ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАУКЕ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
Российский
профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (далее - Профсоюз),
Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее - Минатом России),
Союз работодателей атомной энергетики, промышленности и науки России (далее -
Союз работодателей) заключили настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее -
Соглашение) с целью обеспечения необходимых социально - экономических условий
для работников отрасли с учетом экономического состояния организаций.
I. Общие
положения
1.1. Соглашение -
правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в отрасли,
устанавливающий минимальный уровень оплаты труда, определяющий условия труда,
занятости, социальные гарантии работникам, а также обязанности Минатома России
и работодателей по созданию условий для осуществления деятельности Профсоюза.
1.2. Сторонами,
заключившими настоящее Соглашение, являются:
- Российский
профсоюз работников атомной энергетики и промышленности (в соответствии с
уставом);
- Союз
работодателей атомной энергетики, промышленности и науки России (в соответствии
с уставом);
- Министерство
Российской Федерации по атомной энергии (в соответствии с положением).
Участник
Соглашения:
- Министерство
труда и социального развития Российской Федерации (в соответствии с
законодательством).
1.3. Учитывая, что
атомная энергетика и промышленность финансируются из федерального бюджета в
части выполнения государственного заказа, а также подлежат государственному
регулированию в части тарифов и цен на отдельные виды продукции, стороны
признают, что в качестве участников Соглашения выступают:
Министерство
экономического развития и торговли Российской Федерации;
Министерство
промышленности, науки и технологий Российской Федерации;
Министерство
обороны Российской Федерации;
Федеральная
энергетическая комиссия Российской Федерации.
1.4. Положения
Соглашения обязательны к исполнению всеми сторонами.
Организации могут
повышать уровень установленных Соглашением гарантий и представлять
дополнительные социальные льготы работникам и членам их семей через
коллективные договоры за счет собственных средств.
1.5. Стороны
считают целесообразным заключение территориальных трехсторонних соглашений
между организациями, расположенными в закрытых административно -
территориальных образованиях (ЗАТО), их профсоюзными комитетами и органами
местного самоуправления.
II. Сроки и
порядок действия Соглашения
2.1. Соглашение
вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение 3 лет.
2.2. По взаимной
договоренности стороны могут прекратить выполнение Соглашения, но ни одна из
сторон, заключивших Соглашение, не вправе в течение срока действия Соглашения односторонне
прекратить его выполнение.
2.3. Внесение
изменений и дополнений в Соглашение производится путем переговоров между
сторонами в рамках полномочий Отраслевой комиссии по регулированию социально -
трудовых отношений в порядке, предусмотренном для его заключения.
Достигнутые
договоренности, юридически оформленные, являются дополнением и составной частью
настоящего Соглашения и имеют аналогичную силу применения и распространения.
2.4. Действие
Соглашения распространяется:
- на работников тех
организаций, которые делегировали право на его разработку и заключение,
профсоюзные организации которых входят в Профсоюз. При этом в ходе реализации Соглашения Профсоюз представляет и
защищает права и интересы членов Профсоюза, а также работников, не являющихся
членами Профсоюза, но уполномочивших профсоюзные органы на представительство и
защиту их социально - трудовых прав в соответствии с Законами Российской
Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и "О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ежемесячно
перечисляющих на счет соответствующего профсоюзного комитета часть
заработной платы на условиях и в порядке, установленном коллективным договором,
но не ниже 1%;
- на работодателей,
являющихся членами Союза работодателей, а также работодателей, присоединившихся
к Соглашению;
- на Минатом России
в части его обязательств, вытекающих из Соглашения.
2.5. Соглашение
имеет прямое действие.
2.6. Условия
коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов) не
могут ухудшать положение работников по сравнению с Соглашением.
2.7. В случае, если иными нормативными актами положение работников
ухудшается, действуют условия Соглашения, не противоречащие законодательству.
2.8. Минатом
России, Союз работодателей и Профсоюз выражают заинтересованность в развитии
социального партнерства и прилагают усилия по вовлечению максимального
количества организаций к действию Соглашения.
III.
Обязательства сторон Соглашения
3.1. Стороны
настоящего Соглашения договорились:
3.1.1.
Способствовать успешной деятельности организаций. С этой целью в организациях
применительно к конкретным условиям их деятельности разрабатывается и
реализуется механизм формирования заработной платы в зависимости от увеличения
объемов и повышения эффективности производства с включением его в коллективный
договор.
3.1.2. Обеспечивать
высокую эффективность и безопасность производства.
3.1.3. Трудовые
споры, возникающие между работниками и работодателями по вопросам
законодательства о труде, коллективного договора организации, условий трудового
договора (контракта), разрешаются в порядке, установленном КЗоТ Российской
Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых
споров", Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".
3.1.4. Нормативные
документы по социально - трудовым вопросам, затрагивающим интересы работников
организации, принимаются Минатомом России после обсуждения на Отраслевой
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
3.1.5. Решения по
вопросам проведения реорганизации, изменения организационно - правовых форм
организации принимаются Минатомом России после совместных консультаций с
Профсоюзом.
