Поиск по базе документов:

 

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ

 

Настоящее Отраслевое тарифное соглашение (далее - Соглашение) заключено в соответствии с действующим законодательством, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы в целях согласования интересов государства, работодателей и работников в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы, удовлетворении потребностей в перевозках грузов и пассажиров, создании социально - экономических условий для производительного труда и социальной защиты работников, установлении норм оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников организаций автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта независимо от форм собственности.

 

1. Стороны и участники Соглашения

 

Сторонами настоящего Соглашения являются:

Сторона работников организаций автомобильного и городского наземного электрического транспорта: ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту - профсоюз).

Сторона работодателей: Министерство транспорта Российской Федерации - представитель работодателей федеральных государственных унитарных предприятий автотранспорта, а также государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий, других организаций отрасли автомобильного и горэлектротранспорта - при наличии соответствующих полномочий на их представление, Российский автотранспортный союз (далее - Союз) - представитель работодателей - учредителей Союза, организаций, представленных организациями - учредителями Союза, а также других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на представительство от их имени в Отраслевом тарифном соглашении.

Участники от федеральных органов исполнительной власти:

Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

 

2. Срок действия Соглашения

 

Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2004 года. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Настоящее Соглашение может быть досрочно прекращено, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон. В случае, если до 31 декабря 2004 г. не будет заключено новое соглашение, настоящее Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но не более чем 3 месяца.

 

3. Сфера действия положений Соглашения

 

3.1. Настоящее Соглашение:

3.1.1. Распространяется на работников и работодателей, а также на профсоюзных работников федеральных государственных унитарных предприятий автомобильного транспорта, организаций, представленных Российским автотранспортным союзом, а также государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий, других организаций, относящихся к отрасли автомобильного транспорта, горэлектротранспорта, независимо от форм собственности, уполномочивших Минтранс России или Российский автотранспортный союз заключить Отраслевое тарифное соглашение от их имени, на которых действуют организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

К работникам, не являющимся членами Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и не уполномочившим профсоюз на представительство, нормы Соглашения применяются на условиях, предусмотренных в коллективном договоре.

3.1.2. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам организаций и членам их семей и не ограничивает права организаций в расширении этих гарантий за счет собственных средств.

3.1.3. Является основой для заключения коллективных договоров в организациях всех форм собственности и отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и административно - территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации, а также для трудовых договоров. Стороны рекомендуют в развитие настоящего Соглашения заключать отраслевые соглашения между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей, соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления.

3.2. Настоящее Соглашение является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, а также коллективных договоров, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений и договоров.

3.3. Обеспечение социальных гарантий (включая минимальные тарифные ставки), предусмотренных настоящим Соглашением, осуществляется за счет средств (доходов) организаций, а в организациях, дотируемых из бюджетных источников, - с использованием средств соответствующих бюджетов и учитывается при формировании договорной цены (расчетного тарифа) за оказание услуг в соответствии с действующими нормативными актами.

 

4. Обязательства сторон

 

4.1. Рабочее время и время отдыха

 

Работодатели обязуются:

- соблюдать установленную Трудовым законодательством Российской Федерации нормальную продолжительность рабочего времени (не более 40 часов в неделю);

- устанавливать сокращенный режим рабочего времени для работников, занятых на вредных работах, и других отдельных категорий работников в соответствии с действующим законодательством о труде;

- устанавливать режим рабочего времени в организации согласно правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с профсоюзными комитетом, при обязательном соблюдении баланса рабочего времени за учетный период (суммированный учет и др.). При этом норма рабочего времени на определенный период исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из следующей продолжительности ежедневной работы (смены):

- при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов, в предпраздничные дни - 7 часов;

- при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, полученное в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней;

- устанавливать режимы работы водителей автомобилей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках) в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. N 16, с принятыми изменениями и дополнениями к нему;

- предоставлять работникам ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день, вредные и (или) опасные условия труда, особый характер работы, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.

Время нахождения в отпусках в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций включается в стаж работы, дающий право на основной ежегодный отпуск.

