ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 2001 г. N 30
О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ АВАРИЙ
И ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
В 2000 году при
эксплуатации грузоподъемных машин (кранов, подъемников (вышек)) допущен рост
смертельного травматизма на 13,4% по сравнению с 1999 годом.
Рост травматизма в
2000 году имел место на предприятиях Республики Дагестан, Красноярском и
Хабаровском краях, Архангельской, Иркутской, Оренбургской, Тюменской и
Челябинской областях. Рост аварийности (при общем ее снижении за год)
наблюдался в Архангельской и Нижегородской областях.
Положение с
травматизмом и аварийностью при эксплуатации грузоподъемных машин резко
ухудшилось в январе - феврале текущего года. По сравнению с тем же периодом
2000 года количество смертельных случаев при работе грузоподъемных кранов
увеличилось более чем в 2 раза, аварийность увеличилась на 70%.
Смертельный
травматизм при эксплуатации грузоподъемных машин в настоящее время является
самым высоким по сравнению с другими отраслями и производствами,
подконтрольными Госгортехнадзору России.
С начала года
групповые смертельные случаи и аварии с гибелью людей произошли на
предприятиях, подконтрольных управлениям Приволжского (В.И. Афанасенко), Верхне
- Волжского (В.Г. Криворотов), Западно - Уральского (В.И. Байчурин) округов и
Московскому городскому управлению (Н.Н. Токарев).
В 2000 и с начала
текущего года резко увеличилось число аварий и случаев смертельного
травматизма, происшедших по техническим причинам. При расследовании
обстоятельств несчастных случаев и причин аварий комиссиями было установлено
148 фактов неисправного состояния грузоподъемных машин, некачественного их
ремонта и технического обслуживания, отсутствия или неисправного состояния
приборов и устройств безопасности.
В последнее время
обострилось положение с техническим состоянием кранового парка, отработавшего
нормативный срок. Так, на 1 января 2001 года 82% грузоподъемных машин находятся
за пределами нормативного срока. При этом территориальные органы
Госгортехнадзора России неудовлетворительно осуществляют контроль
за выводом таких кранов из эксплуатации и не запрещают их работу без
проведения технической диагностики.
По-прежнему
значительное количество несчастных случаев происходит при работе вблизи ЛЭП, и
по этой причине смертельный травматизм при эксплуатации автомобильных кранов составляет
25%. В то же время территориальные органы ослабили требовательность к
владельцам автомобильных кранов в части оснащения их средствами защиты от
опасного приближения к ЛЭП. На предприятиях,
подконтрольных Башкирскому (В.Ю. Шадрин), Кузнецкому (Ю.М. Шатунов)
управлениям, за три года оборудовано такими устройствами соответственно 3,3% и
5,5% автомобильных кранов, находящихся в эксплуатации.
Наряду с
техническими причинами расследованиями установлено значительное количество
организационных причин, при этом участились случаи травматизма из-за
неправильных способов строповки груза, допуска к
обслуживанию грузоподъемных кранов в качестве стропальщиков и крановщиков
необученных рабочих, а также самовольного пуска грузоподъемных машин в
эксплуатацию.
Руководители
предприятий не выполняют требования нормативных документов по организации
производственного контроля. В то же время при проведении обследований
инспекторский состав не уделяет этому вопросу должного внимания. При
рассмотрении на советах округов и управлений материалов расследования аварий и
несчастных случаев не дается принципиальная оценка службе производственного
контроля предприятий.
Имеет место
проведение расследований несчастных случаев и аварий с низким качеством,
отсутствует системный контроль за выполнением
мероприятий, разработанных комиссиями по расследованию этих случаев.
Территориальные
органы Госгортехнадзора России еще не добились того, чтобы каждая авария,
каждый несчастный случай рассматривались как чрезвычайное происшествие. О
причинах и обстоятельствах этих случаев и лицах, виновных в их возникновении,
не информируются коллективы подконтрольных предприятий.
