МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 7 сентября 2001 г. N 137
О РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ"
В целях
реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589) и в соответствии с пунктом 1
Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N
134 "О контроле за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и
правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений", согласно
которому функции контроля
за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности
судоходных гидротехнических сооружений возложены на Российский Речной Регистр,
приказываю:
1. Утвердить
прилагаемые Правила государственного надзора за безопасностью судоходных
гидротехнических сооружений.
2. Признать
утратившим силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 2 ноября
2000 г. N 135.
И.о. Министра
А.НАСОНОВ
Утверждены
Приказом Минтранса
России
от 7 сентября 2001
г. N 137
ПРАВИЛА
ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
I. Общие
положения
1. Настоящие Правила государственного надзора за безопасностью
судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС) разработаны в
соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
безопасности гидротехнических сооружений" <*> и во исполнение
Постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320
"Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений" <**> и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении
функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических
сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации" <***>.
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589.
<**> Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794.
<***>
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2241.
Настоящие Правила
определяют организацию государственного надзора, функциональные обязанности и
права подразделений и должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, а также регулируют
отношения, возникающие при осуществлении государственного надзора за
безопасностью СГТС между органом надзора и организациями, осуществляющими их
проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию и восстановление.
Поднадзорными
объектами являются СГТС, находящиеся в ведении организаций Минтранса России,
предназначенные для обеспечения судоходства на внутренних водных путях Российской
Федерации.
Государственный
надзор за безопасностью СГТС осуществляется на стадиях их проектирования,
строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации, а
также при реконструкции, восстановлении, консервации или ликвидации.
2. В настоящих
Правилах используются следующие термины и определения:
государственный
надзор за безопасностью СГТС - совокупность мероприятий, реализуемых
должностными лицами органов системы Минтранса России, которые по должности
одновременно являются государственными инспекторами в области надзора и
контроля за соблюдением эксплуатирующими и подрядными организациями норм и
правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при
осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации;
безопасность СГТС -
свойство судоходных гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать
защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и
хозяйственных объектов;
нормы и правила
безопасности СГТС - требования нормативных документов, направленные на
обеспечение безопасности СГТС при их проектировании, строительстве, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации, восстановлении, реконструкции, консервации, выводе
из эксплуатации и ликвидации;
судоходные
гидротехнические сооружения - сооружения на водном пути для обеспечения
судоходства (шлюзы и судоподъемники, плотины, напорные дамбы, водосбросы,
водоспуски и водовыпуски, гидроэлектростанции, насосные станции);
эксплуатирующая
организация - государственное учреждение или федеральное государственное
унитарное предприятие, на балансе которого находится СГТС;
чрезвычайная
ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате
аварии СГТС, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
декларация
безопасности СГТС - документ, в котором обосновывается безопасность сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности
СГТС с учетом его класса;
декларант -
эксплуатирующая организация, составляющая декларацию безопасности;
государственный
инспектор (далее - инспектор) - лицо, уполномоченное Минтрансом России
осуществлять надзор и контроль за соблюдением
эксплуатирующими и подрядными организациями норм и правил безопасности СГТС, а
также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их
проектированию, строительству и эксплуатации;
обеспечение
безопасности СГТС - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий на
судоходных гидротехнических сооружениях;
оценка безопасности
СГТС - определение соответствия состояния сооружения и квалификации работников
эксплуатирующей организации нормам и правилам безопасности СГТС;
несоответствие -
невыполнение норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий,
необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству
и эксплуатации;
критерии
безопасности СГТС - предельные значения количественных и качественных
показателей состояния сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие
допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в
установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственный надзор за безопасностью СГТС;
проверка -
контрольное мероприятие, осуществляемое на объектах надзора государственными
инспекторами;
акт проверки -
документ установленной формы, выдаваемый государственными инспекторами по
результатам проверки объекта надзора;
разрешение -
документ установленной формы с ограниченным сроком действия, выдаваемый органом
надзора и дающий право на строительство, ввод и вывод из эксплуатации,
эксплуатацию, реконструкцию, восстановление или консервацию СГТС;
уведомление -
официальное письменное извещение эксплуатирующей организацией органа надзора за
безопасностью СГТС о выполнении предписаний актов проверки.
II.
Организация государственного надзора
за безопасностью
СГТС
3. Органом
государственного надзора за безопасностью СГТС является Минтранс России.
4. Функции
государственного надзора за безопасностью СГТС осуществляет Департамент
внутренних водных путей (далее - ДВВП).
Функции контроля за соблюдением эксплуатирующими организациями норм
и правил безопасности СГТС осуществляет Российский Речной Регистр (далее -
РРР).
