ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003 - 2005 ГОДЫ
I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее
Отраслевое соглашение (далее именуется Соглашение) заключено на основании
Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации от 30
декабря 2001 г. N 197-ФЗ, Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N
2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", Федерального закона
от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности".
Соглашение
является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования
социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между
гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется
гражданский персонал) и работодателями, содержащим обязательства по вопросам
оплаты труда, условий и охраны труда, режима труда и отдыха, развития
социального партнерства, занятости, социальных льгот и гарантий для
гражданского персонала, работающего в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил
Российской Федерации (далее именуются воинские части, если иное не оговорено
особо).
Сторонами
Соглашения являются:
от гражданского
персонала в лице их представителя - Федерации профсоюзов рабочих и служащих
Вооруженных Сил России (далее именуется Федерация профсоюзов);
от работодателей в
лице их представителя - Министерства обороны Российской Федерации (далее
именуется Министерство обороны).
1. Соглашение
вступает в силу с 1 января 2003 г. и действует до 31 декабря 2005 г.
(включительно).
По истечении
указанного срока Соглашение действует до заключения нового Соглашения,
изменения или дополнения действующего Соглашения.
2. Ни одна из
сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия
Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.
3. Ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению,
внесению изменений и дополнений в Соглашение, организации контроля за его
выполнением и подведения итогов, толкования и разъяснения его положений, а
также для рассмотрения конфликтных ситуаций и разногласий по коллективным
договорам (соглашениям), заключенным на его основе, возлагается на комиссию,
состав которой определен Приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г.
N 160.
Стороны обязуются
не реже одного раза в год рассматривать ход выполнения принятых на себя
обязательств по Соглашению на заседании указанной комиссии.
4. В случае
реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к
правопреемнику.
5. Соглашение
распространяется на работодателей и весь гражданский персонал и используется
при заключении коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров в
воинских частях.
Условия
коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров не должны ухудшать
положение гражданского персонала по сравнению с действующим законодательством и
настоящим Соглашением.
На государственных
служащих, работающих в Министерстве обороны, распространяются только те
положения Соглашения, которые не противоречат нормам, установленным Федеральным
законом "Об основах государственной службы Российской Федерации"
<*>.
--------------------------------
<*> Приказ
Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 205.
6. Стороны
Соглашения оказывают содействие работодателям и выборным профсоюзным органам в
заключении соглашений и коллективных договоров.
Работодатели при
получении уведомления от центральных и территориальных профсоюзных органов,
первичной организации профсоюзов о намерении заключить коллективный договор
(соглашение) обязаны в семидневный срок вступить в переговоры и заключить их на
согласованных сторонами условиях.
7. Законодательные
и иные нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения и
улучшающие социально-экономическое и правовое положение гражданского персонала,
применяются с момента вступления их в силу.
8. Положения, установленные Соглашением, обязательны для выполнения
заместителями Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующими видами
Вооруженных Сил Российской Федерации, командующими войсками военных округов,
флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками
главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации,
командующими объединениями, командирами соединений и воинских частей
Вооруженных Сил Российской Федерации и всеми профсоюзами, входящими в Федерацию
профсоюзов, их территориальными и первичными профсоюзными организациями.
9. В воинских
частях, дислоцирующихся на территориях иностранных государств, коллективные
договоры и соглашения, трудовые договоры заключаются с учетом настоящего
Соглашения. При этом трудовые отношения, социальные льготы и гарантии
гражданскому персоналу устанавливаются в соответствии с законодательством
страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами
(соглашениями) Российской Федерации.
II.
СОВМЕСТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
10. Стороны
признают Соглашение основным документом социального партнерства,
устанавливающим общие принципы взаимодействия и проведения согласованной
социально-экономической политики, направленной на повышение эффективности
работы воинских частей в целях укрепления обороноспособности страны, усиления
защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов гражданского
персонала.
11. Стороны
обязуются руководствоваться Соглашением, соблюдать все его условия, нести
предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за
нарушение или невыполнение его положений.
12. Министерство
обороны и Федерация профсоюзов совместно решают общеотраслевые экономические и
социальные проблемы, затрагивающие права и интересы гражданского персонала.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся в порядке, установленном
действующим законодательством.
13. Министерство
обороны и Федерация профсоюзов в период действия Соглашения строго соблюдают
установленный законодательством Российской Федерации порядок разрешения
коллективных трудовых споров.
14. Соглашение в
месячный срок со дня его уведомительной регистрации доводится до командиров
(начальников) воинских частей, профсоюзных органов для выполнения принятых
обязательств и ознакомления гражданского персонала с его содержанием.
