Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 29 мая 2002 г. N
221-ст
Дата введения -
1 января 2003 года
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
SYSTEM
OF STANDARDS FOR LABOR SAFETY.
GENERAL REQUIREMENTS ON
OCCUPATIONAL HEALTH AND SAFETY
MANAGEMENT IN ORGANIZATION
SYSTEM
ГОСТ Р 12.0.006-2002
Предисловие
1. Разработан рабочей группой, созданной Техническим комитетом
по стандартизации ТК 251 "Безопасность труда" и Всероссийским
научно-исследовательским институтом стандартизации.
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 "Безопасность
труда" и Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и
социального развития Российской Федерации.
2. Принят и введен
в действие Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. N 221-ст.
3. Настоящий
стандарт гармонизирован со стандартом OHSAS 18001-99 и руководством
Международной организации труда ILO-OSH 2001.
(п. 3 в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4. Введен впервые.
Введение
Многие организации
проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей
управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) работников
(персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области
охраны труда и реформирования экономики.
Методология
создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений
определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000
(управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды).
В основе методологии создания и функционирования систем управления,
определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы:
"планируй - выполняй - контролируй - совершенствуй", реализуемые в
рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого
подхода приведена на рисунке.
┌─────────────────────────────────────────────────────┐
│
┌─────────────┐ Последовательное │
│ │ Политика
│
улучшение │
│ │в области
УОТ│
│
│ │
┌──────────┴───┐ │
│
└──┤ Планирование │ │
│ │ │ │
│ │
┌───────────┴────┐ │
│ └──│ Внедрение
│
│
│ │ и
обеспечение │ │
│
│функционирования│ │
│
└───────┬────────┘ │
│
┌───────┴────────┐ │
│ │ Проверочные
│
│
│ │и
корректирующие│
│
│ │ действия
│
│
│
└───────┬────────┘ │
│
┌───────┴────────┐ │
│ │ Рассмотрение
│
│
│ │ руководством
│
│
│
└────────────────┘ │
└─────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок. Модель
системы управления охраной
труда (СУОТ)
Известный
британский стандарт BS 8800-96 "Руководство по системам управления охраной
здоровья и безопасностью персонала" (Guide to Occupational health and safety
management systems) и
разработанный на его основе стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS - Occupational Health and Safety Assessment
Series) "Системы управления охраной здоровья и
безопасностью персонала. Требования" и руководство Международной
организации труда ILO-OSH 2001 ориентированы на создание системы управления
охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с
другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой
интегрированной системы управления (менеджмента) организации.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Настоящий
государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной
труда в организации, стандарт гармонизирован с
стандартом OHSAS 18001-99 <*> и руководством ILO-OSH 2001. Следует
отметить, что создание системы не является обязательным, а определяется лишь
намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны
труда.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
--------------------------------
<*> Стандарт
OHSAS 18001-99 разработан при участии национальных органов по стандартизации
ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских
организаций.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Система управления
охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стандарта, предназначена
для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и
оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
Стандарт является
общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления
охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов и
размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности).
На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают
определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи,
выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые
технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной
защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.
Успех
функционирования системы управления охраной труда зависит от обязательств,
взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями и работниками
организации, особенно ее руководством (работодателем).
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Настоящий стандарт
содержит требования, которые могут быть использованы для объективной
самооценки, самодекларации или сертификации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
1. Область
применения
Настоящий стандарт
устанавливает общие требования к системе управления охраной труда в
организации.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Требования,
содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от
ее организационно-правовой формы, которая намерена:
- создавать систему
управления охраной труда;
- обеспечивать
внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы
управления охраной труда;
- проводить
сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить
самооценку и самодекларацию соответствия
функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и
настоящего стандарта.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Абзац исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
2.
Нормативные ссылки
В настоящем
стандарте использованы ссылки
ГОСТ 12.0.002-80.
Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения
(введено Изменением N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в
стандарты
(введено Изменением N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.
Определения
В настоящем
стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Авария:
разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые
взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
3.2. Аттестация
рабочих мест по условиям труда: система анализа и оценки состояния условий
труда на рабочих местах.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.2а. Аудит:
систематический, независимый и отражаемый в документах процесс получения и
объективной оценки данных для определения степени соблюдения
установленных критериев.