 

4.2. Оплата труда

 

4.2.1. Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта устанавливается на 1 января 2002 года в размере прожиточного минимума работоспособного гражданина по Российской Федерации в III квартале 2001 года - 1658 рублей в месяц.

Минимальная тарифная ставка рабочих I разряда в организациях автомобильного и горэлектротранспорта ежеквартально индексируется пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации за прошедший квартал на основании данных Госкомстата России.

4.2.2. Указанный в п. 4.2.1 размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников приведена в Приложении N 1.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже чем предусмотрено в пункте 4.2.1.

4.2.3. Стороны согласились, что в организациях, где действующий размер тарифной ставки I разряда в IV квартале 2001 года был ниже предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту на 2000 - 2001 годы, а также в организациях, где уровень действующей тарифной ставки I разряда ниже размера, предусмотренного п. 4.2.1 настоящего Соглашения, более чем на величину индекса роста потребительских цен в IV квартале 2001 года, допускается поэтапное введение минимальных гарантий, предусмотренных п. 4.2.1 настоящего Соглашения. Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии - в коллективных договорах предприятий, общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Отраслевого тарифного соглашения.

4.2.4. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.

4.2.5. Стороны договорились, что в организациях производятся:

- выплата надбавки за разъездной характер работ для водителей автомобилей и других работников автомобильного транспорта, работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, в размерах не ниже норм, установленных в Российской Федерации при служебных командировках;

- доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;

- оплата времени простоя не по вине работников в размере не менее 100% тарифной ставки установленных им разрядов, а для водителей, работающих на регулярных городских пассажирских маршрутах, - не менее 80% их среднечасового заработка;

- оплата сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;

- доплата за работу в ночное время всем работникам в размере 40% тарифной ставки (оклада).

При введении в организации доплат работникам за работу в многосменном режиме размеры этих доплат составляют 20% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену, 40% тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену. Ночной считается смена, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (ночное время - время с 22 часов до 6 часов);

- доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в размере не менее, чем предусмотрено ранее действовавшими нормативными актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются организациями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;

- равная оплата за равноценный труд граждан Российской Федерации и иностранных работников в случае использования иностранной рабочей силы;

- выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, в рабочее время, как правило, в месте выполнения работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Работодателям рекомендуется включать в хозяйственные договоры на выполнение работ (услуг) положения о компенсировании заказчиком дополнительных расходов организаций, связанных с несвоевременной оплатой работ (услуг).

В организациях, где на 1 января 2002 года имеется задержка выплаты заработной платы, в течение месяца с момента вступления в силу настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации;

- тарификация работ и присвоение тарифных разрядов рабочим, категорий специалистам и служащим в соответствии с требованиями "Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих", Тарифно - квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденных Постановлениями Министерства труда РФ от 06.06.96 N 32, от 21.08.98 N 37, от 22.02.99 N 3.

4.2.6. При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек разряд оплаты труда водителя повышается на один разряд, а в городах с численностью населения свыше 1 млн. человек - на два разряда.

В организациях горэлектротранспорта разряды оплаты труда водителей трамваев и троллейбусов повышаются в зависимости от габаритной длины подвижного состава в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Соглашению.

4.2.7. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу).

4.2.8. В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза, могут устанавливаться надбавки:

- за особые условия и интенсивность труда водителям, кондукторам и рабочим, занятым ремонтом подвижного состава, в размере 24% тарифной ставки;

- за классность водителям 1 класса в размере 25%, водителям 2 класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

Необходимым условием выплаты надбавки за классность является наличие:

- Положения о начислении надбавки за классность водителям;

- Положения о присвоении классности водителям.

4.2.9. Организации могут самостоятельно вводить стимулирующие виды поощрения за непрерывный стаж работы в данной организации, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий и другие.

При проведении конкурса на замещение должности руководителя предприятия или организации включать в состав конкурсной комиссии представителя территориального органа отраслевого профсоюза.

4.2.10. Считать целесообразным включать в условия трудовых договоров, заключаемых с руководителями организаций, следующие положения:

- установление размеров заработной платы руководителей в кратности от размера среднемесячной заработной платы работников организации в целом;

- выплата заработной платы руководителю одновременно с выплатой заработной платы работникам организации.

