Утверждаю
Первый заместитель
Министра
путей сообщения
Российской
Федерации
А.С.МИШАРИН
30 мая 2001 г. N
ЦБТ-829
Согласовано
Заместитель
Председателя
Российского
профсоюза
железнодорожников
и транспортных
строителей
В.С.МЫШЕНКОВ
25 мая 2001 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНТРОЛЕ И НАДЗОРЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА
НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Общие
положения
1.1. Настоящее
Положение в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" и Положением о Министерстве путей сообщения
Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 июля 1996 г., определяет основные направления организации
контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном
транспорте.
1.2. Основными
видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном
железнодорожном транспорте являются:
1.2.1. Государственный контроль и надзор - в соответствии с Федеральным
законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
осуществляется федеральной инспекцией труда, в соответствии с Федеральным
законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
осуществляется учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и
эпидемиологического профиля МПС России, а также иными федеральными органами
контроля и надзора за состоянием охраны труда в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
1.2.2.
Ведомственный контроль и надзор - осуществляется ведомственными органами надзора,
Управлением охраны труда МПС России, руководителями и специалистами по охране
труда департаментов и управлений МПС России, службами (отделами) охраны труда,
руководителями, инженерно-техническими работниками железных дорог, отделений
железных дорог, обособленных структурных подразделений федерального
железнодорожного транспорта в соответствии с настоящим Положением.
1.2.3. Общественный
контроль за соблюдением прав и законных интересов
работников в области охраны труда - осуществляется Российским профсоюзом
железнодорожников и транспортных строителей в соответствии с Федеральными
законами "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и иными
нормативными правовыми актами.
1.3. При ухудшении
состояния охраны труда на отдельных предприятиях и организациях федерального
железнодорожного транспорта их руководителями, по согласованию с
соответствующим профсоюзным органом, могут вводиться особые условия контроля в
соответствии с положениями об особом режиме работы по охране труда предприятий
и организаций федерального железнодорожного транспорта.
1.4. Контроль за выполнением настоящего Положения возлагается на
Управление охраны труда МПС России, руководителей департаментов и управлений
МПС России, службы (отделы) охраны труда железных дорог, сектора (группы)
охраны труда отделений железных дорог, руководителей обособленных структурных
подразделений федерального железнодорожного транспорта.
2.
Ведомственный контроль и надзор
2.1. Ведомственный
контроль и надзор за состоянием охраны труда на железных дорогах, предприятиях
и учреждениях федерального железнодорожного транспорта осуществляется при
проведении комплексных проверок, целевых проверок и при оперативном контроле:
Управлением охраны
труда МПС России, руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС
России, службами (отделами) охраны труда железных дорог, руководителями служб
(отделов) железных дорог, отделами (секторами) охраны труда отделений железных
дорог, руководителями предприятий и учреждений федерального железнодорожного
транспорта;
ведомственными
органами контроля и надзора (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим
надзором МПС России, ведомственной охраной МПС России).
2.2. Контроль и
надзор ведомственными органами надзора
2.2.1. Контроль и
надзор за правильностью изготовления, установкой и безопасной эксплуатацией
объектов котлонадзора на федеральном железнодорожном транспорте осуществляется
инспекцией котлонадзора в соответствии с Положением об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения Российской Федерации.
2.2.2. Контроль и надзор за техническим состоянием электроустановок,
электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических
сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и
за обеспечением безопасного обслуживания электрических установок и устройств
осуществляется специально назначенными работниками ведомственного надзора
хозяйства электрификации и энергоснабжения МПС России в соответствии с Положением
об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте.
2.2.3. Контроль и
надзор за соблюдением пожарной безопасности осуществляется ведомственной
охраной МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре
на железнодорожном транспорте.
2.3. Комплексные и
целевые проверки
2.3.1. Комплексные
и целевые проверки состояния охраны труда проводятся на основании результатов
ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и
состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на
предприятиях, в организациях и учреждениях федерального железнодорожного
транспорта.