Контрольная
деятельность на поднадзорных объектах в пределах соответствующих водно - транспортных бассейнов выполняется филиалами РРР -
инспекциями. Организацию и координацию их деятельности осуществляет Центр
безопасности судоходных гидротехнических сооружений РРР (далее - ЦБ СГТС).
5. ДВВП выполняет
функции по организации, осуществлению, координации и контролю мероприятий,
направленных на обеспечение государственного надзора за безопасностью СГТС:
- организация
разработки, утверждение и своевременное уточнение критериев безопасности СГТС;
- установление
совместно с РРР во взаимодействии с МЧС России дополнительных требований к
содержанию декларации безопасности СГТС;
- взаимодействие с
органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
(далее - ГО и ЧС) по вопросам предупреждения и ликвидации последствий аварий
СГТС;
- организация
разработки мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации СГТС;
- организация
разработки нормативной документации по вопросам безопасности СГТС;
- корректировка
совместно с РРР перечня объектов, подлежащих декларированию;
- организация
декларирования безопасности СГТС, контроль выполнения графика декларирования;
- утверждение
экспертных заключений по декларациям безопасности, утверждение деклараций
безопасности СГТС;
- согласование
формы и содержания отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений
(далее - Регистр СГТС);
- выдача и
аннулирование разрешений на эксплуатацию СГТС;
- согласование
использования территорий и акваторий в границах СГТС в целях осуществления
хозяйственной или иной деятельности;
- согласование
заданий на проектирование СГТС, проектов их строительства и реконструкции,
контроль качества строительства СГТС, приемка в эксплуатацию.
6. РРР выполняет
следующие функции:
- контроль за соблюдением эксплуатирующими организациями норм
и правил безопасности СГТС;
- проверка
соответствия состояния СГТС по результатам технического контроля
эксплуатирующими организациями декларациям безопасности и требованиям
действующих нормативных документов;
- выдача и контроль
выполнения предписаний эксплуатирующим организациям по обеспечению безопасности
СГТС;
- участие в
разработке проектов нормативной документации по вопросам безопасности СГТС;
- участие в
согласовании нормативно - технической документации по эксплуатации СГТС;
- участие в
согласовании заданий на проектирование СГТС, проектов их строительства,
реконструкции, восстановления, консервации и ликвидации, а также проверка
выполнения норм и правил безопасности СГТС эксплуатирующими и подрядными
организациями при строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации
СГТС, участие в приемке их в эксплуатацию;
- участие в
подготовке перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы
деклараций безопасности СГТС, разработка и контроль выполнения квалификационных
требований к специалистам экспертных комиссий;
- участие совместно
с ДВВП в корректировке перечня объектов, подлежащих декларированию;
- организация
обучения и повышения квалификации инспекторов в области безопасности СГТС;
- анализ
результатов контрольной деятельности и подготовка предложений по ее
совершенствованию;
- ведение
отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений и базы
данных по декларациям безопасности.
7. Надзор и
контроль за безопасностью СГТС (надзорная
деятельность) осуществляется посредством проверок.
По результатам
проверок оформляются документы - акты, в которых даются заключение о соответствии
состояния сооружения декларации безопасности и обязательные для исполнения
эксплуатирующими организациями предписания, направленные на устранение
несоответствий.
При наличии
нарушений норм и правил ведения отдельных видов специальных и строительно - монтажных работ, влияющих на безопасность
СГТС, инспектор может принять решение по их приостановлению.
При невыполнении
предписаний, наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может
принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции,
восстановления, консервации или ликвидации сооружений, а также об аннулировании
разрешения на эксплуатацию.
8. После
утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей
организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или
вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию,
восстановление, консервацию или ликвидацию.
9. Эксплуатирующая
организация получает свидетельство о государственной регистрации
гидротехнических сооружений объекта. Выдачу указанного документа и внесение
СГТС в отраслевой регистр производит РРР.
10. При
аннулировании разрешения эксплуатация СГТС может осуществляться с определенными
ограничениями, которые устанавливаются соответствующими документами. Эти
документы выдаются ДВВП и должны содержать дополнительные требования по
обеспечению надежной и безопасной работы СГТС путем изменения режима
эксплуатации объекта, принятия мер по проведению аварийно - ремонтных работ.
Эксплуатирующая
организация в соответствии с требованиями этих документов разрабатывает
мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения.
ДВВП рассматривает
и утверждает мероприятия по обеспечению безопасности СГТС, разрешение на
строительство и эксплуатацию которых аннулировано, находящихся в аварийном
состоянии, подлежащих консервации или ликвидации.
