ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 20 марта 2002 г. N 38
О РЕАЛИЗАЦИИ СТ. 15 ФЗ "О ПРОМЫШЛЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ"
Проведенный анализ
сведений, представленных территориальными органами Госгортехнадзора России о
ходе страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные
объекты, показал неудовлетворительное выполнение поднадзорными Госгортехнадзору
России организациями требований ст. 15 ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов", а также недостаточное использование
всех возможностей данного экономического механизма
регулирования промышленной безопасности.
Территориальные
органы Госгортехнадзора России, несмотря на неоднократные указания, решения
коллегии Госгортехнадзора России, плохо контролируют выполнение поднадзорными
организациями требования законодательства в области промышленной безопасности в
части страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам
в случае возникновения аварии на опасном производственном объекте. Особенно
неблагополучная ситуация сложилась в Управлении Иркутского округа (Сериков
Е.А.), где застраховано менее 6% организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты; Дагестанской ГТИ (Харитонов А.А.) - застраховано
6,6%; Ингушской ГТИ (Баркинхоев А.М.) - около 11%;
Мурманском управлении (Фундератов Ю.В.) - 13,4%;
Северо - Осетинской ГТИ (Быхтин В.П.) - 20,3%; Управлении Северо - Западного округа (Сапрыкин К.А.) - 29,3%.
Исключение составляет Управление Челябинского округа (Сковородкин
В.Ю.), добившееся в полном объеме выполнения требований законодательства о
промышленной безопасности в части страхования ответственности на поднадзорных
организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Со стороны
территориальных органов Госгортехнадзора России не уделяется должного внимания
взаимодействию со страховыми компаниями и поднадзорными организациями в области
оценки риска аварии и определения величины потенциального ущерба третьим лицам,
что способствует недобросовестной конкуренции страховых компаний, применению
демпинговых страховых тарифов, занижению лимитов страховой ответственности,
неудовлетворительному использованию возможностей резерва предупредительных
мероприятий для повышения противоаварийной устойчивости объектов. Из 46 территориальных органов Госгортехнадзора России только 15
участвуют в формировании программ предупредительных мероприятий, финансируемых
страховыми организациями. В то же время крайне слабо используется в этой важной
работе опыт ведущих страховых компаний, входящих в Межрегиональную Ассоциацию
страховщиков гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные
производственные объекты, занимающихся совершенствованием механизма реализации
данного вида страхования и мобилизацией ресурсов членов ассоциации для
реализации значимых, комплексных мероприятий в области промышленной
безопасности.
В целях
обеспечения соблюдения требований законодательства в области промышленной
безопасности в части страхования риска ответственности за причинение вреда
третьим лицам в случае аварии на опасном
производственном объекте приказываю:
1. Руководителям
территориальных органов Госгортехнадзора России:
1.1. Обеспечить
выполнение требований ст. 15 ФЗ "О промышленной безопасности опасных
производственных объектов" на поднадзорных объектах.
1.2. Предусмотреть
во II квартале 2002 года целевые проверки поднадзорных организаций на предмет выполнения условия лицензии о наличии действующего
договора страхования риска ответственности за причинение вреда в случае аварии
на опасном производственном объекте. Принять решительные меры к
нарушителям законодательства о промышленной безопасности, вплоть до
приостановки действия лицензии.
1.3. Активизировать
совместную работу по целевому использованию резерва предупредительных
мероприятий как с отдельными страховыми компаниями, так с объединениями
страховщиков. При этом предусмотреть направление средств на обновление и
модернизацию оборудования, обучение персонала и другие мероприятия по снижению
риска возникновения аварий на поднадзорных объектах.
1.4. Обеспечить
своевременное и в полном объеме представление в ГУП "НТЦ
"Промышленная безопасность" отчетных данных о реализации ст. 15 ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" на
поднадзорных предприятиях. Информация должна представляться ежеквартально по
прилагаемой форме <*> в электронном виде. Срок представления отчетных
данных - 20-е число месяца, следующего за окончанием квартала.
--------------------------------
<*> Не
приводится.
2. ГУП "НТЦ
"Промышленная безопасность" (Сидорову В.И.) организовать обобщение и
анализ данных территориальных органов Госгортехнадзора России о ходе
страхования ответственности, результаты в виде отчета ежеквартально
представлять руководству Госгортехнадзора России до окончания месяца,
следующего за окончанием квартала.
3. Предупредить
руководителей территориальных органов Госгортехнадзора России об их
персональной ответственности при обеспечении надзора за соблюдением
организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований
законодательства в части страхования гражданской ответственности за причинение
вреда третьим лицам.
4. Считать
утратившими силу письма Госгортехнадзора России N 02-35/1251 от 17.09.98, N
06-9/62, 06-9/63 от 17.03.99, N 03-35/232 от 07.06.00.
5. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за
собой.
Начальник
Госгортехнадзора
России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