3.2. Стороны,
заключившие настоящее Соглашение, признают следующие права и обязанности
работодателя:
- разрабатывать и
реализовывать меры и программы, направленные на повышение эффективности труда,
улучшение финансово - экономического положения организации;
- обеспечивать
максимальную занятость работника в рабочую смену (время) и эффективное
использование работников в соответствии с их квалификацией и трудовым
договором;
- руководить
производственным процессом, распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами
организации;
- определять
профессиональное соответствие работника занимаемой должности, профессии или
определенному виду работы в установленном порядке;
- разрабатывать
правила и инструкции по управлению технологическими процессами, организации
производства и труда, охране труда, технике безопасности, радиационной и
ядерной безопасности на предприятии;
- определять
тарифную сетку, разряды работ и работников с учетом технической и
технологической сложности производства (рабочего места);
- распоряжаться
имуществом, оборотными и финансовыми средствами организации в порядке,
установленном законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением работниками правил внутреннего
трудового распорядка;
- другие права,
предусмотренные действующим законодательством.
3.3. Министерство
Российской Федерации по атомной энергии:
3.3.1. Своевременно
в соответствии с Законом РФ "О государственном оборонном заказе"
заключает договоры с организациями на выполнение государственного оборонного
заказа и обеспечивает их финансирование.
3.3.2. Представляет
по запросам в ЦК Профсоюза и в Союз работодателей информацию о принятых
государственными органами решениях по финансированию отрасли.
3.3.3. Анализирует
совместно с Союзом работодателей финансовое состояние организаций, находящихся
в кризисной ситуации, и оказывает при наличии экономически обоснованных
программ выхода из кризисной ситуации возможную (необходимую) помощь.
3.3.4. Принимает
необходимые меры по снижению (ликвидации) задолженности в расчетах между хозяйствующими
субъектами Минатома России.
3.3.5. Принимает
участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение
численности работников организаций, в случае сокращения объемов производства,
работ, услуг.
3.4. Минтруд России по представлению Минатома России дополняет в 2001
году Единый тарифно - квалификационный справочник работ и профессий рабочих
разделом "Специальные производства в атомной отрасли", включая в него
все профессии рабочих из действующих в Минатоме России тарифно - квалификационных
справочников, а также вносит соответствующие дополнения в "Общероссийский
классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов".
3.5. Министерство
промышленности, науки и технологий Российской Федерации:
3.5.1. Обеспечивает
своевременное и в запланированных объемах финансирование государственных
научных центров Минатома России в соответствии с распределением ассигнований на
фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу.
3.5.2. В случае
недофинансирования со стороны Минфина России производит распределение
пропорционально доле средств, выделенных из федерального бюджета.
IV.
Трудовые отношения
4.1. В организациях
отрасли, независимо от их организационно - правовых форм, заключается
коллективный договор. Стороны, подписавшие коллективный договор (независимо от
срока его действия), ежегодно отчитываются о его
выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
4.2. Общее собрание
(конференция) работников организации по заключению коллективных договоров и
подведению итогов их выполнения проводится, как правило, при участии
представителей Минатома России, Союза работодателей и ЦК Профсоюза.
4.3. В месячный
срок после проведения конференции и регистрации в
соответствующем органе по труду по месту нахождения организации коллективный
договор одновременно с документами по его выполнению за предыдущий год
направляется профсоюзными комитетами в ЦК Профсоюза, работодателями - в Союз
работодателей и Минатом России.
4.4. Работодатель
обязуется ознакомить работников организации с заключенным коллективным
договором, Соглашением в течение месяца после их подписания. Порядок и формы
ознакомления определяются в коллективном договоре.
4.5. Работодатель
заключает трудовой договор (контракт) с работником в письменной форме. В
трудовом договоре (контракте) оговариваются основные и дополнительные условия
труда работника: работа по одной или нескольким специальностям (должностям)
соответствующей квалификации; место работы (предприятие, его структурное
подразделение, их местонахождение); срок действия и вид трудового договора
(контракта); условия оплаты труда; режим рабочего времени; продолжительность
ежегодного и дополнительного отпусков.
4.6. Условия,
устанавливаемые при заключении индивидуальных трудовых договоров, не могут
ухудшать положений, определенных трудовым законодательством, настоящим
Соглашением и коллективным договором.
4.7. Заключение
срочных трудовых договоров (контрактов) допускается только в случаях,
предусмотренных ч. 2 ст. 17 КЗоТ РФ.
4.8. Правила
внутреннего трудового распорядка организации утверждаются на общем собрании
(конференции) работников и вывешиваются в подразделениях на видном месте.
Работодатель обязан
ознакомить работника при приеме на работу с правилами внутреннего трудового
распорядка, действующими в данной организации.
4.9. Задержка
выплаты заработной платы в сроки, установленные коллективным договором,
является основанием для коллективных действий по защите индивидуальных прав
работника, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
4.10. В случае
задержки выдачи заработной платы работнику гарантируется выплата компенсации.