11. Государственный
надзор и контроль за соблюдением эксплуатирующими
организациями норм и правил безопасности СГТС осуществляется государственными
инспекторами.
Руководитель ДВВП
по должности является главным государственным инспектором Российской Федерации
по надзору за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.
Заместитель
руководителя ДВВП, ведающий вопросами государственного надзора за безопасностью
СГТС, одновременно по должности является заместителем главного государственного
инспектора Российской Федерации по надзору за безопасностью СГТС.
Перечень
должностных лиц, осуществляющих государственный надзор за безопасностью СГТС,
определяется в установленном порядке.
12. Государственные
инспекторы при осуществлении своих функций имеют право:
-
беспрепятственного посещения поднадзорных объектов, ознакомления с материалами
по вопросам безопасности СГТС и организации технического контроля;
- рассматривать в
пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;
- давать
обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания, не
приостанавливающие основной вид деятельности, об обеспечении безопасности СГТС
и контролировать их исполнение в установленные сроки;
- проверять
деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию
водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в
руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах
гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие
на безопасность СГТС;
- участвовать в
работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследованию причин аварий и
чрезвычайных ситуаций, а также в комиссионных обследованиях, организуемых
эксплуатирующими организациями;
- получать от
эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных
на них функций.
13. Главный
государственный инспектор Российской Федерации имеет право:
- выдавать предписания
о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления,
консервации, ликвидации СГТС;
- вносить
представление в соответствующие органы об аннулировании лицензий на
осуществление деятельности по строительству СГТС при невыполнении лицензиатами
установленных условий и о запрещении или ограничении деятельности физических и
юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо
ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов на
прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая
деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС;
- утверждать
заключения экспертных комиссий и декларации безопасности поднадзорных объектов;
- выдавать и
аннулировать разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или
вывод из эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;
- привлекать в
установленном порядке научно - исследовательские, проектно - изыскательские и
другие организации при рассмотрении обстоятельств и причин аварий;
- отменять при
необходимости решения государственных инспекторов.
14. Государственные
инспекторы, осуществляющие надзор за безопасностью СГТС, несут ответственность
за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование
предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
15. Эксплуатирующая
организация содействует государственным инспекторам в реализации их функций,
представляет материалы по вопросам безопасности СГТС и организации технического
контроля, незамедлительно информирует ДВВП, ЦБ СГТС и Инспекцию об угрозе
возникновения аварий.
16. Решения
государственных инспекторов, оформленные соответствующими документами,
обязательны для эксплуатирующих организаций и подлежат исполнению. При
несогласии с этими решениями эксплуатирующая организация имеет право обжаловать
их в ЦБ СГТС и ДВВП. В целях разрешения спорных вопросов ДВВП может создать
комиссию из представителей ДВВП, ЦБ СГТС и при необходимости -
специализированных организаций. В случае несогласия с выводами комиссии
эксплуатирующая организация может обжаловать их в судебном порядке.
III.
Организация и осуществление контрольной
деятельности
17. Контрольная
деятельность на поднадзорных объектах осуществляется РРР в соответствии с
планом, согласованным с ДВВП.
18. Годовые планы
контрольной деятельности разрабатываются инспекциями с учетом планов работ
эксплуатирующих организаций.
19. ЦБ СГТС на
основании представленных инспекциями годовых планов составляет сводный план.
После согласования
с ДВВП сводного плана директор РРР утверждает годовые планы работы инспекций.
20. Годовой план
работы должен предусматривать:
- очередность и
сроки проведения общих и целевых проверок;
- участие
инспекторов в обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями, в
работе комиссий и др.;
- обобщение
сведений о состоянии безопасности поднадзорных СГТС и подготовку итогового
отчета о результатах деятельности инспекции по контролю за
безопасностью СГТС за отчетный год.
21. В зависимости
от особенностей поднадзорных объектов и их местоположения за инспекцией
закрепляются объекты одной или нескольких эксплуатирующих организаций.
Решение о
закреплении конкретных поднадзорных объектов за инспекциями принимается
директором РРР.
22. Проверки могут
осуществляться как одним инспектором, так и группой инспекторов.
23. Инспектор при
осуществлении своей деятельности:
- оценивает
соблюдение норм и правил безопасности СГТС эксплуатирующими организациями,
выдает предписания об устранении выявленных нарушений и недостатков;
- контролирует
выполнение ранее выданных предписаний;
- анализирует
информацию о состоянии безопасности поднадзорных объектов;
- готовит
необходимые справки, отчетные материалы и др.