(п. 3.2а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.3. Безопасность
(продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки,
реализации и утилизации): состояние, при котором отсутствует недопустимый риск,
связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических
или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей
среде, жизни или здоровью животных и растений [4].
(п. 3.3 в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.4. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
3.5. Безопасные условия труда: условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо
уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [5].
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.5а. Допустимый
риск: по ГОСТ Р 51898.
(п. 3.5а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.6.
Заинтересованная сторона: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.6 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.6а. Идентификация
опасностей: процедура выявления опасностей, их характеристик, возможного
проявления последствий.
(п. 3.6а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.7.
Компетентность: выраженная способность применять свои знания и умения.
(п. 3.7 в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.8.
Несоответствие: невыполнение требований.
(п. 3.8 в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.9. Происшествие:
событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.
3.10. Несчастный
случай: нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или
заболеванию работника.
3.11. Организация
работ по охране труда: система взаимоувязанных мероприятий, направленных на
обеспечение охраны труда.
3.12. Охрана труда:
система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,
реабилитационные и иные мероприятия [2].
3.12а. Оценка
риска: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.12а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.13.
Результативность: измеримые результаты функционирования системы управления
охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и
безопасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации,
ее целях и задачах.
3.14. Риск: по ГОСТ
Р 51898.
(п. 3.14 в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.14а. Снижение
риска: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.14а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. При
использовании в настоящем стандарте термина "риск" под ним
подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала.
3.15. Сертификация
работ по охране труда в организациях: форма осуществляемого органом по
сертификации подтверждения соответствия работ по охране труда в организации
требованиям технических регламентов, положений стандартов или условий договора.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.16. Система
управления охраной труда: часть общей системы управления организации,
обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности
труда, связанными с деятельностью организации.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. Система
включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению
ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения,
достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда
организации. Термин "управление" в системе управления охраной труда
по смысловому значению соответствует термину "менеджмент" в системе
менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.17. Средства
(индивидуальной, коллективной) защиты работников: технические средства,
используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников
вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от
загрязнения [2].
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.18. Травмобезопасность: соответствие рабочих мест требованиям
безопасности труда, исключающим травмирование
работающих в условиях, установленных требованиями технических регламентов,
положениями стандартов или условиями договоров.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.19. Требования
безопасности (труда) (требования безопасности): по ГОСТ 12.0.002.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.20. Условия
труда: совокупность факторов производственной среды и трудового процесса,
оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника [5].
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.21. Управление
риском: по ГОСТ Р 51897.
(п. 3.21 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.22. Технический регламент: документ, который принят международным
договором Российской Федерации, ратифицирован в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, и указом
Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской
Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования
к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям,
строениям или сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации) [4].
(п. 3.22 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
3.23. Стандарт:
документ, в котором в целях добровольного многократного использования
устанавливаются характеристики продукции, правил осуществления и характеристик
процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации, выполнения работ или оказания услуг [4].
(п. 3.23 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.
Требования к системе управления охраной труда
4.1. Общие
требования
4.1.1. Руководство
организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать
разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в
соответствии с установленными требованиями.
4.1.2. При создании
системы управления охраной труда необходимо:
- определять законы
и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные
требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- выявлять опасные
и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с
прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- определять
политику организации в области охраны труда;
- определять цели и
задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать
организационную схему и программу для реализации политики и достижения ее
целей, выполнения поставленных задач.
4.1.3. Система
управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование
показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых
показателей;
- возможность
осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- внутренний аудит
системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы
обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное
совершенствование;
- возможность
адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность
интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде
отдельной подсистемы.
4.2.
Политика организации в области охраны труда
4.2.1. Руководство
должно:
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- определять и
документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области
охраны труда;
- обеспечивать
доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на
всех уровнях управления и ее реализацию;
- периодически
рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее
постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.
4.2.2. Политика
организации в области охраны труда должна:
- определять общие
цели по улучшению условий и охраны труда работников;
- соответствовать
характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями
организации;
- включать
обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и
охраны труда в организации законодательству в области охраны труда
(государственным нормативным требованиям охраны труда);
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- включать обязательство
руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда,
формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального
партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о
существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение
вреда здоровью;
- предусматривать
основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
- быть доступной
заинтересованным сторонам.