Величина компенсации в процентах от суммы задержанных средств устанавливается
коллективным договором организации.
4.11. Минатом
России обязуется:
- заключать
контракты с руководителем организации с учетом мнения профсоюзного комитета
данной организации;
- включать в
контракт, заключаемый с руководителем организации, положения об обязательном
выполнении им Соглашения и коллективного договора, а также положения об его
ответственности за нарушения сроков и полноты оплаты труда работников;
- рассматривать
представление ЦК Профсоюза о ненадлежащем выполнении руководителем организации
Соглашения или коллективного договора в соответствии с действующим
законодательством.
V. Рабочее
время и время отдыха
5.1. Нормальная
продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в
неделю.
5.2. Сокращенная
продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствии с
законодательством для работников, занятых на тяжелых работах, работах с
вредными или опасными условиями труда и для других работников.
5.3. Работодатель
устанавливает режим рабочего времени и времени отдыха для работников в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, а также графиками
сменности, согласованными с соответствующим профсоюзным комитетом. Работодатель
доводит графики сменности до сведения работников не позднее
чем за один месяц до их введения в действие.
5.4. В
исключительных случаях, установленных законодательством, работодатель
привлекает работников к сверхурочным работам, работам в выходные и праздничные
дни только с разрешения профсоюзного комитета. Сверхурочные работы не должны
превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов
в год.
5.5. Работникам
предоставляется перерыв для отдыха и питания. На тех работах, где по условиям
производства перерыв установить нельзя, работнику должна быть предоставлена
возможность приема пищи в течение рабочего времени. Работодатель по
согласованию с профсоюзным комитетом устанавливает перечень таких работ,
порядок и место приема пищи.
5.6. Работодатель в
соответствии с графиком обязан предоставить по письменному заявлению работника
ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего
заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех работников
предоставляется продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на
шестидневную рабочую неделю.
5.7. Работодатель
утверждает графики ежегодных отпусков по согласованию с профсоюзным комитетом
до начала следующего года и доводит до сведения работников.
5.8. Работодатель
предоставляет работникам дополнительные отпуска, не предусмотренные
законодательством, с указанием его продолжительности за счет собственных
средств организации в порядке и на условиях, определенных коллективным
договором.
5.9. Работодатель
по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает перечень должностей
работников с ненормированным рабочим днем, дающий право на дополнительный
отпуск за ненормированный рабочий день с указанием его продолжительности в
порядке, определенном коллективным договором.
5.10. Отпускные
средства выдают работнику не позднее чем за 3 дня до
ухода в отпуск.
При задержке выдачи
отпускных средств отпуск переносится по согласованию с работником с
компенсацией ущерба от повышенных дорожных (замена вида транспорта) и других
затрат в порядке, определенном коллективным договором.
5.11. На непрерывно
действующих производствах время приема - передачи смены включается в рабочее
время. Конкретная продолжительность указанного времени
и размер его оплаты определяются в коллективном договоре.
VI. Охрана
труда
Минатом России и
работодатели:
6.1. Принимают меры
по повышению достигнутого уровня безопасности и действующих в отрасли гарантий
прав работников в области охраны труда, в том числе при изменении
организационно - правовых форм организации.
6.2. Обеспечивают в
организациях приведение условий труда в соответствие с требованиями охраны труда
на всех рабочих местах.
6.3. Обеспечивают в
целях введения норм радиационной безопасности НРБ-99 и Основных санитарных
правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) финансирование и
проведение организационных, технических и санитарно - гигиенических мероприятий
в организациях.
6.4. Разрабатывают
и принимают нормативные акты, регулирующие социально - трудовые отношения в
области охраны труда, с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов и
предоставляют им для этого всю необходимую информацию.
6.5. Представляют в
ЦК Профсоюза и комитеты Профсоюза годовые отчеты о состоянии условий труда,
льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда, о
травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, а также другую
информацию о деятельности в области охраны труда по их запросу.
Минатом России:
6.6. Организует
разработку новых и пересмотр действующих отраслевых норм и правил безопасности
для организаций атомной энергетики и промышленности и утверждает либо
представляет их на утверждение в Минтруд РФ по согласованию с ЦК Профсоюза.
6.7. Обеспечивает организации отраслевыми нормативными и методическими
документами по охране труда, а также своевременно информирует организации об
утвержденных другими федеральными органами исполнительной власти нормативных
правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
6.8. Организует
научно - исследовательские работы, разработку и изготовление новых средств
индивидуальной и коллективной защиты от вредных производственных факторов и
добивается включения их в типовые отраслевые нормы.
6.9. Организует и
контролирует в соответствии с нормативными документами проведение в
организациях аттестации рабочих мест по условиям труда.
6.10. Для
проведения в организациях отрасли консультативной и методической работы по
безопасности труда создает в ГЦИПКе отраслевой методический кабинет.