24. Инспекторы
принимают участие в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию,
расследованию аварий и аварийных происшествий на поднадзорных объектах, в
обследованиях, внеочередных осмотрах, проводимых эксплуатирующей организацией.
25. Контрольная
деятельность на поднадзорных СГТС осуществляется путем проведения общих и
целевых проверок. Эксплуатирующая организация назначает ответственное лицо для
сопровождения проверяющих по объектам надзора.
26. Общая проверка
проводится инспектором или группой инспекторов на
эксплуатируемом объекте один раз в год в соответствии с годовым планом с целью
контроля соблюдения норм и правил безопасности СГТС. Она может выполняться во
время инспекторского осмотра СГТС, осуществляемого эксплуатирующей
организацией.
27. Эксплуатирующая
организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик
СГТС по позициям информационных материалов (см. п. 34). Контроль достоверности
этих данных осуществляется в ходе проверки.
28. Общая проверка
проводится по базовой программе (Приложение N 1), в которую могут вноситься
дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС
и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности.
В процессе
подготовки и проведения проверки инспектор:
- изучает материалы
по объекту и декларацию безопасности;
- проверяет
имеющуюся на сооружении проектную, исполнительную, нормативную и
эксплуатационную документацию;
- изучает данные
измерительного и визуального контроля состояния сооружений и оборудования,
актов осмотров и обследований, результаты исследований СГТС, выполненных
специализированными организациями;
- производит осмотр
СГТС;
- проверяет в
действии (при необходимости) оборудование и контрольно - измерительную
аппаратуру.
29. По результатам
общей проверки оформляется "Акт общей проверки безопасности судоходных
гидротехнических сооружений (СГТС)" (Приложение N 2). В нем отражаются
выявленные несоответствия, даются предписания по обеспечению безопасности
поднадзорного объекта и назначаются сроки их выполнения. В случае отсутствия
действующей декларации соответствующие пункты акта не заполняются. Акт
подписывается инспектором (инспекторами) и заверяется его личной печатью.
30. Акт общей
проверки составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается под
расписку представителю эксплуатирующей организации, второй остается в
инспекции, а третий вместе со справкой эксплуатирующей организации об изменении
характеристик СГТС высылается инспекцией в ЦБ СГТС.
31. На основании
акта общей проверки ЦБ СГТС в установленном порядке вносит, при необходимости,
изменения в Регистр СГТС.
32. Задачей целевых
проверок является контроль отдельных вопросов обеспечения эксплуатирующими и
подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых,
реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а
также условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих
сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут
проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы (Приложение
N 1). Проверки выполняются инспектором или группой инспекторов.
33. Сроки
проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются годовым планом в
зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности (определяются по
результатам декларирования, технического контроля и надзорной деятельности),
графика проведения ремонтно - восстановительных и
строительно - монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными
организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в
декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по
осмотрам и обследованиям, приказах и распоряжениях
вышестоящих организаций, а также других факторов.
34. Первая
целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед регистрацией (внесением
в отраслевой регистр) на основании письменного заявления в инспекцию
руководителя эксплуатирующей организации. К заявлению прилагаются
информационные материалы по СГТС, которые предусмотрены Инструкцией о ведении
Российского регистра гидротехнических сооружений <*>. Целью этой проверки
является контроль полноты и качества информационных материалов о сооружении,
представленных эксплуатирующей организацией для внесения в базу данных Регистра
СГТС.
--------------------------------
<*> Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом
России и Госгортехнадзором России N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а,
зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г.,
регистрационный N 1858.
После проверки
СГТС, осуществляемой перед регистрацией сооружения, оформляется акт, в котором
приводятся конкретные замечания по информационным материалам. К экземпляру
акта, высылаемому в ЦБ СГТС, прикладывается копия акта последнего
инспекторского осмотра. С учетом результатов проверки в установленном порядке
СГТС включается в Регистр СГТС, а эксплуатирующей организации выдается
свидетельство о государственной регистрации гидротехнических сооружений объекта
(Приложение N 4).
35. По результатам
целевой проверки составляется акт целевой проверки безопасности судоходных
гидротехнических сооружений (СГТС) (Приложение N 3). В акте отражаются
выявленные несоответствия, формулируются предписания по обеспечению
безопасности СГТС и указываются сроки их выполнения.
Акт подписывается
инспектором (инспекторами) и заверяется его личной печатью.
36. Акт целевой
проверки составляется в трех экземплярах. Один экземпляр акта передается под
расписку представителю эксплуатирующей организации, второй экземпляр остается в
инспекции, третий высылается инспекцией в ЦБ СГТС.
