ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ТЕКСТИЛЬНОЙ,
ЛЕГКОЙ И ФАРФОРО-ФАЯНСОВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2004 ГОДЫ
Настоящее
Отраслевое соглашение заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации с учетом Генерального соглашения между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на
2002 - 2004 гг. и направлено на создание экономических условий для устойчивого
развития текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности, обеспечение
защиты социальных и экономических прав и интересов, повышение уровня занятости
и жизни работников отрасли.
Сторонами
настоящего Соглашения являются:
Работники в лице их
представителя - Российского профсоюза работников текстильной и легкой
промышленности.
Работодатели в лице
их представителей - НП "Объединение работодателей текстильной
промышленности России", НП "Российское объединение работодателей
легкой промышленности "РОРлегпром", Российский Союз кожевников,
Российский Союз производителей одежды.
От федеральных
органов исполнительной власти - Министерство труда и социального развития
Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации, Министерство промышленности, науки и технологий Российской
Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны
Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Общие
положения
1. Действие
настоящего Соглашения распространяется на работников и работодателей организаций
текстильной и легкой промышленности независимо от их организационно-правовых
форм собственности, уполномочивших своих представителей представлять их
интересы при проведении коллективных переговоров о заключении или изменении
Соглашения, а также на федеральные органы исполнительной власти, являющиеся
стороной Соглашения, в пределах взятых на себя
обязательств по государственной поддержке развития отрасли.
2. Соглашение
распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей,
заключивших настоящее Соглашение, а также работодателей, вступивших в эти
объединения в период действия Соглашения.
Стороны Соглашения
в соответствии с действующим законодательством и в целях осуществления контроля
представляют для этого информацию.
3. Соглашение
открыто для присоединения к нему работодателей, не являющихся членами
объединений работодателей, заключивших Соглашение.
Заявление о
присоединении оформляется совместным письмом работодателя и соответствующего
органа Роспрофтекстильлегпрома, направляемым представителям сторон Соглашения.
4. Настоящее
Соглашение может быть распространено на работодателей, не участвовавших в его
заключении, руководителем федерального органа исполнительной власти по труду в
порядке, установленном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации. В
этих целях стороны совместно готовят и в течение месяца со дня подписания
Соглашения направляют Министру труда и социального развития Российской
Федерации проект предложения работодателям о присоединении к Соглашению,
обеспечивают опубликование такого предложения в порядке, согласованном с
Минтрудом России.
5. Уровень прав и
гарантий работников, содержащийся в коллективных и трудовых договорах, не может
быть ниже уровня, установленного законодательством и настоящим Соглашением.
Законы и иные
нормативно-правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения,
улучшающие правовое положение работников, расширяют действие Соглашения с
момента их вступления в силу.
6. По соглашению
сторон в него могут вноситься изменения и дополнения, не снижающие уровень
достигнутых гарантий для работников.
7. В случае
реорганизации сторон Соглашения выполнение обязательств по настоящему
Соглашению возлагается на правопреемников.
8. Соглашение
вступает в силу с 01.01.2003 и действует до 31.12.2004.
9. Объединения
работодателей, являющиеся участниками Соглашения, в месячный срок со дня
подписания Соглашения обеспечивают его тиражирование и направление Соглашения
работодателям - членам соответствующего объединения, а также его опубликование
в отраслевых СМИ.
I. Создание
условий для устойчивого развития отрасли
1.1. Федеральные
органы исполнительной власти на основании действующего законодательства
посредством издания соответствующих нормативных правовых актов создают
экономические условия, направленные на стимулирование устойчивого развития
текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой
промышленности. В этих целях:
1.2. Федеральные органы исполнительной власти вносят предложения в
проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
предусматривающие оказание мер государственной поддержки организаций
текстильной и легкой промышленности, в том числе на 2003 год, компенсацию платы
за кредиты, получаемые организациями текстильной и легкой промышленности для
сезонной закупки сырья и материалов.
1.3. Минпромнауки
России совместно с объединениями работодателей, с участием
Роспрофтекстильлегпрома разрабатывает и представляет в Правительство Российской
Федерации концепцию развития легкой промышленности, а также вносит предложения
в Правительство Российской Федерации:
1.3.1. Об
ограничении ввоза в Россию новых товаров (одежды, обуви) в рамках гуманитарной
помощи.
1.3.2. О создании
лизинговой компании с участием государства в целях содействия решению проблемы
технического перевооружения организаций отрасли.
1.3.3. О разработке
и внедрении методов технического регулирования производства на основе
соответствующих международных стандартов для обеспечения выпуска
высококачественной, экологически чистой и безопасной продукции.