Работодатели:
6.11. Обеспечивают
финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не
менее 0,5% суммы затрат на производство продукции.
6.12. Разрабатывают
по согласованию с профсоюзным комитетом и финансируют комплексные планы по
охране труда (соглашения по охране труда), которые должны быть неотъемлемой
частью коллективного договора.
6.13. Направляют в
Минатом РФ, ЦК Профсоюза и профсоюзные комитеты сообщения о каждом групповом
несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае и несчастном
случае со смертельным исходом, об авариях на производстве (в том числе и без
повреждения здоровья работающих) и представляют материалы расследования
указанных выше происшествий.
6.14. По
утвержденному графику проводят обучение членов комитетов (комиссий) по охране
труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда за счет средств организации.
Минатом России, ЦК
Профсоюза, работодатели и профсоюзные комитеты:
6.15. В срок до
01.07.01 разрабатывают отраслевое соглашение по охране труда как неотъемлемую
часть (приложение) к настоящему Отраслевому тарифному соглашению.
6.16. Обеспечивают
в организациях функционирование отраслевой системы управления охраной труда.
6.17. Организуют в
отрасли соревнования за высокую культуру производства и организации труда.
Работодатели и
профкомы:
6.18. Организуют и
обеспечивают эффективную работу совместных комитетов (комиссий) по охране
труда, устанавливают через коллективные договоры условия освобождения от
основной работы членов комитетов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда и порядок оплаты времени выполнения ими обязанностей по контролю обеспечения
здоровых и безопасных условий труда.
Работодателям
рекомендуется:
6.19. В целях
консолидации средств для финансирования мероприятий по
улучшению условий и охраны труда создавать в организациях фонды охраны труда.
6.20. Заключать
договоры добровольного страхования работников, прежде всего занятых на тяжелых
работах, на работах с вредными или опасными условиями труда и в специальных
условиях труда, а также от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Профсоюз:
6.21. Организует и
обеспечивает среди членов Профсоюза разъяснительную работу по выполнению
работниками обязанностей в области охраны труда.
6.22. Обеспечивает
осуществление общественного контроля за созданием
здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте, организует и
обеспечивает эффективную работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране
труда.
VII. Оплата
труда
7.1. В области
оплаты труда в организациях устанавливается следующий механизм ее
регулирования:
7.1.1. Минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего
первого разряда промышленно - производственного персонала квалификации по
действующим Тарифно - квалификационным справочникам для организаций всех
организационно - правовых форм Минатома России (кроме бюджетных) устанавливается
в размере не ниже достигнутого уровня на момент подписания настоящего
Соглашения, но не менее 600 рублей.
7.1.2.
Минимальный размер заработной платы работников атомных электростанций и
организаций ядерно - топливного цикла, отработавших полностью месячную норму
рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, устанавливается не
ниже 1,3 прожиточного минимума, а для работников других организаций - не ниже
прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, на территории которых
расположены эти организации. Конкретные размеры минимальной заработной платы
устанавливаются в коллективном договоре.
7.1.3. Организации, не обеспечившие в течение четырех месяцев с момента
подписания настоящего Соглашения выполнение пунктов 7.1.1 и 7.1.2, направляют в
адрес Минатома России, Союза работодателей и ЦК Профсоюза информацию о
фактически установленных размерах минимальной тарифной ставки (оклада) рабочего
1 разряда промышленно - производственного персонала и минимальной месячной
заработной плате работника с изложением причин невыполнения указанных пунктов
Соглашения.
Вопросы об
обоснованности невыполнения организациями настоящего Соглашения рассматриваются
(при необходимости предварительно изучаются с выездом на место) Отраслевой
комиссией по регулированию социально - трудовых отношений с принятием
соответствующих решений.
7.1.4. Удельный вес
доли средств, направляемых на тарифную часть заработной платы работников
промышленно - производственного персонала организаций, должен составлять не
менее 50% от планируемого объема фонда оплаты труда без учета надбавок по
районному регулированию, выплат за условия труда и зональных надбавок в ЗАТО.
7.1.5. Время
простоя не по вине работника оплачивается в размере тарифной ставки (оклада),
установленной работнику.
7.1.6. Заработная
плата работникам организаций выплачивается не реже двух раз в месяц в сроки,
определенные коллективным договором.
7.1.7. Положения по
оплате труда, премированию, выплатам по итогам годовой работы и другим
поощрительным материальным вознаграждениям разрабатываются работодателем, в
обязательном порядке согласовываются с профсоюзным комитетом и включаются в
коллективный договор.
7.1.8. Соотношения
между тарифными ставками по видам работ и разрядам, окладам по должностям
разрабатываются организациями самостоятельно, согласовываются с профсоюзным
комитетом и включаются в коллективный договор. При этом величину межразрядных
коэффициентов рекомендуется устанавливать в соответствии с ЕТС, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. N 284
"Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате
труда работников бюджетной сферы".
7.1.9.
