ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
ПРИКАЗ
от 25 апреля 2003 г. N 74
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ
СООРУЖЕНИЙ
Правительством
Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от
20.03.2003 N Пр-475, связанного с проверкой Главным контрольным управлением
Президента Российской Федерации деятельности МПР России, Минтранса России,
Минэнерго России, Госгортехнадзора России и Минсельхоза России по выполнению
требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических
сооружений", дано соответствующим министерствам и ведомствам поручение от
27.03.2003 N МК-П9-03394 в части осуществления мероприятий по исправлению
ситуации в сфере обеспечения безопасности
гидротехнических сооружений.
Главным контрольным
управлением Президента Российской Федерации установлено, что в Российской
Федерации эксплуатируется более 30 тысяч напорных гидротехнических сооружений и
комплексов, которые потенциально опасны и их деятельность регламентируется
Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".
Основная часть
данных сооружений, свыше 28,5 тысячи, поднадзорна МПР России, включая объекты,
принадлежащие Минсельхозу России, Минатому России, а также субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям и акционерным обществам. Минэнерго
России, Минтранс России и Госгортехнадзор России обеспечивают контроль за безопасностью остальных гидротехнических
сооружений.
Половина всех
гидротехнических сооружений имеет предельные для безопасности сроки
эксплуатации, около 1,4 тысячи сооружений признаны аварийными и представляют
угрозу жизнедеятельности населения.
Минимуществом
России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
местного самоуправления не принимаются меры по установлению и оформлению прав
собственности на гидротехнические сооружения. В настоящее время более чем по
2,2 тысячи из них отсутствуют правоустанавливающие документы. Действующая
процедура определения собственников гидротехнических сооружений, числящихся бесхозными, трудоемкая, затратная и длительная, а правовой
механизм оперативного управления владельца отсутствует.
Государственный
учет гидротехнических сооружений, регламентированный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке
формирования и ведения Российского реестра гидротехнических сооружений",
практически не ведется. Достоверные и полные сведения о количестве
гидротехнических сооружений, мест их размещения, технических характеристиках и
ведомственной принадлежности отсутствуют.
Надзорными органами
не осуществляется должный контроль за безопасной
эксплуатацией гидротехнических сооружений. Не обеспечивается контроль
за выполнением собственниками предписаний по результатам проверок и
обследований гидротехнических сооружений.
Собственниками и
эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений не обеспечивается
надлежащая охрана гидротехнических сооружений, а также финансирование
мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений.
По результатам
проверки Президентом Российской Федерации дано соответствующее поручение
Правительству Российской Федерации от 20 марта 2003 г. N Пр-475 о принятии
действенных мер по исправлению ситуации по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений.
Состояние
гидротехнических сооружений, входящих в состав поднадзорных Госгортехнадзору
России организаций и объектов, в целом удовлетворительное.
Безопасность
гидротехнических сооружений обеспечивается:
процедурой
декларирования безопасности гидротехнических сооружений, регламентированной
Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N
1303;
мониторингом
технической безопасности гидротехнических сооружений, осуществляемым как
эксплуатирующими организациями, так и специализированными аналитическими
центрами по ведению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений;
контролем
за выполнением собственниками или
эксплуатирующими организациями требований законодательства и нормативных
документов Госгортехнадзора России по безопасности гидротехнических сооружений.
В то же время есть
отдельные организации и объекты, состояние безопасности гидротехнических
сооружений которых вызывает особую озабоченность.
Так, в
предаварийном состоянии находятся гидротехнические сооружения хвостохранилища
обогатительной фабрики ОАО "Тырныаузский ГОК" (Кабардино-Балкарское
управление), содержащего около 120 млн. куб. м токсичных отходов обогащения и
создающего опасность возникновения чрезвычайной ситуации, особенно в период
паводка и половодья.
Существует реальная
угроза загрязнения Верхней Волги в случае переполнения или прорыва защитных
дамб прудов-накопителей ОАО "Славнефть-Ярославский НПЗ им. Д.И.