1.3.4. О сохранении таможенных пошлин на готовую продукцию легкой
промышленности при присоединении России к ВТО на начало связывания на
уровне не ниже действующих в настоящее время и минимизации таможенных пошлин на
сырье и оборудование.
1.3.5. О включении
меховой промышленности в перечень сезонных отраслей.
1.4. Федеральные
органы разрабатывают проекты соответствующих нормативных правовых актов,
направленных на усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей в
условиях присоединения России к Всемирной торговой организации, готовят
предложения Правительству Российской Федерации на основе предложений отраслевых
предприятий о применении в отношении импортеров мер по защите внутреннего
рынка:
- введении повышенных тарифов, квотировании, лицензировании,
специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин, в случаях нанесения
доказанного ущерба российским предприятиям текстильной и легкой промышленности;
- снижении ставок таможенных пошлин при импорте технологического
оборудования, сырья и материалов, не имеющих отечественных аналогов;
- применении мер технического регулирования при ввозе в
Российскую Федерацию текстиля, одежды и обуви, а также системы сертификации
продукции.
1.5. Федеральные
органы пресекают организацию и теневое производство тканей, одежды, обуви и
других видов изделий текстильной и легкой промышленности. Предотвращают ввоз на
территорию Российской Федерации низкокачественных товаров, поступающих с
нарушениями процедур таможенного оформления и контрабандой путем:
1.5.1. Принятия
Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в
Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 июля 1999 г. N 783".
1.5.2. Расширения
эксперимента по контролю количества, качества и стоимости отдельных категорий
потребительских товаров, ввозимых юридическими лицами из ряда зарубежных стран.
1.5.3. Усиления
административной ответственности должностных лиц за производство продукции с
незаконным использованием товарного знака.
1.6. Минобороны
России формирует государственный оборонный заказ на поставку вещевого имущества
предприятиями текстильной и легкой промышленности.
Размещение
заказа осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом
N 97-ФЗ от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и
Федеральным законом N 213-ФЗ от 27 декабря 1995 г. "О государственном
оборонном заказе" с последующими изменениями и дополнениями с заключением
договоров.
При определении
победителя конкурса на поставку вещевого имущества организатор конкурса
предусматривает необходимые требования к участникам конкурса, способствующие
обеспечению поставки качественной продукции в установленные договорами сроки.
1.7. Объединения
работодателей совместно с Российским профсоюзом работников текстильной и легкой
промышленности ежегодно проводят отраслевые конкурсы "Высокие
производственные результаты - высокая социальная эффективность",
"Третьему тысячелетию - отечественные товары" и распространяют опыт
работы предприятий - победителей конкурсов, а также предприятий, добившихся
повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования опыта
шведского профсоюза "Индустрифакет" "Творческий, развивающий
труд".
II. Оплата
труда
2.1. Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности
и объединения работодателей считают необходимым проведение согласованной
политики по повышению реальных доходов работников легкой, текстильной и
фарфоро-фаянсовой промышленности, обеспечению опережающих темпов роста
заработной платы по сравнению с уровнем инфляции, приближению среднемесячной
заработной платы работников отрасли к среднемесячной заработной плате по
промышленности в целом и соблюдению прав работников на своевременное
вознаграждение за труд.
2.2. В этих целях
стороны договорились:
2.2.1. При
переговорах по уровню заработной платы исходить из того, что минимальный размер
месячной тарифной ставки работника 1 разряда должен быть не ниже уровня
прожиточного минимума региона.
Порядок и сроки
индексации минимальной месячной тарифной ставки в связи с ростом
потребительских цен фиксируются в коллективном договоре.
2.2.2.
Установленный минимальный размер месячной тарифной ставки работника 1 разряда
является основой для дифференциации размеров тарифных ставок всех
профессионально-квалификационных групп работников на основе тарифных коэффициентов,
учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников: II разряд -
1,1, III разряд - 1,2, IV разряд - 1,3, V разряд - 1,5, VI разряд - 1,6 (по
отношению к тарифной ставке рабочего первого разряда).
Размеры тарифных
ставок и должностных окладов считать минимальными гарантированными уровнями
оплаты труда, ниже которого организации не имеют права платить работникам,
занятым на условиях трудового договора, при нормальной продолжительности
рабочего времени и выполнении установленных трудовых обязанностей и норм труда.
2.2.3. При
повышении минимальной месячной тарифной ставки (оклада) соблюдать обоснованные
соотношения в оплате труда основных профессионально-квалификационных групп
работников: руководителей, специалистов, рабочих.
2.2.4. Провести работу
по упорядочению применяемых доплат и надбавок к заработной плате с целью
установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной части и повышения
доли тарифной части в структуре заработной платы до 65 - 70%.