Рекомендовать устанавливать компенсации за условия труда, отклоняющиеся от
нормальных, в равном по абсолютной величине размере
всем работающим в этих условиях труда, независимо от уровня их квалификации.
7.1.10. Средства, направляемые на формирование фонда оплаты труда
работников организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги по
государственному оборонному заказу, по реализации международных договоров,
принимаются по тарифной ставке (окладу) работника исходя из среднего разряда
работ, определенного технологическим процессом по конкретному изделию (заказу,
контракту), и месячной тарифной ставки работника 1 разряда промышленно -
производственного персонала, предусмотренной пунктом 7.1.1 данного Соглашения с
учетом повышения за работу в условиях, отклоняющихся
от нормальных, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, на
выплаты по районному регулированию и другие поощрительные выплаты в
соответствии с действующими в организациях положениями.
При формировании
себестоимости расчетная величина ежемесячной премии за основные результаты
хозяйственной деятельности принимается в размере не менее 75% от тарифной
ставки (должностного оклада) с учетом установления доплат и надбавок.
Конкретные условия премирования и размеры премий определяются "Положением
о премировании", действующим в организации.
7.1.11. Средства,
направляемые на формирование фонда оплаты труда промышленно - производственного
персонала АЭС в тарифе на отпускаемую электроэнергию, рассчитываются исходя из
нормативной численности персонала с учетом нормативной численности на вновь вводимые
объекты.
Тарифная
составляющая средств, направляемая на формирование фонда оплаты труда,
рассчитывается исходя из минимальной тарифной ставки рабочего 1-го разряда (п.
7.1.1 настоящего Соглашения) и средней по атомным станциям ступени оплаты
труда, определяемой в соответствии с рекомендациями о единой системе оплаты
труда работников организаций концерна "Росэнергоатом". При этом
размеры средств, направляемых на установление доплат, надбавок, премирование
работников и другие выплаты, определяются из расчета:
а) доплаты за
вредные условия труда и многосменный режим работы
- в размере 25%
должностного оклада (тарифной ставки) для станции с реакторами ВВЭР;
- в размере 30%
должностного оклада (тарифной ставки) для станции с реакторами РБМК;
б) величины премии
за основные результаты хозяйственной деятельности принимаются для расчета фонда
оплаты труда в размере до 75% должностного оклада (тарифной ставки);
в) вознаграждения
по итогам работы за год и вознаграждения за выслугу лет - в размере 1/12 фонда
заработной платы;
г) других выплат на
основании действующих на предприятиях положений.
Расчетные средства,
направляемые на оплату труда, ежеквартально увеличиваются исходя из роста
потребительских цен в Российской Федерации на основании прогнозных дефляторов,
сообщенных Минэкономразвития России и учтенных при формировании бюджета на
соответствующий год, с последующим уточнением по данным Госкомстата России за
первые два месяца и ожидаемого за третий месяц квартала.
При опережающих
темпах роста заработной платы против фактических темпов инфляции индексация
заработной платы производится с учетом опережающего роста заработной платы.
VIII.
Охрана здоровья и социальная защита
Работодатели
обязуются:
8.1. Принимать меры
по получению работниками организации медицинской помощи по договорам
добровольного медицинского страхования, а также другим договорам с лечебно -
профилактическими учреждениями, в том числе по оплате стоимости дорогостоящих
медицинских услуг, исходя из финансовых возможностей.
8.2. Создавать
условия и участвовать в реализации мероприятий по медико - санитарному
обеспечению работников исходя из возложенных на руководителей организаций
задач, изложенных в Положении о ЦМСЧ (МСЧ) Федерального управления
"Медбиоэкстрем".
8.3. Обеспечивать
прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу),
периодических, предсменных медицинских осмотров и психофизиологических
обследований в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
8.4. Совместно с
комитетами Профсоюза обеспечивать разработку мероприятий и составление актов по
результатам профилактических медицинских осмотров и осуществлять контроль за реализацией лечебных, оздоровительных, санитарно
- гигиенических и других мероприятий по актам профосмотров.
8.5. По
согласованию с комитетами Профсоюза в соответствии с коллективными договорами
производить выплату вознаграждений медицинским работникам за положительные
результаты деятельности по охране здоровья персонала организаций по совместному
представлению руководителей и профкомов медсанчастей.
8.6.
Предусматривать отчисления, включаемые в себестоимость, на медицинское
страхование и негосударственное пенсионное обеспечение в размере до 1% объема
реализуемой продукции (работ, услуг). Конкретный размер отчислений
устанавливается коллективным договором.
8.7. Осуществлять
санаторно - курортное лечение работников за счет средств обязательного
социального страхования и других источников исходя из
следующих нормативов обеспечения их путевками: не менее 85 путевок в год на 1
тыс. работающих во вредных и опасных условиях труда и не менее 20 путевок на 1
тыс. работающих в нормальных условиях.
8.8. Способствовать
сохранению и укреплению системы здравниц, специально созданных для работников отрасли,
путем приобретения в них части путевок, предназначенных для санаторно -
курортного оздоровления работников.