4.2.3. Цели должны
соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость
последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны
быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и
другие требования, производственные риски, технологические операции,
производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.
Цели в области
охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню
управления внутри организации.
Цели и задачи по
охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.
4.2а. Идентификация
опасностей, оценка риска и управление им
(п. 4.2а введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.1. Основные
положения
Организация должна
разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры
идентификации опасностей, оценки рисков и внедрения
необходимых мер защиты от них. Эти процедуры должны гарантировать:
а) идентификацию
опасностей;
б) оценку риска;
в) управление
риском;
г) регулярную
оценку потребности в действиях, указанных в перечислениях "а" -
"в".
(п. 4.2а.1 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.2.
Идентификация опасностей
Идентификация
опасностей на рабочих местах должна учитывать:
а) ситуации,
события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут приводить к
травме или заболеванию работника;
б) причины
возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой,
продукцией или услугой;
в) сведения о ранее
имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.
Идентификация
опасностей процессов должна включать рассмотрение:
а) организации
работ, управления их выполнением;
б) проектирования
рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
в) монтажа,
эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (помещений);
г) характеристик
приобретаемых товаров и услуг.
(п. 4.2а.2 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.3. Оценка
риска
Все риски,
связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует анализировать,
оценивать и упорядочивать по приоритетам необходимости исключения или снижения
риска. При этом следует рассматривать как нормальные условия функционирования
производства, так и случаи отклонения в работе, связанные с происшествиями и
возможными аварийными ситуациями.
Оценке подвергают
текущую, прошлую и будущую деятельность.
Риски, которые
признаны неприемлемыми, должны быть использованы как исходные данные для
разработки целей и задач в области охраны труда.
(п. 4.2а.3 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.4. Управление
рисками
Все
идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов применяемых
мер, в качестве которых используют:
- исключение
опасной работы (процедуры);
- замену опасной
работы (процедуры);
- инженерные
(технические) методы ограничения воздействия опасностей;
- административные
методы ограничения воздействия опасностей;
- средства
коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении
работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные разрешения на
проведение таких работ.
(п. 4.2а.4 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.2а.5. Аттестация
рабочих мест по условиям труда
При аттестации
рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности
рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты,
обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют
эффективность этих средств.
(п. 4.2а.5
введен Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N
206-ст)
4.3.
Планирование мероприятий и функционирования системы управления охраной труда
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
4.3.1. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
4.3.2. Организация
должна формировать и своевременно корректировать перечень (реестр) факторов,
влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она
может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те
факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на
условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при
определении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно
актуализировать эту информацию.
4.3.3. Организация
должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально
оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня
управления организации.
При установлении и
анализе целей и задач по охране труда организация должна учитывать:
- требования
законодательных актов, государственные нормативные требования охраны труда;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- важные факторы
охраны труда, технологические финансовые, эксплуатационные и другие особенности
хозяйственной деятельности организации;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- ресурсные
возможности;
- политику
организации в области охраны труда, включая обязательство по предотвращению
несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- мнение
заинтересованных сторон.
4.3.4. Программа
улучшения условий и охраны труда
4.3.4.1.
Руководство должно определять и документально оформлять программу улучшения
условий и охраны труда, уделяя внимание следующим действиям по реализации
требований охраны труда:
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- подготовке
программы улучшения условий и охраны труда;
- определению и
приобретению необходимых средств управления производственными процессами,
оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств
индивидуальной и коллективной защиты работников;
- разъяснению
работникам степени соответствия рабочих мест установленным требованиям условий
и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для
достижения требуемого уровня безопасности труда;
- совершенствованию
и актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств
контроля;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- выяснению
перспективных тенденций в области охраны труда, включая оценку возможностей
превышения организацией современного технического уровня обеспечения охраны
труда;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- выявлению и контролю
вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых
необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.
4.3.4.2. Программу
улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматривать с
запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать
изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических
процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий
функционирования. Такая программа должна также предусматривать:
- распределение
ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и
охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
- обеспеченность
необходимыми ресурсами;
- средства и сроки,
в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.
Примечание.
Указанная программа улучшения условий и охраны труда может содержать ссылки на
соответствующие документированные методы, составляющие неотъемлемую часть
системы управления охраной труда.
5.
Внедрение и обеспечение функционирования системы
управления охраной
труда
5.1.