4.2.11. При заключении колдоговоров рекомендуется включать положения, предусматривающие:

- фиксированный минимальный размер доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции (услуг);

- повышение стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в среднемесячной заработной плате не менее 55 процентов.

 

4.3. Обеспечение занятости

 

В целях реализации государственной политики занятости населения и повышения социальной защищенности работников работодатели:

- совместно с профсоюзным комитетом организации и органами исполнительной власти обеспечивают реализацию целевой программы содействия занятости работников организаций отрасли автомобильного транспорта в 2002 - 2004 годах и последующие годы, не допуская при этом создания рабочих мест в организациях с оплатой ниже прожиточного минимума в регионе;

- разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20.04.96 N 36-ФЗ) социальный план организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

- извещают работников о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за 3 месяца (в том числе в организациях - банкротах);

- не допускают увольнения работников по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях:

- сокращения численности или штата работников организации;

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- не допускают без трудоустройства увольнения работников предпенсионного возраста (за 3 года до установленного срока пенсии), лиц, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матерей - одиночек по сокращению штата или численности работников;

- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников не менее чем за три месяца до момента сокращения в полном объеме предоставляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций и их объединений переквалификацию и трудоустройство намеченных к высвобождению работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата за весь срок обучения;

- содействуют приоритетному предоставлению вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств.

 

4.4. Обеспечение условий и охраны труда

 

В организациях автомобильного и городского наземного электрического транспорта:

- для организации работы по охране труда создаются службы охраны труда согласно ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ;

- в целях сотрудничества по охране труда работодателей и работников на паритетной основе создаются совместные комитеты (комиссии) по охране труда в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ;

- организуется обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременно проводятся соответствующие инструктажи и обучение по охране труда, ежегодная проверка знаний ими требований правил, норм и инструкций по охране труда;

- проводится ежегодный анализ обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществляются меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

- своевременно в соответствии с Постановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12 проводится не реже 1 раза в 5 лет периодическая аттестация рабочих мест по условиям труда с дальнейшей сертификацией работ по охране труда в организациях;

- формируется за счет средств организаций фонд охраны труда, для чего ежегодно выделяются необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда в соответствии со ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ;

- обеспечивается выполнение норм предельно допустимых нагрузок для женщин и для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и переносе тяжестей вручную, утвержденные соответствующими Постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.93 N 105 и Минтруда России от 07.04.99 N 7;

- обеспечивается выполнение требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 с Дополнением от 24.05.00 N 406;

- выполняются требования типовых отраслевых норм бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) работающим согласно Постановлению Минтруда России от 16.12.97 N 63 и от 30.12.97 N 69 с учетом Правил по их обеспечению, утвержденных Постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51, которые фиксируются в коллективных договорах.

Комитеты профсоюза организаций:

- принимают практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда в организациях, избирают уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 N 3-8;

- принимают активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда, для чего на паритетной основе выделяют своих представителей из числа уполномоченных;

- принимают меры по активизации (воссозданию) деятельности комиссий общественного контроля за безопасностью дорожного движения.

Министерство транспорта Российской Федерации совместно с Российским автотранспортным союзом примут меры по:

- разработке и реализации отраслевой целевой программы улучшения условий охраны труда на 2002 - 2005 годы.

Стороны будут способствовать организации работы по охране труда, созданию соответствующих служб в организациях и в региональных объединениях, а также обеспечивать организационно - методическое руководство ими;

- организационно - методическому руководству работой по проведению в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда согласно Постановлению Минтруда России от 14.03.97 N 12 с дальнейшей сертификацией работ по охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающим, соблюдению действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;

- проведению анализа обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, подготовке на его основе соответствующей информации и методических рекомендаций для организаций по осуществлению мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 с Дополнением от 24.05.2000 N 406;

- проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда работодателями при заключении с ними трудовых договоров, организации обучения и проверки знаний по охране труда работников предприятий согласно ГОСТ 12.0.004-90, статьи 18 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности;

- финансированию и обеспечению разработки наиболее важных общеотраслевых научно - исследовательских проблем, нормативных документов по охране труда на основе анализов несчастных случаев на производстве.

