ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ГЕОЛОГИИ И РАЗВЕДКЕ НЕДР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ
I. Общие
положения
1. Настоящее
Отраслевое тарифное соглашение (в дальнейшем - Соглашение) заключено в
соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года "О
коллективных договорах и соглашениях" (в ред. Федерального закона от 24
ноября 1995 г. N 176-ФЗ ), Постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О
дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе
Единой тарифной сетки" (в ред. Постановлений Правительства Российской
Федерации от 6 января 1993 г. N 14, от 27 февраля 1995 г. N 189), Уставом
Профессионального союза работников геологии, геодезии и картографии Российской
Федерации и Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
2. Сторонами
настоящего Соглашения являются:
работники в лице их
представителя - Профсоюза работников геологии, геодезии и картографии
Российской Федерации в лице его выборных органов;
работодатели в лице
их представителя - Министерства природных ресурсов Российской Федерации как
уполномоченного работодателями представительного органа, которому делегированы
права на ведение переговоров и заключение Отраслевого тарифного соглашения.
Участником
настоящего Соглашения является Министерство труда и социального развития
Российской Федерации.
3. Настоящее
Соглашение является правовым актом, определяющим согласованные позиции сторон в
сфере труда, занятости и социальных гарантий работников геологических
предприятий, организаций и учреждений Министерства природных ресурсов
Российской Федерации (в дальнейшем - организации).
4. В основу
Соглашения положены законодательные и иные правовые акты Российской Федерации.
Соглашение регулирует основные вопросы в сфере труда и социальных гарантий работников,
которые либо не регламентированы этими актами, либо требуют конкретизации или
особого внимания к проблемам, возникающим в условиях перехода к отношениям
рыночного типа.
Отраслевое тарифное
соглашение применяется в организациях, которые уполномочили участников
Соглашения разработать и заключить его от их имени.
Положения
Соглашения обязательны при заключении коллективных договоров и индивидуальных
трудовых договоров (контрактов), при разрешении коллективных и индивидуальных
трудовых споров.
Стороны признают,
что развитие и эффективное функционирование организаций и благосостояние
трудящихся в значительной степени взаимосвязаны и взаимообусловлены. Стороны
заинтересованы в создании и поддержании нормальных и стабильных условий труда и
производства. Они обязуются сотрудничать друг с другом, решать возникающие
разногласия и конфликты в рамках, определенных законодательством России.
Вопросы обеспечения
развития организаций и благосостояния работников не должны рассматриваться
изолированно от необходимости выполнения геологических и иных производственных
программ, повышения эффективности производства. Стороны обязуются совместно
способствовать всесторонней успешной деятельности организаций.
5. Положения,
условия и нормы настоящего Соглашения являются минимальной гарантией, не
ограничивают права организаций в улучшении этих гарантий и используются
организациями при разработке и принятии коллективных договоров. Все
дополнительные по сравнению с действующим законодательством нормы по оплате
труда и социальные гарантии осуществляются за счет средств организаций,
полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее -
собственные средства).
6. Настоящее
Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31
декабря 2003 года.
Любая из сторон
имеет право за три месяца до окончания срока действия Соглашения внести другой
стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового
Соглашения. Если по истечении указанного срока ни одна из сторон не потребовала
в письменной форме прекращения или приостановки настоящего Соглашения, то срок
его действия продлевается до заключения нового отраслевого тарифного
соглашения, но не более чем на 3 года.
Ни одна из Сторон
не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем
порядке отказаться от исполнения принятых на себя обязательств.
В период действия
Соглашения любая из сторон вправе вносить предложения об изменениях и
дополнениях, которые не создают препятствий для выполнения уже принятых
обязательств. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров
по вопросу изменения и дополнения к Соглашению от другой стороны, обязана в
семидневный срок начать переговоры. Решение сторон оформляется в установленном
порядке и является неотъемлемой частью Соглашения.
7. Стороны
договорились проводить совместное предварительное обсуждение отраслевых
нормативных актов и важных решений в области социального и экономического
развития отрасли, затрагивающих интересы работников и работодателей.
В период действия
Соглашения при условии соблюдения его положений стороны обязуются использовать
все имеющиеся в рамках действующего законодательства возможности для
оперативного реагирования и устранения ситуаций, которые могут послужить (или
послужили) причиной возникновения социально - трудового конфликта.
II.