2.2.5. Системы
оплаты труда, нормы труда, порядок и размеры доплат и надбавок компенсирующего
и стимулирующего характера, иные формы материального поощрения устанавливаются
организациями самостоятельно с учетом мнения выборного профсоюзного органа и
отражаются в коллективном договоре.
2.2.6. Разработать
и обеспечить применение рекомендаций:
по тарифному
регулированию заработной платы в организациях отрасли, учитывающему сложность
выполняемых работ и квалификацию работников;
по формированию
системы оплаты труда руководителей организаций, обеспечивающей зависимость
размеров вознаграждения руководителей от результатов финансово-хозяйственной
деятельности, размеров средней заработной платы работников.
2.2.7. Применять
для наименования профессий и должностей, тарификации работ и установления тарифных
разрядов рабочих Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий
рабочих, для наименования должностей служащих - Квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих и тарифно-квалификационные
характеристики по общеотраслевым должностям служащих.
2.2.8. Принять
участие в разработке Общероссийских классификаторов: видов экономической
деятельности, продукции и услуг (ОКДП), а также профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) с учетом специфики отрасли.
2.2.9. Производить
оплату труда работников неосновной деятельности предприятий (учреждений
здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта) по ставкам, не
ниже устанавливаемых для работников бюджетной сферы на основе соответствующей тарифной
сетки.
2.2.10.
Обеспечивать выплату заработной платы в дни, предусмотренные коллективными
договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а
также безусловное погашение долгов по заработной плате за прошлые периоды,
рассматривая соблюдение сроков выплаты заработной платы важнейшим условием
труда, влияющим на работоспособность работника, безопасность его жизни и
здоровья.
2.2.11. Обеспечить
права работников по распоряжению своим заработком, направляя добровольные
отчисления из заработной платы работников согласно их заявлениям исключительно
на цели, указанные в этих заявлениях (оплату жилья, коммунальных услуг,
взносов, погашение ссуд и т.д.).
III.
Обеспечение занятости
3.1. С целью повышения трудовой мобильности, конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда путем совершенствования системы профессионального
обучения и переобучения кадров, объединения работодателей совместно с
профсоюзом и участием Минтруда России разрабатывают Отраслевую программу
содействия занятости на 2003 - 2005 годы, предусматривающую меры по созданию и
сохранению экономически эффективных рабочих мест, подготовке, переподготовке и
повышению квалификации персонала, рациональному использованию и
перераспределению работников отрасли, а также максимальное использование
высвобождаемых кадров.
3.2. Объединения работодателей, Российский профсоюз работников
текстильной и легкой промышленности совместно с Минтрудом России,
Минобразованием России и при участии Минпромнауки России разрабатывают целевую
программу развития кадрового потенциала отрасли, предусматривающую создание
системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации персонала в тесной связи с системой подготовки кадров массовых
профессий и специальностей учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования.
3.3. В соответствии
со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации определить критериями
массового увольнения следующие показатели численности увольняемых работников в
связи с ликвидацией предприятий, организаций либо сокращением численности или
штата работников за определенный календарный период:
Для предприятий с
численностью до 100 человек:
ликвидация
организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и
более человек;
сокращение
численности или штата работников организации в количестве: 20 человек в течение
30 календарных дней.
Для предприятий с
численностью работающих от 100 до 700 человек сокращение численности или штата
работников организации в количестве:
30 человек в
течение 30 календарных дней;
50 человек в
течение 60 календарных дней.
Для предприятий с
численностью работающих 700 и более человек сокращение численности или штата
работников организации в количестве:
50 и более человек
в течение 30 календарных дней;
100 и более человек
в течение 60 календарных дней;
200 и более человек
в течение 90 календарных дней.
В городах и
поселках с моноэкономической структурой и высоким уровнем безработицы критерий
массового увольнения в течение 2003 - 2004 годов не должен превышать 7% уровня
официально зарегистрированной безработицы.
В зависимости от
территориально-отраслевых особенностей развития экономики и уровня безработицы
в регионе через территориальные соглашения, программы содействия занятости
населения региона могут устанавливаться критерии массового увольнения, которые
усилят социальную защищенность работников.
3.4. Минтруд России
и его территориальные органы совместно с объединениями работодателей и
субъектами Российской Федерации организуют проведение мероприятий по
опережающему обучению работников, находящихся под угрозой высвобождения, в
целях адаптации подготавливаемых кадров к меняющейся структуре рабочих мест в
соответствии с новыми профессионально-квалификационными характеристиками.