Министерство
обороны рассматривает наиболее важные вопросы, затрагивающие права и интересы
гражданского персонала, на совместных совещаниях руководящего состава
Министерства обороны, военных советов, исполкома Федерации профсоюзов и
соответствующих профсоюзных органов.
III.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (РАБОТОДАТЕЛЯ)
В области
производственно-экономической деятельности
15. Обеспечивает
своевременное истребование и доведение установленных лимитов бюджетных
обязательств и средств федерального бюджета до соответствующих органов военного
управления, войск (сил).
16. Создает
оптимальную структуру воинских частей, основанных на праве хозяйственного
ведения, обеспечивает за счет государственных заказов устойчивую их работу,
оказывает помощь в их развитии.
17. В
первоочередном порядке размещает заказы на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектные работы, ремонт вооружения, военной техники и
военного имущества, реализацию планов капитального строительства в воинских
частях. Своевременно и полностью оплачивает выполненные работы и услуги в
пределах государственного заказа и заключенных договоров.
18. Создает оптимальную
структуру научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских бюро,
проводит работу по переводу их на сметно-бюджетное финансирование, обеспечивает
их заказами и финансированием, осуществляет контроль за
их деятельностью.
19. Командиры (начальники) воинских частей совместно с соответствующими
выборными профсоюзными органами при заключении коллективных договоров и
соглашений могут предусматривать дополнительные (по сравнению с установленными
настоящим Соглашением) социальные льготы и гарантии для гражданского персонала
в соответствии с действующим законодательством при наличии соответствующих
денежных средств на эти цели.
В области
занятости и переподготовки кадров
20. В целях
смягчения негативных последствий от сокращения численности работников
осуществляет эти мероприятия в первую очередь за счет внутренних резервов
воинских частей, а именно:
укомплектования
свободных рабочих мест (с согласия работника);
упреждающей
переподготовки кадров в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели,
перевода работников (с их согласия) на иную работу (вакантную должность) в
другие воинские части;
использования
других методов обеспечения занятости, предусмотренных действующим
законодательством.
21. Федерация
профсоюзов и Министерство обороны устанавливают следующие критерии массового
увольнения гражданского персонала:
при ликвидации
воинской части с численностью работающих 15 и более человек;
при сокращении
численности или штата гражданского персонала воинской части:
50 человек в
течение 30 календарных дней;
200 и более человек
в течение 60 календарных дней;
500 и более человек
в течение 90 календарных дней.
22. Командиры
(начальники) воинских частей:
при ликвидации
(передислокации) и реорганизации воинских частей, полной или частичной
приостановке производства (работы), влекущих за собой сокращение численности
или штата работников, изменении существенных условий трудового договора по
инициативе работодателя информируют в письменной форме не позднее
чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий выборный профсоюзный
орган воинской части о проведении мероприятий по сокращению численности или
штата гражданского персонала и возможном расторжении трудовых договоров, а в
случае массового увольнения гражданского персонала - не позднее
чем за три месяца. Проводят с выборным профсоюзным органом переговоры о
соблюдении прав и интересов гражданского персонала;
оказывают
содействие в трудоустройстве высвобождаемого гражданского персонала в воинских
частях и организациях иных федеральных органов исполнительной власти, а также
через региональные службы занятости;
осуществляют
увольнение лиц гражданского персонала, являющихся членами профсоюза, по пункту
2, подпункту "б" пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса
Российской Федерации с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного
органа воинской части в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса
Российской Федерации;
предоставляют лицам
гражданского персонала, уволенным по сокращению штата или численности
работников, а также при прочих равных условиях, преимущественное право
возвратиться на рабочее место при возникновении вакансий;
осуществляют меры
по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обучения, повышению
профессионального уровня и переподготовки кадров;
организуют
взаимодействие с органами службы занятости субъектов Российской Федерации в
целях решения вопросов переподготовки и повышения квалификации высвобождаемого
гражданского персонала;
предоставляют
высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с
действующим законодательством;
предоставляют
гарантии и компенсации высвобождаемым федеральным
государственным служащим в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной службе.
23. Воинские части
за счет собственных средств и на условиях, предусмотренных коллективным
договором, трудовым договором, могут предусматривать дополнительные меры
социальной защиты бывшим работникам этих воинских частей.
В области
трудовых отношений
24. Обеспечивает
выполнение командирами (начальниками) воинских частей Трудового кодекса
Российской Федерации, иных законодательных и нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, а также правовых актов Министерства обороны.
Трудовые отношения
федеральных государственных служащих Министерства обороны регулируются законами
и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
При нарушениях в
воинских частях трудового законодательства Министерство обороны принимает меры
к их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности в соответствии с
действующим законодательством.