37. Если по факту
выявленных проверкой грубых нарушений норм и правил безопасности СГТС выдается
предписание о приостановлении производимых на объекте работ (п. 7), инспектор
незамедлительно извещает об этом (с передачей факсимильной копии акта проверки)
ЦБ СГТС, который информирует ДВВП.
IV.
Контроль разработки и проведения экспертизы
деклараций
безопасности
38. Перечень
подлежащих декларированию объектов со сроками разработки деклараций
безопасности и перечень экспертных центров составляется ДВВП совместно с ЦБ
СГТС и утверждается приказом Минтранса России по согласованию с МЧС России.
Контроль выполнения графика разработки деклараций осуществляет ДВВП.
39. Декларация
представляется декларантом в экспертный центр. Декларант по своему усмотрению
выбирает экспертный центр из перечня экспертных центров, имеющих право
проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.
40. После
проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности экспертный
центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП.
Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП.
41. В случае
отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и
один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в
установленном порядке потребовать проведения повторной экспертизы.
42. При
положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении или
отказе в утверждении декларации безопасности и экспертного заключения.
Утвержденные
оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию
(ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком
их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний представляет копии декларации безопасности в инспекцию
(на бумажном носителе), ЦБ СГТС (на бумажном и магнитном носителях) и другие
организации в соответствии с законодательством. В ЦБ СГТС представляются
также заверенные копии разрешения и заключения экспертизы.
43. ЦБ СГТС
производит анализ результатов декларирования поднадзорных объектов, готовит
предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности,
методике ее составления и формам представляемых материалов.
V. Контроль
соблюдения подрядными организациями
лицензионных
требований и условий
44. При проведении
контрольной деятельности проверяется наличие у выполняющих работы на СГТС
подрядных организаций необходимых лицензий.
45. Контроль
соблюдения лицензионных требований и условий осуществляется систематически в
ходе надзорной деятельности и учитывается при анализе информации,
характеризующей состояние безопасности поднадзорных объектов. Для этого в акте
проверки должны приводиться выводы о соблюдении подрядными организациями
условий действия лицензий.
Выводы
анализируются ЦБ СГТС и после обобщения передаются в ДВВП.
46. В случае
выявления фактов невыполнения лицензионных требований и условий ДВВП сообщает
об этом лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Вопрос о приостановке
действия лицензии или ее аннулировании решается в установленном порядке.
VI.
Контроль выполнения эксплуатирующими
организациями
предписаний
47. Контроль
выполнения предписаний по обеспечению безопасности СГТС осуществляется
систематически при проведении надзорной деятельности на местах с учетом
уведомлений.
48. По каждому
предписанию акта должна быть сделана отметка о его выполнении.
49. В случае
невыполнения в установленные сроки предписаний актов ДВВП принимает
соответствующие меры.
50. При
невыполнении предписаний акта проверки по уважительным причинам допускается по
ходатайству эксплуатирующей организации продление срока выполнения предписаний
актов на устанавливаемый ДВВП по представлению ЦБ СГТС период при условии
обоснования продления срока и разработки организационно - технических
мероприятий, обеспечивающих безопасные условия эксплуатации поднадзорного
объекта до устранения указанных нарушений.
51. В случае
нарушений норм и правил ведения специальных и строительно -
монтажных работ при строительстве, реконструкции, восстановлении,
консервации и ликвидации, влияющих на безопасность СГТС, разрешение на
приостановку и возобновление последних принимается по решению ДВВП.
Письменное
разрешение на возобновление перечисленных выше работ выдается после получения
ДВВП письменного уведомления от поднадзорной организации о выполнении
предписаний акта, послуживших причиной приостановки.
VII.
Контроль соблюдения требований
к квалификации
эксплуатационного персонала
поднадзорных
объектов
52. При
осуществлении надзорной деятельности должен производиться контроль
за обеспечением эксплуатирующими организациями соответствующей нормам и
правилам квалификации работников.
53. В ходе проверки
инспекторы проверяют:
- соблюдение
эксплуатирующими организациями порядка подбора, подготовки, допуска к
производственной деятельности и повышения квалификации персонала, связанного с
обеспечением безопасности СГТС;
- наличие
должностных инструкций для инженерно - технического состава и производственных
- для технического персонала.
54. Результаты
контроля должны учитываться и анализироваться ЦБ СГТС и представляться в ДВВП.
VIII.
Ответственность за нарушение законодательства
о безопасности СГТС
55. За нарушение
законодательства о безопасности СГТС органом надзора и его должностными лицами
принимаются меры в соответствии с Федеральным законом "О безопасности
гидротехнических сооружений" в пределах предоставленных ему прав.