Обязательства сторон
1. В
области геологической деятельности
и социально -
экономического развития
1.1. Министерство
природных ресурсов Российской Федерации в качестве уполномоченного
работодателями органа исполнительной власти:
- прорабатывает в
соответствующих органах вопросы по обеспечению своевременного финансирования
геологоразведочных работ;
- организует работу
по заключению государственных контрактов на геологоразведочные работы для
федеральных нужд;
- создает условия,
способствующие привлечению инвестиций в геологоразведочное производство,
разрабатывает правовые, экономические и иные механизмы
сотрудничества с зарубежными странами.
1.2. Стороны
обязуются:
- проводить
согласованную политику, направленную на дальнейшую стабилизацию геологической
деятельности;
- использовать все
возможности и предоставленные действующим законодательством полномочия
(владельца "золотой акции", управление долей государственной
собственности и др.) для предотвращения ухудшения социально - трудовых условий
работников приватизированных геологических организаций (акционерных обществ);
- подготавливать
согласованные в необходимых случаях предложения по вопросам защиты интересов
трудящихся при ликвидации и приватизации организаций, совершенствования порядка
выплаты полевого довольствия, предоставления работникам, осуществляющим
геологоразведочные работы, льгот по пенсионному обеспечению, северных и других
льгот и преимуществ при выполнении работ в особых
условиях;
- контролировать
выполнение организациями государственного заказа и целевое использование
выделяемых для этих целей финансовых средств;
- содействовать
разрешению коллективных трудовых споров;
- оказывать
содействие организациям по заключению коллективных договоров в соответствии с
действующим законодательством.
1.3. Министерство
природных ресурсов Российской Федерации и Профсоюз работников геологии,
геодезии и картографии Российской Федерации совместно прорабатывают вопросы
введения ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) за
выслугу лет работникам организаций.
1.4. Работодатели:
- ведут с
профсоюзными комитетами организаций переговоры по вопросам заключения
коллективных договоров, если они выступают инициаторами таких переговоров (при
условии делегирования им соответствующих прав собранием (конференцией)
организаций) и заключают коллективные договоры на согласованных сторонами
условиях;
- при принятии
решения по социально - трудовым вопросам согласовывают их по действующему
законодательству с соответствующим профсоюзным органом, обеспечивают его
необходимой информацией и нормативной документацией.
1.5. Профсоюз в
лице своих выборных органов обязуется содействовать:
- работодателям
(руководителям организаций) в повышении эффективности работы организаций
присущими профсоюзам методами и средствами;
- предотвращению на
предприятиях забастовок и коллективных трудовых споров в период действия
настоящего Соглашения при условии его выполнения.
2. В
области оплаты труда и трудовых правоотношений
а)
федеральные государственные унитарные предприятия
2.1. Формы и
системы оплаты труда, размеры ставок (окладов), соотношения их размеров между
отдельными категориями работников, а также другие формы материального поощрения
работников устанавливаются федеральными государственными унитарными
предприятиями (далее - предприятия) самостоятельно с учетом действующего
законодательства, предусматриваются в коллективных договорах и должны быть
ориентированы на повышение эффективности и качества труда. В случае создания в
установленном порядке на базе указанных предприятий
федеральных казенных предприятий условия оплаты труда работников
устанавливаются этими казенными предприятиями самостоятельно, но в пределах и
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2.2. Установление
или изменения на предприятии условий труда, форм и систем оплаты труда
осуществляются по согласованию с профсоюзом, а работник должен быть
предупрежден персонально под расписку не менее чем за два месяца.
2.3. Рекомендовать
предприятиям (работодателям) устанавливать минимальный размер тарифной ставки
(оклада) для работников на основных видах работ, отработавших полностью норму
рабочего времени за определенный период и выполнивших свои трудовые
обязательства (нормы труда), не ниже 2-кратной величины гарантированного
государством минимального размера оплаты труда.
Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) определять через их кратность
(соотношение) к минимальной тарифной ставке (окладу), установленной в
коллективном договоре предприятия.
Предприятия
самостоятельно индексируют размеры оплаты труда в
зависимости от наличия у них средств и роста индекса потребительских цен в
регионе путем изменения тарифных ставок и окладов. Периодичность и уровни
индексации регулируются коллективным договором в соответствии с действующим
законодательством.