25. Обеспечивает
реализацию положений статей 28 и 349 Трудового кодекса Российской Федерации в
части подготовки и представления в Правительство Российской Федерации и другие
государственные органы проектов соответствующих правовых актов, направленных на
усиление правовой защиты и улучшение социально-экономического положения гражданского
персонала.
26. Обеспечивает
своевременное разъяснение работникам правовых актов, содержащих нормы трудового
права.
27. Командиры
(начальники) воинских частей не допускают необоснованных отказов в заключении трудовых договоров, обеспечивают, чтобы условия,
включаемые в трудовые договоры, не ухудшали положение гражданского персонала по
сравнению с нормами, установленными действующим законодательством, настоящим
Соглашением, коллективными договорами и соглашениями.
Трудовые договоры,
заключенные с работающими пенсионерами до 1 февраля 2002 г. на неопределенный
срок, по инициативе работодателя не перезаключаются.
28. Не привлекает
лиц гражданского персонала без их согласия для выполнения работ, не
обусловленных трудовым договором, кроме случаев, предусмотренных действующим
законодательством.
29. Обеспечивает в
обязательном порядке включение представителя выборного профсоюзного органа
воинской части в состав аттестационных комиссий при проведении аттестации лиц
гражданского персонала, а также при сдаче ими государственного
квалификационного экзамена.
30. В соответствии
со статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации разрабатывает и принимает
правовые акты, непосредственно затрагивающие социально-трудовые права
гражданского персонала, с учетом мнения Федерации профсоюзов, а командиры
(начальники) воинских частей - соответствующего выборного профсоюзного органа.
31. Обеспечивает
для гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской
Федерации:
нормальную
продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, а для
отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с действующим
законодательством - сокращенную продолжительность рабочего времени (36 часов в
неделю) для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, а также женщинам, работающим в сельской местности, если меньшая
продолжительность не предусмотрена законодательством Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при
полной рабочей неделе;
приведение правовых
актов Министерства обороны в соответствие с действующим законодательством;
строгое соблюдение
порядка и условий привлечения гражданского персонала к сверхурочным работам,
которые могут производиться с письменного согласия работника и с учетом мнения
соответствующего выборного профсоюзного органа в соответствии со статьей 99
Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего
времени работа сверх нормальной продолжительности в учетном периоде считается
сверхурочной;
оплату сверхурочных
работ в размерах, предусмотренных коллективными договорами, но не ниже
установленных статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации;
режим труда в
соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка исходя из
особенностей и условий деятельности воинских частей;
предоставление
ежегодного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков,
предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными
законами. Продолжительность дополнительных отпусков в случаях, когда она не
определена законодательством Российской Федерации, устанавливается в
коллективных договорах и соглашениях исходя из финансовых и производственных
возможностей воинских частей. Дополнительные отпуска присоединяются к основному
отпуску, продолжительность которого должна быть не менее 28 календарных дней.
32. Воинские части,
основанные на праве хозяйственного ведения, вправе за счет собственных средств предоставлять работникам как основной, так и
дополнительные отпуска большей продолжительности, чем предусмотрено действующим
законодательством.
33.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданскому
персоналу, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,
определяется коллективным договором или локальным нормативным актом и не может
быть ниже продолжительности, установленной Правительством Российской Федерации.
34.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для
гражданского персонала с ненормированным рабочим днем определяется коллективным
договором или правилами внутреннего трудового распорядка воинской части,
который не может быть меньше трех и более двенадцати календарных дней. В
случае, когда такой отпуск не предоставляется, переработка сверх нормальной
продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника
компенсируется как сверхурочная работа.
Предоставление
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным
рабочим днем гражданскому персоналу воинских частей, финансируемых из
федерального бюджета, осуществляется в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 884. Министерство
обороны издает соответствующий правовой акт с примерным
перечнем должностей гражданского персонала, по которым устанавливается
ненормированный рабочий день.
35. Государственным
служащим Министерства обороны предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск
продолжительностью не менее 30 календарных дней.
36. Гражданскому
персоналу, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях:
предоставляется
ежемесячно по письменному заявлению одному из родителей, имеющих детей в
возрасте до 16 лет, дополнительный выходной день без сохранения заработной
платы;
производится один
раз в два года оплата перед отъездом исходя из
примерной стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно по
территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за
исключением такси), а также оплата стоимости провоза багажа весом до 30
килограммов. Окончательный расчет производится по возвращению работника из
отпуска на основании представленных билетов или других оправдательных
документов.