8.9. Производить
отчисления в размере 1% от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) с
включением суммы отчислений в себестоимость для формирования централизованных
средств и финансирования мероприятий по социальному развитию территорий,
прилегающих к особо опасным объектам, согласно перечням и нормативным актам
(Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 289).
8.10. По обращениям
работников оказывать им содействие в реализации прав на социальное страхование
и пенсионное обеспечение, оформлении соответствующих документов для назначения
страховых выплат и пенсий.
8.11. Выплачивать
единовременное пособие сверх установленного законодательством работникам,
пострадавшим в результате несчастного случая на производстве по вине
работодателя или получившим профзаболевания:
- при установлении
инвалидности I группы - 100 тарифных ставок рабочего 1-го разряда,
предусмотренных настоящим Соглашением;
- при установлении
инвалидности II группы - 50 тарифных ставок рабочего 1-го разряда,
предусмотренных настоящим Соглашением;
- при установлении
инвалидности III группы - 10 тарифных ставок рабочего 1-го разряда,
предусмотренных настоящим Соглашением;
- в случае
смертельного исхода выплачивать семье погибшего 120 тарифных ставок рабочего
1-го разряда, предусмотренных настоящим Соглашением.
8.12. Выплачивать при увольнении работника в связи с уходом на пенсию единовременное
пособие в размере, предусматриваемом коллективным договором организации,
но не менее 10% среднемесячного заработка за каждый полный год работы в
организации.
При этом
организация может включать в стаж работы конкретного работника период работы в
другой организации.
8.13.
Предусматривать средства для оказания финансовой помощи работникам и членам их
семей на случай смерти, трудового увечья, профессионального заболевания,
поддержки малообеспеченных, ветеранов труда и других категорий трудящихся.
Конкретные
направления, виды, размеры и порядок оказания помощи определяются коллективным
договором организации.
8.14. Сохранять за
работниками средний заработок по прежнему месту работы на период
переквалификации и трудоустройства на том же предприятии на срок не более трех
месяцев в случаях признания их в установленном порядке непригодными к
выполнению своих прежних обязанностей по состоянию здоровья, но сохранившими
трудоспособность.
8.15. Сохранять за
работниками, уволенными из организации по сокращению штатов или численности, в
случае реорганизации производства, а также по состоянию здоровья очередь на
улучшение жилищных условий на срок, устанавливаемый коллективным договором.
8.16. Участвовать в
проведении и финансировании детской оздоровительной кампании организации.
8.17. Обеспечивать
реализацию Отраслевой программы развития физической культуры и спорта и
соответствующей программы организации. Направлять средства на ведение культурно
- массовой и физкультурно - оздоровительной работы в объеме, определенном
коллективным договором, но не ниже 0,3% от месячного фонда заработной платы
организации.
8.18. Принимать
меры по осуществлению дополнительного негосударственного пенсионного
обеспечения работников через негосударственный пенсионный фонд
"Благо" в соответствии с Положением "О негосударственном
пенсионном обеспечении работников атомной энергетики и промышленности"
(распоряжение Министра от 29.01.01 N 34р).
Минатом России:
8.19. Обеспечивает
сбор централизованных средств в размере 1% для
финансирования мероприятий по социальному развитию территорий, прилегающих к
особо опасным объектам, согласно перечням и нормативным актам. Планирование и
распределение этих средств осуществляется с учетом мнения ЦК Профсоюза.
8.20. Оказывает
практическую и финансовую помощь лечебно - профилактическим учреждениям
Федерального управления "Медбиоэкстрем", в том числе по укреплению их
лечебно - диагностической базы по согласованию с Федеральным управлением.
Планирование и
распределение средств по конкретным лечебно - профилактическим учреждениям
осуществляет с учетом мнения ЦК Профсоюза.
8.21. Содействует
развитию физкультурного движения и культуры. На основе разработанных планов и
смет выделяет средства на организацию и проведение региональных и отраслевых
спартакиад, участие сборных команд в общероссийских, международных и других
спортивных мероприятиях, проведение отраслевых культурно - массовых мероприятий
в размере не менее 600 тысяч рублей в год.
IX.
Занятость
Минатом России:
9.1. Координирует
работу в области эффективного использования трудовых ресурсов, содействует
проведению государственной политики занятости и повышению квалификационного
уровня работников.
9.2. Координирует
деятельность отраслевых учебных заведений, направленную на полное
удовлетворение потребностей организаций в обучении кадров и переподготовке
высвобождаемых работников по основным специальностям.
9.3. Обеспечивает
организационное и методическое руководство подготовкой, повышением квалификации
и переподготовкой кадров, распространение передового опыта и оказание консультативной
помощи в области содействия занятости.
9.4. В целях
эффективного использования кадрового потенциала отрасли оказывает содействие в
трудоустройстве высвобождаемых квалифицированных рабочих, специалистов
критических профессий и знаний, предоставляя им приоритетное право на получение
рабочих мест в организациях отрасли.