3.5. Работодатели
обязуются:
3.5.1. Осуществлять
работу по прогнозированию, учету и анализу численности высвобождаемых
работников с учетом их профессионально-квалификационной структуры с участием
соответствующих органов профсоюза.
3.5.2.
Предоставлять органам службы занятости и в соответствующий орган профсоюза
своевременно, не менее чем за 3 месяца и в полном объеме, информацию о
возможных массовых увольнениях, числе и категориях работников, которых они
могут коснуться, и сроках, в течение которых их намечено осуществить.
3.5.3.
Предусматривать увеличение затрат на профессиональную подготовку и повышение
квалификации работников, направляя на эти цели не ниже 1,5% от фонда оплаты
труда.
3.5.4. Принимать
меры по созданию дополнительных рабочих мест для лиц с пониженной
конкурентоспособностью на рынке труда, особенно многодетных и одиноких
родителей, высвобождаемых в результате сокращения численности работников,
ликвидации или реорганизации организаций.
3.5.5. Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением
численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами
(соглашениями) гарантировать после увольнения сохранение очереди на получение
жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также
возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими
дошкольными учреждениями на равных условиях с работниками, работающими в данной
организации.
3.5.6.
Предоставлять преимущественное право трудоустройства в данную организацию работников,
ранее уволенных в связи с сокращением численности или изменением штатного
расписания, в случае создания новых рабочих мест.
3.6. ЦК Российского
профсоюза работников текстильной и легкой промышленности совместно с
территориальными комитетами профсоюза обязуется:
3.6.1. Участвовать
в заключении региональных трехсторонних соглашений по
обеспечению занятости и определении порядка и масштаба массового высвобождения
в регионе через региональные координационные комитеты содействия занятости
населения.
3.6.2.
Содействовать разработке и реализации отраслевых программ сохранения и создания
рабочих мест.
3.6.3. Оказывать
содействие правовым инспекторам труда и другим специалистам территориальных
организаций профсоюза в разрешении трудовых споров, связанных с сокращением
рабочих мест и высвобождением работников.
3.7. ЦК Российского профсоюза работников текстильной и легкой
промышленности совместно с объединениями работодателей выходят с предложением в
Правительство Российской Федерации и законодательные органы Российской
Федерации о внесении дополнения в п. 3 ст. 264 главы 25 Налогового кодекса
Российской Федерации в части признания у предприятий для целей налогообложения
расходов, связанных с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных
заведениях работников при получении ими высшего
и среднего специального образования.
IV. Режим
труда и отдыха
4.1. Режим рабочего
времени и времени отдыха, трудовой распорядок в организациях регулируются
правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, утверждаемыми
работодателями с учетом мнения профсоюзного комитета, и являются, как правило,
приложениями к коллективному договору.
4.2. В соответствии
со ст. 115 Трудового кодекса Российской Федерации всем работникам отрасли
предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28
календарных дней.
4.3. Ежегодные
дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные действующим
законодательством и локальными нормативными актами, суммируются с ежегодным
основным оплачиваемым отпуском продолжительностью 28 календарных дней.
Порядок
предоставления дополнительных отпусков, их продолжительность, перечень
работников с ненормированным рабочим днем закрепляются в коллективных
договорах.
V. Охрана
труда и здоровья
5.1. Рассматривая
охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из
приоритетных направлений сотрудничества, стороны Отраслевого соглашения
договорились:
5.1.1. Осуществлять государственную политику в области охраны труда в
организациях текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности,
направленную на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения
их жизни и здоровья, защиту законных интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также членов их семей
на основе обязательного социального страхования работников от несчастных
случаев на производстве и профзаболеваний.
5.1.2. Принимать
участие в разработке и реализации государственного управления охраной труда в
отрасли, федеральных и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны
труда.
5.1.3.
Согласовывать отраслевые нормативные акты по охране труда.
5.1.4. Изучать и
обобщать передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда.
5.1.5.
Содействовать общественному контролю за соблюдением
прав и законных интересов работников в области охраны труда.
5.2. Объединения
работодателей и Минтруд России с участием Российского профсоюза и Минпромнауки
России:
5.2.1. Участвуют в
определении основных направлений и единой государственной политики в области
охраны труда, осуществлении методического руководства по охране труда в
организациях отрасли:
5.2.2. Проводят
работу по организации разработки и реализации программ по улучшению условий и
охраны труда предприятиями отрасли, аттестации рабочих мест по условиям труда.