2.3.2. Комплексные
проверки проводятся с целью контроля за состоянием
условий и охраны труда на железных дорогах, предприятиях и учреждениях
федерального железнодорожного транспорта.
2.3.3. Комплексные
проверки на железных дорогах проводит Управление охраны труда МПС России
совместно с департаментами и управлениями МПС России по планам, утвержденным
заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы
охраны труда.
Комплексные
проверки каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять
лет.
2.3.4. Целевые
проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться как
комиссиями, так и отдельными руководителями или специалистами, которые прошли
обучение и проверку знаний по охране труда.
Целевые проверки
проводятся для контроля за состоянием отдельных
вопросов охраны труда, хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС
России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллективных
договоров в части охраны труда, выполнения намеченных мероприятий по
результатам комплексных проверок.
2.3.5. Департаменты
и управления МПС России проверяются Управлением охраны труда по графику,
утвержденному заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации,
курирующим вопросы охраны труда
2.3.6. Департаменты
и управления МПС России проводят целевые проверки хозяйств, предприятий,
организаций и учреждений железных дорог комиссией по
планам, утвержденным заместителями Министра путей сообщения Российской
Федерации. Целевые проверки хозяйств каждой железной дороги должны проводиться
не реже одного раза в пять лет.
2.3.7. Руководители
железной дороги проводят комплексные и целевые проверки в отделениях железной
дороги, на предприятиях и в учреждениях железной дороги по планам, утвержденным
начальником железной дороги. Организацию проверок и руководство их проведением
осуществляют службы (отделы) охраны труда железных дорог.
2.3.8. Службы
(отделы) охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых
службах управления дорог, соответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных
предприятиях и учреждениях железной дороги по планам, утвержденным главным
инженером железной дороги.
2.3.9. Для
проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях создаются комиссии:
- Управлением
охраны труда МПС России с участием руководителей и специалистов департаментов и
управлений МПС России, представителей органов ведомственного надзора,
работников служб (отделов) охраны труда железных дорог, работников отраслевых
служб железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших обучение
и проверку знаний по охране труда;
- службой (отделом)
охраны труда железной дороги с участием представителей органов ведомственного
надзора, руководителей и работников отраслевых служб, отделов (секторов) охраны
труда, отделений железных дорог и других руководителей и специалистов,
прошедших обучение и проверку знаний по охране труда.
2.3.10. О
проведении комплексной проверки не позднее чем за две
недели до ее начала издается указание, в котором должны быть определены: объект
проверки, состав комиссии и сроки проведения проверки.
2.3.11. Результаты
проверки предприятий и учреждений МПС России рассматриваются руководителями
предприятий или учреждений, а в случае необходимости заместителем Министра,
курирующим данные предприятия, учреждения.
2.3.12. Результаты
комплексной проверки дороги, проводимой Управлением охраны труда МПС России,
рассматриваются на совещании у руководителя железной дороги, а в случае
необходимости в МПС России.
Результаты целевой
проверки рассматриваются на совещании у руководителя дороги или службы железной
дороги.
Результаты
комплексной и целевой проверок должны оформляться актом (справкой,
предписанием), включающим предложения (рекомендации) по устранению обнаруженных
недостатков и улучшению организации работы по охране труда.
2.3.13.
Руководитель проверяемой железной дороги, отделения железной дороги,
предприятия и учреждения железной дороги, предприятия и учреждения федерального
железнодорожного транспорта по результатам комплексной и целевой проверок в
течение двух недель издает приказ (указание) с разработанными мероприятиями по
устранению недостатков, сроков их выполнения и направляет перечень
разработанных мер в адрес проводивших проверку.
2.3.14. Отчеты о
выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки
недостатков представляются в адрес органов, проводивших проверки, ежеквартально
до полного выполнения мероприятий.