9.5. Обеспечивает организацию и проведение отраслевого мониторинга по
вопросам: ситуации в сфере занятости, динамики занятости, изменения
профессионально - квалификационного состава занятых работников, сравнительного
сопоставления динамики производства и занятости, формирования и удовлетворения
текущего спроса на рабочую силу и ее предложения, оценки излишней рабочей силы,
и представляет информацию по результатам проведения мониторинга в ЦК Профсоюза.
9.6. Обеспечивает
выделение средств для финансирования выплат, связанных
с массовыми сокращениями, обусловленными решениями Правительства Российской
Федерации.
9.7. При содействии
Союза работодателей обеспечивает разработку, финансирование и реализацию
целевой "Программы содействия занятости населения
ЗАТО Минатома России на 2002 - 2005 годы" и целевой "Программы
содействия занятости высвобождающихся работников АЭС и предложений по созданию
рабочих мест на 2002 - 2005 годы".
9.8. Работодатели:
обеспечивают
реализацию мер по социальной защите работников, подлежащих увольнению в связи с
сокращением численности или штата:
9.8.1. Предлагают
увольняемым работникам другую работу и (или) предоставляют возможность
переобучения.
9.8.2. В случае, если в период предупреждения работников о предстоящем
сокращении вводятся новые условия оплаты труда работников в целом по
организации, эти условия распространяют и на высвобождаемых работников.
9.8.3.
Предоставляют работникам с момента получения ими уведомления о предстоящем
сокращении необходимое время с сохранением среднего заработка для поиска
подходящей работы. Конкретная продолжительность времени (но не менее чем один
день в неделю) и порядок его предоставления определяются в коллективном
договоре.
9.8.4.
Предоставляют работникам преимущественное право трудоустройства в данной
организации после увольнения в случае создания в ней новых рабочих мест.
9.8.5. Гарантируют
работникам после увольнения сохранение права пользования ведомственными
лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными учреждениями на равных
условиях с работниками данной организации до трудоустройства, но не более 2
лет.
9.8.6. Изыскивают
средства для дополнительной выплаты к выходному пособию сокращаемого работника,
проработавшего в организации: более 15 лет - не менее
полуторного размера; более 20 лет - не менее двойного размера; более 25
лет - не менее тройного размера среднемесячной заработной платы.
9.9. В целях защиты
рынка труда заключение соглашений о наборе на работу в организации Минатома
России иностранной рабочей силы, в том числе привлекаемой из стран СНГ,
производят по согласованию с соответствующими органами Профсоюза.
Минатом и
работодатели:
9.10. Проводят
обучение специалистов организаций, предусмотрев на эти цели от 2 до 3% от фонда
оплаты труда. При организации обучения по социально - трудовым и кадровым
вопросам включает в группы обучающихся и работников профсоюзных органов.
X. Профсоюз
10.1. Представляет
и защищает законные права и интересы членов Профсоюза в органах государственной
власти и управления, в органах местного самоуправления, перед работодателями
или в их объединениях, в судебных органах, в общественных объединениях и иных
органах и организациях Российской Федерации.
10.2. Представляет
интересы работников в области социально - трудовых отношений при разрешении
коллективных трудовых споров по вопросам установления и изменения условий труда
(включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных
договоров, соглашений.
10.3. Представляет
интересы работников в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения,
дополнения коллективного договора, соглашения с работодателем.
10.4. Совместно с
государственными органами, объединениями работодателей, общественными
объединениями, другими органами и организациями принимает участие в разработке
и осуществлении социально - экономических программ по вопросам занятости,
охраны труда и окружающей среды, условий и оплаты труда, медико - санитарного
обеспечения, социальных гарантий.
10.5. В
установленном законодательством порядке осуществляет контроль
за соблюдением работодателями, объединениями работодателей, должностными
лицами законодательства о труде, созданием для работников надлежащих социально
- бытовых условий, производственного быта и отдыха, оказывает содействие в
организации медико - санитарного обеспечения работников и членов их семей.
10.6. Осуществляет
общественный контроль за соблюдением законных прав и
интересов работников в области охраны труда, организует работу уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда, технической инспекции труда отраслевого
профсоюза.
10.7. В
установленном порядке осуществляет профсоюзный контроль за
соблюдением законодательства в области социального страхования, социального
обеспечения и охраны здоровья.
10.8. Совместно с
Минатомом России и Союзом работодателей проводит согласованную политику в
области повышения эффективности производства и роста производительности труда,
а также развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха и
укрепления сети социально - культурных объектов.
10.9. Совместно с
работодателями принимает долевое участие в финансировании ведомственных клубных
учреждений и загородных детских оздоровительных лагерей.
10.10. Оказывает
содействие в организации и функционировании отраслевой системы
негосударственного пенсионного обеспечения работников, добиваясь включения
соответствующих пунктов в коллективные договоры организаций.
XI.