56. Принимаемые
меры за нарушение законодательства о безопасности СГТС могут ограничивать
производственную деятельность эксплуатирующих и подрядных организаций или
применяться к руководителям, должностным лицам и работникам, деятельность или
бездействие которых привели к нарушению норм и правил безопасности СГТС, стали
причиной или способствовали возникновению аварии, созданию угрозы жизни людей и
т.п.
57. В соответствии
с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации ДВВП имеет право:
- аннулировать
выданные разрешения на ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, вывод из
эксплуатации, реконструкцию, восстановление либо консервацию поднадзорных
объектов при обнаружении существенного изменения условий, влияющих на
обеспечение безопасности СГТС, снижении возможностей локализации или ликвидации
чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий;
- сокращать срок
действия декларации при снижении уровня безопасности СГТС, а также при
невыполнении мероприятий, направленных на обеспечением безопасности поднадзорных объектов;
- применять
установленные законодательством Российской Федерации меры к руководителям,
должностным лицам и работникам эксплуатирующих организаций, которые в силу
возложенных на них обязанностей, предоставленных полномочий, должны
обеспечивать безопасность эксплуатации СГТС;
- в установленном
порядке вносить в соответствующие органы предложения о запрещении или
ограничении деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих
эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную
деятельность в руслах рек и на прилегающих к ним территориях и акваториях в
границах гидроузла, если таковая может оказывать неблагоприятное воздействие на
безопасность СГТС;
- осуществлять иные
действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и направленные
на обеспечение безопасности поднадзорных объектов.
58. При применении
мер в случае нарушения законодательства Российской Федерации следует
руководствоваться следующим:
- применение той
или иной меры, ее значимость должны соответствовать характеру и степени влияния
допущенных нарушений на состояние безопасности СГТС;
- любое
установленное инспектором нарушение требований по обеспечению безопасности СГТС
влечет за собой оформление и выдачу акта с предписаниями об устранении
выявленных нарушений;
- должностные лица
поднадзорных объектов, осуществляющие управленческие функции, несут
ответственность за действия эксплуатационного персонала.
IX. Учет и
анализ результатов надзорной деятельности
за безопасностью
СГТС
59. Результаты
надзорной деятельности за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и
анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению
безопасности СГТС.
60. Анализ
информации о состоянии безопасности СГТС должен охватывать все направления
надзорной деятельности и осуществляться во взаимодействии инспекциями, ЦБ СГТС
и ДВВП.
61. Учету и анализу
подлежат:
- акты, выдаваемые
по результатам проверок;
- уведомления
эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности
СГТС;
- результаты
деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами;
- сведения о
состоянии безопасности поднадзорных объектов по результатам работы за год, а
также информация, характеризующая эффективность надзорной деятельности;
- сведения о ходе
декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки
графика декларирования.
62. При проведении
анализа результатов надзорной деятельности следует:
- классифицировать
выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС,
классу, нормативным правовым, нормативно - техническим и другим актам в области
обеспечения безопасности;
- учитывать и
обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности
поднадзорных объектов, выводы о причинах и условиях установленных нарушений;
- установить
причины невыполнения предписаний актов и результаты принятых мер по их
исполнению;
- обобщить комплекс
проблемных вопросов по обеспечению безопасности поднадзорных объектов СГТС;
- дать
характеристику состояния безопасности СГТС Минтранса России.
63. Итоговые
результаты анализа надзорной деятельности за год ЦБ СГТС представляет в ДВВП.
X.
Формирование и ведение отраслевого раздела
Российского
регистра гидротехнических
сооружений
64. Формирование и
ведение отраслевого раздела Российского регистра судоходных гидротехнических
сооружений осуществляется ЦБ СГТС согласно Инструкции о ведении Российского
регистра гидротехнических сооружений. Государственной регистрации и учету
подлежат все СГТС, поднадзорные Минтрансу России.
65. Основанием для
включения гидротехнического сооружения в Регистр СГТС является утвержденная
декларация безопасности этого сооружения.
66. Судоходные гидротехнические
сооружения, которые были приняты в постоянную эксплуатацию до даты вступления в
силу Федерального закона "О безопасности гидротехнических
сооружений", включаются в отраслевой Регистр в безусловном порядке, без
представления декларации безопасности, на основании заявления эксплуатирующей
организации. Заявление с приложением информационных сведений о СГТС
направляется через инспекцию в ЦБ СГТС. Поступившая в инспекцию информация о
СГТС проверяется и, при необходимости, уточняется.
