК профсоюза

работников агропромышленного

комплекса Российской Федерации

А.С.ДАВЫДОВ

12 февраля 2001 года

 

Министр сельского хозяйства

Российской Федерации

А.В.ГОРДЕЕВ

9 апреля 2001 года

 

Председатель Агропромышленного

Союза России

В.А.СТАРОДУБЦЕВ

15 февраля 2001 года

 

Президент Ассоциации

крестьянских (фермерских)

хозяйств и сельскохозяйственных

кооперативов (АККОР)

В.Ф.БАШМАЧНИКОВ

15 февраля 2001 года

 

Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Министерстве труда и социального развития Российской Федерации с замечанием (письмо N 3591-ВЯ от 11.05.2001). Регистрационный N 3591-ВЯ.

 

Заместитель Министра

труда и социального развития

Российской Федерации

В.А.ЯНВАРЕВ

11 мая 2001 года

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024