5.2.3. Организуют
приведение отраслевой нормативно-технической документации и руководящих
документов по охране труда в соответствие с требованиями ст. 211 Трудового
кодекса РФ и другими вновь утверждаемыми нормативно-правовыми актами по охране
труда, в том числе разработку и пересмотр:
22-х отраслевых
стандартов безопасности труда на производственные процессы в межотраслевые
правила по охране труда;
сборников типовых
инструкций по охране труда для основных профессий в хлопчатобумажной, швейной,
кожевенной и шерстяной промышленности;
разработку, издание
и распространение комплекта документов по охране и безопасности труда в
текстильной и легкой промышленности.
5.2.4. Оказывают
помощь предприятиям отрасли в организации работы по охране труда, промышленной
и экологической безопасности, установлению компенсаций за тяжелый труд и работу
с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном
техническом уровне производства и охраны труда.
5.2.5. Ведут учет и
анализ производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом и
профзаболеваний в отрасли, контролируют разработку и выполнение мероприятий и
рекомендаций по их предупреждению.
5.2.6. Организуют
подготовку, повышение квалификации и аттестацию руководителей и специалистов
отрасли по вопросам охраны труда в соответствии со ст. ст. 211, 225 ТК РФ и
ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ "Организация обучения безопасности труда. Общие
положения"; периодические проверки качества обучения по
охране труда рабочих, специалистов и руководителей.
5.2.7. Определяют
порядок разработки, обеспечения производства, поставки за счет средств
работодателей на предприятия отрасли высокоэффективных средств индивидуальной
защиты, предотвращающих профзаболевания работников, в первую очередь:
профилактической
обуви женщинам, работающим в течение рабочего дня преимущественно стоя;
противошумных
наушников (вкладышей) для индивидуальной защиты органов слуха работников в
помещениях цехов и участков с повышенными против нормы параметрами шума.
5.3. Работодатели в
соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ обеспечивают приоритет жизни и
здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности:
5.3.1. Соответствие
требованиям охраны труда на каждом рабочем месте и безопасность работников при
эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических
процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
обязательное
социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний;
беспрепятственный
допуск должностных лиц госнадзора и контроля по охране труда и представителей
органов профсоюзного контроля в целях проведения соответствующих проверок и
расследования несчастных случаев, предоставляют им необходимую информацию и
документы.
5.3.2. Организуют и
финансируют проведение поэтапной аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией работ по охране труда и при ухудшении параметров
вредных и опасных факторов, несоответствии гигиеническим требованиям,
разрабатывают совместно с профорганизацией план мероприятий по улучшению и
оздоровлению условий труда на рабочем месте.
Информируют
работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске повреждения
здоровья, результатах аттестации рабочих мест; полагающихся работникам льготах
и компенсациях за вредные условия труда и средствах индивидуальной защиты.
5.3.3. Обеспечивают
работников санитарно-бытовыми помещениями и лечебно-профилактическим обслуживанием
в соответствии с нормами охраны труда, проводят реабилитационные мероприятия.
5.3.4. Обеспечивают
за счет собственных средств приобретение и бесплатную
выдачу сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и
обеззараживающих средств в соответствии с нормами охраны труда и коллективными
договорами; учет и контроль, стирку и ремонт выдаваемой спецодежды, спецобуви и
защитных средств.
5.3.5. Своевременно
корректируют нормативно-техническую базу предприятия по охране труда в
соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими государственные
требования охраны труда, а также перечни работ повышенной опасности, исходя из
специфических условий производства.
5.3.6. Обеспечивают
обязательные обучение, инструктаж и аттестацию работников безопасным методам и
приемам выполнения работ; их переподготовку при смене рабочих мест, при
получении второй профессии, перерывах в работе, в случае ликвидации рабочего
места вследствие нарушений по охране труда.
5.3.7. Не допускают
работников к выполнению ими трудовых обязанностей без ознакомления с
требованиями по охране труда, прохождения соответствующих инструктажей по
охране труда, стажировки и проверки знаний требований по охране труда, без
медицинских осмотров.
Совместно с
профсоюзным комитетом определяют перечень работ, для выполнения которых
обязательны предварительные медицинские осмотры, и обеспечивают за счет
собственных средств проведение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров
(обследований) работников, внеочередных медосмотров (обследований) работников
по их просьбам в соответствии с медицинским заключением, в целях предупреждения
заболеваний и несчастных случаев, с сохранением за ними среднего заработка во время прохождения медосмотров (обследований).
5.3.8. Обеспечивают
при участии представителей профсоюзов своевременное и качественное
расследование, строгий учет и анализ производственного травматизма, регистрацию
учетных и неучетных несчастных случаев (легких, тяжелых, групповых и
смертельных) в специальных журналах, а также профзаболеваний в установленном
Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами порядке.
Информируют
работников, их семьи о компенсациях по возмещению вреда вследствие повреждения
здоровья или смерти пострадавшего.