2.4. Исходя из
наличия собственных средств предприятие самостоятельно
определяет повышенные уровни оплаты труда в соответствии с условиями
коллективного договора с целью достижения соответствия между величиной
минимальной заработной платы квалифицированного рабочего (без доплат за вредные
условия труда) и минимальным потребительским бюджетом в регионе нахождения
организации.
б)
федеральные государственные учреждения
2.5. Оплата труда
работников федеральных государственных учреждений (далее - учреждения) осуществляется
на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы, применение которой является обязательным для всех учреждений,
находящихся на бюджетном финансировании.
2.6. Учреждения в
пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и
размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.
2.7. Работодатель
осуществляет выплату заработной платы работникам организаций в сроки, установленные
коллективным договором, но не реже двух раз в месяц. Принимает меры по
недопущению случаев задержки выплаты причитающихся работникам от организации
сумм при увольнении.
2.8. При заключении
коллективного договора в организации, а также трудового договора (контракта) с
руководителем организации при назначении его на должность указывается, что
руководитель несет ответственность в установленном законодательством порядке за
несвоевременность выплаты заработной платы работникам.
2.9.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть не менее 24
рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю для всех работников. Все
дополнительные отпуска присоединяются к этой продолжительности отпуска.
3. В
области социальных гарантий работников
3.1. Стороны
Соглашения рекомендуют работодателям за счет собственных средств осуществлять:
- выплату
работникам единовременного пособия в размере одного должностного оклада
(тарифной ставки) при уходе в очередной отпуск;
- введение льгот по
оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, в семьях которых
доход на члена семьи менее двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда в месяц, и обеспечение бесплатными
путевками в оздоровительные лагеря детей семей, имеющих двух и более детей,
детей - инвалидов;
- единовременные
выплаты работникам при уходе на пенсию по старости с учетом
стажа работы в организациях;
- выплату молодым
работникам при призыве на воинскую службу (при стаже работы в организации не
менее года) дополнительно к установленному законодательством выходному пособию
в размере одного и более минимального уровня оплаты труда, принятого в
организации;
- компенсацию
работникам один раз в три года расходов на приобретение санаторно - курортных и
иных оздоровительных путевок в размере до 50% их стоимости.
3.2. Работодатель
за счет собственных средств может оказывать иную адресную социальную поддержку
малообеспеченным категориям работников.
3.3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в качестве
уполномоченного работодателями органа исполнительной власти через
подведомственные организации принимает участие в федеральной, отраслевой и
региональных программах летнего оздоровления детей работников отрасли, а также
компенсирует часть затрат на содержание социальной сферы пансионатов
"Геолог" (г. Ессентуки), "Серебрянка" (п. Опалиха),
"Зеленый мыс" (г. Иркутск).
3.4. В связи с ростом потребительских цен и снижением жизненного уровня
неработающих пенсионеров организации рассматривают вопросы предоставления за
счет собственных средств систематической или периодической материальной помощи,
в том числе для расходов на лечение, протезирование (за исключением
протезирования зубов из драгоценных металлов и керамики) и другие виды
медицинской помощи неработающим пенсионерам - бывшим работникам организации.
3.5. При
осуществлении самостоятельного строительства жилья или долевого участия в его
строительстве работникам, состоящим в очереди на получение жилья, за счет
средств организации может выделяться беспроцентный кредит на приобретение в
личную собственность квартиры, жилого дома или на ведение индивидуального
строительства жилья.
4. В
области охраны труда
4.1. Стороны
Соглашения осуществляют нормативно - методическое обеспечение работы по охране
труда и технике безопасности в организациях. Разрабатывают на
основе предложений организаций рекомендации по совершенствованию охраны труда и
техники безопасности, анализируют причины производственного травматизма и
профессиональных заболеваний, принимают меры по их устранению и профилактике,
координируют и финансируют научно - исследовательские и опытно -
конструкторские работы в этой области, разрабатывают и вносят предложения по
совершенствованию законодательства по охране труда, разрабатывают и утверждают
отраслевую программу по охране труда.
4.2. Профсоюз
работников геологии, геодезии и картографии Российской Федерации совместно с
членскими и первичными профорганизациями осуществляет общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников
в области охраны труда.
4.3. Обеспечение
приоритета сохранения жизни и здоровья работников предусматривает совместные
действия работодателей и органов профсоюза по улучшению условий и охраны труда,
нормализации окружающей среды, предупреждению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний. На производстве должны быть обеспечены здоровые и
безопасные условия труда, нормальные санитарно - бытовые условия, благоприятная
производственная и окружающая среда в соответствии с действующими нормами и
правилами.