Структура работ и распределение ответственности
5.1.1. Обязанности
по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с
законодательством Российской Федерации [2] возлагают на руководителя
организации (работодателя).
5.1.2. В
организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель
руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей
должен нести ответственность и обладать полномочиями для:
- организации
разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной
труда в соответствии с настоящим стандартом;
- обеспечения
выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во
всех областях деятельности организации;
- инициирования
проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда,
совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение
профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
- выявления и
регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
- выработки
рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны
труда;
- организации работ
по аттестации рабочих мест по условиям труда;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- проверки
выполнения принятых решений;
- управления
устранением несоответствий;
- регулярного
представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с
целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования
системы управления охраной труда.
Примечание. В обязанности
представителя руководства может также входить поддержание связи с органами
государственного и общественного контроля за охраной
труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда
организации.
5.1.3. Для
обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной
труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность,
полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и
проверяющих работы.
5.1.4. Руководство
организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления
охраной труда, обеспечивать контроль за использованием
ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок,
включая внутренние аудиты условий и охраны труда.
Примечание. Под
ресурсами подразумеваются кадры с их специальными знаниями и опытом,
технические и финансовые ресурсы.
5.1.5. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда,
осуществления контроля за их выполнением, а также для организации
сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и
работниками (персоналом) в соответствии с действующим законодательством создают
службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной
работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, создают комитеты
(комиссии) по охране труда и выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по
охране труда [2], [5].
(п. 5.1.5 в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.2.
Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N
206-ст
5.3.
Обучение, квалификация и компетентность персонала
5.3.1. Организация
должна выявлять потребности в обучении персонала для компетентного выполнения
работ, включая обучение по охране труда.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.3.2. Работники
должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую
квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения рабочих
заданий.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.3.3. Организация
должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работника соответствующих
знаний, касающихся:
- обязанностей
работника в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством
[2];
- фактических или
потенциальных последствий его деятельности на уровень безопасности труда;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- понимания
ответственности за соответствие его действий политике организации в области
охраны труда, требованиям охраны труда, системы управления охраной труда,
включая действия работника в аварийных ситуациях;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- возможных
последствий несоблюдения технологических процессов и производственных
инструкций.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.3.4. В процессе
обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны быть учтены
различные уровни ответственности обучаемого, требуемой компетентности и риска
на рабочих местах.
(п. 5.3.4 в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.3.5. Служба
охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой)
обязанности по охране труда, должны:
- ознакомить
работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охраны здоровья
и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;
- контролировать
своевременное и качественное проведение с работниками первичного, повторного,
внепланового и целевого инструктажей по охране труда;
(абзац в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- вовлекать
работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в
организации.
5.3.6. Руководители
подразделений, работ и иные должностные лица, на которые возложены обязанности
по созданию безопасных условий труда, должны проводить с работниками первичный,
повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
(п. 5.3.6 введен
Изменением N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
5.4.
Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N
206-ст
5.4.1. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.2. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.3. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.4.4. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст
5.5. Подготовленность
к аварийным ситуациям
5.5.1. Организация
должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов
выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов
реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий,
сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с
последствиями аварий.
5.5.2. Организация
должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях,
ликвидации их последствий.
5.5.3. Организация
должна анализировать и корректировать (при необходимости) планы и мероприятия
по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращению и ликвидации
последствий. Организация также должна периодически проверять практическую
подготовленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.6.
Передача и обмен информацией
Система управления
охраной труда организации должна обеспечивать:
- передачу
информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и
подразделениями организации;
- получение
необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций,
ее документальное оформление;
- передачу
информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.
5.7.
Документация системы управления охраной труда
5.7.1. Организация
должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях
или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры
системы управления охраной труда в их взаимодействии.
Примечания. 1.
Документация может включать утвержденное руководство (положение или другой
нормативный документ) по управлению охраной труда.
2. Важно, чтобы
документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного
использования.
5.7.2. Документация
должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием
даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в
учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и
определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов
различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
5.7.3. Организация
должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля
данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:
- документы периодически
анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались
уполномоченными лицами;
- копии учтенных
документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их
использование существенно для эффективного функционирования системы управления
охраной труда;
- отмененные
документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки
и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их
непреднамеренное использование;
- архивированные
документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям,
сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или
для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные
должны быть соответственно обозначены.