ЦК Общероссийского профсоюза обязуется:

- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;

- совместно с республиканскими, краевыми и областными комитетами профсоюза активизировать деятельность отраслевых технических и правовых инспекторов труда ЦК Общероссийского профсоюза, внештатных технических и правовых инспекторов труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и соглашениях по охране труда;

- участвовать в разработке и пересмотре отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;

- подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные акты по охране труда;

- оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за вредные условия труда при получении травм в результате несчастных случаев, связанных с выполнением трудового процесса.

 

4.5. Социальные гарантии, льготы и компенсации

 

Работодатели в организациях обеспечивают социальные льготы, гарантии и компенсации за счет и в пределах собственных средств организации, других источников, предусмотренных законодательством, в том числе:

- вводят бесплатное питание для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- оплачивают за счет организаций услуги медицинских учреждений по обязательному медицинскому осмотру работников;

- обеспечивают выдачу пособий, определенных законодательством Российской Федерации, лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и принимавшим участие в ликвидации ее последствий;

- информируют работников о правах и гарантиях в области пенсионного обеспечения, правильности применения списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда;

- предоставляют работающим в случае болезни три дня неоплачиваемого отпуска в течение года по их личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания;

- обеспечивают хозяйственное содержание санаториев - профилакториев, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей;

- производят работникам, находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства, в течение четырех месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) компенсационные выплаты в размере не менее тарифной ставки работника;

- выплачивают работникам, переведенным по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ежемесячную компенсацию (в течение 6 месяцев) сверх заработной платы в порядке, предусмотренном коллективным договором;

- сохраняют представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от работы среднюю заработную плату и соответствующие льготы;

- производят работникам, участвующим в забастовке в связи с неурегулированием коллективного трудового спора из-за нарушения условий колдоговора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) компенсационные выплаты на условиях, установленных коллективным договором;

- сохраняют за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных, детских дошкольных учреждений) на равных условиях с работниками, продолжающими трудиться в данной организации;

- обеспечивают работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплачиваемый один раз в два года за счет организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов. Организация оплачивает стоимость проезда и провоз багажа членов семей своих работников независимо от времени использования ими отпуска.

Министерство транспорта Российской Федерации, Российский автотранспортный союз и ЦК Общероссийского профсоюза рекомендуют предусматривать в коллективных договорах организаций:

- обеспечение работников, занятых на междугородных (межобластных, межреспубликанских) перевозках, сухим пайком за счет организации или выдачу эквивалентной суммы стоимости сухого пайка;

- оказание разовой материальной помощи семьям погибших вследствие несчастного случая на производстве и работникам, ставшим инвалидами вследствие несчастного случая или профзаболевания на производстве, дополнительно к законодательно установленным нормам в размере не менее годового заработка пострадавшего, рассчитанного в соответствии с действующим порядком определения среднего заработка;

- оказание разовой материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

- единовременную выплату работникам при выходе их на пенсию в зависимости от стажа работы в организации в следующих размерах:

 

      При стаже работы   

      Размер выплат в отношении     
     к среднемесячному заработку    

до 10 лет                

                  1,0               

от 10 до 15 лет          

                  1,5               

свыше 15 лет             

                  2,0               

 

- дополнительное пенсионное обеспечение работников, вышедших на пенсию, за счет средств организаций;

- оказание материальной помощи сверх размера государственного пособия работникам, высвобожденным из организаций и признанным безработными, с учетом наличия нетрудоспособных иждивенцев в семье и размера среднедушевого дохода;

- частичную или полную компенсацию удорожания стоимости питания в рабочих столовых, а также стоимости проезда к месту работы;

- возмещение молодым специалистам, работникам социально слабозащищенных категорий расходов по найму жилья, квартплате;

- выплату работникам ежегодной материальной помощи на оздоровление в период отпуска;

- бесплатное содержание в принадлежащих организациям детских дошкольных учреждениях детей тех работников, в семьях которых средний доход на одного члена семьи не превышает минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации;

- выдачу бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь, семьям, имеющим двух и более детей (с учетом совокупного дохода семьи), детей - инвалидов и одиноким матерям.