2.4. Оперативный
контроль
2.4.1. Оперативный
контроль за состоянием охраны труда должен проводиться руководителями и специалистами
департаментов и управлений МПС России, руководителями и инженерно-техническими
работниками служб (отделов) железных дорог и отделений
железных дорог при выезде на предприятия и в учреждения железных дорог и в их
подразделения, а руководителями учреждений МПС России - при посещении
подчиненных им предприятий.
2.4.2. Основными
задачами оперативного контроля являются: выявление нарушений должностных
обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, нормативов
участия в работе по охране труда, а также соблюдения условий труда и его
безопасности на рабочих местах.
2.4.3. Результаты
проверки должны оформляться актом (справкой), один экземпляр которого(ой) передается руководителю проверяемого предприятия или
учреждения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается у
проверяющего.
2.4.4. Оперативный
контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств
требований безопасности при нахождении на пути при приеме, отправлении и
пропуске поездов осуществляется в соответствии с положениями предприятий и
организаций федерального железнодорожного транспорта по организации работы
системы информации "Человек на пути".
2.5.
Трехступенчатый контроль
2.5.1.1. Трехступенчатый контроль является основной формой контроля
администрацией предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах в
подчиненных подразделениях, а также соблюдением должностными лицами и
работниками Кодекса законов о труде Российской Федерации, Федерального закона
"Об основах охраны труда в Российской Федерации", стандартов
безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных правовых актов
по охране труда.
2.5.1.2. Основная
задача трехступенчатого контроля состоит в организации выполнения всего
комплекса мероприятий по охране труда, определении ответственных за
своевременную проверку состояния охраны труда и устранения недостатков,
выявленных на трех последовательных ступенях.
2.5.1.3. Результаты
трехступенчатого контроля отражаются в журнале трехступенчатого контроля
(Приложение N 1 к настоящему Положению), который ведется в подразделениях
предприятия (цех, участок, околоток и др.). Журнал трехступенчатого контроля
должен храниться на предприятии в течение одного года с даты
внесения последней записи.
2.5.1.4.
Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в
зависимости от структуры предприятия являются:
на первой
ступени - непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе,
дежурный по станции и др.);
на второй ступени -
руководитель подразделения предприятия (начальник цеха, старший мастер (мастер)
участка, околотка и др.);
на третьей ступени
- руководитель предприятия (завод, депо, станция, дистанция и др.).
2.5.1.5. Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля на
предприятиях, в учреждениях и обособленных структурных подразделениях железных
дорог, на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта
устанавливается стандартом железной дороги, стандартом предприятия и обособленного
структурного подразделения железной дороги, а также предприятия и учреждения
федерального железнодорожного транспорта, разработанным в соответствии с
настоящим Положением и рекомендациями соответствующих департаментов и
управлений МПС России, учреждений МПС России применительно к местным
условиям, особенностям организационной структуры, специфике и характеру
производства.
2.5.2. Первая
ступень контроля
2.5.2.1. Первая
ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непосредственным руководителем
работ (бригадиром, старшим по группе, дежурным по станции и др.), как в начале,
так и в течение всего рабочего дня (смены).
2.5.2.2. В начале
рабочего дня (смены) необходимо проверять:
устранение
нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
состояние рабочих
мест, наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособлений;
состояние проходов
и проездов;
безопасность
производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других
машин и механизмов;
наличие
оградительных, защитных и предохранительных средств;
исправность
вентиляции, освещения, наличие и исправность средств индивидуальной и
коллективной защиты;
правильность
складирования материалов, заготовок, приспособлений;
наличие у
работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение
работ с повышенной опасностью;
наличие необходимых
средств пожаротушения.
2.5.2.3. В течение
рабочего дня (смены) необходимо контролировать:
соблюдение
работниками требований инструкций по охране труда;
наличие,
исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной
защиты;
соблюдение
работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с
электроинструментом;
соблюдение
работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под
давлением;
соблюдение других
правил безопасности труда, предусмотренных для работ на данном участке.