О результатах
расследования несчастных случаев сообщают ЦК профсоюза, своевременно направляя
копии актов (групповых, тяжелых и смертельных).
5.3.9. Обеспечивают
финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях
независимо от форм собственности в размере не менее 0,1% суммы затрат на
производство продукции.
5.3.10. Создают,
укрепляют и обеспечивают численность служб охраны труда на предприятиях в
соответствии с методическими документами Минтруда России. Оборудуют и
обеспечивают работу кабинетов и уголков охраны труда.
5.3.11.
Обеспечивают финансирование должностей технических инспекторов труда
Роспрофтекстильлегпрома за счет своих средств (на предприятиях численностью
свыше 600 человек) в соответствии с заключенными на предприятиях колдоговорами
и соглашениями.
5.4. Российский
профсоюз, его территориальные комитеты, профсоюзные комитеты, в соответствии со
ст. 370 Трудового кодекса РФ:
5.4.1. Обеспечивают
профсоюзный контроль за соблюдением безопасных и
здоровых условий труда в организациях в отрасли.
5.4.2. Организуют:
работу комиссий и
уполномоченных по охране труда, их обучение;
методическое и
практическое руководство технической инспекцией труда профсоюза, ее обучение и
аттестацию, не реже одного раза в два года проводят с ней семинары-совещания по
повышению квалификации;
обучение
председателей комиссий и уполномоченных по охране труда за счет средств
обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
5.4.3. Осуществляют
взаимодействие по вопросам охраны труда с органами государственного управления,
государственного контроля и надзора за охраной труда, Фонда социального
страхования, работодателями, их ассоциациями и союзами.
5.4.4. Участвуют:
в комиссиях по
расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
в комиссиях по
аттестации рабочих мест по условиям труда;
в переговорах с
работодателями по определению социальных льгот и компенсаций за работу во
вредных и опасных условиях труда. Контролируют предоставление этих льгот и
выполнение намеченных мероприятий по улучшению условий труда.
5.4.5.
Согласовывают отраслевые правила, инструкции и положения по охране труда.
5.4.6. Осуществляют
контроль за обучением и инструктажем работников по
охране труда, своевременным медицинским освидетельствованием работников.
5.5. Российский
профсоюз совместно с объединениями работодателей выходят с предложениями в
законодательные органы по включению дополнений в Федеральный закон "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ:
5.5.1. В ст. 27 в
области льготного пенсионного обеспечения, добиваясь сохранения действующей
схемы льготного пенсионного обеспечения на период доработки законопроектов по
обязательным профессиональным пенсионным системам.
5.5.2. В ст. 30, п.
3, в части включения в трудовой стаж нестраховых периодов ухода за малолетним
ребенком и профессиональной подготовки, связанной с производственной
деятельностью.
5.6. НП "Объединение работодателей текстильной промышленности
России", Роспрофтекстильлегпром совместно с Минтрудом России проводят
работу по подтверждению тождества профессий, имевших ранее другие наименования,
для назначения пенсии по Списку производств и профессий, работа в которых дает
работникам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по
старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20
лет, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от
1 марта 1992 г. N 130.
5.7. Российский
профсоюз принимает участие:
5.7.1. В
отстаивании интересов работников, членов профсоюза и пенсионеров по доведению
минимальной трудовой пенсии до прожиточного уровня путем увеличения
коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня международных норм и
стандартов.
5.7.2. В
осуществлении контроля за обеспечением конституционных
гарантий в области защиты материнства и детства, а также прав молодых рабочих.
5.7.3. При
разработке законопроекта об обязательных профессиональных пенсионных системах в
Российской Федерации.
5.8. Работодатели
обязуются:
5.8.1. Осуществлять
обязательное пенсионное страхование работников в порядке, установленном
федеральными законами и специальным разделом коллективного договора
"Обязательное пенсионное страхование".
5.8.2. Вести
персонифицированный учет начисленных и перечисленных страховых взносов в
Пенсионный фонд РФ отдельно по каждому работнику и выдавать работникам один
экземпляр индивидуальных сведений об уплате взносов в территориальные органы
Российской Федерации.
5.8.3. Снижать
нормы выработки, нормы обслуживания беременным женщинам в соответствии с
медицинским заключением и по их заявлению либо переводить на другую работу,
исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с
сохранением среднего заработка по прежней работе.
5.8.4. В
соответствии с возложенными на работодателей обязанностями по расходованию
средств социального страхования производить:
выплаты работающим всех видов пособий по социальному страхованию в
гарантированных размерах и определенные сроки;
финансирование
путевок в санатории, санатории-профилактории и учреждения отдыха для трудящихся
и их детей.