37. Лицам,
прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других
регионов Российской Федерации и заключившим трудовой договор, по основному
месту работы:
выплачиваются
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (ставок) и
единовременные пособия на каждого члена семьи в размере половины должностного
оклада (ставки) работника;
оплачивается
стоимость проезда работника и членов
его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам и
провоз багажа не свыше 5 тонн на семью;
предоставляется
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства
на новом месте.
38. Не направляет
лиц гражданского персонала без их согласия в командировки, связанные с риском
для их жизни и здоровья, а также в районы вооруженных конфликтов, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
39. Гарантирует
лицам гражданского персонала при направлении их в служебные командировки и
переезде на работу в другую местность сохранение (предоставление) места работы
(должности) и возмещение расходов, связанных со служебными командировками и
переездом на работу в другую местность, размеры
которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, за
работниками, направленными в служебную командировку, на время командировки по
месту их работы сохраняется средний заработок.
Обеспечивает
гарантии и компенсации лицам гражданского персонала при исполнении ими
государственных или общественных обязанностей, совмещающим работу с обучением в
образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального
образования, а также в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях,
имеющих государственную аккредитацию, а также другие гарантии и компенсации в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
40. Обеспечивает
утверждение соответствующими командирами и начальниками правил внутреннего
распорядка воинских частей с учетом мнения выборного профсоюзного органа,
которые могут являться приложением к коллективному договору.
41. Организует
поощрение гражданского персонала государственными и ведомственными наградами.
Представления к
награждению гражданского персонала ведомственными наградами подписываются
командирами и начальниками воинских частей и руководителями соответствующих
выборных профсоюзных органов.
Награждение
государственными и ведомственными наградами освобожденных профсоюзных
работников производится Министерством обороны по ходатайству Федерации
профсоюзов.
42. Обеспечивает
при отсутствии общественного транспорта (не считая такси) доставку гражданского
персонала на работу и обратно служебным транспортом.
Порядок и условия
доставки на работу и обратно служебным транспортом устанавливаются в
коллективных договорах (соглашениях) и объявляются приказами соответствующих
командиров (начальников).
43. Организует в
системе общественно-государственной подготовки обучение командиров
(начальников) воинских частей, имеющих в подчинении гражданский персонал,
основам трудового законодательства. Соответствующие командиры (начальники)
проводят организационную и воспитательную работу с гражданским персоналом.
В области
оплаты труда
44. Обеспечивает
оплату труда гражданского персонала в воинских частях в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Министерства обороны.
45. В соответствии
с действующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также в пределах ассигнований, предусмотренных законами
о федеральных бюджетах на 2003 - 2005 годы, Министерство обороны:
увеличивает
до 50 процентов тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда
работников воинских частей бюджетной сферы для отдельных категорий гражданского
персонала воинских частей в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2 "О расширении прав отдельных
центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда
гражданского персонала" в размерах, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
повышает
должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, привлекаемому к
несению боевого дежурства в составе боевых расчетов, команд и экипажей судов
обеспечения, а также работникам при их непосредственной занятости на работах,
предусмотренных соответствующими перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо
тяжелыми и особо вредными условиями труда;
выплачивает доплаты
и надбавки, а также единовременное денежное вознаграждение за добросовестное
исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года,
предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской
Федерации и правовыми актами Министерства обороны;
доводит до
гражданского персонала порядок и условия применения стимулирующих выплат и
оказания материальной помощи, установленные Правительством Российской
Федерации, предусматривая на эти цели средства в размере шести месячных фондов
заработной платы на год.
46. Командиры
(начальники) воинских частей, финансируемых в сметно-бюджетном порядке, с
учетом мнения соответствующих профсоюзных органов разрабатывают и отражают в
коллективных договорах порядок:
расходования и
учета фонда материального стимулирования и материальной помощи;
выплаты
единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение
должностных обязанностей по итогам календарного года в размере двух должностных
окладов;
премирования
работников и расходования фонда материальной помощи в органах управления.
47. В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской
Федерации Министерство обороны в целях повышения престижа работы в воинских
частях, привлечения и закрепления квалифицированных кадров в установленном
порядке направляет в Правительство Российской Федерации обоснованные
предложения по выделению денежных средств, необходимых для предоставления
гражданскому персоналу дополнительных льгот и преимуществ, в том числе
социального характера, по сравнению с работниками других отраслей.
48. В соответствии
с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
производит индексацию заработной платы работников воинских частей в сроки,
установленные Правительством Российской Федерации.
49. Командиры
(начальники) воинских частей, основанных на праве хозяйственного ведения, в
соответствии с действующим законодательством и с учетом мнения выборных
профсоюзных органов устанавливают системы оплаты и стимулирования труда
гражданского персонала и отражают принятые решения в коллективных договорах,
локальных нормативных актах и трудовых договорах.