 

4.6. Обеспечение социальной защиты работников

при реорганизации и ликвидации организаций, а также

их несостоятельности (банкротстве)

 

С целью смягчения социальных последствий несостоятельности (банкротства) организаций в соответствии с Федеральным законом РФ от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", Указами Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий" и от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий - должников", другими нормативными актами стороны будут всемерно способствовать:

- осуществлению порядка приоритетности при распределении имущества должника (конкурсной массы) в соответствии со статьей 30 указанного Закона;

- созданию новых рабочих мест;

- информированию организаций о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах;

- организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.

В предвидении несостоятельности (банкротства) руководитель организации извещает об этом профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения. Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.

При наличии признаков неплатежеспособности организации, в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498, руководитель организации совместно с профкомом организует общее собрание работников, на котором определяют членов трудового коллектива для участия в проведении санации, конкурсного производства, а также в арбитражном суде.

В случае ликвидации организации или массового увольнения, связанного с банкротством, работодатель обеспечивает трудоустройство не менее 75 процентов высвобождаемых работников.

Ликвидация организации или массовое увольнение, связанное с банкротством, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

При продаже предприятия все трудовые договоры, действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия. В случае изменения профиля деятельности организации в обязанность покупателя входит переобучение или трудоустройство указанных работников.

Профсоюзные комитеты организаций, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением санации, других процедур реорганизации и ликвидации организации, заключением мирового соглашения.

 

4.7. Обеспечение гарантий работникам

приватизированных организаций

 

Обеспечение гарантий работникам приватизируемых организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", Указом Президента Российской Федерации от 21.05.99 N 632 "Об особенностях применения Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

4.8. Обеспечение прав и гарантий деятельности профсоюза

 

Министерство транспорта Российской Федерации, Российский автотранспортный союз от лица работодателей соглашаются с тем, что:

- представления профсоюзных органов о нарушении законодательства о труде, условий настоящего Соглашения и коллективного договора подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений;

- решения работодателей, касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и т.д.), принимаются по согласованию с соответствующими профсоюзными органами;

- профсоюзным комитетам организаций предоставляется в бесплатное пользование оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи, множительная техника, помещения для проведения собраний;

- представление документов на награждение отраслевыми наградами работников отраслевых организаций осуществляется при наличии согласования с соответствующими территориальными органами отраслевого профсоюза.

Республиканским, краевым, областным комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений, пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой, других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями. Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных или других соглашениях, заключаемых с участием этих организаций (объединений);

- членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в работе его пленумов, заседаниях исполкомов и комиссий, а также представителям профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также профсоюзной учебы в порядке, определенном коллективным договором;

- профсоюзные представители имеют право беспрепятственно посещать организации, независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены профсоюза, участвовать в собраниях трудовых коллективов для реализации уставных задач и получения информации от органов управления по вопросам оплаты и охраны труда, социально - экономического развития, занятости, финансового положения.

Администрация организации не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих права и деятельность профсоюза.

Освобожденные профсоюзные работники организаций пользуются всеми правами, льготами и гарантиями, действующими в организациях, наряду с работниками, в т.ч. в части премирования за основные результаты хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогам работы за год, вознаграждения за выслугу лет, осуществляемыми за счет средств организаций, при создании акционерных обществ и других. При этом премирование освобожденных председателей профкомов производится в порядке и на условиях, установленных в коллективном договоре организации.

Дополнительное вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в коллективном договоре.

Организации предоставляют в бесплатное пользование профсоюзу находящиеся на балансе организации либо арендуемые ими здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно - просветительной, физкультурно - оздоровительной работы с работниками и членами их семей, и в соответствии с коллективным договором отчисляют выборным профсоюзным органам денежные средства в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда на организацию и проведение культурно - массовой, физкультурной и иной работы в трудовом коллективе. При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана указанных объектов остаются за организацией.

Представители профсоюзных органов включаются:

- в комиссии организаций по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения;

- в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации.

Руководители государственных и муниципальных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, заключившему с ним трудовой договор, в т.ч. по вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставления работникам социальных льгот и другим.