5.8.
Управление производственно-технологическими операциями
Организация должна
определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными
опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в
области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности,
включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы гарантировать выполнение соответствующих
нормативных требований охраны труда путем:
- установления и
обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от
политики организации, целей и задач в области охраны труда;
- выполнения
установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;
- установления и
обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой
оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и
используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о
соответствующих требованиях;
- разработки и
использования методов проектирования оснащения рабочих мест, производственных
процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая исключение
или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
6. Контроль
результативности охраны труда
6.1. Методы
периодической оценки состояния охраны труда
6.1.1. Организация
должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему
законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.
6.1.2. Организация
должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного
слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных
воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения
необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с
установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения
результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям)
функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации
несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других
свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации
данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего
проведения анализа результатов оперативного контроля за
соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и
предупредительных действий;
- обследования
состояния здоровья работников.
Примечание. В случаях,
определенных законодательством, должны быть обеспечены мониторинг и регистрация
данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.
6.1.3. Организация
должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры
контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и
поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и
сохранять.
6.2.
Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные действия
6.2.1. Организация
должна устанавливать и своевременно корректировать методы выявления и анализа
несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также
по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных
действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для
устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно
быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
6.2.2. Организация
должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов,
связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а
также регистрировать эти действия.
6.3.
Аварии, несчастные случаи и происшествия
6.3.1. Организация
должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:
- сбора данных и
проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других
несоответствий;
- смягчения
последствий аварий, несчастных случаев;
- корректирующих и
предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных
несоответствий (предполагаемые корректирующие и предупредительные меры следует
оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией).
(абзац в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание.
Исключено. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N
206-ст.
- анализа
результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;
- обязательного
социального страхования работников от несчастного случая на производстве и
профессионального заболевания.
6.3.2. Организация
должна регистрировать все изменения в документации, обусловленные предпринятыми
корректирующими и предупредительными действиями.
6.4. Записи
и управление записями
6.4.1. Организация
должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда,
включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах
внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы
управления охраной труда.
6.4.2. Записи по
охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды
деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разрушения,
а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения
должны быть указаны на документах, содержащих записи.
6.4.3. Записи
следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в организации, для
анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда требованиям
настоящего стандарта.
6.5. Аудит
системы управления охраной труда
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
6.5.1. Организация
должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения
аудита системы управления охраной труда.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
6.5.2. Аудит
системы управления охраной труда проводят для:
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- определения
наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда,
определения соответствия системы управления охраной труда требованиям
настоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;
- определения
качества функционирования системы управления охраной труда, оценки
результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране
труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и
учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
- представления
информации по результатам аудита системы управления охраной труда руководству
организации.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
6.5.3. План
проведения аудита системы управления охраной труда должен основываться на
результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних
проверок системы управления охраной труда.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Методы аудита
системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их
проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности
лиц, осуществляющих аудит.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
6.5.4. По
результатам аудита системы управления охраной труда составляют отчеты.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
6.5.5. Аудит
системы управления охраной труда по возможности проводят лица, не несущие
прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой
деятельности.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
Примечание. Термин
"независимый" не обязательно означает внешний по отношению к
организации.
6.6.
Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N
206-ст
6.6.1. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
6.6.2. Исключен. -
Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст.
7.
Рассмотрение (анализ) руководством организации
функционирования
системы управления охраной труда
7.1. Руководство
организации (работодатель) должно через определенные промежутки времени
анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью
обеспечения ее результативности, соответствия требованиям настоящего стандарта,
а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
7.2. Процесс
анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая
информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.
Результаты анализа системы следует документировать.
7.3. Результаты
анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике,
целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов
системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований
последовательного совершенствования системы.
Приложение А
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Положение о
порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Утверждено
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации
от 14.03.97 N 12.
[2]
Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от
17.07.99 N 181-ФЗ.
[3] Постановление
Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 N 399 "О нормативных
правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны
труда".
(в ред. Изменения N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
[4]
Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N
184-ФЗ.
(введено Изменением N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)
[5]
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
(введено Изменением N 1, утв.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.06.2003 N 206-ст)