Гарантии прав профсоюзных органов
11.1. Права
соответствующего органа Профсоюза и гарантии его деятельности определяются
законодательством Российской Федерации, Законом РФ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом Российского профсоюза
работников атомной энергетики и промышленности, коллективными договорами и
соглашениями.
11.2. Работодатели
обязуются:
11.2.1.
Предоставлять органам Профсоюза, действующим в организации, в бесплатное
пользование необходимые для их деятельности помещения со всем необходимым оборудованием,
орг. и компьютерной техникой, транспортные средства и средства связи.
11.2.2. При наличии
письменных заявлений работников, являющихся членами Профсоюза, ежемесячно и
бесплатно взимать из заработной платы работников членские профсоюзные взносы
одновременно с выплатой заработной платы в организации и перечислять их в
соответствии с коллективным договором, Соглашением на счет Профсоюза в полном
объеме.
Работодатель не
вправе задерживать перечисление указанных средств.
11.2.3. По
имеющейся и вновь образованной задолженности по профсоюзным взносам
работодатель несет ответственность в порядке, предусмотренном ст. 395
Гражданского кодекса РФ.
11.2.4. До конца
2001 года погасить всю имеющуюся задолженность первичным профсоюзным
организациям по профсоюзным взносам.
11.2.5. Обеспечить
беспрепятственное посещение представителями профсоюзных органов
производственных помещений, зданий и сооружений, рабочих мест членов Профсоюза,
а также объектов санитарно - бытового назначения для реализации предоставленных
Профсоюзам прав и уставных задач.
11.3. Гарантии
работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от
основной работы.
11.3.1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные
от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без
предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются,
руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без
предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а
руководители профсоюзных органов в организации - президиума ЦК отраслевого
профсоюза.
11.3.2. Перевод
указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не
может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами
которого они являются.
11.3.3. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав
профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо
соблюдения общего порядка увольнения только с предварительного согласия
профсоюзного органа, членами которого они являются, профгруппоргов -
соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии -
соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов
профорганов в организации - только с предварительного согласия президиума ЦК
отраслевого профсоюза.
11.3.4. Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных
Профсоюза по охране труда и представителей Профсоюза в создаваемых в
организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на
другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с
предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной
организации.
11.3.5. Члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы,
уполномоченные Профсоюза по охране труда, представители Профсоюза в создаваемых
в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются
от основной работы для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах
коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.
Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения
профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц в обязательном порядке
определяются коллективным договором.
11.3.6. Члены
профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее
для участия в качестве делегатов съезда, конференции, созываемых профсоюзами, а
также для участия в работе их выборных органов с сохранением на этот период их
средней заработной платы.
Условия
освобождения от работы и порядок оплаты времени участия
членов профсоюзных органов в указанных мероприятиях отражаются в
коллективном договоре.
11.4. Гарантии
освобожденным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы.
11.4.1. По
окончании срока полномочий профсоюзным работникам, освобождаемым от работы в
организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в
профсоюзные органы, рекомендуется предоставлять по согласованию с ЦК Профсоюза
работу (должность) с учетом стажа и опыта работы в профоргане.
11.4.2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности)
по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или
его правопреемник, а в случае ликвидации организации Профсоюз сохраняют за
освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период
трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или
переквалификации - на срок до одного года.
11.4.3. На
освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в орган
первичной профсоюзной организации, а также штатных работников профкомов
распространяются общие виды премирования и другие социально - трудовые гарантии
и льготы, установленные для работников организации, определенные коллективным
договором за счет средств организации.
11.5. Увольнение
работников, являющихся членами профсоюзных органов, по инициативе работодателей
не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме
случаев ликвидации организации или совершения работником виновных действий, за
которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение
производится в соответствии с п. 11.3.3 настоящего Соглашения.
XII. Контроль за выполнением Соглашения,
ответственность
сторон
12.1. Настоящее
Соглашение доводится до организаций, на которые оно распространяется, в
месячный срок со дня подписания его сторонами.
12.2. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется Отраслевой
комиссией по регулированию социально - трудовых отношений, а также сторонами
самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами
деятельности.
12.3. Итоги
выполнения Соглашения за полугодие и год рассматриваются на Отраслевой комиссии
по регулированию социально - трудовых отношений.
12.4. Отчет о ходе
выполнения Соглашения за год рассматривается на совместном заседании коллегии
Минатома России, президиума ЦК Профсоюза и правления Союза работодателей.
12.5. Стороны,
заключившие Соглашение, несут ответственность за невыполнение принятых на себя
обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Министр
Российской
Федерации
по атомной энергии
А.Ю.РУМЯНЦЕВ
12 апреля 2001 года
Председатель
Российского
профсоюза
работников атомной
энергетики и
промышленности
И.А.ФОМИЧЕВ
12 апреля 2001 года
Президент
Союза работодателей
атомной энергетики,
промышленности
и науки России
Г.П.ХАНДОРИН
12 апреля 2001 года
Соглашение прошло
уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный N 4198-ВЯ.
Заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
4 июня 2001 года