Поиск по базе документов:

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

 

ПРИКАЗ

от 25 апреля 2003 г. N 74

 

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

 

Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.03.2003 N Пр-475, связанного с проверкой Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации деятельности МПР России, Минтранса России, Минэнерго России, Госгортехнадзора России и Минсельхоза России по выполнению требований Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", дано соответствующим министерствам и ведомствам поручение от 27.03.2003 N МК-П9-03394 в части осуществления мероприятий по исправлению ситуации в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации эксплуатируется более 30 тысяч напорных гидротехнических сооружений и комплексов, которые потенциально опасны и их деятельность регламентируется Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений".

Основная часть данных сооружений, свыше 28,5 тысячи, поднадзорна МПР России, включая объекты, принадлежащие Минсельхозу России, Минатому России, а также субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и акционерным обществам. Минэнерго России, Минтранс России и Госгортехнадзор России обеспечивают контроль за безопасностью остальных гидротехнических сооружений.

Половина всех гидротехнических сооружений имеет предельные для безопасности сроки эксплуатации, около 1,4 тысячи сооружений признаны аварийными и представляют угрозу жизнедеятельности населения.

Минимуществом России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не принимаются меры по установлению и оформлению прав собственности на гидротехнические сооружения. В настоящее время более чем по 2,2 тысячи из них отсутствуют правоустанавливающие документы. Действующая процедура определения собственников гидротехнических сооружений, числящихся бесхозными, трудоемкая, затратная и длительная, а правовой механизм оперативного управления владельца отсутствует.

Государственный учет гидротехнических сооружений, регламентированный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 "О порядке формирования и ведения Российского реестра гидротехнических сооружений", практически не ведется. Достоверные и полные сведения о количестве гидротехнических сооружений, мест их размещения, технических характеристиках и ведомственной принадлежности отсутствуют.

Надзорными органами не осуществляется должный контроль за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений. Не обеспечивается контроль за выполнением собственниками предписаний по результатам проверок и обследований гидротехнических сооружений.

Собственниками и эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений не обеспечивается надлежащая охрана гидротехнических сооружений, а также финансирование мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений.

По результатам проверки Президентом Российской Федерации дано соответствующее поручение Правительству Российской Федерации от 20 марта 2003 г. N Пр-475 о принятии действенных мер по исправлению ситуации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Состояние гидротехнических сооружений, входящих в состав поднадзорных Госгортехнадзору России организаций и объектов, в целом удовлетворительное.

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается:

процедурой декларирования безопасности гидротехнических сооружений, регламентированной Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.98 N 1303;

мониторингом технической безопасности гидротехнических сооружений, осуществляемым как эксплуатирующими организациями, так и специализированными аналитическими центрами по ведению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений;

контролем за выполнением собственниками или эксплуатирующими организациями требований законодательства и нормативных документов Госгортехнадзора России по безопасности гидротехнических сооружений.

В то же время есть отдельные организации и объекты, состояние безопасности гидротехнических сооружений которых вызывает особую озабоченность.

Так, в предаварийном состоянии находятся гидротехнические сооружения хвостохранилища обогатительной фабрики ОАО "Тырныаузский ГОК" (Кабардино-Балкарское управление), содержащего около 120 млн. куб. м токсичных отходов обогащения и создающего опасность возникновения чрезвычайной ситуации, особенно в период паводка и половодья.

Существует реальная угроза загрязнения Верхней Волги в случае переполнения или прорыва защитных дамб прудов-накопителей ОАО "Славнефть-Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева" (Управление Верхне-Волжского округа), в которых накопилось более 450 тысяч тонн токсичных отходов.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.03.2003 N Пр-475 и в целях устранения недостаточного соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части безопасности гидротехнических сооружений и повышения эффективности государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений приказываю:

1. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.), Управлению по надзору в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (Шаталов А.А.), Управлению по надзору в угольной промышленности (Чигрин В.Д.), Отделу по надзору в металлургической промышленности (Зуев Г.П.):

1.1. Изучить причины ослабления государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, разработать мероприятия по исправлению ситуации в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и обобщить в срок до 20.05.2003 для рассмотрения на коллегии Госгортехнадзора России.

1.2. Принять меры по своевременному выполнению мероприятий Комплексного плана мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений, разработанного МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии с решением Правительства Российской Федерации (протокол от 12.09.2002 N 34, раздел III, пункт 3).

1.3. При подготовке предложений по разработке концепции и технического задания на разработку законопроекта о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" (поручение Правительства Российской Федерации от 09.04.2003 N ХВ-П9-4050) учесть существующие недоработки в части определения собственников гидротехнических сооружений и отсутствия обоснования для принятия решения о ликвидации бесхозных объектов.

2. Управлению по надзору в горнорудной промышленности (Перепелицын А.И.) взять под контроль своевременное выполнение мероприятий по подготовке гидротехнических сооружений хвостохранилища обогатительной фабрики ОАО "Тырныаузский ГОК" к безаварийному пропуску паводковых вод.

3. Начальнику Управления Верхне-Волжского округа Разваляеву И.К. обеспечить контроль за своевременной разработкой и исполнением руководством ОАО "Славнефть-Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева" программы краткосрочных (первоочередных) и долгосрочных мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с учетом проекта "Эрозионная защита берега р. Волги и ливневая канализация на участке старых кисло-гудронных прудов", а также необходимости переработки кислых гудронов и нейтрализации кислых стоков.

4. Начальнику Кабардино-Балкарского управления Шахманову И.Б. принять участие в работе комиссии, созданной в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Путина В.В. от 26 февраля 2003 г. N Пр-357 и Правительства Российской Федерации от 5 марта 2003 г. N МК-П5/02493, по рассмотрению вопросов реализации мер по предотвращению экологической катастрофы при дальнейшей эксплуатации хвостохранилища ОАО "Тырныаузский ГОК".

5. Руководителям территориальных органов Госгортехнадзора России:

5.1. Обеспечить государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений.

5.2. Усилить контроль за исполнением выданных предписаний, эффективнее использовать к нарушителям правил безопасности меры ответственности, предусмотренные административным и гражданским законодательством.

5.3. Повысить требовательность к поднадзорным организациям в части декларирования безопасности, ведения мониторинга технической безопасности и разработки критериев безопасности гидротехнических сооружений, необходимого финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений, обеспечению их безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений.

5.4. Потребовать от собственников гидротехнических сооружений представить до 01.07.2003 все необходимые сведения для регистрации и завершения формирования отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений поднадзорных Госгортехнадзору России организаций и объектов.

5.5. Активизировать работу по обучению (предаттестационной подготовке) и аттестации соответствующих специалистов по эксплуатации и ведению работ на накопителях жидких промышленных отходов.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя начальника Госгортехнадзора России А.И. Субботина.

 

Начальник

Госгортехнадзора России

В.М.КУЛЬЕЧЕВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024