Заявление и информационные
сведения (в трех экземплярах) подписываются руководителем представляющей их
эксплуатирующей организации, который несет ответственность за полноту и
достоверность данных, и регистрируются инспекцией в журнале учета.
67. На стадии ввода
в эксплуатацию нового объекта производится его постановка на учет с внесением в
отраслевой Регистр и выдачей свидетельства о государственной регистрации
гидротехнических сооружений объекта (Приложение N 4) после утверждения
декларации безопасности.
В Регистр СГТС
систематически вносятся необходимые изменения и уточнения по показателям
состояния сооружений, условиям их эксплуатации и пр.
68. В случае
неполного или некачественного представления информационных сведений ЦБ СГТС
через инспекцию в месячный срок направляет в эксплуатирующую организацию запрос
о необходимости внесения исправлений. Срок включения СГТС в отраслевой Регистр
продлевается на период до поступления откорректированной информации.
Если в течение трех
месяцев со дня регистрации заявления эксплуатирующая организация не представила
затребованной информации, то инспекция вправе возвратить его отправителю.
69. ЦБ СГТС обязан
внести судоходное гидротехническое сооружение (гидроузел) в Регистр СГТС и
направить эксплуатирующей организации (декларанту) регистрационный документ -
свидетельство о государственной регистрации гидротехнических сооружений объекта
(Приложение N 4) - в трехмесячный срок со дня поступления заявления в инспекцию
или утверждения декларации безопасности в ДВВП.
70. Данные об
изменениях количественных и качественных показателей состояния СГТС должны
поступать в ЦБ СГТС, который формирует отраслевой Регистр и ведет базу данных
по декларациям безопасности, со следующей периодичностью:
- акты комиссионных
обследований - в соответствии с графиком декларирования;
- декларации
безопасности СГТС (для проектируемых,
вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых, выводимых из эксплуатации, а также
после их реконструкции, восстановления либо консервации) - после их
утверждения;
- сведения об
имевших место авариях и повреждениях - по факту их возникновения;
- сведения о
состоянии безопасности СГТС - один раз в год по результатам проверок
поднадзорных объектов.
71. ЦБ СГТС
ежегодно, основываясь на материалах годовых отчетов инспекций, обобщает данные
о результатах инспекционной деятельности и передает их в систематизированной и
унифицированной форме после утверждения директором РРР в ДВВП.
72. Основные
информационные данные о состоянии безопасности СГТС и условиях их эксплуатации
в объеме приложения к Инструкции о ведении Российского регистра
гидротехнических сооружений периодически передаются ЦБ СГТС в сводную
электронную базу данных Российского регистра гидротехнических сооружений,
которую формирует и ведет Центр Российского регистра гидротехнических
сооружений и Государственного водного кадастра Минприроды России.
Приложение N 1
к Правилам
БАЗОВАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
Проверка судоходных
гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим позициям:
1) наличие
разрешительной и технической документации;
2) оснащенность
СГТС контрольно - измерительной аппаратурой;
3) организация
технического контроля состояния СГТС;
4) состояние СГТС;
5) выполнение
мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;
6) готовность к
локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.
1. Наличие
разрешительной и технической документации
Проверяется наличие
разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации,
сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям
действующих руководящих документов.
2.
Оснащенность СГТС контрольно - измерительной
аппаратурой (КИА)
Проверяются:
- соответствие
количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту;
- оценка
достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС
и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к
аварийной ситуации;
- выполнение
графика проверок КИА и ее метрологического контроля.
3.
Организация технического контроля состояния СГТС
Проверяются:
- структура
подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль
состояния СГТС, укомплектованность персонала этих подразделений и соответствие
уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям;
- выполнение правил
технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС;
- оценка
достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности
натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и контрольно -
профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией
(осмотры, обследования, осушения камер и т.п.);
- порядок оценки
безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ данных
и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС,
контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение
специализированных научно - исследовательских и проектных организаций для
решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС);
- наличие
компьютерных систем мониторинга СГТС.
4.
Состояние СГТС
Проверке подлежат:
- соответствие
фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом возможных
изменений);
- соответствие
параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям
действующих нормативных документов;
- наличие проектной
документации на конструктивные изменения СГТС;
- наличие
утвержденных критериев безопасности СГТС;
- соответствие
значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС;
- соответствие
качественного уровня безопасности СГТС указанному в
информационных данных и действующей декларации безопасности.
5.
