ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 июня 2003 г. N 02-18/07-4396
О НАПРАВЛЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
СРЕДСТВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ
КАТЕГОРИЙ ЗАСТРАХОВАННЫХ
В связи с
поступающими обращениями региональных отделений фонда, органов по труду
субъектов Российской Федерации и обучающих организаций по вопросам заключения и
исполнения договоров, направления и использования средств для
осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий
застрахованных Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняет.
1. Письмом Фонда
социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социального
развития Российской Федерации от 29.04.2003 N 02-08/07-1072 и N 3410-ВЯ
региональным отделениям фонда и органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области охраны труда направлен примерный договор между
отделениями фонда, органами по труду и обучающими организациями.
Применение формы
указанного примерного договора и его требований в части отчетности обучающих
организаций и контроля за правильным расходованием ими
средств является обязательным для региональных отделений фонда. Следовательно, предъявление региональными отделениями фонда
дополнительных требований к обучающим организациям, в частности, требования
представления расчетов к калькуляции расходов на одного обучаемого, обоснований
по прямым и прочим расходам, составления и утверждения смет и т.п. не имеет
правовых оснований, поскольку пунктом 3 Порядка направления средств для
осуществления мероприятий по обучению по охране труда отдельных категорий
застрахованных и контроля за правильностью использования средств, утвержденного Постановлением фонда от 21 марта 2002 г. N
30 (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением фонда от 17 марта
2003 г. N 26), установлено, что перечень обучающих организаций, осуществляющих
обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных, предполагаемая
численность обучаемых и объемы средств определяются и направляются в фонд по
субъектам Российской Федерации Минтрудом России.
Кроме того, в
соответствии с Порядком контроля за использованием
средств на обучение (приложение N 4 к примерному договору) проверки проводятся
по окончании сроков действия договоров и только в исключительных случаях - в
течение срока действия договора. При этом проверке подлежат
исключительно документы, указанные в п. 6.3, подпункт "а", приложения
N 4 к примерному договору, а именно: приказы об организации обучения, приказы о
комплектации групп, сведения о качественном составе преподавателей, журналы
регистрации слушателей, учебные планы, расписания занятий и журналы учета их
проведения, графики и программы обучения, учебно-методические материалы,
документы, подтверждающие выдачу удостоверений прошедшим обучение.
Так же и непринятие
к зачету неправильно или неполностью израсходованных
обучающей организацией средств должно производиться только по основаниям,
указанным в пункте 6.5.
В случае,
когда фактически израсходованная обучающей организацией сумма, указанная в ее
отчете по итогам исполнения договора, превышает договорную цену (пункт 5.2
примерного договора), рассчитанную исходя из предполагаемой численности
обучаемых и средней стоимости обучения одного застрахованного, региональным
отделением фонда для принятия решения о возмещении средств свыше суммы,
определенной договором и при наличии финансовых возможностей, может быть
назначена с согласия обучающей организации
дополнительная проверка документов, подтверждающих использование средств по
предметным статьям расходов данной обучающей организации.
Учитывая
изложенное, региональные отделения фонда не вправе включать в заключаемые
договоры дополнительные требования по контролю за
использованием обучающими организациями перечисленных средств и проводить
документальные ревизии бухгалтерий обучающих организаций, как это было
предусмотрено в предыдущие годы.
2. В связи с тем, что примерный договор доведен до региональных
отделений фонда в апреле текущего года и финансирование обучения отделенных
категорий застрахованных в первом квартале 2003 года не производилось,
обучающим организациям, приступившим к обучению во втором квартале 2003 года и
не получавшим средства в первом квартале, после заключения договора может быть
перечислена сумма, не превышающая 50 процентов от общей стоимости обучения по договору.
Соответственно,
если обучающая организация приступила к обучению в третьем квартале года, ей
может быть перечислена сумма, не превышающая 75 процентов от общей стоимости обучения по договору.
3. В соответствии с
приложением N 1 к примерному договору к отчету обучающей организации
прилагаются пофамильные списки застрахованных,
прошедших обучение. На основании этих списков региональные отделения фонда
могут провести оперативную проверку отчетов об исполнении обучающей
организацией условий договора по обучению застрахованных. В частности, могут
быть уточнены повторяемые фамилии обученных для исключения их дублирования,
правильность отнесения обученных к той или иной категории застрахованных и
другие сведения.
В Фонд социального
страхования Российской Федерации представляется сводный отчет по форме,
указанной в приложении N 1 к указанному Порядку, без приложения списков
обученных.
4. Определение
"бюджетное учреждение" дано в статье 161 Бюджетного кодекса
Российской Федерации.
5. При определении
должностей, относящихся к категории руководителей бюджетных учреждений,
необходимо руководствоваться Постановлением Минтруда России от 06.06.1996 N 32
"Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных
характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих".
6. Примерные
программы обучения по охране труда по всем категориям
застрахованных утверждены Приказом Минтруда России от 21 июня 2003 г. N 153 и
доведены до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
охраны труда.
Заместитель
Председателя
В.Н.ДУБРОВСКИЙ