50. Ежегодно
обеспечивает формирование фондов оплаты труда гражданского персонала в бюджете
Министерства обороны в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, предусматривая средства на выплаты стимулирующего и компенсационного
характера, а также на выплату единовременного денежного вознаграждения за
добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года.
Командиры
(начальники) воинских частей средства, полученные за счет внебюджетных
источников, используют на цели, определенные федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны, в
соответствии со сводной сметой доходов и расходов и наличием этих средств на
лицевых счетах воинских частей в соответствии с Приказом Министра обороны
Российской Федерации 2001 г. N 300.
51. Издает
нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда с
учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Извещает
работников о введении новых норм труда не позднее чем
за два месяца.
52. Выплачивает
заработную плату не реже чем каждые полмесяца в сроки с 5 по 10 и с 20 по 25
числа каждого месяца, в дни, установленные правилами внутреннего трудового
распорядка воинской части, коллективным договором, трудовым договором. Оплата
отпуска производится не позднее чем за три дня до его
начала.
53. При нарушении по вине Министерства обороны, командиров
(начальников) воинских частей установленных сроков выплаты заработной платы,
оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику,
выплачивать их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже
одной трехсотой действующей на это время ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день
задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты
по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой
работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым
договором.
54. Оплачивает
время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме
предупредил работодателя о начале простоя, в размере не менее двух третей
средней заработной платы работника.
Время простоя по
причинам, не зависящим от работодателя и работника, если работник в письменной
форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивает в размере не менее
двух третей тарифной ставки (оклада).
Время простоя по
вине работника не оплачивается.
55. Гражданскому персоналу, выполняющему в одной и той же воинской
части наряду со своей обусловленной трудовым договором основной работой
дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему
обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей
основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или
исполнение обязанностей временно отсутствующего работника за счет и в пределах
имеющейся экономии фонда заработной платы гражданского персонала данной воинской
части.
Размеры доплат за
совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно
отсутствующего работника устанавливаются по соглашению сторон трудового
договора в переделах фонда оплаты труда.
56. Устанавливает
гражданскому персоналу льготы и компенсации в порядке и размерах, введенных
правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 г. N 2.
57. В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации
от 31 мая 1995 г. N 537 и Министерства труда Российской Федерации от 11
сентября 1995 г. N 49 и другими нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации обеспечивает начисление процентной надбавки к заработной
плате гражданского персонала, работающего в районах Крайнего Севера,
приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского
края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики
Хакасия, на фактический заработок.
58. Обеспечивает
гражданскому персоналу, привлеченному для выполнения задач в условиях
чрезвычайного положения или в зонах вооруженных конфликтов, выплату повышенных
тарифных ставок (окладов) в соответствии с действующим законодательством.
В области
охраны труда
59. Проводит в
соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской
Федерации" <*> государственную политику в области охраны труда.
--------------------------------
<*> Приказ
Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 425.
В этих целях Министерство
обороны обеспечивает:
безопасность
гражданского персонала при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования,
осуществлении технологических процессов, а также при применении в производстве
техники, инструментов, сырья и материалов;
применение средств
индивидуальной и коллективной защиты;
соответствующие
требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и
отдыха лиц гражданского персонала в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
инструктаж по
охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
стажировку на рабочих местах гражданского персонала и проверку их знаний
требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований
по охране труда;
контроль за организацией и проведением мероприятий по аттестации рабочих мест по
условиям труда и сертификации работ по охране труда в воинских частях;
проведение
аттестации рабочих мест по условиям труда с использованием методов и средств
инструментального контроля в производственных подразделениях воинских частей с
последующей сертификацией работ по охране труда;
повышение оплаты
труда работникам, принятым на работу после 1 февраля 2002 г., занятым
выполнением тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми
условиями труда, по итогам аттестации рабочих мест;
контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за обеспечением
средствами индивидуальной и коллективной защиты и правильностью их применения;
гражданский
персонал, занятый на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда,
специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной
защиты, а также смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с
нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
бесплатную выдачу
молока или равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического
питания за работу во вредных и особо вредных условиях труда по нормам,
определенным соответствующими нормативными актами;
предоставление
гражданскому персоналу компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и
(или) опасными условиями труда;
организацию и
проведение расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального
заболевания на производстве;
сохранение за
гражданским персоналом места работы, должности и среднего заработка на время
приостановки работ вследствие нарушения законодательства об охране труда,
нормативных требований по охране труда не по вине работников;
предоставление
гражданскому персоналу другой работы в случае их отказа от выполнения работ при