В целях повышения
уровня безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин приказываю:
1. Руководителям
территориальных органов Госгортехнадзора России:
1.1. До 05.04.01
рассмотреть на советах управлений округов и управлений создавшееся положение
дел с обеспечением безопасности при эксплуатации подъемных сооружений и
разработать дополнительные мероприятия по повышению уровня безопасности,
предусмотрев в них, в частности:
- комплексное
обследование (апрель, май) крановых путей, путейского оборудования, с проверкой
наличия приказов об организации ремонтных работ крановых путей в весенний
период;
- проведение
целевых проверок организации работ вблизи ЛЭП автомобильными кранами на
строительных и промышленных предприятиях и объектах;
- контроль за оснащением стреловых кранов современными
ограничителями рабочих движений, приборами защиты от опасного напряжения при
работе крана вблизи линии электропередачи (Барьер-1, ОНК-140) и регистраторами
параметров (РП-СК);
- усиление контроля за обеспечением безопасной эксплуатации башенных
кранов КБ-572, КБ-403;
- организацию
изучения введенных в действие новых Правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), Положения по проведению экспертизы
промышленной безопасности подъемных сооружений (РД 10-397-01);
- повышение
требовательности к организациям, впервые приступающим к эксплуатации
грузоподъемных машин, обратив внимание на организацию техобслуживания, наличие
ремонтных служб, договоров со специализированными организациями на настройку
приборов и устройств безопасности;
- продолжение
работы по созданию сети внештатных инспекторов с целью увеличения плотности
контроля, используя помощь инспекторов других видов надзора, согласно указанию
Госгортехнадзора России от 15.05.2000 N 36, широкое привлечение специалистов
экспертных организаций при проведении комплексных обследований, проверок.
1.2. Потребовать от
руководителей предприятий:
- проведение, в
рамках производственного контроля, проверок технического состояния механизмов,
оборудования и приборов безопасности грузоподъемных машин, соблюдение систем
ППР, графиков техобслуживания и освидетельствований;
- вывод из эксплуатации
грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок и не прошедших в
установленном порядке техническое диагностирование;
- ежеквартально
информировать территориальные органы Госгортехнадзора России о проведенных
обследованиях и о сохранности пломб на остановленных грузоподъемных машинах;
- обеспечение
соблюдения установленного порядка выделения автомобильных кранов при работе
вблизи ЛЭП.
1.3. Обеспечить
формирование условий действия выдаваемых лицензий на право эксплуатации
подъемных сооружений с учетом требований Постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.99 N 263 "Об организации и осуществлении
производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасных производственных объектах".
1.4. Повысить
требования к организации учебного процесса при подготовке крановщиков,
стропальщиков в учебных комбинатах, обратив особое внимание на практическое
обучение и наличие полигонов. Практиковать подготовку и последующую аттестацию
обслуживающего персонала и специалистов после пяти лет работы через учебные
комбинаты.
1.5. Ежемесячно
представлять в Управление по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями
сведения о принятых мерах по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных
сооружений.
1.6. Потребовать от
специализированных организаций повышение качества обследования грузоподъемных
машин, отработавших нормативный срок. При проведении обследований определять
остаточный ресурс и разрабатывать рекомендации по безопасной эксплуатации
грузоподъемных машин.
1.7. Принять меры
по повышению роли и персональной ответственности руководителей всех уровней и
инспекторского состава при организации и осуществлении надзорной деятельности
за соблюдением требований правил безопасности при эксплуатации грузоподъемных
машин.
При выявлении
грубых нарушений правил безопасности запрещать работу и приостанавливать
действие лицензий на эксплуатацию грузоподъемных машин.
1.8. Усилить
взаимодействие со следственными органами при рассмотрении ими актов технических
расследований аварий и несчастных случаев.
1.9. Для
рассмотрения на коллегии итогов работы за 6 месяцев необходимо до 15.05.01
представить в Госгортехнадзор России отчет о проделанной работе и предложения
по дальнейшему улучшению надзорной деятельности за подъемными сооружениями.
2. Начальнику
Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями (В.С.
Котельников):
2.1. С учетом роста
аварийности и травматизма на подъемных сооружениях организовать в марте -
апреле с.г. проверки территориальных органов
Госгортехнадзора России, допустивших их рост.
2.2. Направить в
территориальные органы Госгортехнадзора России детальный анализ аварийности и
травматизма на подъемных сооружениях по итогам 3-х месяцев 2001 года.
2.3. Подготовить к публикации в средствах массовой информации сведения по
эксплуатации подъемных сооружений с характерными примерами
неудовлетворительного отношения руководителей по созданию безопасных
условий эксплуатации грузоподъемных машин.
2.4. В срок до
01.10.01 совместно с головными институтами по краностроению
разработать новый нормативный документ, определяющий порядок обследования
грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), отработавших нормативный срок, и
определения остаточного ресурса.
2.5. Во II квартале
с.г. провести целевые семинары с инспекторским
составом по вопросам безопасной эксплуатации подъемных сооружений.
3. Обратить
внимание на ослабление надзора за эксплуатацией грузоподъемных машин
руководителей управлений Приволжского (Р.Х. Зайнуллин,
В.И. Афанасенко), Верхне - Волжского (Б.Н. Долотцев, В.Г. Криворотов)
управлений округов, Нижегородского (Н.Д. Богатов, Е.А. Зосимов) и Московского
городского (И.А. Иванников, Н.Н. Токарев) управлений.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Начальника Госгортехнадзора России Б.А. Красных.
Начальник
Госгортехнадзора
России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