Выполнение мероприятий по обеспечению
безопасности СГТС
Проверяются:
- выполнение планов
- графиков наблюдений и обследований СГТС;
- выполнение
мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в
декларации безопасности;
- выполнение
рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям;
- выполнение
мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных
приказами и распоряжениями вышестоящих организаций;
- выполнение
предписаний, предъявленных инспекторами по итогам предыдущих проверок;
- выполнение правил
технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и
повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний).
6.
Готовность к локализации и ликвидации
опасных повреждений
и аварийных ситуаций
Проверяются:
- наличие на СГТС
плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами исполнительной
власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических
аварий и их последствий с участием спецподразделений и использованием
материально - технических средств региона;
- наличие плана
оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации аварийных
ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции;
- наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения
населения при угрозе прорыва напорного фронта;
- наличие на СГТС
сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и авариях,
причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;
- наличие на СГТС
типовых конструктивно - технологических решений или рекомендаций по
предотвращению развития и ликвидации возможных опасных повреждений и аварийных
ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в пределах своей
компетенции;
- наличие
необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и
запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной
техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для
ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
- состояние дорог,
мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние
аварийных выходов для персонала.
Приложение N 2
к Правилам
Форма РР-2.2
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
ГЕРБ _______________ инспекция
АКТ N _______
ОБЩЕЙ ПРОВЕРКИ БЕЗОПАСНОСТИ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (СГТС)
Название гидроузла
_______________________________________________
Название или номер СГТС
__________________________________________
Класс СГТС
_______________________________________________________
Автор проекта
____________________________________________________
Год ввода в эксплуатацию _________________________________________
Год ввода в эксплуатацию после реконструкции
_____________________
Эксплуатирующая организация
______________________________________
Проверка проведена в период
______________________________________
инспекторами (инспектором)
_______________________________________
__________________________________________________________________
в присутствии
____________________________________________________
(фамилии и должности лиц, присутствовавших
__________________________________________________________________
при проверке)
__________________________________________________________________
Проверкой выявлены следующие несоответствия
1. Наличие
разрешительной и состояние технической документации
2.
Оснащенность СГТС контрольно - измерительной аппаратурой
3.
Организация технического контроля состояния СГТС
4.
Состояние СГТС
5.
Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС
6. Готовность к локализации и ликвидации
опасных повреждений и
аварийных ситуаций
7.
Соответствие состояния СГТС декларации безопасности
8.
Информационные данные
Предписания
Акт получил: _____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
Инспекторы:
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
"__" __________________ г.
Приложение N 3
к Правилам
Форма РР-2.3
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
ГЕРБ ________________ инспекция
АКТ N _______
ЦЕЛЕВОЙ ПРОВЕРКИ БЕЗОПАСНОСТИ
СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ (СГТС)
Название гидроузла
_______________________________________________
Название или номер СГТС
__________________________________________
Класс СГТС
_______________________________________________________
Автор проекта
____________________________________________________
Год ввода в эксплуатацию
_________________________________________
Год ввода в эксплуатацию после реконструкции
_____________________
Эксплуатирующая организация
______________________________________
Цель проверки
____________________________________________________
Проверка проведена в период ______________________________________
инспекторами (инспектором)
_______________________________________
__________________________________________________________________
в присутствии
____________________________________________________
(фамилии и должности лиц, присутствовавших
__________________________________________________________________
при проверке)
__________________________________________________________________
Результаты проверки и выводы:
Предписания
Акт получил:
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
Инспекторы:
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
_____________________________________________________
(должность)
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
"__" __________________ г.
Приложение N 4
к Правилам
Форма РР-2.1
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ РЕЧНОЙ РЕГИСТР
ГЕРБ
СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОБЪЕКТА
N __________
"__" ___________ г.
г. Москва
Настоящее
Свидетельство о государственной регистрации
гидротехнических сооружений
______________________________________
(наименование
объекта)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
выдано
___________________________________________________________
(наименование юридического лица (декларанта))
Гидротехнические сооружения,
основные информационные данные
которых приведены
в приложении к
настоящему Свидетельству,
включены в
раздел ______ Российского регистра гидротехнических
сооружений, и им присвоены коды, приведенные в
приложении.
Основание
для включения в Российский регистр гидротехнических
сооружений:
1.
Декларация безопасности гидротехнических сооружений
объекта, утвержденная и
зарегистрированная _______________________
__________________________________________________________________
(наименование органа исполнительной власти,
__________________________________________________________________
утвердившего и зарегистрировавшего декларацию безопасности)
__________________________________________________________________
(регистрационный номер, дата регистрации)
2. Заявление собственника или эксплуатирующей организации (для
первичной регистрации на период до представления
декларации)
__________________________________________________________________
(дата и регистрационный номер заявления)
М.П.
Российский Речной Регистр