При наличии письменных заявлений работников как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, работодатели ежемесячно и бесплатно перечисляют членские профсоюзные взносы и средства из заработной платы на счета профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа на условиях и в порядке, предусмотренных соответствующими договорами, коллективным договором организации.

 

4.9. Разрешение трудовых споров (конфликтов)

 

Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Отраслевого тарифного соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него, при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 

4.10. Стабилизация работы отраслевых организаций

 

4.10.1. Министерство транспорта Российской Федерации, Российский автотранспортный союз и ЦК Общероссийского профсоюза в целях устойчивой работы отраслевых организаций будут проводить систематическую работу по решению следующих проблемных вопросов функционирования и развития отрасли:

- повсеместного перехода на договорную (контрактную) форму взаимоотношений между транспортными организациями и заказчиками (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций) по выполнению городских и пригородных пассажирских перевозок с установлением соответствующих обязательств по бюджетной компенсации убытков организаций от этих перевозок с учетом оговоренного в договорах уровня рентабельности;

- совершенствования механизма предоставления льгот по оплате проезда граждан на городских и пригородных маршрутах, предусматривающего получение доходов транспортными организациями за выполнение таких перевозок;

- создания условий для повышения конкурентоспособности отечественных автотранспортных перевозчиков на рынке международных транспортных услуг;

- оказания государственной поддержки автоколоннам войскового типа в части обеспечения выполнения установленных заданий по их мобилизационной готовности, в первую очередь, путем бюджетного финансирования приобретения подвижного состава по существующим нормам обновления и предоставления льгот по налогообложению;

- создания в регионах объединений работодателей автотранспортных организаций;

- финансового оздоровления автотранспортных организаций и восстановления их платежеспособности, в первую очередь, по гарантированным расчетам с работниками по заработной плате;

- создания условий, обеспечивающих безопасное функционирование автотранспортного комплекса;

- формирования законодательно - правовой и нормативной базы в области регулирования работы автомобильного транспорта (в частности, Устава автомобильного транспорта, федеральных законов об автотранспортной деятельности в Российской Федерации, об основах организации пассажирских перевозок в Российской Федерации);

- разработки механизмов государственной поддержки инвестиций в городской пассажирский транспорт (ГПТ), в том числе на основе софинансирования из федерального бюджета, стимулирующего обновление парка транспортных средств для перевозок по муниципальным заказам, а также субсидирования лизинговых и кредитных схем при реализации проектов развития ГПТ;

- стимулирования снижения затрат предприятий ГПТ, выполняющих муниципальный заказ, на основе использования нормативов при планировании субсидий и дотаций;

- совершенствования отраслевого информационного обеспечения транспортных организаций и профсоюзных органов;

- выполнения Соглашения между Минтрансом России и ЦК профсоюза от 06.10.98.

4.10.2. Министерство труда и социального развития России:

- окажет поддержку работодателям, в том числе через свои органы на местах, по созданию объединений (союзов) работодателей;

- с привлечением Рострудинспекции и ее органов в регионах, Минтранса России рассматривает представления профсоюзных органов о нарушении законодательства о труде в отраслевых организациях. При необходимости создает совместные комиссии с участием инспекций труда ЦК профсоюза;

- примет соответствующие меры по осуществлению контроля со стороны Рострудинспеции за соблюдением трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы и проведения по предложению профсоюза регулярных совместных проверок организаций всех форм собственности;

- примет участие в решении вопросов компенсации автопредприятиям расходов, связанных с перевозкой пассажиров, обладающих льготами по оплате проезда, в первую очередь, в связи с их профессиональной принадлежностью.

4.10.3. Стороны продолжат ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства работников, соревнований отраслевых организаций за лучшие социально - экономические показатели работы, рассмотрят возможность развития других форм морального и материального поощрения в отрасли с подведением итогов ко дню профессионального праздника.

 

5. Контроль за ходом выполнения Соглашения

 

Контроль за ходом выполнения Отраслевого тарифного соглашения производится комиссией, сформированной сторонами (Приложение N 3) и представителями Сторон на всех уровнях, которые вправе обратиться в комиссию по любому вопросу, связанному с исполнением (неисполнением) Соглашения.