4.4. Работодатель:
- обеспечивает
условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие
производственный травматизм и профессиональную заболеваемость;
- обеспечивает
работников в полном объеме средствами индивидуальной и коллективной защиты,
спецодеждой и спецобувью;
- организует в
сроки, установленные коллективным договором (соглашением по охране труда),
аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией
работ по охране труда в организации. Результаты аттестации рабочих мест по
условиям труда используются для обоснованного применения компенсаций
работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными
условиями труда, а также для дополнительного обеспечения средствами
индивидуальной защиты;
- предусматривает в
коллективных договорах выделение необходимых средств на выполнение мероприятий
по охране труда, технике безопасности, санитарно - гигиеническим условиям на
производстве. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в
организациях осуществляется работодателем в размере, предусмотренном
законодательством и (или) коллективными договорами.
4.5. Работники
организаций подлежат обязательному страхованию от временной нетрудоспособности
вследствие заболевания, несчастных случаев и профессиональных заболеваний в
соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об основах охраны труда в
Российской Федерации". Им могут предоставляться дополнительные льготы
сверх установленных законодательством, которые предусматриваются в коллективном
договоре с учетом производственных и финансовых возможностей организаций.
4.6. Возмещение
ущерба, причиненного работникам увечьем либо иным повреждением здоровья при
исполнении ими трудовых обязанностей, производится в строгом соответствии с
действующим законодательством.
4.7. Рекомендовать
организациям включать в коллективные договора при стойкой утрате
трудоспособности выплату за счет собственных средств единовременных пособий при
возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием
или иным повреждением здоровья, связанного с выполнением ими трудовых
обязанностей, сверх установленных действующим
законодательством в размере:
не менее одного
годового среднего заработка - семье погибшего на производстве или работнику,
получившему инвалидность I группы;
половины годового
среднего заработка - работнику, получившему инвалидность II группы;
треть годового
среднего заработка работнику, получившему инвалидность III группы.
Указанные пособия
выплачиваются единовременно или периодически по договоренности сторон.
Приравниваются к погибшим на производстве также работники, умершие вследствие
профзаболевания, при наличии причинно - следственного заключения медицинских
органов.
4.8. Рекомендовать
работодателям и выборным профсоюзным органам при заключении коллективных
договоров предусматривать в них обязательства об оказании материальной помощи
семьям умерших работников организации сверх установленного законодательством
ритуального пособия за счет собственных средств.
4.9. Лицам, пострадавшим на производстве от несчастных случаев или
получившим профессиональные заболевания, могут устанавливаться дополнительные,
сверх установленных действующим законодательством, единовременные или
систематические выплаты (льготы), размеры и периодичность которых регулируются
коллективными договорами.
5. В
области занятости и социальной защиты
5.1. Министерство
природных ресурсов Российской Федерации в качестве уполномоченного
работодателями органа исполнительной власти и его территориальные
подразделения, организации:
- применяют все
доступные методы для минимального сокращения количества рабочих мест;
- осуществляют
реорганизацию и ликвидацию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях геологических организаций и (или) их обособленных подразделений, вывоз
их персонала и членов семей при сокращении или завершении геологоразведочных
работ для федеральных нужд.