2.5.2.4. Устранение
нарушений должно проводиться немедленно после их выявления под надзором
непосредственного руководителя работ.
Если
нарушения, выявленные на первой ступени, не могут быть устранены силами бригады
или группы, непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе,
дежурный по станции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения
предприятия (начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка и
др.), который совместно с непосредственным руководителем работ должен наметить
и принять меры по устранению выявленных нарушений и, в частности, определить сроки и лиц, ответственных за их устранение, и сделать
запись в журнале трехступенчатого контроля.
2.5.2.5. Запись в
журнал трехступенчатого контроля о выявленных нарушениях на первой ступени
контроля, которые нельзя устранить на месте, должна заноситься лицом,
проводившим первую ступень контроля, или руководителем подразделения
предприятия (начальником цеха, старшим мастером (мастером) участка, околотка и
др.) в день поступления сообщения от непосредственного руководителя работ.
2.5.2.6. В случае
выявления нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб
здоровью работающих или привести к аварии, непосредственный руководитель работ
(бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) должен приостановить
работу до устранения нарушений.
2.5.2.7.
Непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по
станции и др.) должен информировать своих подчиненных о нарушениях, выявленных
при контроле, и о принятых мерах по их устранению.
2.5.3. Вторая
ступень контроля
2.5.3.1. Вторая
ступень контроля осуществляется руководителем подразделения предприятия
(начальником цеха, старшим мастером, мастером участка и др.) не реже двух раз в
месяц.
В проведении второй
ступени контроля принимают участие уполномоченные (доверенные) лица по охране
труда предприятия.
2.5.3.2. При
проведении второй ступени контроля необходимо проверять:
выполнение
мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок первой и второй
ступеней контроля;
организацию и
периодичность проведения первой ступени контроля, ведение журналов
трехступенчатого контроля;
выполнение приказов
и распоряжений администрации предприятия, решений профкома, предложений
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
выполнение
мероприятий по предписаниям и указаниям органов государственного и
ведомственного надзора и контроля и инженера по охране труда;
выполнение
мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;
исправность и
соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических
процессов требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных актов
по охране труда;
состояние
ограждения станков, оборудования, механизмов;
освещенность
рабочих мест;
обеспеченность
работников исправным инструментом, сигнальными принадлежностями;
соблюдение сроков
проведения планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования,
вентиляционных систем и установок;
исправность
вентиляционных устройств и электрооборудования;
наличие
предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски и знаков
безопасности;
ограждение и
обозначение негабаритных мест, углублений, каналов, шахт;
содержание
маршрутов служебного прохода, состояние проходов, проездов;
состояние наглядной
агитации по охране труда;
наличие и состояние
защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств,
контрольно-измерительных приборов;
соблюдение
работниками требований правил безопасности при работе с вредными и
пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
соблюдение
работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с
электроинструментом;
своевременность и
качество проведения инструктажа и обучение работников
по безопасности труда, ведение журналов инструктажа;
обеспеченность и
правильность применения работниками средств индивидуальной защиты;
санитарное
состояние цехов и санитарно-бытовых помещений;
соблюдение
установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.
2.5.3.3. При
выявлении нарушений, угрожающих безопасности людей, работы приостанавливаются,
работники выводятся из опасной зоны и принимаются необходимые меры по их
устранению.
2.5.3.4. По
результатам проверки в журнал трехступенчатого контроля вносятся замечания,
которые не могут быть устранены во время проведения проверки, с определением
мер, сроков их устранения и лиц, ответственных за устранение выявленных
нарушений.
2.5.4. Третья
ступень контроля
2.5.4.1. Третья
ступень контроля осуществляется комиссией, возглавляемой одним из руководителей
предприятия (депо, станции, дистанции и др.) один раз в месяц.
