ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2002 г. N 2322-III ГД
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 125085-3
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Государственная
Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять в первом
чтении проект Федерального закона N 125085-3 "О внесении изменений в
статьи 5, 6 и 21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Направить
указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной
Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации.
Установить, что
поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы
по труду и социальной политике в месячный срок со дня принятия настоящего
Постановления.
3. Комитету
Государственной Думы по труду и социальной политике доработать указанный
законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение
Государственной Думы во втором чтении.
4. Настоящее
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Государственной
Думы
Федерального
Собрания
Российской
Федерации
Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 августа 2001 г. N 5010п-П12
О ВНЕСЕНИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со
статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации
вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российском
Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и
21 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.КАСЬЯНОВ
Проект
N 125085-3
Вносится
Правительством
Российской
Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И
21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ
ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Внести в
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 29, ст. 3702) следующие изменения:
1. Абзац девятый
статьи 5 изложить в следующей редакции:
"определение порядка осуществления государственной экспертизы условий труда;".
2. Абзац десятый
статьи 6 изложить в следующей редакции:
"организация и
проведение государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по
охране труда в организациях;".
3. В статье 21:
пункты 1 и 2
изложить в следующей редакции:
"1.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, ведающими вопросами охраны труда.
2. Государственная
экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определяемом Правительством
Российской Федерации".
Президент
Российской
Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 5, 6 И 21
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
Проект Федерального
закона "О внесении изменений в статьи 5, 6 и 21 Федерального закона
"Об основах охраны труда в Российской Федерации" подготовлен в целях
реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" в части осуществления государственной экспертизы условий труда.
Разработка
указанного законопроекта обусловлена необходимостью изменить предмет
правительственного регулирования, изложенного в пункте 2 статьи 21 Федерального
закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которым
предусмотрено утверждение Правительством Российской Федерации Положения о
Всероссийской государственной экспертизе условий труда.
В настоящее время
государственная экспертиза условий труда на федеральном уровне осуществляется
подразделением, входящим в структуру Департамента условий и охраны труда
Минтруда России, положение о котором утверждается министерством. Утверждение
Правительством Российской Федерации Положения о Всероссийской государственной
экспертизе условий труда не требуется.
В то же время
статьей 5 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" предусмотрено, что формирование органов, осуществляющих
государственную экспертизу условий труда (включая субъекты Российской
Федерации), и определение порядка деятельности указанных органов относится к
полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, что не
согласуется с Конституцией Российской Федерации. При этом статьей 6 данного
Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации
в области охраны труда отнесена организация государственной экспертизы условий
труда работников вместо организации и проведения этой деятельности на
территории субъекта Российской Федерации.
Таким образом,
положения Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" о государственной экспертизе условий труда вызывают
противоречия правового характера и создают сложности в реализации статей 5, 6 и
21 Закона.
Для разрешения
сложившейся ситуации предлагается рассматривать государственную экспертизу
условий труда как систему деятельности на федеральном уровне и уровне субъектов
Российской Федерации. При таком подходе государственная экспертиза условий
труда должна осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской
Федерации.
Разработанный
законопроект позволит определить порядок осуществления государственной
экспертизы условий труда в Российской Федерации и урегулировать отношения между
федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.
На практике основы
такой системы уже сложились и государственная экспертиза
условий труда на региональном уровне осуществляется органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами
охраны труда, а на федеральном уровне - Минтрудом России.
Принятие
законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов всех
уровней.