возникновении опасности для их жизни и здоровья или оплаты времени простоя до
устранения этой опасности;
непривлечение к дисциплинарной ответственности лиц гражданского персонала за
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для их жизни
и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения
работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовыми
договорами;
проведение
за счет средств работодателя обязательных предварительных (при поступлении на работу)
и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
(обследований) категорий работников, установленных действующим
законодательством, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) лиц
гражданского персонала Вооруженных Сил по их просьбам в соответствии с
медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и
среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований). Министерство обороны предусматривает денежные
средства на эти цели при подготовке проектов федеральных бюджетов на
соответствующий год. Вредные и (или) опасные производственные
факторы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические
медицинские осмотры, а также порядок их проведения определяются нормативными
правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;
перевозку в
учреждения скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое
учреждение работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве,
заболевших на месте работы;
недопущение лиц
гражданского персонала к выполнению трудовых обязанностей без прохождения
обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских
противопоказаний;
проведение анализа
производственного травматизма и организацию разработки мероприятий по его
профилактике и снижению;
информирование
гражданского персонала о состоянии условий и охраны труда в воинских частях и
экологической ситуации в регионе; проведение работ, направленных на
установление фактического наличия вредных и опасных для здоровья
производственных факторов, силами санэпидотрядов, экологической службы по
заявкам командиров (начальников) воинских частей с учетом мнения выборных
профсоюзных органов; вывод из эксплуатации ветхих и аварийных помещений
(площадей) и производств воинских частей;
санитарно-бытовое и
лечебно-профилактическое обслуживание гражданского персонала в соответствии с
требованиями охраны труда;
допуск
представителей выборных профсоюзных органов и органов общественного контроля в
целях проведения проверок условий и охраны труда в воинских частях, а также
расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
с соблюдением установленного режима секретности;
обязательное
социальное страхование гражданского персонала от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
создание в пределах
лимита численности гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации служб охраны труда, а в воинских частях с
численностью 100 и менее работников - введение специалиста по охране труда с
учетом специфики деятельности данной воинской части.
60. Командиры
(начальники) воинских частей:
заключают с
выборными профсоюзными органами соглашения по охране труда;
создают комитеты
(комиссии) по охране труда в составе представителей работодателей и профсоюзов
и обеспечивают условия для их работы;
разрабатывают и
внедряют системы мероприятий, обеспечивающих заинтересованность руководителей,
специалистов, рабочих и служащих в достижении высоких показателей в охране
труда.
В области
обеспечения социальных льгот,
гарантий и
компенсаций
61. Командиры и
начальники воинских частей совместно с выборными профсоюзными органами через
органы Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечивают лиц
гражданского персонала пособиями по государственному социальному страхованию,
оказывают им содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение и в
детские оздоровительные лагеря.
62. Министерство
обороны обеспечивает:
разработку и
осуществление комплекса профилактических, лечебных, санаторно-курортных,
оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и
укрепление здоровья гражданского персонала и членов их семей (подпункт 32
пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357);
предоставление
гражданскому персоналу Вооруженных Сил за счет средств обязательного
социального страхования путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в
военные санатории и дома отдыха в порядке, предусмотренном Положением о
приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и
оздоровление работников и членов их семей, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. N 309, и Инструкцией о
порядке санаторно-курортного обеспечения в
Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской
Федерации 1999 г. N 360);
предоставление
освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в выборные
органы профсоюзных организаций (выборные профсоюзные органы), путевок в
здравницы Министерства обороны на таких же условиях, как и лицам гражданского
персонала, работающим в воинских частях;
оказание
медицинской помощи гражданскому персоналу в военно-медицинских учреждениях
через систему обязательного медицинского страхования или на договорной основе
за плату в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации;
отпуск
гражданскому персоналу за плату по установленным для данного субъекта
Российской Федерации действующим ценам лекарственных средств и другого
расходного медицинского имущества из аптек воинских частей и военно-медицинских
учреждений в гарнизонах, вблизи которых отсутствуют гражданские аптеки. Перечень этих гарнизонов объявляется приказом командующего войсками
военного округа (флотом);
единый размер оплат
путевок в оздоровительные лагеря для детей военнослужащих и гражданского
персонала;
детские
оздоровительные лагеря продуктами питания;
выделение
автотранспорта для обеспечения деятельности детских оздоровительных лагерей.
63. Командиры
(начальники) воинских частей, основанных на праве хозяйственного ведения, по
согласованию с выборными профсоюзными органами могут оказывать различные виды
социальной помощи, в том числе:
финансовую
поддержку многодетным семьям и гражданскому персоналу с доходами ниже
прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации,
пенсионерам, получившим инвалидность в результате общего, профессионального
заболевания или травмы на производстве (кроме травматизма, полученного в
состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения), компенсацию
расходов на лекарственные препараты, а также расходов на детские дошкольные
учреждения, медицинскую помощь и лечение;
устанавливать
доплаты на питание;
выплачивать
компенсацию гражданскому персоналу расходов на оплату транспортных услуг,
проживания в общежитиях и др.