Стандартом
железной дороги, предприятия или учреждения железной дороги по согласованию с
профсоюзным органом предприятия или учреждения, для отдельных предприятий,
учреждений, объектов может устанавливаться иная периодичность проведения
третьей ступени контроля (но не реже одного раза в три месяца) с охватом всех
подразделений в зависимости от специфики работ, местных условий, удаленности
отдельных подразделений и объектов.
Состав комиссии по
осуществлению третьей ступени контроля определяется приказом по предприятию,
при необходимости может быть создано несколько комиссий. В проведении третьей
ступени контроля принимают участие уполномоченные (доверенные) лица по охране
труда предприятия.
Ежегодно в апреле и
октябре вместо третьей ступени контроля на предприятии должны проводиться
весенние и осенние смотры состояния охраны труда, в соответствии с положениями
о смотре предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта.
2.5.4.2. При
проведении третьей ступени контроля необходимо проверять:
выполнение
мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок всех ступеней
контроля, комплексных и целевых проверок, а также замечаний, выявленных
руководителями всех уровней при оперативном контроле и представлений
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, технической инспекции труда
профсоюза;
организацию и
периодичность проведения первой и второй ступеней контроля;
ведение журналов
трехступенчатого контроля, инструктажа, проверки знаний и другой документации
по охране труда;
выполнение указаний
по охране труда руководителей и специалистов департаментов и управлений МПС
России, предписаний и указаний органов государственного и ведомственного
надзора и контроля;
выполнение
мероприятий, разработанных по материалам расследования несчастных случаев;
наличие и
правильность ведения паспорта санитарно-технического состояния цеха
(подразделения);
техническое
состояние и содержание зданий, помещений и прилегающих к ним территорий;
соответствие
оборудования требованиям стандартов безопасности труда и других нормативных
актов по охране труда;
наличие
санитарно-бытовых помещений, устройств, их содержание в исправном состоянии;
организацию и
качество проведения инструктажа работников;
выполнение
мероприятий, предусмотренных планами улучшения условий труда и соглашением по
охране труда;
другие вопросы
охраны труда.
2.5.4.3. Результаты
проверки предприятия комиссией при осуществлении третьей ступени контроля
должны быть оформлены актом проверки, а выявленные нарушения должны быть
занесены в журнал трехступенчатого контроля того подразделения, в котором
проводилась проверка.
2.5.4.4. Результаты
проведения третьей ступени контроля руководитель предприятия рассматривает с
участием руководителей подразделений, специалистов, представителей профсоюзной
организации и совместного комитета по охране труда.
Комиссия
разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, а
руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих
мероприятий.
2.5.4.5. Результаты рассмотрения состояния охраны труда оформляются
протоколом, издается приказ, которым намечаются меры по устранению обнаруженных
недостатков и привлекаются к ответственности лица, допустившие нарушение правил
охраны труда или виновные в неудовлетворительной организации работы по созданию
здоровых и безопасных условий труда, а также поощряются работники, добившиеся
положительных результатов в работе по охране труда.
Приложение
N 1
к Положению о
контроле
и надзоре за состоянием
охраны труда на федеральном
железнодорожном транспорте
от 30 мая 2001 г. N
ЦБТ-829
Обложка
ЖУРНАЛ
ТРЕХСТУПЕНЧАТОГО
КОНТРОЛЯ
_________________________________________________
(предприятие,
организация, учреждение)
_______________________________
(цех, участок,
околоток)
Последующие
страницы журнала
N
п/п
|
Ступень контроля (первая,
вторая, третья),
дата проведения
|
Выявленные
нарушения, замечания,
фамилии нарушителей
|
1
|
2
|
3
|
Мероприятия,
ответственные
и сроки по устранению
выявленных нарушений,
замечаний
|
Должность,
Ф.И.О.,
подпись лица,
проводившего
контроль
|
Отметка
об
устранении наруше-
ния, замечания,
должность, Ф.И.О.,
подпись лица, их
устранившего, дата
|
4
|
5
|
6
|