5.9. Работодатели с
участием профсоюза на основе соглашений с органами исполнительной власти,
Минтрудом России, Фондом социального страхования Российской Федерации проводят
летнюю оздоровительную кампанию с максимальным охватом детей, нуждающихся в
укреплении здоровья в загородных условиях, санаторном лечении, имеющих
отклонения в состоянии здоровья.
5.10. Российский
профсоюз, его территориальные комитеты информируют работников отрасли о базовой
программе обязательного медицинского страхования, формируемой в территории,
перечне бесплатных медицинских услуг, оказываемых лечебными учреждениями,
заключают соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации с целью недопущения сокращения объема бесплатного здравоохранения.
VI.
Гарантии профсоюзной деятельности
и социального
партнерства
6.1. Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности
защищает профессиональные интересы трудящихся, добиваясь конкретной поддержки
федеральными органами власти предприятий в вопросах финансирования сезонных
закупок сырья и материалов, таможенного и налогового законодательства,
социального и пенсионного страхования трудящихся, через своих представителей
принимает участие в управлении организациями, проводит работу по повышению
творческой активности работников, направленной на достижение высоких конечных
результатов в работе организаций, рост производительности труда, выпуск
высококачественной конкурентоспособной продукции, на основе организации
экономического соревнования, проведения конкурсов, смотров профессионального
мастерства и др. форм изыскания резервов производства.
6.2. Объединения
работодателей, работодатели:
способствуют
осуществлению деятельности отраслевого профсоюза, его организаций в
соответствии с общепризнанными нормами международного права, действующим
законодательством, Уставом Роспрофтекстильлегпрома, настоящим Соглашением, а
также условиями коллективных договоров;
строят
взаимоотношения с Российским профсоюзом, профсоюзными организациями на основе
социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их
представителей;
создают в регионах отделения
Российского межрегионального союза предпринимателей текстильной и легкой
промышленности - равноправного партнера территориальных организаций профсоюза;
содействуют
созданию первичных профсоюзных организаций Роспрофтекстильлегпрома во всех
организациях отрасли независимо от форм собственности, а также с участием
иностранного капитала, в т.ч. возникших в результате реорганизации (слияние,
присоединение, разделение, выделение, преобразование);
обеспечивают
ведение коллективных переговоров со стороны работодателей с профсоюзными
организациями по социально-трудовым вопросам, безусловное заключение
коллективных договоров, соглашений на согласованных сторонами условиях;
включают
представителей первичных организаций профсоюза по уполномочию работников в коллективные
органы управления организацией на основании статей 52, 53 Трудового кодекса
Российской Федерации и в соответствии с коллективным договором;
обеспечивают учет
мнения профсоюзного органа организации при принятии локальных нормативных актов
и во всех других случаях, предусмотренных законами, коллективными договорами и
соглашениями;
обеспечивают
участие представителя профсоюзного органа по уполномочию работников должника в
собрании кредиторов при прохождении организацией процедур банкротства;
содействуют
реализации других форм участия работников в управлении организацией,
предусмотренных ст. 53 Трудового кодекса РФ, коллективными договорами, учредительными
документами организации, локальными нормативными актами;
содействуют работе
правовой и технической инспекций труда профсоюза, действующих на основании
положений о них, утверждаемых ЦК Российского профсоюза, и участвуют в
финансировании их деятельности.
6.3. Работодатели
обязуются обеспечить:
6.3.1. Перечисление необходимых средств профсоюзным организациям на
социально-культурную и иную работу, а также перечисление членских профсоюзных
взносов на счета профсоюза безналичным путем в соответствии с коллективным
договором и на основании письменных заявлений членов профсоюза, в том числе и
при недостаточности средств на счетах работодателей для удовлетворения всех
предъявленных к ним требований, а также в случае прохождения процедур
банкротства производится в очередности, предусмотренной
для расчетов по оплате труда.
6.3.2. Перечисление
по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, на счет
профсоюзной организации денежных средств из заработной платы работников в
организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые
распространяется действие настоящего Соглашения, на условиях и в порядке,
установленных указанными договорами.
6.3.3. Предоставление выборным членам профсоюзных органов, уполномоченным
профкома по охране труда, не освобожденным от производственной работы,
свободного от работы времени для выполнения профсоюзных обязанностей в
интересах коллектива работников, возможности принимать участие в проведении
уставных мероприятий профсоюза, а также на время краткосрочной профсоюзной
учебы с сохранением среднего заработка в соответствии с коллективным договором.
6.3.4.
Предоставление работникам, избранным (делегированным) в органы первичной
профсоюзной организации и в связи с этим освобожденным от основной работы, таких
же социально-трудовых прав и льгот, как и другим работникам организации, в
соответствии с коллективным договором.