64. Виды
социально-бытового обслуживания, льготы, гарантии и компенсации определяются в
коллективных договорах воинских частей с учетом их финансовых и
производственных возможностей, условий местонахождения, потребностей
гражданского персонала и др.
65. Командиры
(начальники) воинских частей обеспечивают постоянный контроль
за предоставлением гражданскому персоналу в полном объеме гарантий и
компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N
3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими нормативными
правовыми актами.
66. Воинские части,
основанные на праве хозяйственного ведения, могут в соответствии с действующим
законодательством отчислять средства в размерах, определяемых коллективными
договорами, соответствующим профсоюзным комитетам на проведение в трудовых
коллективах культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в объеме
не менее 0,15% от утвержденного фонда заработной платы.
67. Работники из
числа гражданского персонала, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют
право на получение жилых помещений в соответствии с действующим
законодательством.
Учет нуждающихся в
улучшении жилищных условий лиц гражданского персонала, работающих в воинских
частях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих
долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы.
Работники из числа
гражданского персонала, непосредственно связанные с обслуживанием и
эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений,
обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от
общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
68. Представители
соответствующих выборных профсоюзных органов включаются в состав жилищных
комиссий тех воинских частей, где в списках
нуждающихся в улучшении жилищных условий числятся лица гражданского персонала.
69. При организации
в установленном порядке коллективного садоводства и огородничества гражданскому
персоналу выделяются земельные участки в соответствии с коллективными
договорами и соглашениями. Воинские части могут оказывать организованным ими
садоводческим товариществам помощь в обустройстве земельных участков в
соответствии с коллективным договором, соглашением.
IV.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И КООРДИНАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОРОН
СОГЛАШЕНИЯ
70. В целях
дальнейшего развития социального партнерства по предложению сторон проводятся
взаимные консультации по вопросам оплаты труда, условий и охраны труда,
занятости, медицинского обслуживания гражданского персонала и
производственно-экономической деятельности воинских частей.
71. Стороны
обязуются содействовать:
заключению и
реализации соглашений и коллективных договоров на всех уровнях военного
управления;
улучшению
информационного и организационного обеспечения системы социального партнерства.
72. Стороны
обеспечивают участие своих полномочных представителей в работе собраний
(конференций) по заключению и обсуждению выполнения коллективных договоров и
соглашений.
73. Стороны
принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых
споров и конфликтов, возникающих в области социально-трудовых и экономических
отношений, и обязуются строго соблюдать требования Трудового кодекса Российской
Федерации, принимать участие в работе согласительных комиссий по разрешению
коллективных трудовых споров, возникающих в воинских частях.
V. ГАРАНТИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ РАБОЧИХ
И СЛУЖАЩИХ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
74. Министерство
обороны создает условия и содействует реализации основных прав профсоюзов,
объединяющих лиц гражданского персонала.
75. Командиры
(начальники) воинских частей не препятствуют созданию в трудовых коллективах
профсоюзных организаций, вступлению работников в профсоюзы рабочих и служащих
Вооруженных Сил России.
76. Министерство
обороны предоставляет бесплатно и беспрепятственно Федерации профсоюзов
информацию по социально-трудовым вопросам гражданского персонала, необходимую
для осуществления ее уставной деятельности.
77. Командиры
(начальники) воинских частей в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности":
предоставляют
соответствующим профсоюзам, их выборным органам безвозмездно необходимые для их
деятельности (кроме коммерческой) оборудование, помещение, транспортные
средства и средства связи, а также предоставляют возможность проведения
совещаний (собраний), размещения информации в доступном для всех работников
месте. При этом хозяйственное содержание,
ремонт, отопление, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов
осуществляются воинскими частями;
в воинских частях
численностью свыше 100 человек безвозмездно предоставляют в пользование
действующим в воинской части выборным профсоюзным органам оборудование,
отапливаемые, электрифицированные помещения, а также оргтехнику, средства связи
и необходимые нормативные правовые акты. Предоставляют профсоюзным комитетам
необходимую для осуществления их уставной деятельности информацию по
социально-трудовым вопросам гражданского персонала, в том числе и о заработной
плате. Дополнительные условия обеспечения деятельности указанных органов
предусматриваются в коллективных договорах.