Менделеева" (Управление Верхне-Волжского округа), в которых накопилось
более 450 тысяч тонн токсичных отходов.
Во исполнение
поручения Президента Российской Федерации от 20.03.2003 N Пр-475 и в целях устранения недостаточного соблюдения требований законодательства
Российской Федерации в части безопасности гидротехнических сооружений и
повышения эффективности государственного надзора за безопасностью
гидротехнических сооружений приказываю:
1. Управлению по
надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.), Управлению по надзору
в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов
А.А.), Управлению по надзору в угольной промышленности (Чигрин В.Д.), Отделу по
надзору в металлургической промышленности (Зуев Г.П.):
1.1. Изучить
причины ослабления государственного надзора за безопасностью гидротехнических
сооружений, разработать мероприятия по исправлению ситуации в сфере обеспечения
безопасности гидротехнических сооружений и обобщить в срок до 20.05.2003 для
рассмотрения на коллегии Госгортехнадзора России.
1.2. Принять меры
по своевременному выполнению мероприятий Комплексного плана мероприятий по повышению
безопасности гидротехнических сооружений, разработанного МПР России совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с решением
Правительства Российской Федерации (протокол от 12.09.2002 N 34, раздел III,
пункт 3).
1.3. При подготовке предложений по разработке концепции и технического
задания на разработку законопроекта о внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений"
(поручение Правительства Российской Федерации от 09.04.2003 N ХВ-П9-4050)
учесть существующие недоработки в части определения собственников
гидротехнических сооружений и отсутствия обоснования для принятия решения о
ликвидации бесхозных объектов.
2. Управлению по
надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.) взять под контроль
своевременное выполнение мероприятий по подготовке гидротехнических сооружений
хвостохранилища обогатительной фабрики ОАО "Тырныаузский ГОК" к
безаварийному пропуску паводковых вод.
3. Начальнику Управления Верхне-Волжского округа Разваляеву И.К.
обеспечить контроль за своевременной разработкой и исполнением руководством ОАО
"Славнефть-Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева" программы
краткосрочных (первоочередных) и долгосрочных мероприятий по обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений с учетом проекта "Эрозионная
защита берега р. Волги и ливневая канализация на участке старых кисло-гудронных
прудов", а также необходимости переработки кислых гудронов и нейтрализации
кислых стоков.
4. Начальнику Кабардино-Балкарского управления Шахманову И.Б. принять
участие в работе комиссии, созданной в соответствии с поручениями Президента
Российской Федерации Путина В.В. от 26 февраля 2003 г. N Пр-357 и Правительства
Российской Федерации от 5 марта 2003 г. N МК-П5/02493, по рассмотрению вопросов
реализации мер по предотвращению экологической катастрофы при дальнейшей
эксплуатации хвостохранилища ОАО "Тырныаузский ГОК".
5. Руководителям
территориальных органов Госгортехнадзора России:
5.1. Обеспечить
государственный надзор и контроль за соблюдением
собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями
норм и правил безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с
законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических
сооружений.
5.2. Усилить контроль за исполнением выданных предписаний, эффективнее
использовать к нарушителям правил безопасности меры ответственности,
предусмотренные административным и гражданским законодательством.
5.3. Повысить
требовательность к поднадзорным организациям в части декларирования
безопасности, ведения мониторинга технической безопасности и разработки
критериев безопасности гидротехнических сооружений, необходимого финансирования
мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их
безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий
гидротехнических сооружений.
5.4. Потребовать от
собственников гидротехнических сооружений представить до 01.07.2003 все
необходимые сведения для регистрации и завершения формирования отраслевого
раздела Российского регистра гидротехнических сооружений поднадзорных
Госгортехнадзору России организаций и объектов.
5.5. Активизировать
работу по обучению (предаттестационной подготовке) и аттестации соответствующих
специалистов по эксплуатации и ведению работ на накопителях жидких промышленных
отходов.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя начальника Госгортехнадзора России А.И. Субботина.
Начальник
Госгортехнадзора
России
В.М.КУЛЬЕЧЕВ