6.3.5.
Предоставление работникам, освобожденным от производственной работы вследствие
избрания на выборные должности в профсоюзные органы, после окончания срока их
полномочий прежней работы (должности), а при ее отсутствии - другой равноценной
работы (должности) в той же или, с согласия работника, в другой организации.
При невозможности представления соответствующей работы (должности) по прежнему
месту работы работодатель или его правопреемник сохраняют за работником его
средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в
случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
6.4. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2,
подпункту "б" пункта 3 и пункту 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ
производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа
организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ или в ином порядке, если в коллективных
договорах организаций предусмотрен другой порядок обязательного участия
выборных профсоюзных органов в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением
трудового договора по инициативе администрации, направленный
на усиление роли выборных профсоюзных органов при решении указанных вопросов.
6.5. Увольнение по инициативе работодателей в соответствии с пунктом 2,
подпунктом "б" пункта 3 и пунктом 5 ст. 81 Трудового кодекса
Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных
органов организации и структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных
к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо соблюдения
общего порядка увольнения с предварительного согласия соответствующего
вышестоящего выборного профсоюзного органа.
6.6. Объединения
работодателей, работодатели обязуются довести настоящее Соглашение до
предприятий и организаций отрасли и требовать его выполнения.
6.7. Российский
профсоюз, его территориальные комитеты, профкомы организуют проведение проверок
выполнения Отраслевого тарифного соглашения, территориальных соглашений и
колдоговоров.
VII.
Контроль и ответственность сторон
за выполнение
принятых обязательств
В течение срока
действия настоящего Соглашения стороны принимают все зависящие от них меры по
выполнению принятых обязательств и урегулированию коллективных трудовых споров
и конфликтов.
Контроль за выполнением Соглашения осуществляется отраслевой комиссией, созданной
сторонами для его подготовки. Отраслевая комиссия не реже одного раза в
полугодие подводит итоги выполнения Соглашения.
Работодатель по
запросам комиссии представляет информацию, необходимую для осуществления контроля за выполнением Отраслевого соглашения. За
непредставление такой информации работодатели несут ответственность в порядке,
установленном законодательством.
Профсоюзные органы
и администрация организаций вправе обращаться в отраслевую комиссию или
непосредственно к лицам, подписавшим Соглашение, по вопросам его выполнения.
Отраслевая комиссия в месячный срок рассматривает обращение и о своем решении
сообщает заявителю.
Стороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за
уклонение от участия в переговорах, невыполнение обязательств, возложенных на
них Соглашением.
При невыполнении
обязательств по причинам, признанным сторонами уважительными, стороны принимают
дополнительные согласованные меры к обеспечению этих обязательств.
Ход выполнения
Соглашения рассматривается его участниками по итогам полугодия и года.
При невыполнении
настоящего Соглашения отраслевая трехсторонняя комиссия в двухнедельный срок
делает представление соответствующим органам, в компетенцию которых входит
решение вопросов данного Соглашения.
Председатель
Российского
профсоюза
работников текстильной
и легкой
промышленности
Т.И.СОСНИНА
1 октября 2002 года
Первый заместитель
Министра
промышленности,
науки и технологий
Российской
Федерации
А.Г.СВИНАРЕНКО
6 ноября 2002 года
Президент
НП
"Объединение
работодателей текстильной
промышленности
России"
Б.М.ФОМИН
1 октября 2002 года
Председатель
НП "Российское
объединение
легкой
промышленности
"РОРлегпром"
А.А.БИРЮКОВ
11 октября 2002
года
Вице - президент
Российского Союза
кожевников
(некоммерческая
организация)
А.Г.АНДРУНАКИЕВИЧ
2 октября 2002 года
Президент
Российского Союза
производителей
одежды
(некоммерческая
организация)
В.Е.ПАНТЕЛЕЕВ
2 октября 2002 года
Первый заместитель
Министра
экономического
развития и торговли
Российской
Федерации
М.Э.ДМИТРИЕВ
15 декабря 2002
года
Заместитель
Министра финансов
Российской
Федерации
Н.С.МАКСИМОВА
23 декабря 2002
года
Заместитель
Председателя
Государственного
таможенного
комитета
Российской
Федерации
А.А.КАУЛЬБАРС
16 декабря 2002
года
Начальник Тыла
Вооруженных Сил
Российской Федерации,
Заместитель
Министра обороны
Российской
Федерации
В.И.ИСАКОВ
26 ноября 2002 года
Соглашение прошло
уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный N 8884-ВЯ.
Первый заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
30 декабря 2002
года