Утверждена
Минздравом СССР
26 мая 1988 г. N
06-14/20
Согласована
Постановлением
Президиума ЦК
профсоюза
медицинских
работников,
протокол N 16 от 18
апреля 1988 г.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
С ЛАЗЕРНЫМИ АППАРАТАМИ
1. Общие
требования безопасности
1.1. К
самостоятельной работе на лазерных установках допускаются лица не моложе 18
лет, с законченным высшим и средним медицинским образованием, имеющие
удостоверения о прохождении курса специального обучения, обученные безопасности
труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-79, имеющие 1 группу по
электробезопасности.
1.2. Персонал,
работающий на лазерной медицинской аппаратуре, должен проходить обязательный
предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры
согласно Приказу Минздрава СССР от 19 июня 1984 г. N 700.
1.3. Персонал,
работающий на лазерной медицинской аппаратуре, обязан соблюдать правила
внутреннего трудового распорядка учреждения.
1.4. В
помещениях, где проводятся работы на лазерных медицинских аппаратах, должны
соблюдаться действующие правила пожарной безопасности. Загромождение проходов,
захламление помещения не допускается.
1.5. Прием пищи и
курение на рабочих местах запрещается. Для приема пищи необходимо оборудовать
специальные помещения.
1.6.
Персонал, работающий на лазерной медицинской аппаратуре, должен быть обеспечен
санитарно-гигиенической одеждой, санитарной обувью и предохранительными
приспособлениями в соответствии с действующими Нормами, утвержденными
Минздравом СССР.
1.7. Для мытья рук
в умывальниках должны быть в достаточном количестве мыло и чистые полотенца (электрополотенца).
1.8. О каждом
несчастном случае, связанном с производством или работой, пострадавший или
очевидец должен известить соответствующего руководителя. Руководитель
должен организовать первую помощь пострадавшему, его доставку в лечебное
учреждение, сообщить руководителю учреждения, инженеру по охране труда или
лицу, выполняющему его функции, и в профсоюзный комитет о случившемся,
сохранить для расследования обстановку на рабочем месте и состояние
оборудования таким, каким оно было в момент происшествия, если это не угрожает
жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.
1.9. При работе с
лазерными аппаратами на персонал могут действовать опасные и вредные
производственные факторы:
- лазерное
излучение (прямое, отраженное и рассеянное);
- вещества,
выделяющиеся и образующиеся при работе аппарата;
- высокое
электрическое напряжение в цепях питания.
1.10. Предельно
допустимые уровни (ПДУ) лазерного излучения должны соответствовать действующим
"Санитарным нормам и правилам устройства и эксплуатации лазеров" N
2392-81.
1.11. В паспорте на
каждый лазерный аппарат есть раздел с подробным описанием мероприятий по
технике безопасности и гигиене труда, которые необходимо обеспечивать, а также
указан класс лазерной опасности.
1.12. Внутренняя
поверхность помещения, в котором находится лазерный аппарат, должна быть
матовой, обеспечивающей рассеяние случайно попавшего лазерного излучения, а
предметы, находящиеся в этом помещении, не должны иметь зеркально отражающих
поверхностей.
1.13. В помещениях
с лазерными аппаратами, где возможно образование озона, окислов азота и других
вредных газов, паров и аэрозолей, должна быть предусмотрена приточно-вытяжная
вентиляция, обеспечивающая снижение содержания их в воздухе до концентрации, допустимой
санитарными нормами.
1.14.
Освещенность (естественная и искусственная) должна соответствовать оптимальным
величинам, определяемым соответствующими инструкциями для определенных
помещений медицинских учреждений в соответствии со СНиП II-69-78
"Лечебно-профилактические учреждения".
1.15. Организацию
работ с лазерными медицинскими аппаратами, надзор за выполнением
"Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров" N
2392-81 и инструкций по технике безопасности осуществляет руководитель
структурного подразделения, где выполняются эти работы в соответствии с
Приказом Министерства здравоохранения СССР N 862 от 30.09.82.