5.2. Работодатель:
- использует
возможности и взаимодействует с организациями, получившими лицензии на право
разработки месторождений и финансирующих за счет собственных средств проведение разведки этих месторождений, для
максимального использования производственного потенциала и сохранения рабочих
мест и своих трудовых коллективов;
- в случае
ликвидации или банкротства организации решает вопросы трудоустройства
работников в каждом конкретном случае в установленном законом порядке и с
участием профсоюза;
- для
обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала
геологических организаций в случаях, когда сокращение персонала в связи со
структурными изменениями производства превышает за год 10% и более от общего
количества работающих, разрабатывает с участием органов службы занятости
специальный план мероприятий по проведению опережающего обучения граждан,
высвобождаемых из организаций в целях обеспечения их занятости, а также другие
действия, направленные на социальную
защищенность работников. Работодатели осуществляют совместно с профсоюзными
органами и органами исполнительной власти разработку отраслевой программы
содействия занятости, не допуская при этом создания в организациях рабочих мест
с заработной платой ниже прожиточного минимума;
- в случае
массовых высвобождений, возникших в связи с ликвидацией организаций, а также
сокращением их деятельности работодатели своевременно, не менее чем за три
месяца, и в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному
органу или иному представительному органу работников информацию о возможных
массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они
могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке;
- тесно
взаимодействует с территориальными органами службы занятости в разработке и
реализации региональных программ содействия занятости населения, учитывающих
потребности организаций в кадрах и соответствующую подготовку работников;
- взаимодействует с
федеральной государственной службой занятости в целях предоставления
возможности досрочного выхода на пенсию работников предпенсионного возраста
согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ);
- обеспечивает
сохранение для работников, уволенных по сокращению штатов, действующего порядка
учета по обеспечению жильем и улучшению жилищных условий;
- передает в
установленном порядке объекты социально - культурного и коммунально - бытового
назначения, находящихся на балансе организаций, в ведение органов местного
самоуправления;
- в соответствии с
действующим законодательством о труде принимает меры по формированию
дополнительных рабочих мест для лиц с пониженной конкурентоспособностью на
рынке труда;
- с участием
соответствующего выборного органа профсоюза отрасли осуществляет работу по
прогнозированию высвобождения работников.
6. Развитие
кадрового потенциала
6.1. Министерство
природных ресурсов Российской Федерации:
- участвует в
формировании программ развития кадрового потенциала федеральных государственных
унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений;
- осуществляет контроль за развитием кадрового потенциала отрасли.
6.2. Работодатель:
- обеспечивает
разработку и реализацию программы внутрипроизводственного обучения персонала,
включающую подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников в
соответствии с планом развития отрасли;
- создает и
развивает материально - техническую базу для организации обучения персонала в
организациях в соответствии с передовыми технологиями обучения, производства.
7. Гарантии
прав профсоюзов
7.1. Профсоюз
работников геологии, геодезии и картографии Российской Федерации осуществляет
свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", уставом и другими
законодательными и нормативными правовыми актами.
7.2. Организации
(работодатели) не вмешиваются в уставную деятельность профсоюза, не издают
приказов и распоряжений, ограничивающих права и сферу деятельности профсоюза и
его органов.
7.3. Должностные
лица организаций не вправе препятствовать представителям
профсоюзных органов посещать организации и их структурные подразделения,
на которых работают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных
законодательством прав.
7.4. Работодатель
предоставляет выборному профсоюзному органу, действующему в организации, в
бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения,
мебель, транспорт, средства связи, оргтехнику, расходные материалы в
соответствии с законодательством и коллективным договором.
7.5. Организации
освобождают от производственной работы с сохранением средней заработной платы
членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от основной работы, на
время работы конференций, съездов и краткосрочной учебы.
7.6. В соответствии
с коллективным договором на освобожденных работников профсоюзной организации
распространяются все виды премирования, вознаграждения и других льгот,
установленных для работников организации.
7.7. При наличии
письменных заявлений членов профсоюза организации обеспечивают взимание
членских профсоюзных взносов через бухгалтерию организации в безналичном
порядке и перечисление их на счет профсоюзного комитета.
7.8. Рекомендовать
организациям предусматривать:
-
отчисления из остающейся в их распоряжении прибыли - денежные средства
профсоюзным организациям на культурно - массовую и спортивно - оздоровительную
работу в размере не менее 0,15 процента фонда оплаты труда;
- ежемесячную
доплату не освобожденным от основной работы председателям и казначеям профкомов
из средств предприятий.
III. Контроль за ходом выполнения Соглашения
и ответственность
сторон
Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения производится комиссией по
заключению Отраслевого тарифного соглашения (приложение) <*>.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
При осуществлении
контроля стороны обязуются предоставлять всю необходимую для этого информацию.
При установлении
нарушений выполнения Соглашения комиссия в письменной форме делает
представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны обязаны провести
взаимные консультации по существу представления комиссии и принять решения в
письменном виде. При недостижении согласия между сторонами составляется
протокол разногласий, после чего спорные вопросы разрешаются в соответствии с
действующим законодательством.
Министр
природных ресурсов
Российской
Федерации
Б.А.ЯЦКЕВИЧ
Председатель
Профсоюза
работников
геологии,
геодезии и
картографии
Российской
Федерации
Н.К.ПОПКОВ
Соглашение прошло
уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный N 4527-ВЯ.
Заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
18 июня 2001 года