Комиссия не реже 1 раза в полугодие рассматривает выполнение Отраслевого тарифного соглашения и о результатах информирует трудовые коллективы.

При установлении нарушений и невыполнении положений Соглашения комиссия в письменной форме делает представление субъектам, нарушившим Соглашение, которые обязаны не позже чем в двухнедельный срок провести необходимые консультации по существу представления комиссии и принять решение.

Лица, по вине которых нарушаются или не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Текст Отраслевого тарифного соглашения доводится Сторонами в двухнедельный срок со дня его подписания до каждой организации, на работников которой оно распространяется.

 

Первый заместитель

Министра транспорта

Российской Федерации

А.П.НАСОНОВ

 

Президент Российского

автотранспортного союза

И.Д.МАРЧУК

 

Председатель

Общероссийского профсоюза

работников автомобильного

транспорта и дорожного

хозяйства

В.И.МОХНАЧЕВ

 

Настоящее Отраслевое тарифное соглашение по автомобильному транспорту на 2002 - 2004 годы не противоречит законодательству Российской Федерации о труде и зарегистрировано.

Регистрационный номер 1641-ВЯ от 22 марта 2002 г.

 

Заместитель Министра труда

и социального развития

Российской Федерации

В.А.ЯНВАРЕВ

 


 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Отраслевому тарифному соглашению

по автомобильному транспорту

на 2002 - 2004 годы

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА

ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА

 

 

        Разряды оплаты и соответствующие им тарифные коэффициенты      

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 11

 12

 13

 14

 15

 16

 17

 18

Тариф-
ные  
коэф-
фици-
енты 

1,0

1,3

1,7

1,9

2,2

2,5

2,8

3,1

3,5

4,0

4,5

5,1

5,8

6,5

7,4

8,2

9,1

10,1

 


 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Отраслевому тарифному соглашению

по автомобильному транспорту

на 2002 - 2004 годы

 

РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА

ВОДИТЕЛЕЙ ТРАМВАЕВ И ТРОЛЛЕЙБУСОВ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ГАБАРИТНОЙ ДЛИНЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

┌──────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐

       Габаритная длина          Разряды оплаты труда Единой  

                                  отраслевой тарифной сетки   

├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Трамвай                                                       

│До 20 метров                                  6               

│Свыше 20 метров                               7               

├──────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤

│Троллейбус                                                    

│До 15 метров                                  6               

│Свыше 15 метров                               7               

└──────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Отраслевому тарифному соглашению

по автомобильному транспорту

на 2002 - 2004 годы

 

СОСТАВ

ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО ПОДГОТОВКЕ,

ЗАКЛЮЧЕНИЮ И КОНТРОЛЮ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ

ОТРАСЛЕВОГО ТАРИФНОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ

ТРАНСПОРТУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ

 

Со стороны работников:

 

    1. Ломакин В.В.     - заместитель председателя профсоюза

 

    2. Батов А.М.       - председатель Ярославской областной

                          организации профсоюза

 

    3. Варфоломеев В.А. - председатель профкома Сургутского

                          МУП СПОПАТ

 

    4. Медведев В.Г.    - председатель Красноярской краевой

                          организации профсоюза

 

    5. Моренов А.Н.     - председатель Нижегородской областной

                          организации профсоюза

 

    6. Шуриков А.Л.     - председатель Московской областной

                          организации профсоюза

 

    7. Хохлова Т.М.     - зав. отделом экономической защиты

                          ЦК профсоюза

 

    Со стороны работодателей:

 

    8. Пинсон А.Б.      - руководитель Департамента автомобильного

                          транспорта Минтранса России

 

    9. Киреев А.З.      - руководитель Департамента социального

                          развития и кадров Минтранса России

 

    10. Деркач А.Г.     - руководитель Департамента

                          горэлектротранспорта Минтранса России

 

    11. Миронов В.В.    - зам. руководителя Департамента

                          автомобильного транспорта

 

    12. Марчук И.Д.     - Президент Российского автотранспортного

                          союза

 

    13. Скалунов С.К.   - Вице - президент Российского

                          автотранспортного союза

 

    14. Годин Л.И.      - Советник Президента РАС

 

От Министерства труда и социального развития Российской Федерации

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024