1.16. Лица,
допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, подвергаются
дисциплинарному воздействию в соответствии с правилами внутреннего трудового
распорядка и, при необходимости, внеочередной проверке знаний по вопросам
охраны труда.
2.
Требования безопасности перед началом работы
2.1. Перед
включением аппарата необходимо убедиться в наличии заземления, проверить
наличие диэлектрических ковриков на рабочих местах и внешнее состояние изоляции
соединительных электрических кабелей.
2.2. Убедиться в
исправной работе системы вентиляции.
2.3. Убедиться в
том, что на лазерных аппаратах задействованы системы блокирования.
2.4. Убедиться в
исправности лазерных аппаратов и наличии излучения основного и прицельного
лазеров.
2.5. Принять
необходимые меры по исключению попадания лазерного излучения в глаза, на кожные
покровы обслуживающего персонала, на зеркальные, металлические и стеклянные
поверхности, кафельные стены, а также на легковоспламеняющиеся материалы.
2.6. Персонал,
работающий с лазерными медицинскими аппаратами, обязан пользоваться
необходимыми средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями,
определяемыми классом лазерной опасности.
2.7. На дверях
помещений должны быть установлены предупредительные знаки "Опасно!",
"Лазерное излучение!" в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ.
Цвета сигнальные и знаки безопасности".
3. Требования
безопасности во время работы
3.1. При
необходимости (в случаях возможного превышения ПДУ на рабочих местах) нужно
использовать средства индивидуальной или коллективной защиты в соответствии с
"Санитарными нормами и правилами устройства и эксплуатации лазеров" N
2392-81.
3.2. Во время
работы запрещается:
1) отключать
кабель, соединяющий оптический блок и источник питания;
2) применять
взрывоопасные наркотические вещества;
3) открывать кожухи
аппарата;
4) работать без
диэлектрических ковриков;
5) работать без
защитного заземления;
6) направлять луч
лазера на металлические и стеклянные поверхности, а также предметы, имеющие
зеркально отражающие поверхности.
4.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Необходимо
соблюдать осторожность при работе с излучением мощных лазеров, так как при
попадании излучения на горючие материалы возможно их
возгорание.
4.2. При аварии
персонал обязан:
- при коротком
замыкании, обрыве в системах электропитания отключить главный сетевой рубильник
в помещении и вызвать лицо, ответственное за эксплуатацию аппаратуры в
помещении;
- при
поражении человека электрическим током и прочих травмах действовать согласно
Инструкции "Первая помощь пострадавшим от электрического тока и при других
несчастных случаях";
- при поломке
коммуникационных систем водоснабжения, отопления и вентиляции, препятствующих
выполнению медицинских операций или процедур, прекратить работу до ликвидации
аварии, сообщить руководителю подразделения и принять меры к предупреждению
возможных аварий.
4.3. При
прекращении подачи электроэнергии персонал должен отключить аппаратуру и
вызвать ответственного за электроустановки.
5.
Требования безопасности по окончании работы
5.1. После
окончания работы (смены) необходимо привести в порядок свое рабочее место и
оборудование, уходя выключить вентиляцию и освещение.
5.2. Обо всех
недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, персонал обязан
сделать соответствующие записи в журнале технического обслуживания и сообщить
администрации.
Примечания. 1. В п.
1.1 действует ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности
труда. Общие положения".
2. В п. 1.4
действуют "Правила пожарной безопасности для учреждений
здравоохранения" (ППБО 07-91), утвержденные Приказом Министерства
здравоохранения СССР от 30.08.91 N 250.
3. В п. 1.6
действует Приказ Минздрава СССР от 29.01.88 N 65 "О введении отраслевых
норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других
средств индивидуальной защиты, а также санитарной спецодежды и санитарной спецобуви".
4. В п. 1.14
действует СНиП 2.08.02-89. "Общественные здания" с изменениями и
"Пособие по проектированию учреждений здравоохранения" к нему,
разработанное Гипрониздравом, 1989 г.