Воинские части,
основанные на праве хозяйственного ведения, за счет собственных средств могут
производить оплату труда освобожденного руководителя профсоюзного органа данной
воинской части в порядке и на условиях, установленных коллективным договором;
освобождают от
основной работы членов профсоюзов, не освобожденных от основной работы, для
выполнения профсоюзных обязанностей, участия в качестве делегатов съездов,
конференций, созываемых профсоюзными органами, на время краткосрочной (до пяти
дней) профсоюзной учебы, а также для участия в работе выборных профсоюзных
органов. Условия их освобождения от работы для участия в этих мероприятиях
определяются коллективными договорами, соглашениями;
не подвергают
дисциплинарным взысканиям лиц гражданского персонала, избранных в состав
профсоюзных органов, а также уполномоченных профсоюзного комитета по охране
труда без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа;
обеспечивают при
наличии письменных заявлений лиц гражданского персонала, являющихся членами
профсоюза, ежемесячное и бесплатное перечисление в установленные сроки на счет
выборного профсоюзного органа членских профсоюзных взносов из их заработной
платы в соответствии с коллективными договорами и соглашениями и не вправе
задерживать перечисление данных средств;
в воинских частях,
в которых с профсоюзами заключены коллективные договоры или на которые
распространяется действие настоящего Соглашения, командиры (начальники) по
письменному заявлению лиц гражданского персонала, не являющихся членами
профсоюзов, обеспечивают ежемесячное перечисление денежных средств из их
заработной платы на счета профсоюзов на условиях и в порядке, определенных
коллективными договорами;
обеспечивают
представителям профсоюзов в установленном порядке посещение воинских частей
Министерства обороны, в которых работают члены профсоюзов, входящих в Федерацию
профсоюзов, для реализации предоставленных профсоюзам прав;
обеспечивают
реализацию в воинских частях правовых актов Министерства обороны, регламентирующих
социальное партнерство между профсоюзами, объединяющими лиц гражданского
персонала, и органами военного управления.
VI.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ
78. Федерация
профсоюзов и входящие в нее профсоюзы всемерно содействуют реализации
настоящего Соглашения в трудовых коллективах, поддержанию в них высокой боевой
готовности, здоровой морально-психологической атмосферы и созданию условий для
повышения эффективности работы воинских частей.
79. Проводит работу
по защите экономических, социальных и профессиональных интересов членов
профсоюзов и гражданского персонала воинских частей, не являющихся членами
профсоюзов, но уплачивающих профсоюзам денежные средства в размере одного
процента от начисленной заработной платы, оказывает им при необходимости
бесплатную юридическую помощь, осуществляет контроль за
соблюдением трудового законодательства.
80. В соответствии
с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации Федерация
профсоюзов, входящие в нее профсоюзы, их территориальные и первичные
профсоюзные организации осуществляют контроль за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права.
81. Содействует
своевременному истребованию и полному доведению средств федерального бюджета на
оплату труда гражданского персонала до видов Вооруженных Сил Российской
Федерации.
82. Разрабатывает и
вносит в федеральные органы государственной власти предложения о принятии
законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по
вопросам трудовых и связанных с трудом отношений в целях усиления социальной
защищенности гражданского персонала.
83. Представители
Федерации профсоюзов и входящих в нее профсоюзов участвуют в деятельности
комитетов и комиссий всех уровней государственной власти Российской Федерации и ее субъектов с целью защиты социально-трудовых прав и
интересов членов профсоюза и всего гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации.
Ведут переговоры и
консультации по разработке и заключению отраслевого соглашения с Министерством
обороны.
VII. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ
СОГЛАШЕНИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ
ИЛИ НЕВЫПОЛНЕНИЕ
84. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется
сторонами и их представителями в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и
соглашениях" и Федеральным законом "О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности".
Контрольные функции
за выполнением Соглашения на местах осуществляют также территориальные,
первичные организации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил,
соответствующие командиры, начальники. При невыполнении Соглашения
заинтересованные лица письменно информируют двухстороннюю комиссию или
руководителей, подписавших Соглашение.
85. Стороны
проводят консультации по вопросам соблюдения трудовых прав,
социально-экономического положения гражданского персонала, обмениваются
информацией и принимают решения, направленные на развитие и укрепление
социального партнерства.
86. Должностные
лица сторон, виновные в нарушении или невыполнении Соглашения, несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Председатель
Федерации
профсоюзов рабочих
и служащих
Вооруженных Сил
России
С.АРЖАВКИН
Министр обороны
Российской
Федерации
С.ИВАНОВ
22 февраля 2003
года
Соглашение прошло
уведомительную регистрацию в Минтруде России. Регистрационный
N 2537-ВЯ от 3 апреля 2003 года.
Первый заместитель
Министра труда
и социального
развития
Российской
Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